МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы минералогии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы минералогии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.цель - формирование системных представлений о минеральном мире, его разнообразии и значение для биосферных процессов и жизни общества.
задачи:
1. Ознакомиться с историей минералогии.
2. Узнать о факторах минералообразования.
3. Узнать методы определения и принципы классификации минералов.
4. Определять принадлежность минералов к определенному классу.
5. Получить представление о симметрии в кристаллах, видах симметрии.
6. Узнать о хозяйственном значении минералов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования
ПК-17 способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. знать:
- состав и строение Земли и земной коры;
- геологические процессы;
- развитие земной коры во времени;
- этапы геологической истории земной коры;
- эволюцию органического мира прошлого;
- стратиграфическую шкалу;
- геологическую деятельность человека и охрану геологической среды
3.2.Уметь:
3.2.1.
- увязывать географические и геологические знания в единую систему научного синтеза представлений о Земле;
- строить геологические разрезы по разным профилям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Работы со стратиграфической шкалой.
Составлять описание горных пород за счет знаний из минералогии и петрографии.
Составлять описание минералов за счет знаний из минералогии и петрографии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мир минералов
1.1. Мир минералов Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-17 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л3.1, Л2.4
1.2. Мир минералов Сам. работа 1 20 ОПК-3 Л2.6, Л1.1
1.3. Амфиболы, пироксены и прочие силикаты Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л3.1
1.4. Введение в кристаллографию Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
1.5. Учение о симметрии Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.5, Л3.1
1.6. Минералогия. Определения и принципы классификации Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л3.1
1.7. Минералы группы кварца, полевые шпаты, слюды Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л3.1
1.8. Гидроксил-силикаты, карбонаты Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л3.1
1.9. Фосфаты и сульфаты Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л3.1
1.10. Галогениды и сульфиды Лабораторные 1 2 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л3.1
1.11. Вольфраматы, окислы и гидроокислы Лабораторные 1 2 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л3.1
1.12. Самородные элементы Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л2.6, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. История камня в культах и культурах цивилизаций
2.1. История камня в культах и культурах цивилизаций Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-17 Л2.6, Л1.1
2.2. История камня в культах и культурах цивилизаций Сам. работа 1 2 ОПК-3 Л2.6, Л1.1
Раздел 3. Геммология
3.1. Геммология Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.6, Л1.1
3.2. Геммология Сам. работа 1 10 ОПК-3 Л2.6, Л1.1
Раздел 4. Особенности современного минералообразования
4.1. Особенности современного минералообразования Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-17 Л2.6, Л1.1
4.2. Особенности современного минералообразования Сам. работа 1 10 ОПК-3 Л2.6, Л1.1
Раздел 5. Биоминералогия
5.1. Биоминералогия Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.6, Л1.1
5.2. Биоминералогия Сам. работа 1 10 ОПК-3 Л2.6, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3591

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Способность минералов вытягиваться в тончайшую проволоку или расплющиваться в тончайшие листочки
А. Ковкость
Б. Блеск
В. Прозрачность
Г. Твердость
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. Минеральный состав известняка:
А. Магнетит
Б. Гипс
В. Кальцит
Г. Галит
ОТВЕТ: В.
Вопрос 3. Какой из перечисленных минералов используется для производства фосфатных удобрений?
А. Турмалин
Б. Ортоклаз
В. Флюорит
Г. Апатит
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 4. Какой минерал используется в ювелирной промышленности?
А. Галит
Б. Сильвин
В. Арсенопирит
Г. Алмаз
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 5. Скопления какого газа широко представлены на дне Черного моря?
А. Сероводорода
Б. Неона
В. Аргона
Г. Гелия
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. Как называется способность одинаковых по составу твердых веществ кристаллизоваться в разных модификациях?
А. Полиморфизм
Б. Галокинез
В. Метаморфизм
Г. Диагенез
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. Как называется горная порода, состоящая из полевого шпата, кварца и биотита?
А. Кварцит
Б. Гранит,
В. Известняк
Г. Мрамор
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 8. В каких условиях из расплава формируются стекловатые породы?
А. Медленная раскристаллизация
Б. Резкое остывание
В. Высокое давление
Г. Высокая температура
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 9. Какие из перечисленных слоев отсутствуют в океанической земной коре?
