МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы туризма и экскурсоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры физической географии и геоинформационных систем, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы туризма и экскурсоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование теоретических представлений об основных отраслевых направлениях сферы туризма; концептуальных основах туризма, его ресурсной и инфраструктурной составляющей и пространственной организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен оценивать туристско-рекреационный потенциал территории и туристско-рекреационные потребности населения, в зависимости от региональной специфики
ПК-4.1 Знает теоретические основы рекреационной географии и туризма
ПК-4.2 Умеет выполнять оценку туристско-рекреационного потенциала территории
ПК-4.3 Владеет навыками анализа туристско-рекреационных потребностей, и выявления рекреационной и туристской активности населения
ПК-5Способен разрабатывать и проводить туристские и экскурсионные маршруты
ПК-5.1 Знает теоретические основы разработки туристских и экскурсионных маршрутов и составления экскурсионных программ с учетом законов и иных нормативных актов
ПК-5.2 Умеет разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты с учетом законов и иных нормативных актов
ПК-5.3 Способен планировать организацию и проведение туристских и экскурсионных маршрутов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1. Знает теоретические основы рекреационной географии и туризма
ПК-5.1. Знает теоретические основы разработки туристских и экскурсионных маршрутов и составления экскурсионных программ с учетом законов и иных нормативных актов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2. Умеет выполнять оценку туристско-рекреационного потенциала территории
ПК-5.2. Умеет разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты с учетом законов и иных нормативных актов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3. Владеет навыками анализа туристско-рекреационных потребностей, и выявления рекреационной и туристской
ПК-5.3. Способен планировать организацию и проведение туристских и экскурсионных маршрутовактивности населения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы туризма и экскурсоведения
1.1. Понятие, цели и функции туризма и экскурсоведения. Экскурсия, путешествие и туризм. Значение туризма для человека и общества. Классификация, виды и формы туризма. Туризм в системе научного знания. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Лекции 5 0 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Туристский потенциал территории. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма и экскурсионной деятельности. Туристские объекты и комплексы. Туристские учреждения. Объекты природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Туризм и эскурсоведение: общее и частное. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Туристские ресурсы. Туристские объекты и комплексы. Туристские учреждения. Туристский потенциал территории. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Турист как субъект туризма. Анализ туристско-рекреационных потребностей, рекреационной и туристской активности населения. Типологии туристов. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Анализ туристско-рекреационных потребностей, рекреационной и туристской активности населения Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Территориальные системы туризма. Туристские маршруты и их типы. Туристские центры и дестинации. Туристские регионы и зоны. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Туристские маршруты в пределах России Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Проектирование туристских маршрутов Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Выставочная деятельность в туризме. Крупнейшие туристские выставки России и мира. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Основные туристские центры познавательного туризма России и мира Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Основные туристские центры экологического туризма России и мира Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2.
Раздел 3. Раздел 2.Экскурсоведение
3.1. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Технология подготовки новой экскурсии Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Тема в экскурсии. Рассказ и показ в экскурсии. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Проектирование новой экскурсии Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Экскурсионные маршруты в пределах России Практические 5 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.6. История развития экскурсионного дела в России Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Туристские и экскурсионные маршруты Алтайского региона Лекции 5 0 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.8. Туристские и экскурсионные маршруты Алтайского региона Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.9. Экскурсионные маршруты в пределах России и Алтайского края Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.10. Подготовка к зачету Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3356

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-5: Способен разрабатывать и проводить туристские и экскурсионные маршруты

1. Крупнейший город азиатской части России:
a. Новосибирск;
b. Омск;
c. Иркутск.
d. Владивосток;

Ответ: а

2. Кунгурская ледяная пещера, расположенная на высоте 80 м над уровнем реки Сылва с подземным озером и живописными ледовыми гротами - достопримечательность:
a. Башкирии.
b. Пермской области:
c. Оренбургской области;
d. Екатеринбургской области;

Ответ: b

3. Население этой республики Северного Кавказа - преимущественно православные христиане:
a. Чечня;
b. Адыгея;
c. Ингушетия;
d. Северная Осетия.

Ответ: d

4. Исключить "лишний" водный объект, находящийся за пределами круизного маршрута «Санкт-Петербург - Соловецкие острова»:
a. Нева;
b. Ладожское озеро;
c. Свирь;
d. Онежское озеро;
e. Финский залив;
f. Северная Двина.

