МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология и организация туристско-рекреационной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 30 30 44 44
Практические 16 16 54 54 70 70
Сам. работа 114 114 33 33 147 147
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ротанова И.Н.;асс., Маменов С.Д.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Технология и организация туристско-рекреационной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - ознакомление студентов с туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
‒ формирование знаний о научных основах географии туризма;
‒ анализ факторов и условий развития туризма;
‒ выявление основных закономерностей территориальной организации рекреационного хозяйства;
‒ характеристика пространственного распространения основных видов туризма в России и зарубежных центрах;
‒ оценка современного состояния развития туризма в регионах России, Алтайском регионе и прогноз его дальнейшего рекреационного освоения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен оценивать туристско-рекреационный потенциал территории и туристско-рекреационные потребности населения, в зависимости от региональной специфики
ПК-4.1 Знает теоретические основы рекреационной географии и туризма
ПК-4.2 Умеет выполнять оценку туристско-рекреационного потенциала территории
ПК-4.3 Владеет навыками анализа туристско-рекреационных потребностей, и выявления рекреационной и туристской активности населения
ПК-5Способен разрабатывать и проводить туристские и экскурсионные маршруты
ПК-5.1 Знает теоретические основы разработки туристских и экскурсионных маршрутов и составления экскурсионных программ с учетом законов и иных нормативных актов
ПК-5.2 Умеет разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты с учетом законов и иных нормативных актов
ПК-5.3 Способен планировать организацию и проведение туристских и экскурсионных маршрутов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1. Знает теоретические основы рекреационной географии и туризма
ПК-5.1. Знает теоретические основы разработки туристских и экскурсионных маршрутов и составления экскурсионных программ с учетом законов и иных нормативных актов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2. Умеет выполнять оценку туристско-рекреационного потенциала территории
ПК-5.2. Умеет разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты с учетом законов и иных нормативных актов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3. Владеет навыками анализа туристско-рекреационных потребностей, и выявления рекреационной и туристской активности населения
ПК-5.3. Способен планировать организацию и проведение туристских и экскурсионных маршрутов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основы экскурсоведения и выставочного дела Лекции 7 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Основы экскурсоведения и выставочного дела Практические 7 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Основы экскурсоведения и выставочного дела Сам. работа 7 36 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
1.4. Разновидности программного туризма. Курортно-оздоровительный туризм. Курортная местность. Познавательный туризм. Развлекательные туры. Экологический туризм. Деловой туризм. Конгрессное обслуживание. Инсентив-туризм. Спортивный туризм. Обучающие туры. Семейный туризм. Сам. работа 7 40 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Экскурсионная методика
2.1. Экскурсионная методика. Технология подготовки новой экскурсии. Лекции 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Экскурсионная методика. Технология подготовки новой экскурсии. Практические 7 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Технология подготовки новой экскурсии. Сам. работа 7 38 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Составление маршрута экскурсии. Лекции 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Составление маршрута экскурсии. Практические 8 12 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Составление маршрута экскурсии. Сам. работа 8 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Методика проведения экскурсии. Техника ведения экскурсии. Лекции 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Методика проведения экскурсии. Техника ведения экскурсии. Практические 8 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Методика проведения экскурсии. Техника ведения экскурсии. Сам. работа 8 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Методика организации выставки
3.1. Понятие выставки. Виды выставки. Цели и задачи проекта Лекции 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Понятие выставки. Виды выставки. Цели и задачи проекта Практические 8 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Понятие выставки. Виды выставки. Цели и задачи проекта Сам. работа 8 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Методика организации выставки
4.1. Целевые аудитории. Критерии и бюджет выставки. План и сценарий выставки. Лекции 8 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Целевые аудитории. Критерии и бюджет выставки. План и сценарий выставки. Практические 8 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Целевые аудитории. Критерии и бюджет выставки. План и сценарий выставки. Сам. работа 8 5 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Профессиональное мастерство экскурсовода и стендиста.
5.1. Профессиональное мастерство экскурсовода и стендиста. Лекции 8 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Экскурсоводческое мастерство. Личность экскурсовода и стендиста. Практические 8 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Профессиональное мастерство экскурсовода и стендиста.Экскурсоводческое мастерство. Личность экскурсовода и стендиста. Сам. работа 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Вспомогательные материалы и бизнес-проекты
6.1. Основные документы, необходимые для организации выставки и экскурсии Лекции 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Основные документы, необходимые для организации выставки и экскурсии Практические 8 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Основные документы, необходимые для организации выставки и экскурсии Сам. работа 8 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3328

