МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геофизика ландшафтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Легачева Н.М.;ст. преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геофизика ландшафтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение геофизических процессов протекающих в современных ландшафтах; овладение навыками обработки и анализа данных полевых геофизических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы геофизических исследований;
общие теории развития Земли.

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать причинно-следственные связи между отдельными геофизическими параметрами геосистем;
определять устойчивость геосистем и классифицировать их;
обрабатывать данные полевых геофизических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обработки, анализа, обобщения и корреляции данных полевых геофизических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в геофизику
1.1. Основы геофизики ландшафтов Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Моделирование как метод познания Практические 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Смена парадигм Сам. работа 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Геофизические методы исследования геосистем Лекции 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Геофизические методы исследования геосистем Практические 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Геофизические методы исследования геосистем Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Геофизические законы
2.1. Геофизические поля Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Техногенные воздействия на физические поля Земли Практические 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Ноосфера как поле Сам. работа 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Относительная геохронология Практические 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Пространственно-временой изоморфизм Сам. работа 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Взаимодействие геосфер Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Круговороды природных вод Практические 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Взаимодействие геосфер Сам. работа 8 6 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Практическая геофизика
3.1. Анализ данных полевых геофизических исследований. Применение геофизических методов для исследования отдельных компонентов геосистем в горах и на равнинах Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Обработка, анализ и интерпретация данных электрозондирования Практические 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Обработка, анализ и интерпретация данных радиолокационного зондирования Практические 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Комплексный анализ результатов геофизических исследований Практические 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Анализ данных геофизических исследований Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Подготовка к зачету по дисциплине Сам. работа 8 10 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=652
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие из приведенных характеристик описывают трансформацию гравитационной энергии в ПТК?
а. потенциальная энергия ПТК;
б. кинетическая энергия ПТК;
в. вариации ускорения свободного падения в разных ПТК;
г. работа, производимая в ПТК отдельными геомассами при перемещении в гравитационном поле
Ответ: а, в, г

2. К мортмассе НЕ относится:
а. Сухостой и мертвые еще не упавшие ветки;
б. Лесная подстилка;
в. Валежник;
г. Корни;
д. Торф;
е. Аморфное органическое в-во, не связанное с минеральной частью почвы
Ответ: г

3. В каких физиологических процессах участвуют мортмассы?
а. Фотосинтез;
б. Минерализация;
в. Разложение;
г. Дыхание;
д. Транспирация.
Ответ: б, в

4. Аэромассы являются продуктом взаимодействия:
а. воздушных масс с растительностью;
б. воздушных масс и гидромасс;
в. гидромасс, растительности и почвенного покрова;
г. живых организмов и растительности.
Ответ: а

5. С какими физиологическими процессами связаны фитомассы?
а. Фотосинтез;
б. Минерализация;
в. Поглощение влаги корнями растений.
г. Разложение;
д. Дыхание;
е. Транспирация.
Ответ: а, в, д, е

6. Функционирование природно-территориальных комплексов – это:
а. энергообмен в структуре ПТК, характеризующийся балансом входящей и излучаемой энергии ПТК;
б. действие, работа природно-территориального комплекса, взаимодействие его отдельных частей;
в. совокупность процессов обмена и преобразования вещества и энергии в ПТК.
Ответ: в

7. Суммарная радиация состоит из:
а. прямой радиации;
б. рассеянной радиации;
в. отраженной радиации;
г. всего выше перечисленного.
Ответ: а, б

8. Что такое альбедо?
а. это отношение количества рассеянной к прямой радиации, поступающей на данную поверхность;
б. это сумма рассеянной и отраженной от данной поверхности радиации;
в. это разность между прямой и отраженной радиацией;
г. это отношение количества отражённой к суммарной радиации, падающей на данную поверхность;
д. это сумма прямой и рассеянной радиации, поступающей на данную поверхность.
Ответ: г