Ответ: f

5. Укажите субъект Российской Федерации, в котором нет ни одного объекта всемирного наследия:
a. Иркутская область;
b. Камчатский край;
c. Республика Алтай;
d. Якутия.

Ответ: d

6. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Соловецкий монастырь находятся на островах, расположенных:
a. Белом море;
b. Чудском озере.
c. Баренцевом море:
d. в Северном Ледовитом океане;

7. Какая из охраняемых природных территорий является объектом всемирного наследия:
a. Мещера;
b. Самарская Лука.
c. Галичья Гора;
d. остров Врангеля;

Ответ: d

8. Курорт, расположенный на Урале:
a. Усть-Качка;
b. Марциальные Воды;
c. озеро Шира.
d. Белокуриха;

Ответ: а

9. Горная Шория - природный и культурно-исторический район на территории:
a. востока Сибири;
b. Кавказа;
c. юга Сибири;
d. Урала.

Ответ: а

10. Найдите объект всемирного наследия среди нижеперечисленных особо охраняемых природных территорий:
a. Мещёра;
b. Плещеево озеро;
c. Центральный Сихотэ-Алинь;
d. Самарская Лука.

Ответ: с

11. Организация галотерапии на базе соляных шахт перспективна для территории:
a. Верхнего Поволжья;
b. Подмосковья.
c. Южного Урала;
d. Черноземья;

Ответ: d

12. Основной признак экскурсии:
a. осмотр объектов на месте
b. научное содержание
c. высокая степень наглядности

Ответ: с

13. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен:
a. стоять справа от объекта
b. стоять перед объектом по центру
c. располагаться вполоборота к объекту

Ответ: с

14. Показ объекта в процессе экскурсии это:
a. созерцание объектов под руководством квалифицированного специалиста
b. осмотр объекта под руководством квалифицированного специалиста
c. наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста

Ответ: с

15. В целях безопасности передвижения туристов по маршруту, экскурсоводу следует:
a. выбрать методику ознакомления с объектом
b. выявить потенциально опасные места и принять меры
c. выбрать лучшие точки для показа объектов
d. уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки

Ответ: b


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. Остров Кижи с расположенным на нем историко-архитектурным комплексом находится в акватории …
Ответ: Онежского озера

2. В состав какого туристского района входит Еврейская автономная область?

Ответ: Уральского

3. Природный и историко-архитектурный музей-заповедник в долине Дона «Дивногорье» - экскурсионный объект какой области?

Ответ: Воронежской

4. Климат Дальнего Востока …

Ответ: муссонный

5. Единственным в Сибири кремлем и уникальным деревянным зодчеством известен город …

Ответ: Тобольск

6. Степные побережья Таганрогского и Темрюкского заливов с песчаными пляжами - природно-рекреационные ресурсы района …

Ответ: Азовского

7. Географический центр Азии находится в …

Ответ: Кызыле

8. Где находятся горы Хибины высотой 1000-1240 м?

Ответ: на Кольском полуострове

9. Самое крупное пресноводное озеро Европы – …

Ответ: Ладожское

10. Популярный туристский объект, Телецкое озеро, находится на территории горного массива …

Ответ: Алтая

11. В какой из областей России находится государственный лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"?

Ответ: Пензенской

12. Высочайшая вершина России – …

Ответ: Эльбрус

13. Достопримечательность Карелии, равнинный водопад высотой около 11 м – …

Ответ: Кивач

14. Заповедники "Тебердинский", "Кабардино-Балкарский», «Северо-Осетинский», «Кавказский» - объекты экологического и экскурсионно-познавательного туризма на территории района …

Ответ: Горно-Кавказского

15. На территории какой области находится Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиновка?

Ответ: Орловской

16. В течение городской экскурсии продолжительностью 2-4 часа экскурсанты с интересом воспринимают не более _ -_ объектов

Ответ: 15-20
17. Самый южный пункт волжского круиза – …

Ответ: Астрахань

18. Какая экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров?

Ответ: рекламная

19. Обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни – …

Ответ: сервис

20. Лечение солнцем – …

Ответ: гелиотерапия


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен оценивать туристско-рекреационный потенциал территории и туристско-рекреационные потребности населения, в зависимости от региональной специфики


1. Крупнейший город азиатской части России:
a. Новосибирск;
b. Омск;
c. Иркутск.
d. Владивосток;

Ответ: а

2. Кунгурская ледяная пещера, расположенная на высоте 80 м над уровнем реки Сылва с подземным озером и живописными ледовыми гротами - достопримечательность:
a. Башкирии.
b. Пермской области:
c. Оренбургской области;
d. Екатеринбургской области;

Ответ: b

3. Население этой республики Северного Кавказа - преимущественно православные христиане:
a. Чечня;
b. Адыгея;
c. Ингушетия;
d. Северная Осетия.

