МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к. филос.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н. , доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование фундаментальных знаний в области экологических технологии восстановления водных объектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. – структуру водохозяйственного комплекса, включающую системы водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;
– принципы планирования комплексного использования водных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
– водохозяйственный баланс систем водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;
– концептуальные основы охраны водных ресурсов;
– требования водопользователей к качеству водных ресурсов и режиму их использования;
– требования к стокам систем водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;
– перспективы и задачи комплексного использования водных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
– принципы управления системами водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;
– принципы экономической оценки водных ресурсов;
–основы водоохранной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– рассчитать лимиты на водопотребление и водоотведение жилищно-коммунального хозяйства;
– составлять отчеты по водопользованию;
– рассчитать водохозяйственный баланс населенного пункта, или дома;
– составлять планы природоохранных мероприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- составлять отчет о природоохранной деятельности предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками расчета водопотребления и водоотведения
– методикой организации рационального водопользования в жилищно-коммунальном хозяйстве;
– навыками оценки качества поверхностных и подземных вод территории для их возможного использования для нужд жилищно-коммунального хозяйства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы рационального водопользования в жилищно-коммунальном хозяйстве.
1.1. Воздействие на водные экосистемы жилищно-коммунального хозяйства в различные исторические эпохи. Лекции 8 2 ОПК-6 Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.5, Л2.1, Л1.3
1.2. Воздействие на водные экосистемы жилищно-коммунального хозяйства в различные исторические эпохи. Практические 8 4 ОПК-6 Л2.2, Л1.5
1.3. Воздействие на водные экосистемы жилищно-коммунального хозяйства в различные исторические эпохи. Сам. работа 8 10 ОПК-6 Л2.2, Л1.5
Раздел 2. Экономические и юридические основы водопользования в сфере ЖКХ.
2.1. экономические и юридические основы регулирования водопользования в сфере ЖКХ. Лекции 8 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.5
2.2. экономические и юридические основы регулирования водопользования в сфере ЖКХ. Практические 8 4 ОПК-6 Л1.5
2.3. экономические и юридические основы регулирования водопользования в сфере ЖКХ. Сам. работа 8 10 ОПК-6 Л1.5
Раздел 3. Системы водопользования в современном ЖКХ.
3.1. Системы водоснабжения и водоотведения в современном ЖКХ. Лекции 8 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.5
3.2. Системы водоснабжения и водоотведения в современном ЖКХ. Практические 8 4 ОПК-6 Л1.5
3.3. Системы водоснабжения и водоотведения в современном ЖКХ. Сам. работа 8 12 ОПК-6 Л1.5
Раздел 4. Экологические проблемы в сфере водопользования современного ЖКХ.
4.1. Экологические проблемы в сфере водопользования современного ЖКХ. Лекции 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.2, Л1.5
4.2. Экологические проблемы в сфере водопользования современного ЖКХ. Практические 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л2.2, Л1.5
4.3. Экологические проблемы в сфере водопользования современного ЖКХ. Сам. работа 8 12 ОПК-6, ПК-18 Л2.2, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6129
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В чем заключается сущность механической очистки сточных вод?
А. Удаление из воды песка и других минеральных и органических нерастворимых примесей
Б. Обеззараживание воды
В. Удаление растворенных органических и минеральных веществ
Г. Роботы ищут гальку
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. С помощью какого прибора контролируют напор в системе внутреннего водопровода?
А. Пирометр
Б. Манометр
В. Водомер
Г. Психрометр
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 3. сосновый лес, обычный для таежной, смешанно-лесной и лесостепной природных зон называется
А. Бор
Б. Колок
В. Тугай
Г. Байрак
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. В результате постепенного врезания русла реки в дно долины на ее склонах образуются горизонтальные поверхности, называемые:
А. Террасами
Б. Пляжами
В. Перекатами
Г. Плесами
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. При понижении температуры до точки росы парообразная вода:
А. Конденсируется
Б. Остается в прежнем состоянии
В. Испаряется
Г. Замерзает
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. Какие базисы эрозии различают:
А. Местный
Б. Общий (уровень Мирового океана)
В. Сантехнический
Г. Критический
ОТВЕТ: А, Б.
