МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Биология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.г.н. Скрипко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой доцент, к.г.н. Скрипко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование комплекса знаний о строении и функционировании биологических систем и представлений о процессах, происходящих в природной среде, а также умений применять на практике принципы и технику исследования биологических объектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- фундаментальные разделы биологии;
- современную систематику органического мира и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях;
- сущность онтогенеза и филогенеза
- теории происхождения жизни на Земле
- роль биосферы в круговороте вещества и энергии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять основные общебиологические закономерности;
- устанавливать причинно-следственные связи природных биологических процессов;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком исследований биологических объектов;
- навыком применять полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Живые системы, их организация и свойства
1.1. Уровни организации живой материи. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.2. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.3. Клетка — элементарная биологическая система. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.4. Микроскопирование. Строение и функции клетки Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.5. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к лз, тестированию, контрольной работе, оформление отчета Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.6. Строение и функции клетки. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.7. Химическая организация клетки Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.8. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к лз, оформление отчета Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.9. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
1.10. Размножение и индивидуальное развитие организмов Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Теория эволюции органического мира
2.1. Развитие эволюционных представлений. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
2.2. Эволюционное учение Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
2.4. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Лекции 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
2.5. Эволюционное учение Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
2.6. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
2.7. Развитие жизни на Земле. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
2.8. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Основные царства живой природы
3.1. Царство дробянки Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.2. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к лз, оформление отчета Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.3. Царство грибы. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.4. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к лз, оформление отчета Сам. работа 2 3 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.5. Царство растения. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.6. Растительные ткани Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.7. Вегетативные органы растений Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.8. Репродуктивные органы растений Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.9. Систематические группы высших растений Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.10. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к лз, оформление отчета, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.11. Царство животные. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.12. Систематика беспозвоночных животных Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.13. Тип членистоногие Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.14. Анамниа – первичноводные хордовые животные Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.15. Амниоты – высшие позвоночные животные Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.16. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к лз, оформление отчета, подготовка к коллоквиуму, зачетному тестированию Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3
3.17. Экзамен 2 27 Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=623

ОПК-2: владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Термин «биосфера» ввел в науку:
1. Ж. Б. Ламарк
2. Э. Зюсс
3. В.И. Вернадский
4. К. Бернак
ОТВЕТ: 2

Вопрос 2. Учение о биосфере как система взглядов суммирует научную информацию таких наук, как:
1. география, основы природопользования, физиология, ботаника
2. география, заповедное дело, гистология, цитология
3. география, биогеохимия, биология, геохимия
4. география, ландшафтоведение, микробиология, антропология
ОТВЕТ: 3

Вопрос 3. Биосфера – это:
1. оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы, гидросферы
2. оболочка Земли, в которой существуют живые организмы
3. оболочка Земли, в которой существует человек
4. оболочка Земли, в которой существует или когда-либо существовала жизнь, где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности
ОТВЕТ: 4

Вопрос 4. В.И. Вернадский впервые использовал термин «биосфера» в:
1. 1905 году
2. 1914 году
3. 1926 году
4. 1908 году
ОТВЕТ: 3

Вопрос 5. Биосфера является результатом взаимодействия:
1. живой и неживой материи
2. живой материи и хозяйственной деятельности человека
3. неживой материи и космических излучений
4. живой материи и геомагнитных полей
ОТВЕТ: 1

Вопрос 6. Основоположником современных представлений о биосфере является:
1. В.В. Докучаев
2. Н.И. Сафронов
3. В.И. Вернадский
4. Ф.У. Кларк
ОТВЕТ: 3

Вопрос 7. Биосфера по В.И. Вернадскому:
1. планетарное явление
2. космогенное явление
3. геологическое явление
4. планетарное, космогенное явление
ОТВЕТ: 4

Вопрос 8. Биосфера по Ламарку Ж.Б.:
1. образ жизни
2. геологическая оболочка
3. геологическая оболочка, где обитает жизнь
4. живая материя
ОТВЕТ: 3