Ответ: d

4. Исключить "лишний" водный объект, находящийся за пределами круизного маршрута «Санкт-Петербург - Соловецкие острова»:
a. Нева;
b. Ладожское озеро;
c. Свирь;
d. Онежское озеро;
e. Финский залив;
f. Северная Двина.

Ответ: f

5. Укажите субъект Российской Федерации, в котором нет ни одного объекта всемирного наследия:
a. Иркутская область;
b. Камчатский край;
c. Республика Алтай;
d. Якутия.

Ответ: d

6. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Соловецкий монастырь находятся на островах, расположенных:
a. Белом море;
b. Чудском озере.
c. Баренцевом море:
d. в Северном Ледовитом океане;

7. Какая из охраняемых природных территорий является объектом всемирного наследия:
a. Мещера;
b. Самарская Лука.
c. Галичья Гора;
d. остров Врангеля;

Ответ: d

8. Курорт, расположенный на Урале:
a. Усть-Качка;
b. Марциальные Воды;
c. озеро Шира.
d. Белокуриха;

Ответ: а

9. Горная Шория - природный и культурно-исторический район на территории:
a. востока Сибири;
b. Кавказа;
c. юга Сибири;
d. Урала.

Ответ: а

10. Найдите объект всемирного наследия среди нижеперечисленных особо охраняемых природных территорий:
a. Мещёра;
b. Плещеево озеро;
c. Центральный Сихотэ-Алинь;
d. Самарская Лука.

Ответ: с

11. Организация галотерапии на базе соляных шахт перспективна для территории:
a. Верхнего Поволжья;
b. Подмосковья.
c. Южного Урала;
d. Черноземья;

Ответ: d

12. Основной признак экскурсии:
a. осмотр объектов на месте
b. научное содержание
c. высокая степень наглядности

Ответ: с

13. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен:
a. стоять справа от объекта
b. стоять перед объектом по центру
c. располагаться вполоборота к объекту

Ответ: с

14. Показ объекта в процессе экскурсии это:
a. созерцание объектов под руководством квалифицированного специалиста
b. осмотр объекта под руководством квалифицированного специалиста
c. наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста

Ответ: с

15. В целях безопасности передвижения туристов по маршруту, экскурсоводу следует:
a. выбрать методику ознакомления с объектом
b. выявить потенциально опасные места и принять меры
c. выбрать лучшие точки для показа объектов
d. уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки

Ответ: b


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. Остров Кижи с расположенным на нем историко-архитектурным комплексом находится в акватории …
Ответ: Онежского озера

2. В состав какого туристского района входит Еврейская автономная область?

Ответ: Уральского

3. Природный и историко-архитектурный музей-заповедник в долине Дона «Дивногорье» - экскурсионный объект какой области?

Ответ: Воронежской

4. Климат Дальнего Востока …

Ответ: муссонный

5. Единственным в Сибири кремлем и уникальным деревянным зодчеством известен город …

Ответ: Тобольск

6. Степные побережья Таганрогского и Темрюкского заливов с песчаными пляжами - природно-рекреационные ресурсы района …

Ответ: Азовского

7. Географический центр Азии находится в …

Ответ: Кызыле

8. Где находятся горы Хибины высотой 1000-1240 м?

Ответ: на Кольском полуострове

9. Самое крупное пресноводное озеро Европы – …

Ответ: Ладожское

10. Популярный туристский объект, Телецкое озеро, находится на территории горного массива …

Ответ: Алтая

11. В какой из областей России находится государственный лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"?

Ответ: Пензенской

12. Высочайшая вершина России – …

Ответ: Эльбрус

13. Достопримечательность Карелии, равнинный водопад высотой около 11 м – …

Ответ: Кивач

14. Заповедники "Тебердинский", "Кабардино-Балкарский», «Северо-Осетинский», «Кавказский» - объекты экологического и экскурсионно-познавательного туризма на территории района …

Ответ: Горно-Кавказского

15. На территории какой области находится Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиновка?

Ответ: Орловской

16. В течение городской экскурсии продолжительностью 2-4 часа экскурсанты с интересом воспринимают не более _ -_ объектов

Ответ: 15-20
17. Самый южный пункт волжского круиза – …

Ответ: Астрахань

18. Какая экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров?

