МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильАналитика, пространственное развитие и цифровые технологии в общественной географии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Аналитика-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира, представлений о единстве ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природно-антропогенных геосистем.
Задачи:
- формировать у студентов системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира
- представлять единство ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природо-антропогенных геосистем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.1 Знает основные методы обработки информации и анализа математических данных, понятий фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет использовать математический аппарат при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.3 Имеет навыки решения географических задач с помощью базовых математических методов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основные методы обработки информации и анализа математических данных, понятий фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет использовать математический аппарат при выполнении работ географической направленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Имеет навыки решения географических задач с помощью базовых математических методов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Этапы развития ландшафтоведения. Концептуальные основы ландшафтоведения.
1.1. Введение. Этапы развития ландшафтоведения. Концептуальные основы ландшафтоведения. Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.2. Экосистемная концепция. Сам. работа 4 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Структура земной оболочки. Региональная и локальная дифференциация ландшафтной сферы Земли. Природные компоненты ландшафта.
2.1. Структура земной оболочки. Региональная и локальная дифференциация ландшафтной сферы Земли. Природные компоненты ландшафта. Лекции 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.2. Региональная и локальная дифференциация ландшафтной сферы Земли.Природные компоненты ландшафта. Практические 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.3. Природные компаненты, их роль в формировании, дифференциации и интеграции ландшафтной оболочки. Сам. работа 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Функционально-динамические аспекты учения о ландшафте. Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов Земли.
3.1. Функционально-динамические аспекты учения о ландшафте. Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов Земли. Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
3.2. Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов Земли. Практические 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
3.3. Функционально-динамические аспекты учения о ландшафте. Сам. работа 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Учение о природно-антропогенных ландшафтах.Антропогенизация ландшафтной сферы Земли. Культурный ландшафт.
4.1. Учение о природно-антропогенных ландшафтах.Антропогенизация ландшафтной сферы Земли.Культурный ландшафт. Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.2. Природно-антропогенные ландшафты, специфика их структуры, энергетики, функционирования. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.3. Антропогенизация ландшафтной сферы Земли. Сам. работа 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8044

ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Ландшафтоведение это:
А - наука о ландшафтной оболочке Земли и ее структурных элементах.
Б - наука о природных и природно-антропогенных ландшафтах, их генезисе, эволюции, структуре, динамике, функционировании.
В - наука о ландшафтах как ресурсовоспроизводящих.
ОТВЕТ: Б

Вопрос 3. Назовите основоположником какого учения является В.В. Докучаев:
А - о природных зонах.
Б – о лесе.
В – о почвах.
ОТВЕТ: А

Вопрос 4. Природно-территориальный комплекс (ПТК) – это:
А – совокупность форм рельефа.
Б - совокупность взаимосвязанных природных компонентов (литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, растительного покрова и животного населения) в форме территориальных образований различного иерархического ранга.
В – совокупность отраслей хозяйства.
ОТВЕТ: А

Вопрос 5. Основоположник учения о геосистемах:
А - Александр Гумбольдт.
Б – В.А. Николаев.
В - В.Б. Сочава.
ОТВЕТ: В

Вопрос 6. Географическая зональность это:
А - закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов (геосистем) от экватора к полюсам.
Б – изменение температуры воздуха с высотой.
В - функциональные зоны, выделенные на территории.
ОТВЕТ: А

Вопрос 7. На равнинах типично зональными являются ландшафты:
А - речных и озерных террас.
Б – пойменных долин.
В - возвышенных равнин (плакоров).
ОТВЕТ: В

Вопрос 8. В горах горизонтальная зональность проявляется в:
А - в геологическом строении.
Б - в спектре высотных поясов (зон).
В – в ярусности гор.
ОТВЕТ: Б

Вопрос 9. Антропогенный ландшафт это:
А - измененный человеком природный ландшафт
Б – особо охраняемая природная территория.
В - заповедник.
ОТВЕТ: А

Вопрос 10. Назовите причину ландшафтной ярусности.
А – поступление солнечной энергии на земную поверхность.
Б - результат неотектонических движений земной коры.
В – процесс выветривания горных пород.
ОТВЕТ: Б.

Вопрос 11. Природно - антропогенные ландшафты это:
А - такие комплексы, в которых на всей или на большей их площади коренному изменению под воздействием человека подвергся любой из компонентов ландшафта, включая растительность.
Б – техногенные системы.
В – генезис природных систем.
ОТВЕТ: А.

Вопрос 12. Динамика геосистем – это:
А - барьерность структуры геосистем.
Б - эволюция геосистем.
В - совокупность обратимых и необратимых изменений их структур
ОТВЕТ: В

Вопрос 13. Укажите зональный ряд единиц физико-географического районирования:
А – пояс, зона, подзона.
Б – сектор, страна, область, провинция ландшафт.
ОТВЕТ: А

Вопрос 14. Назовите факторы ландшафтной дифференциации (можно выбрать несколько вариантов ответа)
А – зональность.
Б – секторность.
В – ярусность.
Г – высотная поясность.
Д – барьерность.
ОТВЕТ: все ответы верны.

Вопрос 15. Причины высотной поясности в горах является:
А - уменьшение теплового баланса.
Б - увеличение температуры с высотой.
В – рост эффективного длинноволнового излучения земной поверхности с высотой.
ОТВЕТ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Ландшафтоведение это:
ОТВЕТ: наука о природных и природно-антропогенных ландшафтах, их генезисе, эволюции, структуре, динамике, функционировании.

Вопрос 2. Назовите фамилию основоположника учения о геосистемах:
ОТВЕТ: Сочава В.Б.