Вопрос 7. В результате постепенного врезания русла реки в дно долины на ее склонах образуются горизонтальные поверхности, называемые:
А. Террасами
Б. Пляжами
В. Перекатами
Г. Плесами
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. геологические поисковые работы по нахождению месторождений горных пород с предварительной оценкой их качества и запасов называются
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 9. Как называется горная порода, состоящая из полевого шпата, кварца и биотита?
А. Кварцит
Б. Гранит
В. Известняк
Г. Мрамор
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 10. Факторы неживой природы называются:
А. Биотическими
Б. Абиотическими
В. Мертвыми
Г. Антропогенными
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 11. Выберете один вид транспорта, оказывающего наибольшее влияние на загрязнение воздушной среды:
А. Автомобильный
Б. Трубопроводный
В. Гужевой
Г. Морской и речной
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. Что такое климаксовое сообщество?
А. Конечный этап сукцессии
Б. Появление первых форм жизни
В. Гибель экосистемы
Г. Вторжение чужеродных видов в экосистему
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. верхняя часть жерла вулкана чашеобразной или воронкообразной формы шириной от десятков метров до нескольких километров при глубине до нескольких сотен метров называется
А. Кратер
Б. Чаша
В. Воронка
Г. Блюдце
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. В механизме саморегулирования геосистем ведущая роль принадлежит:
А. Рельефу
Б. Биоте
В. Горным породам
Г. Климату
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 15. Свойство ландшафта сохранять свою структуру и характер функционирования под влиянием внешних (природных и антропогенных) воздействий называют:
А. Изменчивостью
Б. Динамикой
В. Деградацией
Г. Устойчивостью
ОТВЕТ: Г.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. подъем холодных вод с глубины океана, когда ветры перемешивают воду от крутого материкового склона, а взамен ей из глубины поднимается вода, обогащенная биогенными элементами
ОТВЕТ: апвеллинг.
2. поверхность, на уровне которой водоток, в т. ч. подземных вод, теряет силу и не может углубить своё ложе ниже этого уровня
ОТВЕТ: базис эрозии.
3. организмы, живущие на дне и в грунте (прикрепленные водоросли и высшие растения, ракообразные, моллюски, морские звезды и др.)
ОТВЕТ: бентос.
4. полоса суши, пограничная с водным пространством, являющаяся зоной их взаимодействия, в результате которого возникают своеобразные береговые формы рельефа
ОТВЕТ: берег.
5. способность организмов нейтрализовать вредные воздействия загрязняющих веществ за счет минерализации органики, разрушения различных токсичных соединений и ряда других биологических процессов
ОТВЕТ: биологическое самоочищение.
6. организмы, которые реагируют на изменения окружающей среды своим присутствием или отсутствием, изменением внешнего вида, химического состава, поведения ОТВЕТ: биологические индикаторы
ОТВЕТ: биоиндикаторы.
7. оценка (преимущественно в лабораторных условиях) качества объектов окружающей среды с использованием живых организмов
ОТВЕТ: биотестирование.
8. однородный по условиям жизни для определенных видов растений или животных или же для формирования определенного биоценоза участок территории
ОТВЕТ: биотоп; экотоп
9. совокупность сходных биотопов, крупное подразделение биосферы, охватывающее группу пространственно объединенных биотипов, расположенных в однотипных климатических условиях и характеризующихся специфичным составом живого населения
ОТВЕТ: биохор.
10. совокупность растений, грибов, животных и микроорганизмов, имеющая определенный состав и сложившийся характер взаимоотношений, как между собой, так и со средой
ОТВЕТ: биоценоз.
