МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лечебно-оздоровительный туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.;

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Лечебно-оздоровительный туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование основ знаний по курортному делу как совокупности всех видов деятельности по организации и осуществлению оздоровления, лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен разрабатывать и проводить туристские и экскурсионные маршруты
ПК-5.1 Знает теоретические основы разработки туристских и экскурсионных маршрутов и составления экскурсионных программ с учетом законов и иных нормативных актов
ПК-5.2 Умеет разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты с учетом законов и иных нормативных актов
ПК-5.3 Способен планировать организацию и проведение туристских и экскурсионных маршрутов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1. Знает теоретические основы разработки туристских и экскурсионных маршрутов и составления экскурсионных программ с учетом законов и иных нормативных актов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Умеет разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты с учетом законов и иных нормативных актов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3. Способен планировать организацию и проведение туристских и экскурсионных маршрутов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Теоретические основы курортного дела. Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме
1.1. Введение. Теоретические основы курортного дела.Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме Лекции 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Введение. Теоретические основы курортного дела.Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление
2.1. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Лекции 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Практические 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование.
3.1. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Практические 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике.
4.1. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Практические 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии
5.1. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Лекции 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Практические 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия
6.1. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Лекции 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.2. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Практические 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.3. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях.
7.1. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.2. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Практические 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.3. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники.
8.1. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники. Практические 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
8.2. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники. Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг
9.1. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг Лекции 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
9.2. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
9.3. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9531

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-5.01: Способен разрабатывать и проводить туристские и экскурсионные маршруты


1. Что не относится к основным лечебно-реабилитационным методам?
a. гидропатия
b. бальнеолечение
c. ЛФК
d. лечение острых заболеваний

Ответ: d

2. Бальнеология – это…
a. раздел курортологии, изучающий лечебные минеральные воды, их происхождение, физико-химические свойства, влияние на организм при различных заболеваниях, разрабатывающий показания к их применению на курортах и во внекурортных условия.
b. раздел курортологии, изучающий оздоровительные воздействия грязелечения, применяемых в медицинских учереждениях.
c. раздел науки курортологии, которая изучает влияние бальнеотерапии на здоровье человека, реализуемая в целях санаторно-курортной путевки.

3. Туристско-рекреационные ресурсы - это
a. ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме
b. совокупность природных, исторических, социально-культурных объектов, включающих объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил
c. совокупность созданных в процессе исторического развития определенной территории памятников материальной и духовной культуры, которые являются объектами туристского интереса
d. ресурсы для отдыха человека

Ответ: b

4. Курортология – это…
a. раздел медицины, изучающий лечебные свойства природных факторов, механизмы и пути их действия на организм человека в лечебно-реабилитационных, оздоровительных и профилактических целях
b. раздел медицины, изучающий реакцию природных факторов на организм человека в профилактических целях
c. наука о лечебных свойствах природы и окружающей среды в целях оздоровления человека

Ответ: а

5. К природным ресурсам НЕ относятся:
a. климатические
b. гидроминеральные
c. культурно-исторические
d. геоморфологические
e. лесные

Ответ: с

6. Курортная анимация – это…
a. процесс взаимодействия работников курорта с отдыхающими в вечернее время суток
b. целостный процесс взаимодействия аниматоров с отдыхающими в досуговой сфере
c. целостный процесс взаимодействия аниматоров с детьми отдыхающих в развлекательной сфере

Ответ: b

7. Где более четко сформировалась тенденция к полипрофилизации с преобладанием услуг отдыха и развлечений?
a. на морских курортах
b. на климатокумысолечебных курортах
c. на горных климатических курортах
d. на курортах, расположенных в лечебно-оздоровительных местностях

Ответ: а

8. Под санаторно-курортным продуктом понимается …
a. комплекс услуг и товаров, реализуемых отдыхающему по договору
b. услуги и продажа товаров, реализуемых покупателем по договору о реализации санаторно-курортной путевки
c. комплекс услуг и товаров, реализуемых отдыхающему санаторно-курортной организацией за общую цену по договору о реализации санаторно-курортной путевки

Ответ: с

9. Основу ресурсного потенциала курортов составляют?
a. климатические факторы
b. факторы размещения
c. природные лечебные факторы

Ответ: с

10. Назовите традиционные лечебные курорты России?
a. Пятигорск и Иркутск
b. Кавказские Минеральные Воды и Белокуриха
c. Кисловодск и Якутск
d. Владивосток и Комсомольск-на-Амуре

Ответ: b

11. Лечебное питание – это…
a. питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи»
b. правильное питание, которое удовлетворяет физиологические потребности тела человека и оказывает благоприятное воздействие на организм и выполняющее лечебные задачи»
c. питание в медицинских учреждения, в целях поддержания организма питательными веществами и минералами отдыхающего или больного, в целях лечения внутри витаминными комплексами.

Ответ: а

12. Выберите неверное утверджение
a. Кинезитерапия — лечение минеральными камнями
b. Климатология — учение о климате, климатотерапия — использование климата с лечебными и оздоровительными целями.
c. Физиотерапия — использование искусственных физических факторов с лечебной целью.

