МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Страноведение и устойчивое развитие территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильАналитика, пространственное развитие и цифровые технологии в общественной географии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Аналитика-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.;ассистент кафедры экономической географии и картографии, Волкова А.К.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Страноведение и устойчивое развитие территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний, практических навыков позволяющих анализировать динамику развития стран в мире и использовать эти знания в научных, проектных, образовательных организациях, а также административных и предпринимательских структурах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить предпроектные исследования и готовить данные для разработки проектной документации по территориальным объектам разного уровня
ПК-3.1 Знает основные направления использования теоретико-методического потенциала общественной географии для сбора и систематизации данных в рамках подготовки предпроектной документации
ПК-3.2 Умеет проводить предпроектные исследования и готовить данные для разработки проектной документации по территориальным объектам разного уровня
ПК-3.3 Умеет готовить геопространственные данные для их использования в проектно-изыскательной деятельности
ПК-4Способен проектировать и прогнозировать функционирование общественно-экономических территориальных структур
ПК-4.1 Знает теоретические основы проектирования и прогнозирования функционирования общественно-экономических территориальных структур
ПК-4.2 Умеет применять аппарат общественной географии для прогнозирования и проектирования функционирования общественно-экономических территориальных структур
ПК-4.3 Имеет навыки проектирования и прогнозирования функционирования территориальных структур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности развития стран мира, социально-экономическую дифференциацию стран и регионов, крупнейшие туристические районы мира, особенности их формирования и развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания по странам мира к практическим задачам организации туристической деятельности, формировать «образ места», перейти от общих закономерностей к конкретике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска различной страноведческой информации в сети интернет, составления туристского маршрута в ближнее и дальнее зарубежье, сравнения преимуществ отдельных стран и регионов в экономическом и социальном развитии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность страноведения и основные школы.
1.1. Краткая история страноведческой мысли.Функции современного страноведения. Крупнейшие зарубежные школы страноведения. Территориальная структура хозяйства в страноведении. Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Крупнейшие зарубежные школы страноведения. Немецкая школа описательного государствоведения, антропогеография Ф. Ратцеля. Французская школа географии человека (главный представитель – Поль Видаль де ла Блаш). Два основных принципа географии человека по Ж. Брюну. Практические 8 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Научные принципы страноведческой школы Московсого университета. Хорологический подход, редукционизм. «Триединый подход» Э.Б. Алаева, экологический императив. Концепции географического детерминизма, индетерминизам, поссибилизма. Развитие гуманистического подхода в Московской школе. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Виды страноведения и научные подходы.
2.1. Сравнение и типология в страноведении. Физико-географическое страноведение. Физико-географическая страна, как предмет изучения в страноведении. Историко-культурное страноведение. Социально-экономическое страноведение. Этно-лингвистическое страноведение. Лекции 8 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Цивилизационный подход в страноведении. Определение понятия цивилизация: цивилизационная концепция А. Тойнби, С. Хантингтона, взгляд Н.Я. Данилевского; теоретические проблемы цивилизационного подхода. Практические 8 3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Виды типологий в страноведении. Туристская классификация стран мира. Использование видов страноведения в целях международного туризма. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Туристское пространство и территория в страноведении.
3.1. Теории развития международного туризма. Туристская типология стран мира. Туристская классификация стран мира.Образ страны и комплексная страноведческая характеристика. Лекции 8 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Туристско-рекреационные макрорегионы и регионы мира. Характеристика туристских регионов и субрегионов. Статистические данные туристских регионов. Практические 8 3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Пространство и территория в туристском страноведении. Сам. работа 8 15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Туристско-страноведческая характеристика стран Европы.
4.1. Туристско-страноведческая характеристика Финляндии, Швеции, Великобритании, Франции, Германии, Болгарии, Чехии, Польши, Греции, Италии, Испании. Лекции 8 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Территориальная структура хозяйства в страноведении. Системный подход: система и структура. Структура хозяйства страны. Социальная структура хозяйства: соотношение укладов, субъекты хозяйствования. Отраслевая структура: функционально-отраслевая структура, собственно отраслевая. Ведущие элементы территориальной структуры. Практические 8 3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Географическое положение страны. Географическое положение и местоположение. Свойства географического положения. Промышленно-географическое, аграрно-географическое, транспортно-географическое, сбыто-географическое, демографическое положения. Сам. работа 8 5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Туристско-страноведческая характеристика стран Азии и Африки.
