МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Социальная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - формирование у студентов представления о проблемах взаимодействия человеческого общества и природы в различные этапы времени, возможных последствиях техногенного влияния на окржающую среду.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект и предмет изучения учебной дисциплины "Социальная экология"; этапы развития социальной экологии; цель, задачи и методы социальной экологии; законы, используемые в социальной экологии; определения понятий - анимизм, тотемизм, фетишизм, антропоцентризм и натуроцентризм, ноосфера; основные характеристики этапов становления взаимоотношений природы и общества в позднем палеолите, мезолите,неолите, энеолите («медный» век), эпохе бронзы, железа («железный век» или античное время), Средневековье (эпоха феодализма), Эпоха Великих географических открытий (эпоха Ренессанса), новое и новейшее время; основные тенденции развития взаимоотношений природы и общества через идеал ноосферы и концепцию устойчивого развития; основные элементы и процессы цивилизации (среда формирования цивилизации, социально-экономические условия, способы производства, общественное сознание, социально-политический строй, социально-антропологические процессы); основные черты среды человека и ее элементов, последствия воздействия факторов среды на человека, причины адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям; современные глобальные проблемы человечества и причины их формирования; основные признаки экологии жизненной среды (городской и сельской среды, жилищной среды, производственной, жизненной, рекреационной); основные правила и принципы экологической этики, положения экологической психологии, экологической культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать межпредметными понятиями и терминами, которые являются базовыми в социальной экологии; отличать охотничье-собирательскую культуру от аграрной культуры, индустриальное обощество от постиндустриального (на уровне взаимоотношения природы и общества); составлять характеристику глобальных проблем человечества (с позиции причинно-следственных связей), этапам развития ноосферы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с различными источниками литературы и электронными ресурсами; составлять тематические доклады и презентации к практическим занятиям семинарского типа; работы над эссе по заданной проблеме; общения в коллективе и рабочей группы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление социальной экологии и её предмет
1.1. Социальная экология как наука Лекции 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.2. Семинар: "Становление социальной экологии как науки" Практические 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.3. Социальная экология как наука Сам. работа 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субьекты
2.1. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.2. Семинар"Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации" Практические 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.3. Составить эссе по теме " Становление взаимоотношений человека и природы". Сам. работа 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.4. Составить эссе по теме "Человек и ноосфера". Сам. работа 5 3 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.5. Составить эссе по теме "Человек и космос". Сам. работа 5 3 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации
3.1. Взаимоотношение природы и общества, исторический аспект Лекции 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Взаимоотношение природы и общества, исторический аспект Практические 5 1
3.3. Составить эссе по теме "Современный экологический кризис и пути его преодоления". Сам. работа 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения
4.1. Глобальные проблемы человечества и пути их решения Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения Практические 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.3. Составить эссе по теме: Экология жизненной среды". Сам. работа 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 5. Поведение человека в естественной и социальной среде
5.1. Поведение человека в естественной и социальной среде Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Поведение человека в естественной и социальной среде Практические 5 2 ОПК-4 Л2.1
5.3. Поведение человека в естественной и социальной среде Сам. работа 5 3 ОПК-4 Л2.1
Раздел 6. Экология жизненной среды
6.1. Экология жизненной среды Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Экология жизненной среды Практические 5 2 ОПК-4 Л2.1
Раздел 7. Элементы экологической этики
7.1. Элементы экологической этики Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1
7.2. Элементы экологической этики Практические 5 2 ОПК-4 Л2.1
Раздел 8. Элементы экологической психологии
8.1. Элементы экологической психологии Лекции 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1
8.2. Элементы экологической психологии Практические 5 1 ОПК-4 Л2.1
Раздел 9. Элементы экологической педагогики
9.1. Элементы экологической педагогики Лекции 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1
9.2. Элементы экологической педагогики Практические 5 1 ОПК-4 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Социальная экология" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2129.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто из ученых ввел термин «социальная экология»?
a. Д. Маркович.
б. Р.Парк и Э. Берджесс.
в. А. Мамзин и В. Смирнов.
г. Н.М. Мамедов.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2. В каком году американские исследователи употребили термин «социальная экология»?
a. 1926 г.
б. 1940 г.
в. 1921 г.
г. 1877 г.
ОТВЕТ:в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.1. ___________ – это научная дисциплина, изучающая взаимодействие между обществом и окружающей средой.
ОТВЕТ: Социальная экология.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ЭССЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ТЕМАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
1. "Введение в социальную экологию".
2. "Современный экологический кризис и пути его преодоления".
3. "Элементы экологической психологии".
4. "Экология жизненной среды".
5. "Экология и этногенез".
6. "Человек и ноосфера".
7. "Человек и космос".

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: поздний палеолит, мезолит.
2. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: эпоха неолит, энеолит («медный» век) и эпоха бронзы.
3. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: эпоха железа («железный век» или античное время).
4. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: Средневековье (эпоха феодализма), Эпоха Великих географических открытий (эпоха Ренессанса).
5. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: новое и новейшее время.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Перечень вопросов к экзамену.
1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.
2. Становление социальной экологии и ее предмета.
3. Отношение социальной экологии к другим наукам.
4. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.
5. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.
6. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики.
7. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества.
8. Современный экологический кризис. Различные подходы к определению путей его преодоления.
9. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества. Идеал ноосферы.
10. Концепция устойчивого развития.
11. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
12. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.
13. Потребности как источник активности личности. Характеристика экологических потребностей человека.
14. Адаптация человека к естественной и социальной среде.
15. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде.
16. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
17. Элементы жизненной среды человека и их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его изненной среды.
18. Экологические аспекты этногенеза.
19. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы.
20. Природа как ценность.
21. Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и атуроцентризм.
22. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип.
23. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в различных религиозных концепциях.
24. Предмет экологической психологии.
25. Субъективное отношение к природе и его разновидности.
26. Субъективное восприятие мира природы. Экологическое сознание.
27. Экологическая культура личности и педагогические условия ее формирования.
28. Экологическое воспитание личности.
29. Содержание экологического образования.
30. Экологизация образования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник М.: Академия, 2010, 2010
Л1.2 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Г. Бганба Социальная экология: учебное пособие для вузов высшей школы, 2004
Л2.2 : ,
Л2.3 : ,
Л2.4 : ,
Л2.5 : ,
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социальная экология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Социальная экология" предполагает освещение ключевых вопросов, которые рассматривают отношения общества со средой жизни человека, а также пути оптимизации этих отношений и решения возникающих экологических проблем.
Содержание данной дисциплины нацелено на формирование представления о взаимоотношениях человека с окружающей природной средой.
Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 5 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Социальная экология" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность процессов, происмходящих между человеком, средой его обитания, в том числе и природной. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям, которые составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов; 2) письменной работой.