МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биогеография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Биогеография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины биогеография является формирование у студентов целостного представления и знаний о закономерностях географического распространения и размещения живых организмов сообществ и их компонентов на земле.
Задачи:
- знакомство с географическими закономерностями размещения организмов и сообществ, закономерностями биогеографического районирования;
- формирование представлений о важнейших зонально-региональных особенностях фауны и флоры, растительности и животного мира суши;
- изучение взаимосвязи и взаимообусловленности органического мира и географической среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.2 Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.3 Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Биогеография как наука. Учение об ареалах. Биогеоценоз.
1.1. Введение. Биогеография как наука. Учение об ареалах. Биогеоценоз. Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Введение. Биогеография как наука. Учение об ареалах. Биогеоценоз. Лабораторные 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Введение. Биогеография как наука. Учение об ареалах. Биогеоценоз. Сам. работа 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Биогеографическое районирование. Флористические и фаунистическое царства земли. Зональные биомы суши. Биомы гор. Островная биогеография. Океан-среда жизни.
2.1. Биогеографическое районирование. Флористические и фаунистическое царства земли. Зональные биомы суши. Биомы гор. Островная биогеография. Океан-среда жизни. Лекции 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Биогеографическое районирование. Флористические и фаунистическое царства земли. Зональные биомы суши. Биомы гор. Островная биогеография. Океан-среда жизни. Лабораторные 4 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Биогеографическое районирование. Флористические и фаунистическое царства земли. Зональные биомы суши. Биомы гор. Островная биогеография. Океан-среда жизни. Сам. работа 4 19 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Биогеография и проблемы сохранения биоразнообразия.
3.1. Биогеография и проблемы сохранения биоразнообразия. Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Биогеография и проблемы сохранения биоразнообразия. Сам. работа 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=882

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Биогеография - дисциплина:
А) биологическая
Б) философская
В) биогеографическая
Г) экономическая
ОТВЕТ: В
Вопрос 2. Современная периодизация биогеографии в отечественной литературе при¬надлежит:
А) М.А. Мензбиру
Б) П.С. Палласу
В) А.Г. Воронову
Г) И.А. Северцеву
ОТВЕТ: В
Вопрос 3. Сколько периодов выделяется в истории изучения науки биогеографии?
А) 4
Б) 6
В) 5
Г) 7
ОТВЕТ:Б
Вопрос 4. На изменение границ ареала влияют:
А) климат
Б) антропогенное воздействие
В) исторические условия
Г) все ответы верны
ОТВЕТ: Г
Вопрос 5. Эндемичный ареал является:
А) мультирегиональным
Б) сопряженным
В) космополитным
Г) локальным
ОТВЕТ: Г

Вопрос 6. Какому ученому принадлежит первый опыт создания системы флористического районирования суши?
А) Д. Скоу
Б) А. Энглер
В) А.И. Толмачев
Г) А.Л. Тахтаджян
ОТВЕТ: Г
Вопрос 7. Какому ученому принадлежит первый опыт создания системы фаунистического районирования суши?
А) П. Склетер
Б) А. Энглер
В) А.Уоллес
Г) А.Л. Тахтаджян
ОТВЕТ:В
Вопрос 8. О каком флористическом царстве идёт речь?
Территория этого царства расположена в пределах двух материков и окружающих их островов. Его развитие было связано со сложными процессами миграции и вымирания различных таксонов, что зависело от процессов горообразования, оледенения и нарастания засушливости климата во внутренних районах. Это самое большое по территории царство.
А) Неотропическое
Б) Голарктическое
В) Голантарктическое
Г) Палеотропическое
ОТВЕТ:Б
Вопрос 9. В царство Палеогея входит:
А) Индия
Б) Южная Америка
В) Австралия
Г) Северная Африка до Сахары
ОТВЕТ: Г
Вопрос 10. Интразональные биомы литоралей в приливно-отливной полосе называют¬ся:
А) тундры
Б) тропические влажные вечнозеленые леса
В) тропические листопадные леса
Г) мангры
ОТВЕТ: Г
Вопрос 11. Биологическое разнообразие в горных биомах:
А) очень низкое
Б) высокое
В) такое же, как и на других территориях
Г) среднее
ОТВЕТ: Б
Вопрос 12. Какой признак не характерен для животных горных биомов?
А) сезонные миграции
Б) суточные миграции
В) приобретение зимней окраски
Г) полидоминантная структура и круглогодичное размножение
ОТВЕТ: А
Вопрос 13. Причиной адаптивной радиации форм островных биот является:
А) наличие незанятых экологических ниш
Б) небольшие размеры острова
В) большое расстояние до материков и других островов
Г) антропогенный
ОТВЕТ: А
Вопрос 14. Оазисами на дне океана называют:
А) донную фауну
Б) срединно-океанические разломы
В) «черные курильщики»
Г) растения на дне океанов
ОТВЕТ:В
Вопрос 15. Какой ученый является основателем науки биогеоценологии?
А) И.К. Пачерский
Б) Ф. Клементс
В) В.Н. Сукачев
Г) Г.Н. Высоцкий
ОТВЕТ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. _______________метод обозначения ареала, при котором карта разбивается на квадраты, если в пределах квадрата обнаруживаются особи изучаемого вида, то он затушевывается.
ОТВЕТ: растровый метод