А. Осадочный
Б. Гранитный
В. Базальтовый
Г. Слой Голицина
ОТВЕТ: Б, Г.
Вопрос 10. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Как называется учёный, специалист по льдам
А. Гляциолог
Б. Морозолог
В. Хладолог
Г. Сосульковед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. Эта профессия связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Человек этой профессии изучает особенности залегания и расположения различных пород, а также принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр
А. Геолог
Б. Диггер
В. Фермер
Г. Гляциолог
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. Представители этой профессии пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают его будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование
А. Геоморфолог
Б. Гляциолог
В. Палеонтолог
Г. Почвовед
Вопрос 13. Представители этой профессии занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон
А. Метеоролог
Б. Охотник
В. Врач
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Эти люди занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность
А. Электрик
Б. Охотник
В. Водитель такси
Г. Геодезист
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Эти специалисты изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы
А. Океанолог
Б. Таксидермист
В. Рыбак
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. природное (или искусственно созданное) химическое соединение или самородный элемент, обладающее определенным химическим составом, физическими свойствами и формой
ОТВЕТ: минерал.
2. наука о минералах – природных химических соединениях; изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов
ОТВЕТ: минералогия.
3. разветвленные, древовидные или моховидные образования, чаще всего представлены оксидами марганца, а также золотом, серебром, медью
ОТВЕТ: дендриты.
4. эффект, вызванный отражением света от поверхности минерала
ОТВЕТ: блеск.
5. цвет минерала в порошке в линии на бисквите
ОТВЕТ: цвет черты.
6. способность кристаллов минералов раскалываться при ударе по определенным кристаллографическим направлениям
ОТВЕТ: спайность.
7. способность минералов сопротивляться механическому воздействию - царапанию, вдавливанию, сверлению
ОТВЕТ: твердость.
8. свойство минерала пропускать свет
ОТВЕТ: прозрачность.
9. способность минерала притягивать железные опилки, булавки, небольшие гвоздики, отклонять стрелку компаса
ОТВЕТ: магнитность.
10. магнетит – руда
ОТВЕТ: железа; Fe.
11. халькопирит – руда
ОТВЕТ: меди; Cu.
12. киноварь – руда
ОТВЕТ: ртути; Hg.
13. сфалерит – руда
ОТВЕТ: цинка; Zn.
14. ильменит – руда
ОТВЕТ: титана; Ti.
15. галенит – руда
ОТВЕТ: свинца; Pb.
16. процесс изменения и разрушения минералов и горных пород на поверхности Земли под воздействием физических, химических и органических агентов
ОТВЕТ: выветривание.
17. представляют собой шаровидные или неправильной формы образования (желваки), возникающие в осадочных породах, в основном на стадии преобразования осадка в осадочную горную породу. Они образуются за счет стяжения минерального вещества к какому-либо центру кристаллизации, при этом рост кристаллов в отличие от секреций направлен противоположно – от центра к периферии, в результате чего, нередко, возникает радиально-лучистое внутреннее строение
ОТВЕТ: конкреции.
18. хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка в виде сосулек ОТВЕТ: сталактиты
19. натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер и других подземных карстовых полостей ОТВЕТ: сталагмиты
20. натечно-капельные образования в карстовых пещерах в виде колонн, образующиеся при срастании сталактитов и сталагмитов ОТВЕТ: сталагнат; сталактон
21. процесс превращения рыхлого осадка в твердую осадочную горную породу
ОТВЕТ: диагенез.
22. агрегат кристаллов, наросших одним концом на какую-нибудь поверхность и ограненных лишь с одного конца, обращенного в сторону свободного пространства
ОТВЕТ: друза.
23. совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении, выщелачивании горных пород и последующим вымыванием накопленного материала с образованием в них пустот
ОТВЕТ: карст.
24. один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород (химическая формула: SiO₂); его свободное содержание в земной коре – около 12 %
ОТВЕТ: кварц.
25. раскалённая вулканическая масса, изливающаяся, или выбрасываемая на поверхность при извержениях вулканов
ОТВЕТ: лава.
26. процессы изменения минерального состава и структуры горных пород под действием высоких температур и давлений в твердом состоянии, без изменения химического состава
ОТВЕТ: метаморфизм.