Ответ: а

13. Дом отдыха является профилактическим учреждением, предназначенным для
a. место для реализации свободного времени
b. организованного отдыха
c. неорганизованного отдыха

Ответ: b

14. Цель курортного дела:
a. Восстановление трудовых ресурсов
b. Развитие курортов
c. Укрепление здоровья населения
d. Времяпровождения

Ответ: с

15. Долина Луары – популярный туристский район:
a. Германии;
b. Нидерландов.
c. Бельгии;
d. Франции;

Ответ: d


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях территория, располагающая природными лечебными ресурсами, а также необходимыми для их использования зданиями, сооружениями, объектами инфраструктуры – это …

Ответ: курорт

2. Лечение воздушными ваннами – …

Ответ: аэротерапия

3. Лечение с использованием целебных свойств приморского климата, морской воды, водорослей, морских грязей и других продуктов моря и их применение с целью излечения различных заболеваний – …

Ответ: талассотерапия

4. Сколько ккал в день должно употребляться в санатории?

Ответ: 3800

5. Первый в России курорт – …

Ответ: Марциальные воды

6. Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и механизма действия, комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан на курорте, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов – это …

Ответ: санитарно-курортное дело

7. UNWTO (World Tourism Organization) – это …

Ответ: Всемирная туристская организация

8. В большинстве санаториев сроки лечения составляют от … до … суток

Ответ: от 21 до 24

9. Пребывание на курортах и других рекреационных местностях практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении- это …

Ответ: оздоровительный отдых

10. Какие ресурсы являются важной составляющей природных ресурсов в развитии санаторно-курортного комплекса?

Ответ: лечебные

11. Основным типом лечебно-профилактического учреждения на российском курорте является …

Ответ: санаторий

12. Пансионат — учреждение, предназначенное для отдыха и …

Ответ: лечения

13. В какие две группы можно объединить туристические ресурсы?

Ответ: Природные и антропогенные ресурсы

14. Лечение движением, физическая культура – отдых и лечебная физическая культура (ЛФК) – …

Ответ: Кинезитерапия

15. Раздел курортологии, к которому относится описание местоположения и природных условий курортов и курортных местностей с характеристикой их лечебных факторов, бальнеотерапевтических, климатотерапевтических и других учреждений для лечения и отдыха –

Ответ: Курортография

16. Медицинское учреждение, в котором с лечебно-профилактическими целями используются преимущественно природные лечебные факторы (климат, минеральные воды и др.) – …

Ответ: санаторий

17. Города Лимасол, Ларнака, Пафос – туристские центры какой страны?

Ответ: Кипра

18. Объекты Всемирного культурного и природного наследия: город-музей Дубровник, национальный парк «Плитвицкие озера» - туристские центры какого государства?

Ответ: Хорватии

19. Большая часть горной системы Карпат расположена на территории …

Ответ: Румынии

20. Часть национального парка «Куршская коса», входящего в число объектов Всемирного природного и культурного наследия, принадлежит …

Ответ: Литве

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Курортное дело и курортология, основные задачи, направления.
2. Место санаторно-курортного комплекса в системе оказания услуг населению.
3. Место санаторно-курортного комплекса в системе оказания услуг населению Российской Федерации.
Современная система здравоохранения Российской Федерации. Место курортологии в системе здравоохранения. Этапы оздоровления и лечения в Российской Федерации.
4. Лечебный туризм и мировые курорты.
5. Классификация курортных факторов, механизм их лечебно-оздоровительного действия. Типы
курортов.
6. Основы курортной медицины. Сущность и составляющие современной курортной медицины.
7. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление отечественного
здравоохранения. Санаторно-курортная система в реализации мероприятий восстановительной
медицины.
8. Рекреация: понятие, особенности в условиях курортного оздоровления, основные задачи.
9. Курортно-рекреационные ресурсы России, понятие, свойства, состав и основные характеристики курортно-рекреационных ресурсов.
10. Природные лечебные ресурсы Российской, Федерации, понятия, особенности.
11. Рекреационное районирование, рекреационные зоны, особенности и возможности использования.
12. Минеральные воды, происхождение, классификация, использование в оздоровительных целях.
13. Основные методы бальнеологического лечения.
14. Лечебные грязи, происхождение, классификация. Особенности применения.
15. Климатотерапия, классификация, общие принципы действия, организация в условиях курортного оздоровления.
16. Климатотерапия, классификация, общие принципы действия, организация в условиях курортного оздоровления.
17. Аэротерапия, виды, механизмы действия, использование в санаторно-курортном оздоровлении, особенности дозирования.
18. Гелиотерапия, воды, механизм действия, принципы организации в теплый и холодный период года.
19. Курортные ландшафты и их использование для лечения и отдыха.
20. Преформированные физические факторы.
21. Применение редких и нетрадиционных методов лечения.
22. Курортная диетотерапия.
23. Активные виды оздоровления.
24. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях.
25. Основы бальнеотехники.
26. Охрана курортов. Экологический и санитарно-гигиенический контроль на курорте, законодательные документы.
27. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность курортов.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Перевод баллов в оценку:
85-100 – «отлично» (студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.).
70-84 – «хорошо» (студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями).
50-69 – «удовлетворительно» (студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.).
0-49 – «неудовлетворительно» (студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т. е. студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.А. Старикова Санаторно-курортное дело. Конспект лекций: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 И.С. Барчуков Санаторно-курортное дело: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева Курортное дело: учебное пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 Л.С. Хорошилова Основы курортологии: курс лекций Кемерово: КемГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиофонд www.bibliofond.ru
Э2 Курс"Лечебно-оздоровительный туризм" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Лечебно-оздоровительный туризм»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Лечебно-оздоровительный туризм» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям по дисциплине «Лечебно-оздоровительный туризм»

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Лечебно-оздоровительный туризм" не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ по дисциплине «Лечебно-оздоровительный туризм»
Курсовая работа не предусмотрена
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы по дисциплине «Лечебно-оздоровительный туризм»

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД по дисциплине «Лечебно-оздоровительный туризм»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.