5.1. Туристско-страноведческая характеристика Турции, Китая, Японии, Индонезии, Таиланда, Вьетнама, Индии, Египта, Туниса, ЮАР. Практические 8 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Географическое положение страны. Географическое положение и местоположение. Свойства географического положения. Промышленно-географическое, аграрно-географическое, транспортно-географическое, сбыто-географическое, демографическое положения. Сам. работа 8 15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Туристско-страноведческая характеристика стран Америки
6.1. Туристско-страноведческая характеристика Канады, Мексики, США, Аргентины, Бразилии. Практические 8 5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Географическое положение страны. Географическое положение и местоположение. Свойства географического положения. Промышленно-географическое, аграрно-географическое, транспортно-географическое, сбыто-географическое, демографическое положения. Сам. работа 8 11 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации называется
1. экономическая и социальная география
2. страноведение
3. политическая география
4. рекреационная география
ОТВЕТ: 2
Вопрос 2. Страны как основные единицы социально-политической организации мира, а также их крупные части (районы) и региональные группировки являются в Страноведении
1. предметом исследования
2. объектом исследования
3. целью
4. задачей
ОТВЕТ: 2
Вопрос 3. Первый ученый, положивший начало страноведческим исследованиям, это
1. Бернхард Варен
2. Видаль де ла Блаш
3. Фридрих Ратцель
4. Николай Николаевич Баранский
ОТВЕТ: 1
Вопрос 4. Линия, определяющая пределы территории государства и соответственно пределы действия государственного суверенитета, называется
1. делимитация
2. государственная граница
3. таможенная территория
4. демаркация
ОТВЕТ: 1
Вопрос 5. Обозначение государственной границы на местности путём установления специальных пограничных знаков, столбов и др. называется
1. режим государственной границы
2 государственная граница
3. таможенная территория
4. демаркация
ОТВЕТ: 4
Вопрос 6. Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства, называется
1. территория государства
2. государственная граница
3. виза
4. приграничная территория
ОТВЕТ: 1
Вопрос 7. Многолетние наблюдения за погодой называются
1. пассаты
2. муссоны
3. климат
4. сезонность
ОТВЕТ: 3
Вопрос 8. Совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размеру, происхождению, возрасту и истории развития, носит название
1. горы
2. ландшафт
3. лощина
4. рельеф
ОТВЕТ: 2
Вопрос 9. Любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения, называются
1. артефакты
2. экологический туризм
3. природная ресурсная база
4. бальнеология
ОТВЕТ: 2
Вопрос 10. Природные ресурсы, которые используют для организации отдыха и восстановления жизненных сил населения, носят название
1. рекреационные ресурсы
2. талассотерапия
3. экология
4. марикультура
ОТВЕТ: 1
Вопрос 11. Группа людей, проживающих на определенной территории, носит название
1. этнография
2. демография
3. население
4. расселение
ОТВЕТ: 3
Вопрос 12. Тип воспроизводства населения, при котором отмечаются высокие показатели рождаемости и относительно низкие показатели смертности, называется
1. «демографическая зима»
2. «демографическая весна»
3. «демографическое лето»
4. «демографическая осень»
ОТВЕТ: 2
Вопрос 13. Кровосмешение представителей разных рас носит название
1. самбо
2. креоло
3. сегрегация
4. метисация
ОТВЕТ: 4
Вопрос 14. Поток населения, направленный в страну, носит название
1. эмиграция
2. иммиграция
3. метисация
4. агломерация
ОТВЕТ: 2
Вопрос 15. Процесс, при котором отмечается рост числа городов, возрастание доли городского населения, усложнение сетей и систем городов, преобладание городского образа жизни над сельским, носит название
1. расселение
2. урбанизация
3. мегалополизация
4. рурализация
ОТВЕТ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Где появились первые рестораны?
ОТВЕТ: В Китае
Вопрос 2. Когда в Испании наступило «Черное десятилетие»?
ОТВЕТ: после второй революции
Вопрос 3. Что такое арабизация?
ОТВЕТ: распространение арабского образа жизни и арабского языка среди народов, покоренных в ходе арабских завоеваний
Вопрос 4. Из какой страны пришла к нам елка как символ Рождества и Нового года?
ОТВЕТ: Германия
Вопрос 5. Что такое боссизм?
ОТВЕТ: Власть партийных лидеров
Вопрос 6. Как в США называются две противоборствующие партии?
ОТВЕТ: Демократическая и республиканская
Вопрос 7. Кто такие берберы?
ОТВЕТ: группа народов, составляющих коренное население Северной
Африки
Вопрос 8. Что такое Лига арабских стран?
ОТВЕТ: Международная организация, объединяющая арабские государства, а также ряд дружественных им неарабских, в которых арабский язык является одним из официальных.
Вопрос 9. Что такое Магриб?
ОТВЕТ: Название, данное средневековыми арабскими моряками, географами и историками странам Северной Африки, расположенным к западу от Египта.
Вопрос 10. Форма государственного устройства Германии?
ОТВЕТ: парламентская республика
Вопрос 11. Во сколько раз безработица больше на востоке Германии, чем на западе страны?
ОТВЕТ: В 2 раза
Вопрос 12. Чем выделяется лексика канадского французского?