Вопрос 9. Круговорот химических веществ через растительные и животные организмы, которые совершаются с использованием солнечной энергии и энергии химических реакций:
1. цикл замкнутый
2. цикл биогеохимический
3. цикл жизненный
4. цикл ресурсный
ОТВЕТ: 2

Вопрос 10. Основные положения биогеохимии разработаны и сформулированы:
1. В.И. Вернадским
2. Н.А. Северцевым
3. В.В. Докучаевым
4. Г.Ф. Морозовым
ОТВЕТ: 1

Вопрос 11. Макроэлементы, из которых преимущественно построены органические вещества:
1. S, Na, K, O
2. Mg, Ca, Fe, H
3. O, C, H, N
4. P, Ca, Na, S
ОТВЕТ: 3

Вопрос 12. Планетарный процесс циклического закономерного изменения, перераспределения вещества, энергии и информации, многократно входящих в непрерывно обновляющиеся экологические системы биосферы:
1. биосферный круговорот веществ
2. биогеоценотический круговорот веществ
3. химический круговорот веществ
4. биогеохимический круговорот веществ
ОТВЕТ: 4

Вопрос 13. Какой тип питания организмов привел к первой планетарной катастрофе?
1. автотрофный
2. гетеротрофный
3. биотрофный
4. миксотрофный
ОТВЕТ: 1

Вопрос 14. Биогеохимическая зона:
1. территория и акватория, в пределах которой природные, социальные явления качественно и количественно однородны и варьируют в рамках определенного интервала
2. территория со специфическими особенностями миграции химических элементов в почвенном покрове
3. территория физико-географического пояса с особым характером геоморфологических процессов, с особыми типами климата, растительности, почв и животного мира
4. территория, характеризуемая единством почвообразовательного процесса, климатических факторов, процессов биогенной миграции химических элементов
ОТВЕТ: 4

Вопрос 15. Закон внутреннего динамического равновесия:
1. минералогические процессы в короткие интервалы времени повторяют общую историю геологического развития
2. вещество, энергия, динамическое количество отдельных природных систем и их иерархии тесно взаимосвязано
3. организм в индивидуальном развитии повторяет эволюционное развитие своего вида
4. устойчивая связь явлений природы, обуславливающая их существование и развитие
ОТВЕТ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Организм поддерживает свою целостность с помощью
Ответ: питания
Вопрос 2. Живое от неживого отличается способностью
Ответ: участвовать в круговороте веществ
Вопрос 3. Признак живого, сущность которого состоит в способности живых систем поддерживать относительное постоянство внутренней среды, называется
Ответ: гомеостаз
Вопрос 4. Нa каком уровне организации живого происходит кроссинговер
Ответ: клеточном
Вопрос 5. Отношение средних содержаний элементов в золе растений континентов к кларкам литосферы называется
Ответ: Общая биогенность
Вопрос 6. Сфера, в которой отмечается повышение температуры с высотой называется
Ответ: стратосфера
Вопрос 7. Все аномальные свойства воды определяются наличием в молекуле
Ответ: дипольного момента
Вопрос 8. На основании изучения какой разновидности сейсмических волн сделано заключение о строении Земли
Ответ: продольных
Вопрос 9. Сложный динамический комплекс органических соединений, образующийся при разложении и гумификации органических остатков и продуктов жизнедеятельности живых организмов называется
Ответ: гумус
Вопрос 10. Илы, имеющие сизую, зеленую, серую окраску в основном формируются в
Ответ: тундре
Вопрос 11. На территории Алтайского края преобладают водоносные горизонты
Ответ: содового ряда
Вопрос 12. Какие свойства атомов проявляются при выветривании
Ответ: гравитационные
Вопрос 13. При отсутствии фотосинтеза образование живого вещества идет с помощью
Ответ: хемосинтеза
Вопрос 14. Максимальное количество химических элементов ландшафта, находящихся в составе живого вещества называется
Ответ: емкостью биологического круговорота
Вопрос 15. Твердые горючие ископаемые органического происхождения, представляющие собой продукты преобразования остатков растительных и животных организмов под воздействием физико-химических, биологических и геологических факторов называются
Ответ: каустобиолиты
Вопрос 16. Использование организмами окислительных химических реакций, дающих энергию для физиологических процессов называется
Ответ: дыхание
Вопрос 17. Микробиологический процесс окисления аммиака до азотистой кислоты называется
Ответ: нитрификация
Вопрос 18. Разложение микроорганизмами азотсодержащих органических соединений (белков, мочевины, нуклеиновых кислот и др.) с образованием свободного аммиака называется
Ответ: аммонификсация
Вопрос 19. Наличие большого количества соединений серы в атмосфере обуславливает образование
Ответ: кислотных дождей
Вопрос 20. Биоиндикаторами повышенного содержания серы в атмосфере являются
Ответ: лишайники