9. В биогеоциклах изучается миграция:
а. органических веществ;
б. отдельных химических элементов;
в. неорганических веществ;
г. всего выше перечисленного.
Ответ: а

10. Во время каких стексов темпы изменения количества фитомассы достигают максимальных значений?
а. весенних
б. летних
в. осенних
Ответ: а

11. Что такое деятельный слой ПТК?
а. это такой слой вещества, в котором приходящий поток радиации трансформируется и характеристика потока, вышедшего из слоя, отличается каким-либо параметром от вошедшего в него или поглощается в этом слое полностью;
б. слой почв и грунтов, тепловое состояние и влагосодержание которого испытывают годовые колебания под воздействием притока и отдачи тепла и влаги на земной поверхности;
в. расположенный у поверхности земли ежегодно оттаивающий слой (сезонно талый слой) при наличии в ПТК вечномерзлых грунтов.
Ответ: а

12. Педомасса встречается:
а. в надземной части ПТК;
б. в подземной части ПТК;
в. во всех частях ПТК.
Ответ: б

13. Что представляет собой современная сейсмология?
а. наука о землетрясениях и сейсмических волнах;
б. наука, которая занимается измерениями и анализом всех видов движений в земной коре, которые регистрируются сейсмографами на суше, а также на дне океанов и морей;
в. наука, изучающая все виды механических колебаний;
г. направление в геофизике, которое рассматривает механизмы распространения сейсмических волн в различных средах.
Ответ: б

14. Подземные воды в геофизике ландшафтов делятся на:
а. почвенные воды, почвенногрунтовые воды, грунтовые воды, артезианские воды;
б. верховодка, грунтовые воды, артезианские воды;
в. подповерхностные воды, воды первого водоупорного горизонта, грунтовые воды, артезианские воды;
г. водоупорные воды, безнапорные воды, артезианские воды.
Ответ: а

15. Где среднее годовое испарение будет максимальным?
а. в пустынях;
б. во влажных экваториальных лесах
в. в тундрах;
г. в лесах умеренных широт.
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется совокупность процессов превращения, перемещения и изменения количества гидромасс в природно-территориальных комплексах?
Ответ: влагооборот

2. Перечислите виды жидких осадков.
Ответ: дождь, морось

3. Какие типы водного режима почв вы знаете?
Ответ: промывной, непромывной, выпотной

4. Как называется органическое вещество растений, накопленное к данному моменту как в надземной, так и подземной части ПТК?
Ответ: Фитомассы

5. Если рельеф сформировался в среднем плейстоцене, растительность и почвы в позднем плейстоцене, а животный мир – в голоцене, то с какого периода начинается возраст ландшафта?
Ответ: с голоцена

6. Как называются органоминеральные смеси, почвенный мелкозем вместе с гумусом?
Ответ: Педомассы

7. Может ли процесс фотосинтеза протекать без расхода воды?
Ответ: нет

8. Какой метод чаще всего применяют для расчета годичного прироста корней?
Ответ: Косвенный метод

9. В каких ПТК наблюдается переход корней в мортмассу?
Ответ: в лесных и травянистых

10. В какой части дерева среднее содержание золы в сухом веществе минимально?
Ответ: в древесине

11. На какие виды подразделяются педомассы по содержанию гумуса?
Ответ: высокогумусные, среднегумусные, малогумусные

12. Относится ли влага, заключенная в живых организмах к гидромассам?
Ответ: нет

13. Возможно ли невооруженным глазом в аэромассах выделить отдельные компоненты?
Ответ: Нет, аэромассы относятся к аморфным геомассам

14. Как называют изменение свойств воздушных масс тропосферы при перемещении в другие широты и на другую подстилающую поверхность?
Ответ: Трансформация воздушных масс

15. Приведите пример мезоконсументов в подземной части ПТК.
Ответ: почвенные организмы

16. Приведите пример микроконсументов сапротрофов.
Ответ: гриб, бактерия

17. Чему равно суммарное увлажнение территории?
Ответ: осадки–испарение или подземный сток+суммарное испарение