11. размыв водным потоком склонов речной долины, благодаря чему происходит отступление берегов, расширение долины и миграция русла реки с образованием меандр боковая эрозия
ОТВЕТ: береговая эрозия.
12. совокупность живых организмов биосферы
ОТВЕТ: живое вещество; вещество живое.
13. способность горной породы вмещать и удерживать в себе определенное количество воды. Выражается в весовых или объёмных процентах от абсолютно сухой породы
ОТВЕТ: влагоемкость.
14. вода, в которой бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения
ОТВЕТ: питьевая вода; вода питьевая.
15. запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы в народном хозяйстве
ОТВЕТ: водные ресурсы; ресурсы водные.
16. использование водных ресурсов для нужд промышленности, коммунального и сельского хозяйства
ОТВЕТ: водопотребление.
17. технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации
ОТВЕТ: водоотведение.
18. химические препараты из группы пестицидов, используемые для уничтожения нежелательной, преимущественно сорной растительности
ОТВЕТ: гербициды.
19. водная оболочка Земли, включающая в себя океаны, моря, реки, озера, подземные воды, ледники
ОТВЕТ: гидросфера.
20. сброс или захоронение отходов в морях и океанах
ОТВЕТ: дампинг.
21. резкое увеличение скорости роста народонаселения
ОТВЕТ: демографический взрыв.
22. привнесение в среду нехарактерных для неё химических, физических или биологических агентов или превышение естественного уровня нехарактерных для неё агентов
ОТВЕТ: загрязнение.
23. устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод
ОТВЕТ: истощение вод; истощение.
24. совокупность условий, обеспечивающих (или необеспечивающих) комплекс здоровья человека – личного и общественного, т. е. соответствие среды жизни человека его потребностям, интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни, мерой здоровья людей и уровнем заболеваемости (физической и психической), стандартизированных для данной группы населения (качество среды жизни человека)
ОТВЕТ: качество жизни.
25. любой вид осадков, содержащих кислотные компоненты, уровень pH которых менее 5,6 (серная или азотная кислота), которые выпадают на землю из атмосферы во влажной или сухой форме (определение UNEP)
ОТВЕТ: кислотные осадки.
26. статистический многолетний режим погоды той или иной местности
ОТВЕТ: климат.
27. генетически однородный природно-территориальный комплекс, сложившийся в только ему свойственных условиях, которые включают в себя: единую материнскую основу, геологический фундамент, рельеф, гидрографические особенности, почвенный покров, климатические условия и единый биоценоз
ОТВЕТ: ландшафт.
28. совокупность мероприятий по существенному улучшению земель с целью длительного повышения их плодородия или общего оздоровления местности; один из видов рационального природопользования
ОТВЕТ: мелиорация.
29. деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов
ОТВЕТ: природопользование.
30. система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды
ОТВЕТ: рациональное природопользование.
31. система природопользования, при которой в больших количествах и не полностью используются легкодоступные природные ресурсы, что приводит к быстрому истощению ресурсов, производится большое количество отходов и сильно загрязняется окружающая среда
ОТВЕТ: нерациональное природопользование.
32. любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникшее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными компонентами
ОТВЕТ: экосистема.
33. микроорганизм, животные, некоторые растения и грибы, питающиеся готовыми органическими веществами, использующие, трансформирующие и разлагающие сложные соединения
ОТВЕТ: гетеротроф.
34. научная дисциплина, рассматривающая подземные воды как элемент экосистем. Изучает вопросы взаимоотношения подземных вод с другими элементами экосистем – атмосферой, поверхностными водами, почвами, биотой как в естественных, так и в нарушенных условиях. Исследует процессы техногенного воздействия на подземные воды и его последствия – загрязнение, истощение, подтопление территорий, изменение фильтрационных свойств пород, негативные экологические явления. Разрабатывает принципы и методы, а также технические средства охраны, защиты и реабилитации подземных вод
ОТВЕТ: гидрогеоэкология.
