МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медико-экологические основы устойчивого развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Медико-экологические основы устойчивого развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко Вадим валерьевич, к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Заведующий кафедрой Скрипко Вадим валерьевич, к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов понимания взаимосвязей между качеством окружающей среды и здоровьем человека; обеспечение комплексного и системного подхода к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания и к решению проблем устойчивого развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.взаимосвязи между социальной экологией, медицинской географией, медициной экологической и концепцией устойчивого развития; факторы риска окружающей среды и их воздействие на здоровье и качество жизни населения; цели устойчивого развития (из повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года), направленные на обеспечение сохранения здоровья населения; причины возникновения «болезней цивилизации», инфекционных заболеваний и последствия их проявления; группы заболеваний, вызывающих сложную эпидемиологическую ситуацию в мире, отдельных странах и их регионах.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить обработку собранных данных и их сопряженный анализ, сравнивать, систематизировать, обобщать полученные материалы; анализировать статистические данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по заболеваемости и смертности населения для отдельных групп заболеваний (на примере отдельных стран мира и России); составлять характеристику факторов формирования медико-географической, медико-экологической обстановки в отдельном регионе России или другого государства; составлять аннотацию и проводить реферирование научных публикаций и документов в области медико-экологических аспектов устойчивого развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми знаниями из экологии человека, социальной экологии, устойчивого развития для обеспечения понимания различных факторов среды, воздействующих на здоровье и качество жизни нселения; способами обработки статистических данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Федеральной службы статистики, Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае"; комплексным и системным подходом к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания и к решению проблем устойчивого развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Медико-экологические основы устойчивого развития".
1.1. Введение в курс «Медико-экологические основы устойчивого развития. Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4
1.2. Введение в курс. Взаимодействие наук об окружающей среде и здоровье населения с целями устойчивого развития. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.4, Л2.2
1.3. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.4, Л2.2
Раздел 2. Факторы риска окружающей среды и их воздействие на здоровье человека.
2.1. Факторы риска окружающей среды и их воздействие на здоровье человека. Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4, Л3.2
2.2. Воздействие факторов риска окружающей среды на здоровье человека. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4, Л2.2
2.3. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
2.4. Приоритет сохранения здоровья населения как основная задача политики государства и необходимое условие для достижения целей устойчивого развития. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.4, Л2.2
2.5. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Здоровье человека как фактор, определяющий возможности устойчивого развития.
3.1. Здоровье человека как фактор, определяющий возможности устойчивого развития. Лекции 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4
3.2. «Болезни цивилизации» - основная причина высокой заболеваемости и смертности населения мира в современный период. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4
3.3. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4
3.4. Инфекционные болезни – одни из лидеров по распространенности среди населения мира в современный период. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.4
3.5. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.4
Раздел 4.
4.1. Экологическая обусловленность нарушений здоровья человека. Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4
4.2. Эпидемиологическая ситуация в современном мире и России. Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.4
4.3. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
4.4. Медико-географический анализ территории Алтайского края (или другого региона России или зарубежья). Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4, Л3.2
4.5. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.6. Подготовка к зачету Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
Л1.2 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 7
Л2.2 Реймерс Н.Ф. Природопользование: Мысль, 1990
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Силантьева М.М., Карлова Н.В., Мироненко О.Н.. Оновы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие Барнаул :Изд-во АлтГУ, 2008. elibrary.asu.ru
Л3.2 И.А. Хлебович, Ю.И. Винокуров, И.Н. Ротанова, В.С. Ревякин Медико-экологический атлас Алтайского края: научно-методические ос-новы разработки и состав-ления Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000
Л3.3 Вайнер Э.Н. Валеология: учеб. для вузов М.: Флинта, 2007
Л3.4 Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: : учеб. для вузов М. : Академия, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба статистики – актуальная медико-демографическая информация www.gks.ru
Э2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ www.socionauki.ru
Э3 Курс в Moodle «Медико-экологические основы устойчивого развития» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Медико-экологические основы устойчивого развития" предполагает освещение актуальных вопросов, связанных с обеспечением коллективного и индивидуального здоровья населения в современных условиях на разных уровнях (глобальном, национальном, региональном).
Освоение содержания дисциплины "Медико-экологические основы устойчивого развития" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 8 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
Во время лекции по учебной дисциплине "Медико-экологические основы устойчивого развития" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъяснять ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины. Обязательным требованием к студенту является - работа с периодическими научными изданиями.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям, которые составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов; 2) письменной работой.