МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в географию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильАналитика, пространственное развитие и цифровые технологии в общественной географии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Аналитика-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в географию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение базового уровня знания о географической науке как системе, месте географии в системе наук, классификации наук, входящих раздел наук о Земле, истории, достижениях и направлениях развития географии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.1 Знает основные методы обработки информации и анализа математических данных, понятий фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет использовать математический аппарат при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.3 Имеет навыки решения географических задач с помощью базовых математических методов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основные методы обработки информации и анализа математических данных, понятий фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет использовать математический аппарат при выполнении работ географической направленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Имеет навыки решения географических задач с помощью базовых математических методов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. География как наука. Объект, предмет и содержание географической науки.
1.1. Место географии в системе наук. Система географических наук. Методы географии Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Задачи географии в современной науке. Структура географической науки. Дифференциация и интеграция в географии Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. География как наука. Объект, предмет и содержание географической науки. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Учения в географии
2.1. Общегеографические теории.Концепции в географии. Специфика научного географического знания. Объект и предмет исследования географии. Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Географические законы и закономерности Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. М.В. Ломоносов и А. Гумбольдт и их роль в развитии географии Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Общегеографические теории.Концепции в географии. Специфика научного географического знания. Объект и предмет исследования географии. Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. География в Древнем мире
3.1. Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии. География в Древнем мире Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. «Всеобщая география» Б. Варениуса. Древний Рим: истоки основных направлений современной географии Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии. География в Древнем мире Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Средневековая география. Новая география ХIХ века
4.1. География в средневековом мире. География эпохи Великих открытий Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. География ХIХ века. Развитие идей общего землеведения Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Португальские географические открытия. Тихий океан - кругосветные путешествия. Российские академические экспедиции ХVIII века Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. География в средневековом мире. География эпохи Великих открытий Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Развитие идей общего землеведения Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. География и современные вызовы науке
5.1. В.И. Вернадский и учение о биосфере Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Экологический подход в географии. География и глобальные проблемы человечества. «Вызовы» и «ответы» географии Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Географические аспекты теории взаимодействия общества и природы Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Концепция территории и территориальной организации. Территориальное и ландшафтное планирование Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Географические аспекты теории взаимодействия общества и природы Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.6. Место картографии в системе географических наук Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.7. Мировая географическая наука в XX-XXI веках Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.8. Концепция территории и территориальной организации. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.9. География и глобальные проблемы человечества Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.10. Подготовка к зачету по дисциплине Сам. работа 3 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=808

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географиче-ской направленности

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что понимается под Великими географическими открытиями?

a. получение материалов, позволяющих фактами обосновать научные представления о Земле
b. деление Земли на части света
c. период от первого путешествия Х. Колумба до конца ХVII века
d. появление обзорных географических карт
e. поддержка идеи о шарообразности Земли
Ответ:a,c

2. Каков вклад Великих географических открытий в развитие географического знания, в формирование научных географических идей?

a.появление «Всеобщей географии» Б. Варениуса
b.развитие национальных географических школ
c.обоснование фактами многих научных представлений в географии
d.открытие новых стран и земель и их описание
e.укрепление международного сотрудничества географов
Ответ:a,c,d

3. Почему география в ХVI – первой половине ХVII века еще не могла стать теоретической наукой?
a.недостаточное развитие естественных наук
b.возрождение землеведческих идей античности
c.отсутствие прямого влияния географических открытий на научное мышление
d.география выполняла справочную функцию
e.подчиненное положение физико-географического элемента
Ответ:c,d

4. Современная наука география занимается:
a. описанием открытых и известных земель
b. обеспечением человечества всем необходимым
c. изучением законов, по которым живет планета Земля
d. законами, по которым должен жить человек на планете
Ответ:c

5. Древняя география отличалась от современной географии:
a.организацией экспедиций в труднодоступные районы
b.изучением научных гипотез и теорий
c.описанием природы и занятий народов открытых земель
d.составлением географических карт
Ответ:c

6. В чем состоит специфика научного географического знания и географического мышления?
а. Специфика географического знания заключается в определении местоположения географических объектов, выявлении и формулировании географических законов и закономерностей процессов и явлений на земной поверхности. Сущность географического мышления заключается в знании законов и закономерностей функционирования географического пространства.
b. Специфика географического знания заключается в выявлении проблем общего характера, связанных с появлением новых факторов в развитии, создающих препятствия для возможности нормального функционирования природно-общественных систем в географическом пространстве. Сущность географического мышления заключается в выявлении научных, культурно-просветительских, воспитательных, образовательных, экологических и информационных функций географии.
c. Специфика географического знания заключается в постижении структуры поверхности Земли, состоящей из множества систем. Сущность географического мышления заключается в умении анализировать пространственные закономерности, устанавливать взаимосвязи между отдельными геосистемами или их компонентами на основе методов, позволяющих дать научное объяснение современной географической картине мира.
Ответ:c