35. состояние внутреннего динамического равновесия природной системы, поддерживаемое регулярным возобновлением основных ее структур, вещественно-энергетического состава и постоянной функциональной саморегуляцией ее компонентов
ОТВЕТ: гомеостаз ОТВЕТ: гомеостазис.
36. удаление радиоактивного биологического или химиче-ского загрязнения с поверхности пораженных объектов
ОТВЕТ: дезактивация.
37. наука о народонаселении и закономерностях его развития
ОТВЕТ: демография.
38. нарушение экологической устойчивости ландшафта вследствие упрощения по естественным или антропогенным причинам биологического сообщества
ОТВЕТ: депривация.
39. поверхностно-активные синтетические вещества, используемые в быту и промышленности как моющие средства и эмульгаторы. Одна из основных групп веществ, загрязняющих водоемы, так как с трудом подвергаются разложению микроорганизмами
ОТВЕТ: детергенты.
40. мертвое органическое вещество в экосистеме, временно исключенное из биологического круговорота элементов питания
ОТВЕТ: детрит.
41. химические препараты из группы пестицидов, используемые для уничтожения листвы растений
ОТВЕТ: дефолианты.
42. загрязнение среды, характеризующееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств. Привнесение в экосистему источников энергии (тепла, света, шума, вибрации, гравитации, электромагнитного, радиоактивного излучений и т.п.), проявляющееся в отклонении от нормы ее физических свойств. Различают световое, тепловое, шумовое, электромагнитное и др. виды
ОТВЕТ: физическое загрязнение; загрязнение физическое.
43. загрязнение окружающей среды, формирующееся в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени
ОТВЕТ: загрязнение химическое; химическое загрязнение.
44. постепенное заполнение всего объема или поверхности водоема макроскопическими водорослями и др. водными растениями
ОТВЕТ: зарастание водоема; зарастание.
45. земли, полностью или частично утратившие свою хозяйственную ценность в связи с изменением рельефа, почвенного покрова и водного режима в результате деятельности человека, являются источником отрицательного воздействия на окружающую среду ОТВЕТ: земли нарушенные
ОТВЕТ: нарушенные земли.
46. территория, выделяемая для охраны подземных или поверхностных вод от загрязнения, на которой обычно запрещена или ограничена хозяйственная деятельность
ОТВЕТ: водоохранная зона.
47. линия на географической карте, соединяющая точки с одинаковой солёностью воды
ОТВЕТ: изогалина.
48. тонкозернистый, водонасыщенный, неуплотненный осадок современных водоемов
ОТВЕТ: ил.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-18: владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие формы поперечного сечения труб используют в системах водоотведения?
А. Круглые
Б. Звездообразные
В. Треугольные
Г. Любые
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. Эти специалисты изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы
А. Океанолог
Б. Таксидермист
В. Рыбак
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Как называется учёный, специалист по льдам
А. Гляциолог
Б. Морозолог
В. Хладолог
Г. Сосульковед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. Эта профессия связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Человек этой профессии изучает особенности залегания и расположения различных пород, а также принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр
А. Геолог
Б. Диггер
В. Фермер
Г. Гляциолог
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. Представители этой профессии пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают его будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование
А. Геоморфолог
Б. Гляциолог
В. Палеонтолог
Г. Почвовед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. зона раздела различных воздушных масс в тропосфере, например, арктического и полярного воздуха называется
А. Атмосферный фронт
Б. Атмосферный рубеж
В. Атмосферный предел
Г. Атмосферный раздел
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. прибор для измерения атмосферного давления называется
А. Барометр
Б. Психрометр
В. Тонометр
Г. Пирометр
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. окатанные и отшлифованные текучей водой или морскими прибоями обломки горных пород от 10 до 100 мм в поперечнике
Галька
Б. Щебень
В. Глыбы
Г. Дресва
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. верхняя часть жерла вулкана чашеобразной или воронкообразной формы шириной от десятков метров до нескольких километров при глубине до нескольких сотен метров называется
А. Кратер
Б. Чаша
В. Воронка
Г. Блюдце
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. Представители этой профессии занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон
А. Метеоролог
Б. Охотник
В. Врач
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. метод исследования территории по ее аэро- и космофотографическим изображениям, заключающийся в распознавании объектов, определении их качественных и количественных характеристик и отображении условными знаками называется
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Эти люди занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность
А. Электрик
Б. Охотник
В. Водитель такси
Г. Геодезист
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Какому нормативному документу должно соответствовать качество воды в хозяйственно-питьевом водопроводе?
