МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Палеогеография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Палеогеография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление об истории развития географической оболочки Земли.
Задачи:
1) дать представление о теоретических положениях палеогеографии (термины, определения, предыстория, закономерности);
2) дать представление об эволюционном развитии географической оболочки и природных сфер;
3) дать представление о взаимодействии эволюционирующих косных, биокосных и живых систем на разных этапах развития;
4) ознакомиться с методами палеогеографических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПК-2.1 Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-2.2 Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-2.3 Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о палеогеографии. Палеогеографические шкалы
1.1. Понятие палеогеографии. Объект и предмет палеогеографии. История становления. Современные направления палеогеографии. Задачи палеогеографии. связь палеогеографии с другими науками.Методология и методы палеогеографии. Проблема пространства и времени. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Систематизация палеогеографических событий. Классификация палеогеографических шкал. Временной аспект шкал. неполнота палеогеографической летописи. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Общие сведения о палеогеографии Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Колебательный характер природных процессов
2.1. Проявление свойства колебательности в разных природных процессах. ритмичность. Цикличность. периодичность. Причины периодичности природных явлений. периодичность природного процесса и долгосрочное географическое прогнозирование. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Общие сведения о современных сферах Земли. Современные литосферные плиты и их границы. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Колебательный характер природных процессов Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Тектоника литосферных плит. Энергетические основы развития Земли
3.1. Основные положения тектоники литосферных плит. Палеомагнитная шкала инверсий главного магнитного поля Земли и возраст дна океана. Кинематики литосферных плит и палеогеографические следствия. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Энергетические источники развития Земли. Энергия аккреции и гравитационной дифференциации Земли. Радиогенная энергия. Энергия приливного взаимодействия Луны и Земли. Энергетический баланс. Абсолютная и относительная хронология Земли. периодизация Земли. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Гипотезы происхождения Земли. Развитие первичной Земли. Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Энергетические основы развития Земли Сам. работа 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Палеогеография криптозоя
4.1. Палеогеографические условия формирования земной коры. Изменения средних скоростей перемещения литосферных плит и глубины океана в истории Земли. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Палеозой
5.1. Формирование и эволюция гидросферы и атмосферы Земли.Конвекция мантии и эволюция климата Земли. Эволюция географических условий и жизни на Земле. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Развитие основных компонентов и процессов природы в палеозое и мезозое. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Палеозой Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Палеогеография мезозоя и раннего кайнозоя
6.1. Общие предпосылки реконструкций палеорельефа. методы реконструкций глубин дна океанов. Дрейф материков и эволюция климата Земли. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Палеогеография мезозоя и раннего кайнозоя Сам. работа 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Палеогеография плейстоцена
7.1. Плейстоцен. Особенности палеогеографии плейстоцена. актуальные вопросы палеогеографии плейстоцена. Методы палеогеографических диагностик и корреляций палеособытий. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Палеогеография плейстоцена Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Палеогеография ландшафтной сферы
8.1. Современные и древние ландшафты. Систематизация палеоландшафтов. Палеоландшафтные обстановки и зональности. Основные этапы развития человека. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.2. Развитие основных компонентов и процессов природы в кайнозое и плейстоцене. Практические 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.3. Палеогеография ландшафтной сферы Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2393

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации


1. В какой части Мирового океана океанское дно раздвигается с максимальной скоростью?
a. На юго-востоке Тихого океана
b. В центральной части Индийского океана
c. В Северном Ледовитом океане
d. На северо-западе Атлантического океана

Ответ: а

2. Процесс формирования земного ядра занял:
a. 100-200 млн лет
b. 500-600 млн лет
c. 1-1,5 млрд лет
d. 1-2 млн лет

Ответ: а

3. Какое событие в эволюции гидросферы произошло на рубеже архея и протерозоя?
a. Разделение Мирового океана на части
b. Образование крупнейших железорудных месторождений мира в океанах
c. Понижение уровня Мирового океана
d. Перекрытие водой гребней срединно-океанических хребтов с расположенными на них рифтовыми зонами
e. Обеднение Мирового океана водородом

Ответ: d

4. Самый пассивный этап тектонического развития Земли:
a. Катархейский
b. Фанерозойский
c. Протерозойский
d. Архейский

Ответ: а

5. По мнению Х. Холанда первичная атмосфера в основном состояла из:
a. Водяного пара и аммиака
b. Углекислого газа и угарного газа
c. Метана и водорода
d. Азота и кислорода

Ответ: с

6. На какой планете солнечной системы вода может находиться в жидком состоянии?
a. Юпитер
b. Ни одна из перечисленных
c. Нептун
d. Сатурн

Ответ: b

7. С чьим именем связывают гипотезу дрейфа материков?
a. Д. Грин
b. А. Вегенер
c. А. Воейков
d. М. Ломоносов

Ответ: b

8. С каким процессом, происходящим на Луне, совпало начало тектонической активности Земли?
a. С резким увеличением толщины лунной литосферы
b. С интенсивным базальтовым магматизмом
c. С усиленной бомбардировкой метеоритами
d. С образованием «материковой» коры Луны

Ответ: b

9. Максимум тектонической активности Земли совпадает с:
a. периодом образования суперконтинента Пангея
b. каледонско-герценским орогенезом
c. периодом образования срединно-океанических хребтов в мезозое
d. байкальским орогенезом
e. альпийским орогенезом

Ответ: b

10. Масса мантии после образования земного ядра постоянно уменьшалась за счет:
a. Роста самого ядра
b. Увеличения мощности земной коры
c. Сильной вулканической активности
d. Остывания и сжатия мантийного вещества

11. На какие три материка вначале распалась Гондвана?
a. Евразийский, Северо-Американский, Австралийский
b. Африканский, Австралийский, Антарктический
c. Африканский (вместе с Мадагаскаром), Южно-Американский, Австрало-Антарктический
d. Северо-Американский, Южно-Американский, Африканский