ОТВЕТ: значительным количеством англицизмов, канадизмов
Вопрос 13. Какая основная форма государства в латиноамериканских странах?
ОТВЕТ: парламентская республика
Вопрос 14. В каком штате находится самое богатое месторождение нефти в США?
ОТВЕТ: В Аляске
Вопрос 15. Что, по мнению Б. Варена, изучает региональная география?
ОТВЕТ: земные свойства стран, небесные свойства, человеческие свойства
Вопрос 16. Что такое ООПТ?
ОТВЕТ: особо охраняемая природная территория
Вопрос 17. В середине XIX в. появляется научная школа, которая достигла больших результатов в области синтезирования страноведческих описаний, как она называлась?
ОТВЕТ: антропогеография
Вопрос 18. По какому принципу развивается хронологический метод?
ОТВЕТ: принцип регионализма
Вопрос 19. Наука, изучающая закономерности и пространственные особенности формирования и развития современного состава населения и населенных мест в различных социальных, экономических, исторических и природных условиях. Что это?
ОТВЕТ: География населения
Вопрос 20. Продукт определенной исторической эпохи, определенного общества; совокупность всех слов народа (словарь и природная грамматика) и верное их сочетание для передачи своих мыслей; отражение исторической судьбы народа, хранилище успехов и поражений, радости и горя, сомнений и надежд его носителей. Что это?
ОТВЕТ: Язык

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень зачётных вопросов
1. Функции современного страноведения
2. Крупнейшие зарубежные школы страноведения.
3. Цивилизационный подход в страноведении.
4. Инфраструктура в страноведческом исследовании.
5. Территориальная структура хозяйства в страноведении.
6. Сравнение и типология в страноведении.
7. Туристско-рекреационные макрорегионы и регионы мира. Характеристика туристских регионов и субрегионов. Статистические данные туристских регионов.
8. Образ страны и комплексная страноведческая характеристика
9. Физико-географическое страноведение
10. Физико-географическая страна, как предмет изучения в страноведении
11. Историко-культурное страноведение
12. Социально-экономическое страноведение
13. Этно-лингвистическое страноведение
14. Туристская типология стран мира
15. Туристская классификация стран мира
16. Теории развития международного туристского рынка
17. Концепция поляризации мирового туристского пространства
18. Концепция туристкой конкурентоспособности страны (модель М.Портера)
19. Теория туристского пространства: структура и особенности формирования
20. Методология туристского страноведения
21. Физико-географическое страноведение. Страноведческая характеристика физико-географической страны
22. Основные показатели развития туризма в регионах и странах мира.
23. Туристско-страноведческая характеристика Финляндии
24. Туристско-страноведческая характеристика Швеции
25. Туристско-страноведческая характеристика Великобритании
26. Туристско-страноведческая характеристика Австрии
27. Туристско-страноведческая характеристика Франции
28. Туристско-страноведческая характеристика Германии
29. Туристско-страноведческая характеристика Болгарии
30. Туристско-страноведческая характеристика Чехии
31. Туристско-страноведческая характеристика Польши
32. Туристско-страноведческая характеристика Хорватии
33. Туристско-страноведческая характеристика Кипра
34. Туристско-страноведческая характеристика Греции
35. Туристско-страноведческая характеристика Израиля
36. Туристско-страноведческая характеристика Италии
37. Туристско-страноведческая характеристика Испании
38. Туристско-страноведческая характеристика Турции
39. Туристско-страноведческая характеристика Китая
40. Туристско-страноведческая характеристика Японии
41. Туристско-страноведческая характеристика Индонезии
42. Туристско-страноведческая характеристика Филиппин
43. Туристско-страноведческая характеристика Таиланда
44. Туристско-страноведческая характеристика Вьетнама
45. Туристско-страноведческая характеристика Австралии
46. Туристско-страноведческая характеристика Индии
47. Туристско-страноведческая характеристика Египта
48. Туристско-страноведческая характеристика Туниса
49. Туристско-страноведческая характеристика ЮАР
50. Туристско-страноведческая характеристика Канады
51. Туристско-страноведческая характеристика Мексики
52. Туристско-страноведческая характеристика США
53. Туристско-страноведческая характеристика Аргентины
54. Туристско-страноведческая характеристика Бразилии

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Ю. Воскресенский Международный туризм: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 А. В. Торкунова, А. В. Мальгина Современные международные отношения: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.А. Матеев Страны и регионы мира: учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э2 Гарант ivo.garant.ru
Э3 Курс в Moodle «Страноведение и международный туризм» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Страноведение и устойчивое развитие территорий
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Страноведение и международный туризм» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Страноведение и международный туризм» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине Страноведение и устойчивое развитие территорий не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине Страноведение и устойчивое развитие территорий не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД Страноведение и устойчивое развитие территорий

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.