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-5: Способен разрабатывать и проводить туристские и экскурсионные маршруты

1. Восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности, развития физического и интеллектуального потенциала, это
a) рекреация
b) туризм
c) путешествие
d) самодисциплина.
Ответ: a

2. К основным общественным функциям рекреации не относится:
a) медико-биологическая функция
b) социально-культурная функция
c) экономическая функция
d) развлекательная функция.
Ответ: d
3. Чтобы отдых стал рекреацией, необходимо:
a) покинуть пределы своего непосредственного места проживания:
b) переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил
c) приобрести путевку
d) приобрести специальное снаряжение.
Ответ: a

4. Совокупность программного обеспечения и электронного информационного хранилища, разрабатываемая как единая система и предназначенная для автоматизации менеджмента туризма - это
a) информационное обеспечение туризма.
b) инфраструктура туризма.
c) программное обеспечение.
d) единая система, предназначенная для автоматизации менеджмента туризма.
e) электронное информационное хранилище.
Ответ: а

5. Оздоровительная рекреация, это:
a) рекреация, направленная на восстановление здоровья человека
b) рекреация, направленная на повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение заболеваний
c) рекреация, направленная на развитие физических сил человека.
d) долговременная рекреация, направленная на развитие физических сил человека.
Ответ: b

6. Лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность, это:

a) классификация типов рекреационной деятельности по общественной функции и технологии:
b) классификация типов рекреационной деятельности по общественной функции:
c) классификация типов рекреационной деятельности по технологии
d) классификация типов рекреационной деятельности по методическим приемам.
e) классификация типов рекреационной деятельности по общественной функции и технологии.
Ответ: e

7. Типы рекреационной деятельности подразделяются на:
a) целевые
b) дополнительные
c) сопутствующие
d) целевые, дополнительные и сопутствующие
Ответ: d

8. Доступный туризм - это
a) туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
b) туризм, подразумевающим наличие (или создание) безбарьерной среды как для туристов, так и для местных жителей.
c) туризм, предусматривающий универсальную возможность людей путешествовать.
d) туризм, предусматривающий универсальную возможность людей путешествовать и пользоваться услугами туриндустрии без каких-либо ограничений, подразумевающим наличие (или создание) безбарьерной среды как для туристов, так и для местных жителей территории, развивающейся как туристская дестинация.
e) безбарьерный туризм.
Ответ: d

9. Объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма, это:
a) туристские ресурсы
b) лечебные ресурсы
c) природные ресурсы
d) туристско-оздоровительные ресурсы
Ответ: a

10. Природные, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил – это определение туристских ресурсов, представленное в:
a) Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996
b) учебнике М.Б. Биржакова
c) Положении о туристско-рекреационных ресурсах СССР
Ответ: a

11. Целостность, динамичность, емкость, устойчивость, надежность, привлекательность – это:
a) специфические свойства туристских ресурсов
b) специфические свойства рекреационных ресурсов
c) обязательные свойства рекреационных ресурсов
d) обязательные свойства туристских ресурсов
Ответ: a

12. Физическими рекреационными ресурсами являются:
a) все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические
b) все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические и флористические
c) все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и термальные).
Ответ: c

13. Рекреационные свойства рельефа проявляются, прежде всего, через его аттрактивность, т. е.:
a) уникальность, экзотичность и разнообразие.
b) уникальность.
c) экзотичность и разнообразие.
d) привлекательность.
Ответ: a

14. Предприятие, предоставляющее услуги размещения и, в большинстве случаев, услуги питания, имеющее службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг -
Выберите один ответ:
a) хостел
b) гостиница (отель)
c) квартира
d) мотель
e) шале
Ответ: b

15. Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы:
a) движимые и недвижимые.
b) привлекательные и второстепенные
c) известные и новые.
Ответ: a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. Вероятность причинения вреда жизни и здоровью туристов, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, это – …
Ответ: Риск

2. Особо охраняемая природная территория федерального значения, имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных, это – …
Ответ: национальный парк

3. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям - …
Ответ: гид-переводик

4. Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ») – …
Ответ: туризм
5. Туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей, это – …
Ответ: социальный туризм

6. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика – …
Ответ: экскурсант

7. Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников - это …
Ответ: туристская индустрия

8. Бланк строгой отчетности установленной формы, позволяющий осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания туристических услуг – это …
Ответ: путевка туристская

9. Процесс приспособления к изменяющимся свойствам каждой из подсистем системы и к их комбинациям с помощью психофизиологических, поведенческих и социокультурных механизмов – это …
Ответ: адаптация

10. Пространственная, количественная и временная характеристика туристских прибытий, это - …
Ответ: туристский поток

11. Система (совокупность) действий и операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги, с целью создания условий для успешного потребления, обладающей потребительной стоимостью, услуги называется …
Ответ: обслуживанием

12. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение – это …
Ответ: лечебно-оздоровительная местность

13. Часть свободного времени, которым человек может распорядиться по собственному усмотрению без особого ущерба для исполнения своих рабочих и других обязанностей, это - …
Ответ: досуг

14. ________ – территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, и удовлетворяющая следующим условиям: 1) наличие географических и административных границ; 2) наличие определенного набора туристско-рекреационных продуктов и услуг, 3) привлекательность ресурсов; 4) доступность (экономическая, транспортная и др.); 5) имидж и репутация, влияющие на ее конкурентоспособность на туристском рынке.
Ответ: дестинация туристская

15. Специальное справочное издание для туристов, содержащее описание туристских достопримечательностей, информацию об объектах туристского сервиса и другую необходимую информацию – это …
Ответ: путеводитель

16. Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры – …
Ответ: курорт

17. _______ туризм – вид туризма, имеющий цели: 1. Доступ к отдаленному, редкому и/ или зрелищному природному окружению; 2. Наблюдение за дикой природой, а зачастую и участие в экологических проектах и программах сохранения и возрождения уникального природного окружения.
Ответ: экологический

18. Научная дисциплина, изучающая пространственно-временную организацию деятельности человека в свободное время, особенности формирования и функционирования территориальных рекреационных систем, называется …
Ответ: рекреационная география

19. Вид туризма, связанный с удовлетворением потребностей практически здоровых людей, для которых основным фактором поездки является не только использование специальных процедур, положительно влияющих на здоровье, но и походы, прогулки, рафтинг, посещение природных заповедников, развлечения и многие другие активные действия, являющиеся процессами оздоровления - …
Ответ: оздоровительный

20. Намеченный путь следования, направление движения объекта, относительно определенных географических ориентиров и координат, с указанием основных пунктов – …
Ответ: маршрут

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен оценивать туристско-рекреационный потенциал территории и туристско-рекреационные потребности населения, в зависимости от региональной специфики

1. В структуре туристско-рекреационного комплекса выделяют следующие элементы:
a. инфраструктура туризма
b. все ответы верны+
c. туристские ресурсы
d. индустрия туризма

2. Какой структурный компонент туристско-рекреационного комплекса является его ресурсной базой?
a. индустрия туризма
b. туристские ресурсы
c. инфраструктура туризма
d. все ответы верны+

3. Какой структурный компонент туристско-рекреационного комплекса обладает признаками аттрактивности, доступности, пейзажной составляющей, уникальности?
a. все ответы верны
b. инфраструктура туризма
c. индустрия туризма
d. туристские ресурсы+

4. В целях безопасности передвижения туристов по маршруту, экскурсоводу следует:
a. выбрать методику ознакомления с объектом
b. выявить потенциально опасные места и принять меры+
c. выбрать лучшие точки для показа объектов
d. уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки

5. Показ объекта в процессе экскурсии это:
a. созерцание объектов под руководством квалифицированного специалиста
b. осмотр объекта под руководством квалифицированного специалиста
c. наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста+

6. Основной признак экскурсии:
a. осмотр объектов на месте
b. научное содержание
c. высокая степень наглядности+

7. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен:
a. стоять справа от объекта
b. стоять перед объектом по центру
c. располагаться вполоборота к объекту+