А) ГОСТ 2874-82
Б) СанПиН 1.2.3685-21 +
В) СНиП 2.04.02-84
Г) Такого не существует
ОТВЕТ: Б.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. проникновение поверхностных вод через крупные трещины, пустоты, карстовые каналы и воронки в толщу земной коры
ОТВЕТ: инфлюация.
2. подъем более нагретых от земной поверхности масс или струй воздуха с одновременным опусканием более холодных масс
ОТВЕТ: конвекция.
3. покров на коренных горных породах, образовавшийся в результате различных типов их выветривания
ОТВЕТ: кора выветривания.
4. аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
ОТВЕТ: красная книга.
5. верхний слой земной коры, характеризующийся отрицательной температурой горных пород и почв и наличием подземных льдов; образует часть криосферы
ОТВЕТ: криолитозона.
6. масса снега или льда, низвергающаяся с горных вершин или крутых склонов аналогично обвалу, обладающая огромной разрушительной силой и наносящая ущерб объектам экономики и окружающей природной среде
ОТВЕТ: лавина.
7. размыв земной поверхности постоянными или временными водотоками с образованием протяженных относительно узких рытвин (полых форм рельефа). Эта эрозия начинается со струек, сбегающих по наклонам рельефа после дождей. Образуется еле заметная ложбина временного водотока или промоина вдоль полевой борозды. При повторении дождя ложбинки углубляются, со временем превращаются в овраги, балки, пади, и, в конечном счете – в речные долины
ОТВЕТ: линейная эрозия.
8. верхняя оболочка Земли выше астеносферы. Она включает земную кору и верхнюю часть мантии, содержащую менее плотные вещества, чем нижняя ее часть
ОТВЕТ: литосфера.
9. ежегодно повторяющееся сезонное со-стояние самого низкого уровня в водотоке, обусловленное минимальным притоком воды с водосборной площади
ОТВЕТ: межень.
10. слежение за состоянием окружающей среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов
ОТВЕТ: мониторинг.
11. скопления плохо отсортированного обломочного материала, переносимого или отложенного ледниками
ОТВЕТ: морена; морены.
12. любой агент или фактор, вызывающий изменение числа хромосом ОТВЕТ: мутаген
13. изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменениях физиологических, морфологических и других признаков ОТВЕТ: мутация.
14. наросты льда поверх обычного ледяного покрова водотоков и на склонах гор в зонах многолетнемерзлых грунтов. Зимой, когда при перемерзании и сверху, и снизу от мерзлоты резко сужается живое сечение реки или путей грунтовых вод, вода под напором изливается на поверхность и растекается, периодически наращивая ледяную толщу. Иногда при многоводных источниках и водотоках излияния бывают настолько часты, что вода полностью не успевает замерзнуть, превращаясь в ледяную кашу. Это сильно вредит и транспортным путям, и горным выработкам, и населенным пунктам. Это
ОТВЕТ: наледь.
15. твердая ледяная корка на поверхности снега, образующаяся в результате оттепели или смачивания снега дождем и последующего замерзания воды
ОТВЕТ: наст.
16. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Федеральный Закон «О недрах»)
ОТВЕТ: недра
17. субъект предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, в том числе юридическое лицо и гражданин другого государства, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации он наделен правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами
ОТВЕТ: недропользователь.
18. все организмы, активно плавающие в толще воды водоемов, способные противостоять течению и самостоятельно перемещаться на значительные расстояния
ОТВЕТ: нектон.
19. место икрометания (нереста) рыб
ОТВЕТ: нерестилища.
20. жидкое горючее ископаемое осадочной оболочки Земли; сложная смесь различных углеводородов, кислородных, сернистых и азотистых соединений
ОТВЕТ: нефть.
21. исчезновение с определенной территории леса в результате антропогенной деятельности или естественных причин
ОТВЕТ: обезлесивание.
22. выход коренных горных пород на земную поверхность
ОТВЕТ: обнажение.
23. целостная и непрерывная оболочка Земли, среда деятельности человека; охватывает нижние слои атмосферы, верхние толщи литосферы, почти всю гидросферу и всю биосферу
ОТВЕТ: географическая оболочка.
24. глубокие, узкие, крутосклонные и вытянутые рытвины, созданные временными водотоками преимущественно в рыхлых, но вязких горных породах (глины, суглинки, лёсс)
ОТВЕТ: овраги.
25. природные водоемы, расположенные в естественных впадинах суши, которые заполнены пресными или солеными водами
ОТВЕТ: озера.
26. обработка воды или воздуха озоном для уничтожения микроорганизмов и устранения неприятных запахов
ОТВЕТ: озонирование.
27. отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части ОТВЕТ: оползень
28. деградация земель в аридных, полуаридных (семиаридных) и засушливых (субгумидных) областях земного шара, вызванная как деятельностью человека (антропогенными причинами), так и природными факторами и процессами
ОТВЕТ: опустынивание.
29. искусственное увлажнение почвы путем подвода воды на земли, испытывающие недостаток влаги в корнеобитаемом слое. Один из основных видов мелиорации
ОТВЕТ: орошение; ирригация
30. вид мелиорации, проводимой преимущественно в избыточно влажных ландшафтных зонах (тундролесье, леса, влажные субтропики) для удаления мешающей производственной деятельности поверхностной или почвогрунтовой воды
ОТВЕТ: осушение.
31. теплая погода среди зимы, когда тает снег, в умеренных и высоких широтах
ОТВЕТ: оттепель.
32. резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке, увеличение расхода воды, возникающее в результате обильных дождей, интенсивного таяния снега, ледников, залповых сбросов воды из водохранилищ
ОТВЕТ: паводок.
33. разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки
ОТВЕТ: падение реки.
34. полость в поверхностных толщах земной коры различной формы и размеров, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими отверстиями
ОТВЕТ: пещера.
35. непрерывно меняющееся состояние атмосферы, характеризуемое совокупностью значений метеорологических элементов
ОТВЕТ: погода.
36. ежегодно повторяющееся обычно в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня, что, как правило, сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы
ОТВЕТ: половодье
37. верхний тонкий слой земной коры (от десятков сантиметров до 2–3 м), покрытый растительностью и обладающий плодородием, – главный природный ресурс сельского хозяйства
ОТВЕТ: почва
38. полоса неподвижного морского льда, смерзшаяся с берегом и подводным береговым склоном
ОТВЕТ: припай
39. водный поток (река), впадающий в другой, более крупный водоток или водоем (озеро)
ОТВЕТ: приток.
40. искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивных потребностей, объемом до 1 миллиона кубических метров
ОТВЕТ: пруд.
41. графическое изображение геологического строения участка земной коры на плоскости
ОТВЕТ: разрез.
42. крепкий соляной раствор минеральных озер, лиманов, из которого получают соль. Осадок на соленых озерах
ОТВЕТ: рапа.
43. искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (например, открытые горные выработки)
ОТВЕТ: рекультивация.
44. совокупность форм неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту
ОТВЕТ: рельеф.
45. любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях
ОТВЕТ: ресурсы.
46. территория для складывания или захоронения твердых бытовых или промышленных отходов
ОТВЕТ: свалка.
47. грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней, интенсивного снеготаяния, реже при вулканических извержениях
ОТВЕТ: сель.
48. способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений
ОТВЕТ: толерантность.
49. горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного разложения болотных растений, как правило, в условиях избыточного увлажнения и затрудненного доступа кислорода
ОТВЕТ: торф.
50. зернистый снег, точнее, ледяные крупинки, образующиеся при перекристаллизации снега в результате многократного чередования таяния и замерзания воды, просачивающейся в снежную толщу
ОТВЕТ: фирн
51. УК РФ Статья 358. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет
ОТВЕТ: экоцид.
52. подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах
ОТВЕТ: водоснабжение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Мировой исторический опыт эксплуатации систем водопользования и водоотведения в ЖКХ.
2. Сущность эксплуатации систем водопользования в современном ЖКХ.
3. Сущность эксплуатации систем водоотведения в современном ЖКХ.
4. Водный кадастр.
5. Основные задачи и виды деятельности организаций занятых в сфере систем водопользования и водоотведения ЖКХ.
6. Санитарно-гигиенические, экономические, этические и эстетические аспекты охраны водных ресурсов.
7. Специфика коммунального водоснабжения и водоотведения, как участниках водохозяйственного комплекса.
8. Принципы планового водопользования в ЖКХ.
9. Управление водохозяйственным комплексом в ЖКХ.
10. Технологии планирования и реа¬лизации водопользования в ЖКХ.
11. Требования к водным источникам, используемым для водопользования в ЖКХ, их режиму и качеству.
12. Основные факторы, определяющие эколого-экономическую эффективность использования водных ресурсов в ЖКХ.
13. Правовые основы организации и эксплуатации систем водопользования и водоотведения ЖКХ.
14. Специфика основных водохозяйственных проблем в ЖКХ.
15. Прогнозы состояния водных ресурсов, используемых для водопользования в ЖКХ.
16. Водохозяйственные балансы, их виды, структура, принципы составления и роль в планировании и использования водных ресурсов в ЖКХ.
17. Основные направления совершенствования технологии планирования и реализации водопользования и водоотведения в ЖКХ.
18. Влияние водного фактора на размещение населения.
19. Примеры водопотребления и водоотведения в жилищно-коммунальном хозяйстве отдельных регионов Российской Федерации и других стран.
20. Организация выполнения внутрихозяйственного плана водопользования и водоотведения в ЖКХ.
21. Содержание системного плана водораспределения в ЖКХ. Исходные данные для его составления.
22. Составление плана забора воды в горводоканалах для нужд ЖКХ.
23. Коэффициент полезного действия систем водопользования и водоотведения в ЖКХ. Пути повышения К.П.Д.
24. Определение расчетных расходов воды систем водопользования и водоотведения в ЖКХ, исходные данные для расчетов.
25. Контроль и мониторинг состояния водных объектов и эксплуатационных систем в России и Мире.
26. Водоохранные зоны и зоны санитарной охраны.
27. Водоохранные мероприятия и технологии.
28. Фильтрационных потери из систем водопользования и водоотведения ЖКХ.
29. Метрологическое обеспечение эксплуатации пунктов водоучета систем водопользования в ЖКХ.
30. Состав, структура и виды деятельности подразделений служб эксплуатации по метрологическому обеспечению водоучета систем водопользования и водоотведения ЖКХ.
31. Виды планового технического обслуживания (ПТО) элементов систем водопользования и водоотведения ЖКХ, периодичность их проведения.
32. Сущность замкнутого водооборота в системах водопользования и водоотведения ЖКХ, его применение.
33. Водоочистка и мониторинг качества сточных вод.
34. Водоподготовка и мониторинг качества вод, поступающих в системы водопользования.