27. минерал, хлорит натрия (NaCl), известный, как «поваренная соль»
ОТВЕТ: галит.
28. минеральное образование, внешняя форма которого не соответствует его составу и/или внутреннему строению, наследующие облик от первоначального минерала или биологического тела.
ОТВЕТ: псевдоморфоза.
29. удельный вес минералов, измеряется в г/см3
ОТВЕТ: плотность
30. минерал, кубическая аллотропная форма углерода; самый твёрдый по шкале эталонных минералов твёрдости Мооса
ОТВЕТ: алмаз
31. самый мягкий минерал по шкале твёрдости Мооса
ОТВЕТ: тальк.
32. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 2
ОТВЕТ: гипс.
33. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 3
ОТВЕТ: кальцит.
34. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 4
ОТВЕТ: флюорит.
35. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 5
ОТВЕТ: апатит.
36. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 6
ОТВЕТ: ортоклаз.
37. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 7
ОТВЕТ: кварц.
38. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 8
ОТВЕТ: топаз.
39. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 9
ОТВЕТ: корунд.
40. процесс выделения воды из минералов и горных пород (обезвоживание) ОТВЕТ: дегидратация.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-17: способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Способность минералов восстанавливать форму после снятия нагрузки:
А. Прозрачность
Б. Ковкость
В. Блеск
Г. Упругость
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 2. зона раздела различных воздушных масс в тропосфере, например, арктического и полярного воздуха называется
А. Атмосферный фронт
Б. Атмосферный рубеж
В. Атмосферный предел
Г. Атмосферный раздел
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. прибор для измерения атмосферного давления называется
А. Барометр
Б. Психрометр
В. Тонометр
Г. Пирометр
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. сосновый лес, обычный для таежной, смешанно-лесной и лесостепной природных зон называется
А. Бор
Б. Колок
В. Тугай
Г. Байрак
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. документ, или неформальный свод правил, содержащий основополагающие принципы поведения, деятельности называется
А. Кодекс
Б. Культура
В. Табу
Г. Религия
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. геологические поисковые работы по нахождению месторождений горных пород с предварительной оценкой их качества и запасов называются
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 7. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Какие базисы эрозии различают:
А. Местный
Б. Общий (уровень Мирового океана)
В. Сантехнический
Г. Критический
ОТВЕТ: А, Б.
Вопрос 10. Укажите, что относится к эндогенным процессам:
А. Денудация
Б. Аккумуляция
В. Магматизм
Г. Экзарация
ОТВЕТ: В.
Вопрос 11. окатанные и отшлифованные текучей водой или морскими прибоями обломки горных пород от 10 до 100 мм в поперечнике
Галька
Б. Щебень
В. Глыбы
Г. Дресва
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. метод исследования территории по ее аэро- и космофотографическим изображениям, заключающийся в распознавании объектов, определении их качественных и количественных характеристик и отображении условными знаками называется
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. Какое 1 физическое свойство является диагностическим для магнетита?
А. Цвет
Б. Черта
В. Спайность
Г. Магнитность
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах
ОТВЕТ: аллювий; аллювиальные отложения.
2. уменьшение массы ледника путем таяния, испарения и механического разрушения (в том числе обламывания айсбергов)
ОТВЕТ: абляция.
3. поверхность, на уровне которой водный поток (река, ручей) теряет свою силу и ниже которой он не может углубить свое ложе
ОТВЕТ: базис эрозии.
4. источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара
ОТВЕТ: гейзер.
5. верхний слой земной коры, подвергающийся периодическому протаиванию и промерзанию
ОТВЕТ: деятельный слой.
6. тела, падающие на Землю из межпланетного пространства
ОТВЕТ: метеориты.
7. разрушительная деятельность водного потока, приводящая к углублению русла ОТВЕТ: донная эрозия; глубинная эрозия
8. размывающая работа ручья, реки, при которой вода подмывает склоны долины и постепенно расширяет последнюю
ОТВЕТ: береговая эрозия; боковая эрозия.
9. геологи различают земную кору океаническую и…
ОТВЕТ: континентальную; материковую.
10. свойство изгибаться, характерное для многих минералов
ОТВЕТ: гибкость.