18. Перечислите виды твердых осадков.
Ответ: снег, крупа, град

19. Чем отличаются промывной и непромывной тип водного режима в ПТК?
Ответ: в непромывном влага не достигает уровня грунтовых вод

20. Как называется слой вещества в ПТК, в котором приходящий поток радиации трансформируется и характеристика потока, вышедшего из слоя, отличается каким-либо параметром от вошедшего в него или поглощается в этом слое полностью?
Ответ: деятельный слой

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Зачтено» - Даны верные ответы более, чем на 50% вопросов.
«Не зачтено» - верных ответов 50% или менее.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий и вопросов закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 45.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Примеры вопросов для промежуточной аттестации:
1. Дайте определение понятию «влагооборот» в контексте функционирования ПТК.
2. Чему равно суммарное увлажнение территории?
3. Виды жидких осадков
4. Типы водного режима почв
5. В каких физиологических процессах участвуют мортмассы?
6. Что вы понимаете под трансформацией воздушных масс?
7. При наличии каких аэромасс в ПТК могут функционировать (активно) травянистые растения? Обоснуйте Ваш ответ.
8. С какими физиологическими процессами связаны фитомассы?
9. Что такое альбедо?
10. Во время каких стексов темпы изменения количества фитомассы достигают максимальных значений?
11. Что такое деятельный слой ПТК?
12. С чем связана асинхронность процессов и явлений в ПТК?
13. Что такое педомассы?
14. Почему при дифференциации педомасс на типы за основу взяты различия в механическом составе?
15. Что представляет собой современная сейсмология?
16. Что изучает геофизика ландшафтов?
17. На какие виды подразделяют подземные воды в геофизике ландшафтов?
18. Какие процессы поступления воды в атмосферу входят в суммарное испарение?
19. Что может привести к замедлению прироста фитомассы и некоторой стабилизации вертикального профиля фации с травянистой растительностью?
20. Какие процессы в ПТК происходят за счет энергии ускорения свободного падения, силы тяжести?
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.И. Трухин, К.В. Показеев, В.Е. Куницын Общая и экологическая геофизика: учебник М.: Физмалит, 2005 biblioclub.ru
Л1.2 А.Г. Соколов, М. Нестеренко, О.В. Попова Физика Земли: учебное пособие ОГУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышникова О.Н., Ненашева Г.И. Факторы дифференциации ландшафтной сферы Земли: Алтайский госуниверситет, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996. – 207 с. [Электронный ресурс]: http://www.landscape.edu.ru/edu_help2_geofizika_landchafta.shtml
Э2 Дьяконов К.Н. Геофизика ландшафта. Метод балансов: Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 95 с. [Электронный ресурс]: http://www.landscape.edu.ru/edu_help2_geofizika_landchafta.shtml
Э3 Дьяконов К.Н. Геофизика ландшафта. Биоэнергетика, модели, проблемы: Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 96 с. [Электронный ресурс]: http://www.landscape.edu.ru/edu_help2_geofizika_landchafta.shtml
Э4 Геофизики.ru [Электронный ресурс]: http://www.geofiziki.ru/10691083-1041108010731083108010861090107710821072.html
Э5 Евро-Азиатское географическое общество: официальный информационый [Электронный ресурс]: сайтhttp://www.eago.ru/index.php/zhurnal-geofizika
Э6 Геология и геофизика: издательство СО РАН [Электронный ресурс]: http://www.sibran.ru/journals/GiG
Э7 Курс в Moodle «Геофизика ландшафтов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

SibER Tools
RES2DINV
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Геофизика ландшафтов»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Геофизика ландшафтов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2.Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.

8.3. Лабораторные занятия по данному курсу не предусмотрены

8.4. Курсовые работы по данному курсу не предусмотрены

8.5.Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные проблемы землеустройства и кадастров»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровая оценка земли», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.