МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является получение студентами специальных знаний по рациональному природопользованию
для организации и управления экологизацией производства на предприятии.
Основными задачами дисциплины являются:
- формирование комплекса знаний в области принципов рационального природопользования;
- формирование принципов, методов и подходов для организации экологизации
производственных процессов и выпуска экологически чистой продукции;
- выработка устойчивых взглядов студентов на экологизацию производства предприятий как
на основу экономического и социального процветания общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы экологического менеджмента и экологического аудита;
- особенности механизма экоменеджмента в реализации социально-экономических программ РФ, в достижении целей устой-чивого развития РФ, ее регионов и отдельно взятого производства специфику соотношения целей, задач, стратегии и функций экоменеджмента и экологического права.
3.2.Уметь:
3.2.1. - проводить анализ экологической деятельности предприятия;
- решать проблемы при управлении процессами, связанными с охраной и воспроизводством качества природной среды;
- анализировать ситуации для принятия решения по выводу предприятия из сложившейся на нем экологически кризисной обстановки;
- анализировать, разрабатывать, управлять и принимать управленческие решения в
экологически рисковых ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками внедрения систем экологического менеджмента на предприятии;
- навыками проведения экологического аудита;
- современными технологиями экоменеджмента, экоаудита.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологический менеджмент: основные понятия
1.1. Экологический менеджмент: основные понятия Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Экологический менеджмент: основные понятия Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Экологический менеджмент: основные понятия Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Система экологического менеджмента
2.1. Система экологического менеджмента Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Система экологического менеджмента Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация работы экологической службы предприятия
3.1. Организация работы экологической службы предприятия Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Организация работы экологической службы предприятия Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Организация работы экологической службы предприятия Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Система экологического менеджмента: планирование природоохранной деятельности на предприятии
4.1. Система экологического менеджмента: планирование природоохранной деятельности на предприятии Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Система экологического менеджмента: планирование природоохранной деятельности на предприятии Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Аудит в системе экологического менеджмента
5.1. Аудит в системе экологического менеджмента Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Аудит в системе экологического менеджмента Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
5.3. Аудит в системе экологического менеджмента Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Система экологического менеджмента в сферах хозяйственной деятельности
6.1. Система экологического менеджмента в сферах хозяйственной деятельности Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Система экологического менеджмента в сферах хозяйственной деятельности Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Экологическая маркировка и сертификация
7.1. Экологическая маркировка и сертификация Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
7.2. Экологическая маркировка и сертификация Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
7.3. Экологическая маркировка и сертификация Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
7.4. Экологическая маркировка и сертификация Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Рынок экологических товаров и услуг в регионе
8.1. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Лекции 6 0 Л1.1, Л2.1
8.2. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
8.3. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Сам. работа 6 9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Экологический менеджмент" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2881.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Экологический маркетинг – это?
a. Экономический инструмент эколого-экономического механизма, направленный на удовлетворение потребительских нужд, позволяющий сохранять экологическое равновесие.
б. Экономический инструмент эколого-экономического механизма, который действует как функция общей системы маркетинга с целью определения, прогнозирования и формирования потребностей в товарах и услугах экологического назначения, а также удовлетворения потребительских нужд таким образом, чтобы это не нарушало баланса окружающей природной среды и не оказывало негативного влияния на здоровье человека.
в. Эколого-экономический механизм поставок товара на национальный и мировой рынок.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2.Каким международным стандартом разработана методика оценки эффективности системы производственного экологического менеджмента?
a. ISO-14000
б. ISO-14010
в. ISO-14001 .

ОТВЕТ:а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это систематический процесс оценки воздействия деятельности организации на окружающую среду и управления ею в целях улучшения экологической производительности.
ОТВЕТ: Экологический аудит.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-18: владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Заключение экологического аудита – это?
a. Профессиональная оценка объекта экологического аудита, подлежащая обязательному учету в ходе хозяйственной деятельности.
б. Профессиональная оценка объекта экологического аудита, которая подробно излагает процесс экологического аудита и рекомендации, направленные на улучшение производственной деятельности.
в. Профессиональная оценка объекта экологического аудита, выполненная экологическим аудитором, которая обосновывается на доказательствах экологического аудита, и ее основная составляющая отчет об экологическом аудите..
ОТВЕТ:в
Вопрос 2.Что является предметом экологического менеджмента?
a. Экологические факторы.
б. Экологические аспекты.
в. Экологическое воздействие.

ОТВЕТ:б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это процесс систематического сбора и анализа информации о воздействии организации на окружающую среду.
ОТВЕТ: Экологический аудит.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Итоговая проектная работа по теме: "Рынок экологических товаров и услуг в регионе"
1) Выберите регион РФ для анализа рынка экологических услуг и товаров.
2) Используя интернет источники, проведите анализ рынка экологических услуг и товаров, используя показатели:
- экологическая реклама;
- экологическая маркировка;
- экологическая сертификация.
3) Подготовьте в виде презентации результаты исследования.
4) Сделайте выводы о функционировании элементов экологического маркетинга в выбранном регионе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении, в конце 4 семестра, экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

Вопросы к экзамену по курсу «Экологический менеджмент»
Концепция экологического менеджмента.
Экологический и экологизированный менеджмент: основные понятия, принципы, задачи.
Экологический менеджмент и концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Классификация типов управления производством: экологический аспект.
Экологический менеджмент в системе международных экологических стандартов.
Модель системы управления окружающей средой согласно ГОСТ Р ИСО 14000-2017
Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента.
Требования органов государственного управления при организации природоохранной деятельности на предприятии.
Виды экологических аспектов деятельности предприятия.
Экологическая политика организации.
Организация работы экологической службы предприятия.
Функциональные обязанности эколога на предприятии.
Экологическая документация предприятия.
Экологический менеджмент и управление отходами.
Нормирование образования, использования и обращения
отходов.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Экологический менеджмент и охрана атмосферного воздуха на предприятии.
Разработка и согласование проекта норм допустимых сбросов на предприятии.
Нормирование санитарных и защитных зон.
Понятие и основы экологического страхования.
Экологический менеджмент за рубежом.
Лицензирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Экологическая маркировка.
Понятие и основы экологического аудита.
Экологический маркетинг: понятие, принципы, задачи. Примеры реализации.
Экологическая сертификация.
Ответственность за экологические правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды при организации производственной деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Масленникова И.С., Кузнецов Л.М. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И АУДИТ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александров В.Ю. Экологический менеджмент: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологический менеджмент portal.edu.asu.ru
Э2 Применение стандартов ISO для достижения целей «зеленой» экономики ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы экологического менеджмента docs.cntd.ru
Э3 Курс в Moodle «Экологический менеджмент» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.