Ответ: рекламная

19. Обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни – …

Ответ: сервис

20. Лечение солнцем – …

Ответ: гелиотерапия


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету:
1. Специфика объекта и предмета исследования рекреационной географии по сравнению с другими географическими науками.
2. Рекреация: обзор основных понятий и определений.
3. Отдых и рекреация: общее и особенное.
4. Общие тенденции развития рекреации в мире и России.
5. Время свободное и рекреационное и их соотношение.
6. Структура рекреационного времени и типы рекреации, ей соответствующие.
7. Рекреационное время и пространство, и их соотношение.
8. Свойства рекреационного времени.
9. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал.
10. Характеристика каждого типа рекреационной деятельности.
11. Виды рекреационной деятельности, отдыха и перемещений людей в пространстве.
12. Рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть рекреационного потенциала.
13. Рекреационные и туристские ресурсы и их соотношение.
14. Разновидности и особенности рекреационных и туристских ресурсов.
15. Емкость рекреационных ресурсов и методика ее определения.
16. Основные этапы оценивания природных рекреационных ресурсов.
17. Понятия «экзотичность», «уникальность», «типичность», «аттрактивность», «эстетичность».
18. Культурно-исторические рекреационные ресурсы.
19. Памятники истории и культуры и их разновидности.
20. Движимые и недвижимые объекты познавательно-культурной рекреации.
21. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
22. Критерии отнесения объектов к памятникам Всемирного наследия.
23. Понятие о рекреационной системе. Территориальные рекреационные системы.
24. Подсистемы рекреационных систем и характер взаимосвязей между ними.
25. Свойства рекреационных систем. Оценка эффективности функционирования рекреационной системы.
26. Типы рекреационных учреждений.
27. Тенденции проектирования и строительства рекреационных объектов и систем.
28. Проблема выбора места размещения для рекреационного объекта.
29. Оценка территорий для рекреационного использования.
30. Аттрактивные и репеллентные свойства местности.
31. Эстетические, топологические и функциональные качества места.
32. Рекреационная и туристская сеть.
33. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха.
34. Санатории и их типы. Зонирование санаторной территории. Санаторный режим. Особенности санаториев.
35. Дома отдыха, пансионаты и базы отдыха.
36. Туристские базы. Туристско-экскурсионные бюро.
37. Рекреационные парки и территории.
38. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения.
39. Устойчивость природного территориального комплекса.
40. Рекреационная емкость природного территориального комплекса.
41. Понятие о рекреационной дигрессии. Стадии рекреационной дигрессии.
42. Норма рекреационных нагрузок – ее параметры и методика определения.
43. Рекреационное использование особо охраняемых природных территорий.
44. Национальные парки. Основные задачи национального парка.
45. Природные национальные парки, природно-исторические рекреационные парки. Тематические парки.
46. Рекреационные потребности как основа территориально-временной организации рекреационной деятельности.
47. Рекреационные потребности человека и общества. Общественные, групповые и индивидуальные рекреационные потребности и их соотношение.
48. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности.
49. Лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность.
50. Целевые, дополнительные или сопутствующие элементарные рекреационные занятия.
51. Цикл рекреационных занятий. Моделирование циклов рекреационных занятий. Конструирование циклов рекреационных занятий.
52. Классификация рекреационной деятельности.
53. Типология рекреационной деятельности по общественным функциям и технологии.
54. Виды рекреационной деятельности.
55. Лечебно-курортная рекреация: ее разновидности и особенности организации.
56. Оздоровительная и спортивная рекреация.
57. Рекреационное районообразование и районирование.
58. Формирование рекреационной специализации в зависимости от потребностей освоения.

Критерии оценивания:
В билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 20 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Арефьев Теоретические основы туризма: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арефьев, В.Е.; Прудникова, Н.Г. История туризма и гостеприимства.: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/55
Л2.2 Бондарович А. А. География мирового туристского рынка.Ч. 1: Зарубежные страны.: учебное пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Отто О.В. Мониторинг туристской индустрии: учеб. пособие для студентов очного отд-ния геогр. фак. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Статистика въезда-выезда с целью туризма http://www. ratanews.ru/statistics/
Э2 Курс в Moodle «Основы туризма и экскурсоведения» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы туризма и экскурсоведения»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы туризма и экскурсоведения» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы туризма» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы туризма» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы туризма» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы туризма».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.