Ответ: с

12. На территориях каких широт Земли мерзлотные процессы становятся активным рельефообразующим фактором, образуя специфические формы мезо- и микрорельефа?
a. тропических и субтропических
b. умеренных и северных
c. экваториальных
d. все варианты верны

Ответ: b

13. Назовите основной предмет изучения палеогеографии
a. пространственно-временные свойства поверхности и недр Земли
b. история развития современной природы земной поверхности
c. современная природа земной поверхности
d. процессы формирования, динамики и развития ландшафтов

Ответ: b

14. Второй важный метод (после палеомагнитной шкалы) определения возраста дна Мирового океана?
a. Оценка солености вод
b. Геофизическое зондирование
c. Глубоководное бурение
d. радиоуглеродное датирование

Ответ: с

15. Появление астеносферы запустило:
a. Образование ядра Земли
b. Дифференциацию земного ядра
c. Радиогенные энергетические процессы
d. Тектоническую активность Земли

Ответ: d



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



1. Какой слой отделяет верхнюю мантию от нижней?

Ответ: граница Голицына

2. Какой газ образуется под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца?

Ответ: озон

3. Как назывался суперконтинент, сформировавшийся над участками стока ядерного вещества на рубеже архея и протерозоя?

Ответ: Моногея

4. В какой период образовалась древняя впадина Тихого океана?

Ответ: поздний протерозой

5. Какой из эндогенных энергетических процессов самый мощный?

Ответ: гравитационный

6. Главный поглотитель свободного кислорода во внешних геосферах Земли – …

Ответ: железо

7. Первые несомненные индикаторы присутствия кислорода в атмосфере – красноцветные коры выветривания – появились в …

Ответ: среднем протерозое

8. ____ представляют одну из важнейших стадий развития людей. Считается, что переход от древнейших людей к древним в основном был обусловлен развитием головного мозга – увеличением его объема и внутренней перестройки, которая была связана с трудовой деятельностью человека и его общением с соплеменниками.

Ответ: Палеоантропы

9. Какая планета Солнечной системы сейчас переживает архейскую стадию тектонического развития?

Ответ: Венера

10. Когда воздействие Луны на тектоническое развитие Земли практически полностью прекратилось?

Ответ: в раннем протерозое

11. Высокотемпературные гидротермальные источники на дне океанов, приуроченные, как правило, к рифтовым зонам срединно-океанических хребтов – …

Ответ: черные курильщики

12. Самая молодая океаническая впадина – …

Ответ: Калифорнийский залив

13. Где наблюдается максимальная напряженность магнитного поля Земли?

Ответ: возле магнитных полюсов

14. Возраст Солнечной системы составляет …

Ответ: 4,7 млрд. лет

15. В настоящее время основная масса радиоактивных элементов сосредоточена в …

Ответ: земной коре

16. Наиболее плотный слой атмосферы – …

Ответ: тропосфера

17. Архейская и раннепротерозойская атмосфера была …

Ответ: восстановительной

18. Первые представители класса птиц появились в …

Ответ: позднем триасе

19. Назовите одну из самых главных внешних причин периодичности природных явлений.

Ответ: астрономические факторы

20. Когда тектоническая активность Земли была наибольшей?

Ответ: в позднем архее



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету:
1. Сущность географической концепции эволюционной географии.
2. Эволюционные идеи в работах М.В. Ломоносова, Н.А. Северцова, Ч. Лайеля, Ч. Дарвина, К.Ф. Рулье.
3. Проблема пространства и времени в географии.
4. Палеогеографическая информация: методы получения и интерпретации.
5. Особенности добиогенного, биогенного и антропогенного этапов развития географической оболочки.
6. Корреляционный анализ развития компонентов природы, человека и материальной культуры.
7. Унифицированная стратиграфическая схема четвертичных отложений.
8. Полевые и лабораторные исследования четвертичных отложений на археологических памятниках и природных объектах (разрезах).
9. Общие методы: актуализма, геологический, сравнительно-географический, фациально-генетический, исторический.
10. Аэрокосмические методы исследования истории ландшафтов.
11. Хронология и периодизация плейстоцена и голоцена.
12. Климатические условия ледниковых эпох и межледниковий.
13. Климаты голоцена.
14. Эволюция флоры и фауны в плейстоцене и голоцене.
15. Полевые исследования в эволюционной географии.
16. Методы реконструкции древнего рельефа суши.
17. Методы изучения древних водоемов.
18. Методы восстановления климатов прошлого.
19. Методы изучения древних ландшафтов.
20. Изотопные методы определения геологического возраста.
21. Лёссы и условия их формирования.
22. Происхождение вертикальной поясности ландшафтов.
23. Этапы становления человека, человеческого общества и его материальной культуры.
24. Биоиндикационные методы датирования в эволюционной географии.
25. Палинологический метод исследования: особенности и перспективы.
26. Дендрохронологичекий метод исследования.
27. Лихенометрический медод датирования ледникового рельефа.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Т. Янин Палеобиогеография: учебник М: Академия, 2009
Л1.2 А.А. Свиточ, О.Г. Сорохтин, С.А. Ушаков Палеогеография: учебник для ВУЗов М: Академия, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.И, Ненашева, Г.С. Дьякова, О.В. Останин Эволюция геосистем: методы исследования: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Н.Ю. Сперанская [и др.] Основы фитолитного анализа: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/146
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» www.sci.aha.ru
Э2 Курс в Moodle «Палеогеография» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Web–атлас «Россия как система»: http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Палеогеография»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Палеогеография» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Палеогеография» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Палеогеография» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Палеогеография» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Палеогеография».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.