11. плоскости, ограничивающие поверхностей кристаллов и соответствующие сеткам кристаллической решетки
ОТВЕТ: грани.
12. линии пересечения граней поверхность кристаллов, соответствуют рядам материальных частиц
ОТВЕТ: ребра.
13. точки пересечения ребер гранных поверхностей
ОТВЕТ: вершины.
14. закономерная повторяемость элементов фигуры, при которой она совмещается сама с собой при вращении вокруг оси, отражении в плоскости
ОТВЕТ: симметрия.
15. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате раскристаллизации магматических расплавов различного состава в недрах Земли или на ее поверхности (а также на дне океана)
ОТВЕТ: магматические; магматические горные породы.
16. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются на земной поверхности или вблизи неё в условиях относительно низких температур и давлений в результате переотложения или накопления, а также преобразования осадков различного генезиса (в результате литогенеза)
ОТВЕТ: осадочные; осадочные горные породы
17. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) любых иных пород (в том числе и метаморфических) под действием факторов метаморфизма: температуры, давления, присутствия флюидной фазы
ОТВЕТ: метаморфические; метаморфические горные породы
18. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате метасоматоза аллохимического метаморфического преобразования горных пород
ОТВЕТ: метасоматические; метасоматические горные породы.
19. поверхность, на уровне которой водоток, в т. ч. подземных вод, теряет силу и не может углубить своё ложе ниже этого уровня
ОТВЕТ: базис эрозии.
20. разрушающее действие ветра: развеивание песков, лёссов, вспаханных почв, возбуждение пыльных бурь; приносит огромный вред земледелию
ОТВЕТ: ветровая эрозия; дефляция.
21. деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов
ОТВЕТ: природопользование.
22. тонкозернистый, водонасыщенный, неуплотненный осадок современных водоемов
ОТВЕТ: ил
23. покров на коренных горных породах, образовавшийся в результате различных типов их выветривания
ОТВЕТ: кора выветривания.
24. раскаленная жидкая или очень вязкая, преимущественно силикатная, масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержении вулканов
ОТВЕТ: лава.
25. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Федеральный Закон «О недрах»)
ОТВЕТ: недра.
26. субъект предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, в том числе юридическое лицо и гражданин другого государства, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации он наделен правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами
ОТВЕТ: недропользователь.
27. отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части ОТВЕТ: оползень
28. полость в поверхностных толщах земной коры различной формы и размеров, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими отверстиями
ОТВЕТ: пещера.
29. графическое изображение геологического строения участка земной коры на плоскости
ОТВЕТ: разрез.
30. крепкий соляной раствор минеральных озер, лиманов, из которого получают соль. Осадок на соленых озерах
ОТВЕТ: рапа.
31. искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (например, открытые горные выработки)
ОТВЕТ: рекультивация.
32. совокупность форм неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту
ОТВЕТ: рельеф.
33. любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях
ОТВЕТ: ресурсы
34. Комплекс наук о составе, строении и развитии земной коры и Земли в целом, а также ее оболочек, взаимодействующих между собой; обеспечивает получение информации о недрах в интересах создания науч. основ их использования
ОТВЕТ: геология.
35. наружная твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии
ОТВЕТ: литосфера.
36. оболочка Земли, располагающаяся выше границы Мохоровичича, слагающая верхнюю часть литосферы и отделяющаяся от подстилающего субстрата скачком в изменении скорости распространения продольных и поперечных упругих волн
ОТВЕТ: земная кора.
37. естественные минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате геологических процессов. Например, граниты, габбро, базальты – это
ОТВЕТ: горные породы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. История минералогии.
2. Методы минералогии.
3. Связи минералогии с другими науками.
4. Минералы и минералоиды.
5. Использование камней в ранние этапы истории человечества
6. Разнообразие минерального мира. Минералы метеоритов, планет Солнечной системы, спутников планет, континентов и океанов.
7. Роль минералов в промышленности.
8. Роль минералов в сельском хозяйстве.
9. Кристаллографические структуры минералов.
10. Кристаллографические системы.
11. Полиморфизм и изоморфизм в мире минералов.
12. Псевдоморфозы.
13. Минеральные ассоциации и парагенезис минералов.
14. Физические свойства минералов.