7. Каковы объекты изучения географии?
а. объекты биогеногеосферы,
b. объекты, объединяемые понятием географическая оболочка,
c. объекты эпигеосферы.
Ответ:b

8. Что такое дифференциация и интеграция географических знаний?
а. В географии процесс дифференциации – это разделение единой географии на частные (специальные) географические науки, начался в XIX веке и активно развивался в первой половине XX века. Процесс интеграции — это объединение знаний, а в отношении к географии — это объединение знаний о природе и обществе.
b. В географии процесс дифференциации – это раздельное рассмотрение пространственных закономерностей, установление различий отдельных геосистем, обособление объекта и предмета частных географических наук. Процесс интеграции — это установление взаимосвязей между отдельными геосистемами, объединение знаний в единое целое.
c. В географии процесс дифференциации – это дезинтеграция, разделение на составные части, установление новых задач и связанных с ними объектов исследования земной поверхности. Процесс интеграции — это объединение знаний о природе и обществе.
Ответ:а

9. Какое место занимает география в системе наук?
а. География выступает пограничной наукой между естественными науками, изучающими явления природы, и науками общественными, объектом изучения которых служат явления общественной жизни;
b. География выступает как фундаментальная наука, анализирующая соответствующую форму движения материи;
c. География выступает синтетической наукой, соединяющей в своём предмете естествознание и обществознание.
Ответ:c

10. Как классифицируют географию как науку и географические науки?
а. по зональности и ритмичности географической оболочки; круговороту вещества и энергии в геосистемах, связи геосистем b. космическим пространством;
c. на общую, региональную и специальные географические дисциплины, изучающие компоненты, входящие в состав географической среды;
в. по пространственному местоположению географических объектов, хорологические науки.
Ответ:b

11. Докучаев Василий Васильевич:
a. теория страноведения
b. основоположник школы научного почвоведения и географии почв
c. основоположник российской климатологии и метеорологии
Ответ:b

12. Семенов (Тян-Шанский) Петр Петрович:
a.основоположник российского лесоведения
b.переводчик сочинения К. Риттера "Землеведение Азии"
c.автор теории палеогляциологии
Ответ:b

13. В чем заключается основная функция теоретических методов в географии:
a. в познании объективных закономерностей пространственной организации и эволюции географических объектов, процессов и явлений
b.в моделировании географических объектов, процессов и явлений
c.в выявлении сходства предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях
Ответ:a

14. Основным методом определения размеров земной поверхности является:
a.статистический
b.научное географическое описание
c.аэрокосмический
d.картографический
Ответ:d

15. Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании:
a. фотографии, сделанной с поверхности Земли
b. рисунка земной поверхности
c. космического снимка
d.топографической съемки
Ответ:с

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Автор коэффициента увлажнения – показателя соотношения тепла и влаги – ______________
2. Основоположник российского лесоведения – ______________
3. Впервые география как наука появилась в ____________
4. Первыми плавание вокруг Африки совершили ________
5.Основоположником российской климатологии и метеорологии является __________
6. На русский язык слово «география» переводится как ____________
7. Он совершил "Хождение за три моря"________________
8. Он из ученых древности впервые использовал слово «география»____________
9. Термин __________ ввѐл в мировую науку Председатель Русского географического общества Юлий Шокальский, обозначающий все земные моря и океаны как единое целое.
10. Это глобальная проблема человечества, выражающаяся в нарастающем дефиците разнообразных природных ресурсов, идущих на переработку в различные отрасли хозяйства _________________
11. Для географии важно то, что ________ впервые нашел рациональный способ пространственной группировки явлений - способ изолиний, составив карту магнитных отклонений в изогонах.
12. Первую карту Америки составил в __________ Хуан де ла Коса, плававший в составе первых экспедиций Христофора Колумба.
13. Под «_________» в географии понимаются проблемы общего характера, связанные с появлением новых факторов в развитии, создающих препятствия для возможности нормального функционирования природно-общественных систем в географическом пространстве.
14. _________ – это комплекс научных дисциплин, изучающих особенности размещения объектов природы и общества на земной поверхности.
15. Главное свойство географической оболочки – это ее ____________.
16. Методы, имеющие сквозной характер, пронизывающие всю систему географических наук называются _________________.
17. Закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов (геосистем) от экватора к полюсам____________
18. Изменение степени континентальности климата от океанических побережий в глубь материков_______________.
19. Типы растительного покрова, формирующиеся на территории, где коэффициент увлажнения меньше 1 (К < 1), _________________.
20. Фактор ландшафтной дифференциации, обусловленный шарообразной формой Земли ___________