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Понятие «жизнь», уровни организации живого.
2. Свойства живых систем.
3. Происхождение жизни.
4. Элементный и молекулярный состав живых организмов.
5. Органические вещества живых организмов и их функции.
6. Нуклеиновые кислоты. Типы, структура, принцип матричного синтеза.
7. Клеточная теория. Типы клеточной организации и основные черты их различия.
8. Основные органоиды клеток. Ядро. Хромосомы.
9. Жизненный цикл клетки. Митоз – сущность и биологическое значение.
10. Способы получения энергии. Анаболизм.
11. Метаболизм. Его составные части.
12. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток.
13. Неклеточные формы жизни – вирусы.
14. Бесполое размножение.
15. Половое размножение. Гаметогенез.
16. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза.
17. Онтогенез, его типы, периодизация онтогенеза. Закон рекапитуляции.
18. Эмбриональное развитие. Критические периоды эмбрионального развития.
19. Постэмбриональное развитие. Периодизация.
20. Популяционно-видовой уровень организации жизни.
21. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов.
22. Формы изменчивости: ненаследственная (модификационная) – фенотипическая, наследственная (генотипическая) – комбинативная и мутационная.
23. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Образование видов.
24. Приспособленность организмов. Форма тела, покровительственная окраска, мимикрия, забота о потомстве, физиологические адаптации.
25. Макроэволюция. Арогенез, аллогенез, катагенез.
26. Основные закономерности биологической эволюции. Развитие эволюционных идей.
27. Развитие форм жизни на Земле.
28. Положение человека в системе животного мира.
29. Биосфера. Распределение биогеоценозов на Земле.
30. Взаимоотношения организма и среды.
31. Биотические факторы среды как условия существования организмов.
32. Видовое разнообразие биогеоценозов. Сукцессия.
33. Царство дробянки
34. Царство грибы. Роль в природе.
35. Общая характеристика царства растений.
36. Группа отделов водоросли.
37. Отдел лишайники.
38. Ткани высших растений.
39. Вегетативные органы высших растений.
40. Генеративные органы цветковых растений.
41. Характеристика высших споровых растений.
42. Отдел голосеменные.
43. Общая характеристика покрытосеменных.
44. Растительные сообщества.
45. Общая характеристика царства животных.
46. Подцарство одноклеточных.
47. Тип губки
48. Тип кишечнополостные.
49. Тип плоские черви.
50. Тип кольчатые черви.
51. Тип моллюски.
52. Тип членистоногие.
53. Тип иглокожие.
54. Тип хордовые.
55. Класс хрящевые рыбы.
56. Класс костные рыбы.
57. Класс земноводные.
58. Класс пресмыкающиеся.
59. Класс птицы.
60. Класс млекопитающие.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для вузов М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для вузов М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для вузов М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для вузов М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение: учебник для вузов М.: Высш. шк., 2004
Л2.2 Иорданский Н. Н. Эволюция жизни : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Северцов А. С. Теория эволюции: учеб. для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Максимова Н.Б. Биология: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
Э2 http://plantlife.ru Жизнь растений
Э3 http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
Э4 http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Э5 http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
Э6 http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
Э7 http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
Э8 http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
Э9 Курс в Moodle "Биология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
http://plantlife.ru Жизнь растений
http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.