15. Крупнейшие находки драгоценных и поделочных камней, самородков.
16. Генезис минералов.
17. Морфология кристаллов минералов.
18. Коллекционные и ювелирные камни. История их изучения.
19. Распространенность в природе различных минералов.
20. Породообразующие минералы.
21. Рудообразующие минералы.
22. Среды минералообразования.
23. Механические седиментогенные месторождения минерального сырья.
24. Магматические месторождения минерального сырья.
25. Скарновые месторождения минерального сырья.
26. Пегматиты.
27. Гидротермальные месторождения минерального сырья.
28. Грейзены.
29. Эксгаляционные месторождения минерального сырья.
30. Метаморфогенные месторождения минерального сырья.
31. Вадозные месторождения минерального сырья.
32. Криогенные месторождения минерального сырья.
33. Сублимационные месторождения минерального сырья.
34. Месторождения минерального сырья зон выветривания и окисления.
35. Механические седиментогенные месторождения минерального сырья.
36. Хемогенные осадочные месторождения минерального сырья.
37. Биогенные месторождения минерального сырья.
38. Диагенетическое минералообразование.
39. Гидротермально-осадочные месторождения минерального сырья.
40. Природные факторы минералообразования.
41. Антропогенное минералообразование.
42. Минералогия процессов выветривания. Минералы коры выветривания.
43. Экологические аспекты опустынивания и солеобразования.
44. Антропогенные процессы, ведущие к перестройке природного минералообразования. Новейший рудогенез. Разрушение природного хода минералообразования.
45. Химические кладовые залива Кара-Богаз-Гол и Кулундинских озер.
46. Биоминералогия, ее цели и задачи.
47. Каменные патологии.
48. Классификация минералов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Преподавателем студенту выдается минералогический образец одного из эталонных минералов из учебной коллекции шкалы Мооса и он должен описать известные ему физические (диагностические) свойства данного минерала.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буланов В. А., Сизых А. И., Белоголов А. А. ; под науч. ред. Летникова Ф.А. МИНЕРАЛОГИЯ С ОСНОВАМИ КРИСТАЛЛОГРАФИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кулик Н. А. ОНТОГЕНИЯ МИНЕРАЛОВ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Язиков Е.Г., Таловская А.В., Жорняк Л.В. МИНЕРАЛОГИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Вернадский В.И. ОПЫТ ОПИСАТЕЛЬНОЙ МИНЕРАЛОГИИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Халфина П. Д. Анализ минерального сырья: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Бойко С.В. Кристаллография и минералогия. Основные понятия [Электронный ресурс]: учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435663
Л2.5 Брагина В. И. Кристаллография, минералогия и обогащение полезных ископаемых: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2012 biblioclub.ru
Л2.6 Леонюк Н.И., Копорулина Е.В., Волкова Е.А., Мальцев В.В. КРИСТАЛЛОГРАФИЯ: ЗАРОЖДЕНИЕ, РОСТ И МОРФОЛОГИЯ КРИСТАЛЛОВ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кристаллография и минералогия: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Науки о Земле" geo-science.ru
Э2 Сайт о минералах www.insminerals.ru
Э3 WEB-сервер по минералогическим образцам систематической коллекции музейного собрания Санкт-Петербургского государственного университета www.minerals.nw.ru
Э4 Курс в Moodle «Основы минералогии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По учебной дисциплине «Основы минералогии» предусмотрены контрольные работы и домашние задания как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – зачет после первого семестра. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течении изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, домашние и индивидуальные задания.

Самостоятельная работа – сдается в устной форме
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (одно-два задания имеют полное и верное решение и ответ);
«3» - удовлетворительно (одно-два задания имеют неверное решение и ответ, но в целом работа выполнено удовлетворительно);
«4» - хорошо (каждое задание выполнено верно, но отсутствует полное решение одной или нескольких задач, либо работа сдана не вовремя);
«5» - отлично (каждое задание выполнено верно с подробным описанием процесса решения; работа сдана вовремя).

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете:
На зачет выносятся два вопроса из общего перечня вопросов к зачету, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-50 – «зачтено», 0-49 – «не зачтено».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных ком-петенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисципли-ной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 во-проса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовле-творительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего обра-зования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.