Вопрос 3. Закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов (геосистем) от экватора к полюсам называется:
ОТВЕТ: географической зональностью.

Вопрос 4. Напишите название измененного человеком природного ландшафта:
ОТВЕТ: антропогенный ландшафт.

Вопрос 5. Природные компоненты это:
ОТВЕТ: составные части природного территориального комплекса, взаимосвязанные процессами обмена веществом, энергией, информацией.

Вопрос 6. Укажите причину ландшафтной ярусности.
ОТВЕТ: результат неотектонических движений земной коры.

Вопрос 7. Перечислите зональный ряд единиц физико-географического районирования:
ОТВЕТ: пояс, зона, подзона.

Вопрос 8. Перечислите азональный ряд единиц физико-географического районирования
ОТВЕТ: сектор, страна, область, провинция ландшафт.

Вопрос 9. Перечислите принципы классификации ландшафтов:
ОТВЕТ: позиционный, исторический, структурный, генетический.

Вопрос 10. Перечислите факторы ландшафтной дифференциации
ОТВЕТ: зональность, секторность, ярусность, высотная поясность, барьерность.

Вопрос 11. Под ландшафтной катеной понимается:
ОТВЕТ: функционально-динамическое сопряжение природных геосистем, последовательно сменяющих друг друга в направлении от местного водораздела к местному базису денудации (реке, озеру, днищу депрессии рельефа и т. п.).

Вопрос 12. Перечислите факторы, определяющие интенсивность выноса продуктов техногенного происхождения
ОТВЕТ: Осадки, скорость ветра, сток, положение территории в каскадной геохимической системе.

Вопрос 13. Изменение степени континентальности климата от океанических побережий в глубь материков это:
ОТВЕТ: секторность.

Вопрос 14. Какая интенсивность биологического круговорота в полярных (арктических и антарктических) ландшафтах
ОТВЕТ: слабая.

Вопрос 15. Возраст ландшафта надо определять по возрасту:
ОТВЕТ: доминантных урочищ.

Вопрос 16. Какая испаряемость в суббореальных (тепло-умеренных) ландшафтах
ОТВЕТ: испаряемость на одном уровне с годовым количеством осадков.

Вопрос 17. В субтропических ландшафтах влажный сезон когда?
ОТВЕТ: зимой

Вопрос 18. В экваториальных ландшафтах емкость биологического оборота
ОТВЕТ: самая высокая.

Вопрос 19. Целостная материальная система, образованная при взаимодействии и взаимопроникновении атмосферы, гидросферы, литосферы, живого вещества это:
ОТВЕТ: географическая оболочка.

Вопрос 20. Перечислите основные элементы карты:
ОТВЕТ: картографическое изо¬бражение, легенда, зарамочное оформление.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ
1. Понятие о ландшафте
2. История становления и развития ландшафтоведения
3. Современный этап развития ландшафтоведения. Научные школы.
4. Ландшафтоведение как раздел физической географии
5. Структура земной оболочки
6. Таксономическая схема природных комплексов территорий
7. Локальный таксономический уровень
8. Региональный и глобальный таксономические уровня
9. Типологическая иерархия единиц ландшафтной дифференциации географической оболочки
10. Пространственная дифференциация географической оболочки
11. Географическая (широтная) зональность и азональность
12. Высотная поясность, секторность, ярусность
13. Природно-территориальные компоненты ландшафтов
14. Основные геотектуры поверхности Земли: материки и океаны
15. Почва как компонент ландшафта
16. Влагооборот в ландшафте
17. Функции живого вещества в ландшафте
18. Биогенный круговорот вещества и продуктивность ландшафта
19. Круговорот химических веществ в ландшафте
20. Абиотическая миграция вещества в ландшафте
21. Компонентные связи ландшафта
22. Свойства геосистем и ландшафтов
23. Организация ландшафтов
24. Модели ландшафтных геосистем
25. Парагенетические геосистемы
26. Типовые доминантные ландшафты
27. Возраст ландшафта
28. Динамика ландшафтов
29. Динамика функционирования
30. Динамика развития
31. Динамика эволюционная
32. Динамика восстановительных сукцессий
33. Антропогенная динамика
34. Возраст ландшафта
35. Методы ландшафтных исследований
36. Методы полевых ландшафтных исследований
37. Ландшафтное картографирования
38. Ландшафтные карты: структура, классификации, этапы создания
39. Антропогенные ландшафты
40. Культурные ландшафты
41. Основные типы ландшафтов земного шара
42. Полярные ледниковые ландшафты (арктические и антарктические)
43. Полярные внеледниковые ландшафты (арктические и антарктические)
44. Субарктические ландшафты (тундровые)
45. Бореально-субарктические ландшафты (лесотундровые)
46. Бореальные и бореально-суббореалъные ландшафты
47. Суббореальные ландшафты
48. Субтропические ландшафты
49. Тропические и субэкваториальные ландшафты
50. Экваториальные ландшафты

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.М. Галицкова Наука о земле. Ландшафтоведение : учебное пособие Самара: СГАСУ, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142970
Л1.2 Д. В. Черных, Д. А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/144
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная библиотека Алтайского государственного университета www.lib.asu.ru
Э2 Университетская библиотека Онлайн www.biblioclub.ru
Э3 Научно-популярный журнал "Экология и жизнь" www.ecolife.ru
Э4 Курс в Moodle «Ландшафтоведение» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам и практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные занятия по дисциплине "Ландшафтоведение" не предусмотены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине "Ландшафтоведение" не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.