8. Туристско-рекреационный комплекс – это
a. совокупность туристских ресурсов, туристской индустрии и инфраструктуры, обеспечивающей реализацию потребностей потребителей туристских услуг на определенной территории, туристской дестинации.+
b. сфера свободного обращения услуг, товаров, работ, финансовых средств и информации в рамках системы туризма
c. совокупность результатов деятельности организаций, занимающихся туристским бизнесом, средств размещения, средств транспорта, объектов культурно-познавательного, спортивного, оздоровительного назначения

9. Индустрия туризма – это:
a. сфера свободного обращения услуг, товаров, работ, финансовых средств и информации в рамках системы туризма
b. совокупность туристских ресурсов, туристской индустрии и инфраструктуры, обеспечивающей реализацию потребностей потребителей туристских услуг на определенной территории, туристской дестинации
c. совокупность результатов деятельности организаций, занимающихся туристским бизнесом, средств размещения, средств транспорта, объектов культурно-познавательного, спортивного, оздоровительного назначения+

10. Основными индикаторами состояния и развития туристско-рекреационного комплекса являются:
a. состояние туристских ресурсов
b. все ответы верны+
c. уровень развития и состояние индустрии туризма
d. уровень развития и состояние инфраструктуры туризма

11. Специалист, отвечающий за вербальную, текстовую часть в рекламе именуется как:
a. спичрайтер
b. спиндоктор
c. копирайтер+
d. модератор

12. Международный кодекс рекламной практики в первой редакции принят в:
a. 1947 г.
b. 1937 г.+
c. 1927 г.
d. 1957 г.

13. Совокупность устойчиво воспроизводимых, отличительных характеристик знакового, символического и стилистического порядка, свойственных организации именуется как:
a. фирменный дизайн
b. бренд
c. фирменная PR-акция
d. имидж+

14. Внешняя среда туристско-рекреационного комплекса – это:
a. совокупность факторов, которые имеют непосредственное воздействие на комплекс и включают макроокружение и непосредственное окружение
b. совокупность факторов, с которыми туристские предприятия находятся в непосредственном взаимодействии, имеют возможность их формировать, а также предотвращать угрозы
c. совокупность факторов, которые туристско-рекреационный комплекс не может изменить, а может только приспособиться к ним+

15. Курорт, расположенный на Урале:
a. Усть-Качка;+
b. Марциальные Воды;
c. озеро Шира.
d. Белокуриха;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

1. Обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни – …
Ответ: сервис
2. Какая экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров?
Ответ: рекламная
3. В течение городской экскурсии продолжительностью 2-4 часа экскурсанты с интересом воспринимают не более _ -_ объектов
Ответ: 15-20
4. В состав какого туристского района входит Еврейская автономная область?
Ответ: Уральского
5. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям - …
Ответ: гид-переводик
6. Туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей, это – …
Ответ: социальный туризм
7. Пространственная, количественная и временная характеристика туристских прибытий, это - …
Ответ: туристский поток
8. Специальное справочное издание для туристов, содержащее описание туристских достопримечательностей, информацию об объектах туристского сервиса и другую необходимую информацию – это …
Ответ: путеводитель
9. _______ туризм – вид туризма, имеющий цели: 1. Доступ к отдаленному, редкому и/ или зрелищному природному окружению; 2. Наблюдение за дикой природой, а зачастую и участие в экологических проектах и программах сохранения и возрождения уникального природного окружения.
Ответ: экологический
10. Вид туризма, связанный с удовлетворением потребностей практически здоровых людей, для которых основным фактором поездки является не только использование специальных процедур, положительно влияющих на здоровье, но и походы, прогулки, рафтинг, посещение природных заповедников, развлечения и многие другие активные действия, являющиеся процессами оздоровления - …
Ответ: оздоровительный
11. Научная дисциплина, изучающая пространственно-временную организацию деятельности человека в свободное время, особенности формирования и функционирования территориальных рекреационных систем, называется …
Ответ: рекреационная география
12. Часть свободного времени, которым человек может распорядиться по собственному усмотрению без особого ущерба для исполнения своих рабочих и других обязанностей, это - …
Ответ: досуг
13. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение – это …
Ответ: лечебно-оздоровительная местность
14. Бланк строгой отчетности установленной формы, позволяющий осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания туристических услуг – это …
Ответ: путевка туристская
15. Процесс приспособления к изменяющимся свойствам каждой из подсистем системы и к их комбинациям с помощью психофизиологических, поведенческих и социокультурных механизмов – это …
Ответ: адаптация
16. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика – …
Ответ: экскурсант
17. Вероятность причинения вреда жизни и здоровью туристов, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, это – …
Ответ: Риск
18. Особо охраняемая природная территория федерального значения, имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных, это – …
Ответ: национальный парк
19. Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ») – …
Ответ: туризм
20. Система (совокупность) действий и операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги, с целью создания условий для успешного потребления, обладающей потребительной стоимостью, услуги называется …
Ответ: обслуживанием