Вопрос 2. Часть территории или акватории земного шара, на которой достаточно дли¬тельное время постоянно встречаются популяции определенного вида или другого таксона называется______________-.
ОТВЕТ: ареал вида.

Вопрос 3. Растительность это:
ОТВЕТ: устойчивая естественная группировка видов растений на относительно однородном участке, находящаяся в сложных отношениях между собой и условиями среды.
Вопрос 4. Назовите место, где численность особей одного вида наибольшая
ОТВЕТ: центр аксономического разнообразия.

Вопрос 5. Первые покрытосеменные растения появились:
ОТВЕТ: Четвертичный период Кайнозойской эры

Вопрос 6. Впервые географические области происхождения важнейших культурных растений описаны в 1880 году ботаником:
ОТВЕТ: Карлом Линнеем.

Вопрос 7. А.М. Жуковский расширил территорию изучения культурных растений, добавив такие центры происхождения как:
ОТВЕТ: Средиземноморский, Центрально-Американский, Эфиопский.

Вопрос 8. Большой или геологический круговорот вещества биосферы связан с:
ОТВЕТ: круговоротом воды и циркуляцией атмосферы.

Вопрос 9: Что является источником азота в биологическом круговороте веществ?
ОТВЕТ: поглощение нитратов и нитритов растениями из почвы и воды.

Вопрос 10. Численность особей популяции на единицу площади называется:
ОТВЕТ: плотность популяции.

Вопрос 11. Если сукцессия развивается на новом месте, например на кратере вулкана то она называется:
ОТВЕТ: первичная сукцессия.

Вопрос 12. Пойкилотермные животные это:
ОТВЕТ: животные, у которых температура тела, мало отличается от температуры окружающей среды.

Вопрос 13. К эдафическим факторам среды относятся:
ОТВЕТ: почвы и горные породы.

Вопрос 14. Перечислите виды симбиоза.
ОТВЕТ: мутуализм, комменсализм, паразитизм.

Вопрос 15. Перечислите флористические царства суши по А.Л. Тахтяджану.
ОТВЕТ: Голарктическое, Палеотропическое, Неотропическое, Автралийское, Капское, Голантарктическое.

Вопрос 16. Перечислите фаунистические царства суши по В.Г.Гептнеру.
ОТВЕТ: Нотогея, Неогея, Арктогея.

Вопрос 17. Назовите самое молодое фаунистическое царство суши.
ОТВЕТ: Арктогея.

Вопрос 18. При перемещении от плюсов к экватору у родственных видов животных происходит увеличение частей тела:
ОТВЕТ: правило Алена.

Вопрос 19. При биогеографическом районировании океана выделяют следующие области:
ОТВЕТ: Арктическая, Бореально-Тихоокеанская, Бореально-Атлантическая, Тропико-Индо-Тихоокеанская, Тропико-атлантическая, Субантарктическая, Антарктическая.