35. Пути оптимизации работы систем и объектов водоснабжения и водоотведения в ЖКХ.
36. Общие требования, предъявляемые к подземным водозаборам.
37. Общие требования, предъявляемые к поверхностным водозаборам.
38. Экологические проблемы, возникающие при эксплуатации подземных водозаборов.
39. Экологические проблемы, возникающие при эксплуатации поверхностных водозаборов.
40. Требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека при осуществлении функционирования системам водопользования и водоотведения ЖКХ.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Среднестатистический человек потребляет 200-250 л воды в сутки. Сколько тогда составит его месячное потребление
2. Для ухода за домашними животными, птицей имеются нормы потребления воды. В них включены расходы на уборку загонов, клеток и кормушек, кормление и т.п. На корову предусмотрено 70-100 л, лошадь – 60-70 л, свинью – 25 л, а на курицу, индейку или гуся – всего лишь 1-2 л. Во сколько раз нормы потребления воды отличаются от самых малых до самых больших.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Э.В. Сазонов Экология городской среды: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Пугина О. А. Правовое регулирование энергетической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Сазонов Э. В. ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Сапцин, В.П Эксплуатация и мониторинг систем и сооружений: учебное пособие: учебное пособие Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов А. И., Борисов А. Ф. Экология техносферы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Стрелков А. К., Теплых С. Ю Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник: учебник Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие: Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
Л2.4 Д. А. Дурникин Экология водоемов: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.5 Быков А.П. Инженерная экология: Часть 4. Основы экологии производства: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
Л2.6 Стрелков А. К., Теплых С. Ю. Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.7 А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов Экология техносферы : Н. Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всероссийский экологический портал www.ecoportal.ru
Э2 Природа: национальный портал. www.priroda.ru
Э3 Эколайн: справочно-информационная служба. www.ecoline.ru
Э4 Экологический портал «Экознание». www.eco.iuf.net
Э5 Экологический словарь. www.cntd.ru
Э6 Павлинова, И. И. Водоснабжение и водоотведение : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Павлинова, В. И. Баженов, И. Г. Губий. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 380 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00626-1. www.biblio-online.ru/book/4D31AFA4-8724-4892-BE73-9F7EB6443065.
Э7 Феофанов, Ю. А. Инженерные сети: современные трубы и изделия для ремонта и строительства : учебное пособие для академического бакалавриата / Ю. А. Феофанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 157 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04169-9. www.biblio-online.ru/book/C5D28623-F9F3-40C1-8963-09C6FD474326.
Э8 Сибагатуллина, А.М. Водоснабжение : учебное пособие / А.М. Сибагатуллина ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016. - Ч.1 Наружные сети и сооружения. - 104 с. : табл., схем., ил. - Библиогр.: с. 81. - ISBN 978-5-8158-1635-0; ISBN 978-5-8158-1636-7 (Ч. 1) biblioclub.ru
Э9 Тихоненков, Б.П. Насосы и насосные станции : учебное пособие : в 2-х ч. / Б.П. Тихоненков ; Министерство транспорта Российской Федерации, Агенство морского и речного флота, Московская государственная академия водного транспорта. - Москва : Альтаир-МГАВТ, 2005. - Ч. 1. Насосы. - 121 с. : ил., табл., схем. biblioclub.ru
Э10 Самусь, О.Р. Водоснабжение и водоотведение с основами гидравлики : учебное пособие / О.Р. Самусь, В.М. Овсянников, А.С. Кондратьев. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 128 с. : табл., рис., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-9555-8 biblioclub.ru
Э11 Курс в Moodle "Системы водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме сдачи практического задания;
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр).
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий,презентации, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете:
На зачет выносятся два вопроса из общего перечня вопросов к зачету, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-50 – «зачтено», 0-49 – «не зачтено».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных ком-петенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисципли-ной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 во-проса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовле-творительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего обра-зования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.