Ответы:
1. Высоцкий Георгий Николаевич
2. Морозов Георгий Федорович
3. Древней Греции
4. финикийцы
5. Воейков Александр Иванович
6.землеописание
7. Афанасий Никитин
8. Эратосфен
9. Мировой океан
10. сырьевая проблема
11. Галлей
12. 1500 году
13. вызовами
14. География
15. Целостность
16. Общегеографические
17. Географическая зональность
18. Секторность
19. Степной и пустынный.
20. Зональность


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Что понимается под Великими географическими открытиями?
2. Каков вклад Великих географических открытий в развитие географического зна-ния, в формирование научных географических идей?
3. Почему география в ХVI – первой половине ХVII века еще не могла стать теорети-ческой наукой?
4. География в древнем мире. Древняя Греция: истоки основных направлений современ-ной географии
5. География в средневековом мире
6. «Всеобщая география» Б. Варениуса
7. Китайские географические открытия XV – XVII вв.
8. Португальские географические открытия
9. Открытие Америки
10. Покорение Сибири
11. М.В. Ломоносов и его роль в развитии географии
12. А. Гумбольдт и его роль в развитии географии
13. Российские академические экспедиции ХVIII века
14. Исследования в Арктике в советский период
15. Исследования в Антарктиде в советский период.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность дей-ствий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.





5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету
1. География как наука. Объект, предмет и содержание географической науки.
2. Задачи географии в современной науке. Место географии в системе наук
3. Структура географической науки. Дифференциация и интеграция в географии
4. Система географических наук. Методы географии
5. Учения в географии. Общегеографические теории. Концепции в географии
6. Географические законы и закономерности
7. География в древнем мире. Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии
8. География в средневековом мире
9. «Всеобщая география» Б. Варениуса
10. Китайские географические открытия XV – XVII вв.
11. Португальские географические открытия
12. Открытие Америки
13. Освоение Индийского океана. Экспедиция Васко да Гамы в Индию.
14. Освоение Тихого океана. Первое кругосветное путешествие
15. Поиски Северного пути. Исследование Арктики Баренцем.
16. Голландская Австралия и Новая Зеландия.
17. Покорение Сибири
18. География эпохи Великих открытий. Последствия и значение великих географических открытий
19. М.В. Ломоносов и его роль в развитии географии
20. А. Гумбольдт и его роль в развитии географии
21. Российские академические экспедиции ХVIII века
22. Новая география в зарубежных странах во второй половине XIX – начале ХХ века.
23. Географическая наука в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века.
24. Географические исследования и открытия в советский период. Исследования территории Советского Союза
25. Исследования в Арктике в советский период
26. Исследования в морях и океанах в советский период
27. Исследования в Антарктиде в советский период
28. П.П. Семенов-Тян-Шанский и его работы по районированию
29. В.В. Докучаев и его роль в развитии физической географии
30. Д.Н. Анучин и его роль в формировании теоретических основ географии ХХ века
31. В.И. Вернадский и учение о биосфере
32. А.А. Григорьев и учение о географической оболочке
33. С.В. Калесник и теория географии
34. Л.С. Берг и его научное наследие
35. Н.Н. Баранский и районное направление в экономической географии
36. Развитие идей общего землеведения.
37. Развитие ландшафтоведения
38. Развитие страноведения
39. Развитие космического землеведения и ландшафтоведения. Дистанционные методы зон-дирования Земли
40. Системный подход и его роль в географических исследованиях
41. Место картографии в системе географических наук. Карта как инструмент географиче-ских исследований.
42. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал
43. Расселение и географическая среда
44. Основные направления развития экономической и социальной географии
45. Концепция территории и территориальной организации. Территориальное и ланд-шафтное планирование.
46. Географические аспекты теории взаимодействия общества и природы
47. Географические общества и международное сотрудничество географов
48. Географическое образование
49. Экологический подход в географии
50. Мировая географическая наука в XX-XXI веках. Актуальные вопросы географии.
На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н, Перцик История географии: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/96CDF21C-EEFC-422C-BE34-EFEBAAA8AE14
Л1.2 М.М. Голубчик, С.В. Макар, А.М. Носонова Теория и методология географической науки: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FB108E73-BA0E-4D61-8767-FCBA7F04A2C4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Н. Перцик История, теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 З.И. Гордеева История географических открытий: учебное пособие для ВУЗов М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F4A5833E-3ADF-45D2-8B7F-87C1AD225FAC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Введение в географию» portal.edu.asu.ru
Э2 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.