Вопрос 20. На Галапагосских островах отсутствуют лягушки, саламандры и др. земноводные потому что:
ОТВЕТ: они гибнут в соленой морской воде.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ
1. Биогеография как наука
2. Этапы становления науки биогеографии
3. Первый и второй этапы в становлении науки биогеографии
4. Третий этап в становлении науки биогеографии
5. Четвертый этап в становлении науки биогеографии
6. Пятый и шестой этапы в становлении науки биогеографии
7. Развитие биогеографии в России
8. Основные термины и понятия в биогеографии
9. Гипотезы о происхождении жизни на Земле
10. Луи Пастер и его открытия
11. Гипотеза Опарина о происхождении жизни на Земле
12. Эры планеты Земля, краткая характеристика каждой
13. Архейская эра
14. Жизнь в протерозойскую эру
15. Жизнь в кембрийском периоде
16. Жизнь в ордовикском периоде
17. Жизнь в силурийском периоде
18. Жизнь в девонском периоде
19. Жизнь в карбонском периоде
20. Жизнь в пермском периоде
21. Жизнь в мезозойской эре
22. Жизнь в кайнозойской эре
23. Ареал: определение, типология, картографирование, границы, расселение
24. Эндемы. Реликты. Дизъюнкция. Географический элемент флоры
25. Флористическое деление суши Земного шара
26. Голарктическое царство
27. Неотропическое царство
28. Капское царство
29. Австралийское царство
30. Палеотропическое царство
31. Голантарктическое царство
32. Фаунистическое деление суши Земного шара
33. Царство Палеогея
34. Царство Арктогея
35. Царство Неогея
36. Царство Нотогея
37. Биогеоценоз: схема, экологические группы, видовой состав, изменчивость
38. Вертикальная и горизонтальная структура биогеоценозов, устойчивость классификация
39. Сукцессии
40. Жизненные формы растений и животных
41. Зональные биомы суши (назвать)
42. Тропические влажные леса
43. Тропические листопадные леса, редколесья и кустарники
44. Саванны
45. Мангры
46. Пустыни
47. Субтропические жестколистные леса и кустарники
48. Степи и прерии
49. Широколиственные леса
50. Тайга
51. Тундра
52. Биом гор
53. Островная биогеография
54. Океан – среда жизни (+биогеографическое районирование океана)
55. Биоразнообразие: уровни, сохранение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Абдурахманов, Е. Г. Мяло, Г. Н. Огуреева Биогеография: учебник М. : Академия, 2014 50
Л1.2 М. М. Силантьева, Н. Ю. Сперанская Биогеография: семинар. и практ. занятия, самост. работа студентов : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Емельянова Л. Г., Огуреева Г. Н. БИОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н. Биогеография: учеб. для вузов М.: Академия, 2007
Л2.2 Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии: М.: Изд-во МГУ, 1987 28
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биогеографические доказательства эволюции evolbiol.ru
Э2 Курс в Moodle «Биогеография» portal.edu.asu.ru
Э3 International Biogeography Society www.biogeography.org
Э4 Проблемы Эволюции www.evolbiol.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Биогеография"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям по дисциплине "Биогеография"

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов по дисциплине "Биогеография"

Лабораторные занятия помогаю студентам в изучении и закреплении знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса (или его раздела), кроме этого выполнение лабораторных работ позволяет применять изученный материал на практике.
При подготовке к лабораторным занятиям по курсу «Биогеография» студенты должны:
- получить индивидуальное задание от преподавателя и ознакомиться с указаниями по его выполнению;
- в соответствии с изучаемой темой подготовить материал для проверки;
- лабораторная работа включает несколько обязательных разделов. В первом разделе определяется цель, задачи исследований и объект изучения. Во втором разделе поясняется методика или метод, который используется при выполнении работы. Он может быть взят из учебника, учебного пособия, либо выбран самим автором, в результате знакомства с литературными источниками. В третьем разделе дается подробное описание результатов работы.
Лабораторные занятия выполняются в специальной тетради для лабораторных и прак-тических работ, а также фиксируются в виде отчетных материалов (файлов) и сохраняются на сетевой студенческий ресурс: Geo-nt\\Stud\номер_курса\номер_группы\фамилия_студента.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ по дисциплине "Биогеография"

Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы по дисциплине "Биогеография"

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.