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА/ЭКЗАМЕНА

1. Теоретико-методологические основы туризма.
2. Основные типы и виды предприятий на туристском рынке.
3. Туристские предприятия сферы первичных услуг.
4. Туристские предприятия сферы вторичных услуг.
5. Основные различия между туроператором и турагентом.
6. Планирование и создание туристской фирмы.
7. Организационно-правовые формы турпредприятий.
8. Основные учредительные документы турпредприятия.
9. Организация деятельности турпредприятий и факторы развития турбизнеса.
10. Бизнес-планирование в современном предпринимательстве. Основные функции и задачи бизнес-плана.
11. Процесс составления бизнес-плана, его структура и состав.
12. Стратегия развития туристского предприятия.
13. Маркетинговые коммуникации: реклама, связи с общественностью, директ-маркетинг, личные продажи, стимулирование сбыта, выставочная деятельность и Интернет- реклама.
14. Основные элементы (средства) маркетинговых коммуникаций.
15. Маркетинговые цели и система маркетинговых коммуникаций как единого комплекса.
16. Предмет, сущность и задачи рекламы в туризме.
17. Виды и цели рекламы в туризме.
18. Место рекламной деятельности в маркетинге и вопросы стимулирования сбыта туристских услуг.
19. Экономические, имиджевые и социальные факторы, влияющие на выбор и формирование рекламных целей.
20. Основные понятия и цели рекламных кампаний в туризме. Этапы проведения рекламной кампании.
21. Взаимосвязь маркетинговой и рекламной стратегий фирмы.
22. Рекламная кампания. Классификация рекламных кампаний. Этапы рекламных кампаний и их характеристика.
23. Особенности организации рекламных кампаний в туризме. Целевые группы. Выбор средств распространения рекламы. Медиапланирование.
24. Туристско-рекреационный комплекс: понятие, особенности формирования, внешняя и внутренняя среда.
25. Туристские ресурсы как структурный элемент туристско-рекреационного комплекса.
26. Инфраструктура туризма как структурный элемент туристско-рекреационного комплекса.
27. Индустрия туризма как структурный элемент туристско-рекреационного комплекса.
28. Туристско-рекреационный комплекс как объект управления. Уровни управления туристско-рекреационным комплексом в РФ.
29. Государственное участие в регулировании туризма.
30. Алгоритм проведения PEST-анализа.
31. Алгоритм проведения SWOT-анализа.
32. Турпродукт и его формы. Формы продажных единиц туристского рынка.
33. Туристский рынок: функции и специфические черты.
34. Принципы кластерного подхода в развитии туристско-рекреационного комплекса.
35. Специфика турпродукта и туруслуги.
36. Характеристика Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
37. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии.
38. Тема в экскурсии. Показ в экскурсии.
39. Коммуникационная политика туристско-рекреационного комплекса (на макроуровне, на мезоуровне, на микроуровне).
40. Экономическая, коммуникативная и социальная эффективность рекламной кампании.

На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.М. Васина Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий: учебно-методическое пособие Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Р.И. Сухов Организация туристской деятельности: учебник Ростов: ЮФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для магистров и аспирантов Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ю.П. Шеин, Л.Д. Матвеева Инновационные подходы к проектированию и развитию туристско-рекреационных зон: учебное пособие Уфа: УГУЭиС, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Администрации Алтайского края www.altairegion22.ru
Э2 ассоциация развития агротуризма www.agritourism.ru
Э3 официальный сайт Республики Алтай www.altai-republic.ru
Э4 Медиа-Гид по Алтаю visit-altairepublic.ru
Э5 Курс в Moodle «Технология и организация туристско-рекреационной деятельности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.