МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы особо охраняемых природных территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы особо охраняемых природных территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучение взаимозависимости и взаимодействия в системе "общество – природа" на определенной территории и с помощью системы территориальных ограничений природопользования,
- ознакомление студентов с особенностями структуры и функционирования наиболее важных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы создания современной системы ООПТ. Категории ООПТ в зарубежных странах и России;
- роль ООПТ в осуществлении концепции устойчивого развития;
- направления основной деятельности заповедников и национальных парков;
- основные характеристики сети ООПТ своего региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.- обосновать и аргументировать необходимость создания ООПТ разных типов на теоретическом или практическом (конкретном) примере;
- понимать стратегию развития системы особо охраняемых природных территорий в РФ
-соотносить особенности природных категорий и оптимальные для них формы ООПТ,

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- терминологией, связанной с ООПТ, основными положениями нормативно-правовой базы, необходимыми для организации ООПТ, их охраны, управления;
- методами сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, поддержания общего экологического баланса и содействие устойчивому развитию регионов и государства в целом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы функционирования ООПТ
1.1. Научно-теоретические основы дисциплины Лекции 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.2. Концептуальные подходы к созданию ООПТ. Классификация МСОП Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.4. История развития ООПТ в России Лекции 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.5. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.6. Основные категории ООПТ Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.7. Соответствие основных категорий ФООПТ России категориям МСОП Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.8. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 7 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.9. Обеспечение функционирования ООПТ Лекции 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.10. Правовые основы обеспечения функционирования ООПТ Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.11. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.12. Биосферные резерваты Лекции 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.13. Территории Всемирного наследия. Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.14. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.15. Заповедник - высшая форма охраны природы Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.16. Научная деятельность заповедников Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.17. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
Раздел 2. Экологические аспекты сохранения биологического разнообразия заповедников
2.1. Теория островной биогеографии и особо охраняемые природные территории Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.2. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.3. Основные задачи особо охраняемых природных территорий Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.4. Основные биомы суши и наличие в них особо охраняемых природных территорий Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.5. Красные книги Практические 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.6. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.7. Поддержание ландшафтно-экологического равновесия Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.8. Экологическое просвещение - вид деятельности заповедников на современном этапе Практические 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.9. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3135
Оценка сформированности компетенций ОПК-4:
владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Укажите название, первого государственного российского заповедника, дата образования которого 11.01.1917г.
а) Остров Врангеля
б) Баргузинский
в) Комсомольский
г) Тигирекский
Ответ: б
2. Установите соответствие:
а) предназначен для сохранения и восстановления объектов и комплексов неживой природы
б) предназначен для сохранения и восстановления природных комплексов или ландшафтов
в) предназначен для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экосистем
г) предназначен для восстановления и сохранения редких и исчезающих видов растений и животных
1) комплексный профиль заказника
2) геологический профиль заказника
3) биологический профиль заказника
4) гидрологический профиль заказника
Ответ: а2; б1; в4; г3
3. За нарушение законодательства России об ООПТ предусмотрены следующие виды ответственности:
а) административная
б) уголовная
в) один из вариантов в зависимости от величины экологического ущерба, нанесенного нарушением
г) выплата штрафа за экологический ущерб
4. Решение об организации ООПТ федерального значения может принимать:
а) органы местного самоуправления
б) Правительство Российской Федерации
в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Ответ: б
5. В какой исторический период была сформирована основа для создания природных заповедников:
а) в конце XVII–XX столетий
б) в конце XX–XXI столетий
в) в конце XIX–XX столетий
Г) начало XXI столетия
Ответ: в
6. Сколько заповедников России имеют статус международного резервата биосферного типа:
а) 33
б) 17
в) 21
Г) 50
Ответ: в
7. В каком году на территории России были созданы первые парки национального масштаба:
а) 1983 +
б) 1993
в) 1971
Г) 1991
Ответ: а
8. Особо охраняемые природные территории:
а) участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением Президента Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны
б) участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны
в) участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны
Ответ: б
9. Данная охраняемая природная территория создается на время, необходимое для выполнения поставленных задач:
а) заказник
б) заповедник
в) национальный парк
г) памятник природы
Ответ: а
10. Заповедник – это
а) участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору;
б) охраняемая природная территория, на которой под охраной находится весь природный комплекс;
в) территория, на которой охраняются только отдельные виды животных, растений, водные или лесные пространства;
г) крупный участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Ответ: б
11. Установите соответствие:
а) ледяная зона 1. Дарвинский заповедник
б) зона тундры 2. Сочинский национальный парк
в) зона лесов 3. Таймырский заповедник
г) зона степей 4. Заповедник на острове Врангеля
д) зона пустынь 5. Заповедник «Стрелецкая степь»
е) субтропическая зона 6.Заповедник «Чёрные земли»
Ответ: а-4, б-3, в-1, г-5, д-6, е-2
12. К биосферным заповедникам, находящимся на территории РФ, относится:
а) Кавказский
б) Кузнецкий Алатау
в) Буреинский
г) Кандалакшский
Ответ: а
13. Какой из ниже перечисленных типов ООПТ не относится к международным категориям ООПТ:
а) строгий природный резерват
б) памятник природы
в) национальный парк
г) природный заказник
Ответ: г
14. Что не является задачей природных парков
а) сохранение природных систем и ландшафтов
б) создание условий для отдыха и туризма
в) экологический мониторинг
г) разработка и внедрение эффективных механизмов охраны природы
Ответ: г
15. Выберите первый национальный парк в России:
а) Куршская коса
б) Русский Север
в) Югыд ва
г) Сочинский
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Закончите фразу:
Сохранение максимального биологического разнообразия Земли необходимо для___________________________.
Ответ: сохранения общей для всех организмов среды обитания.
2. Заполните пропуск
Для территории Российской федерации характерен ________________ тип функционального зонирования национальных парков.
Ответ: полицентрический
3. Ответьте на вопрос.
Какова цель создания заповедников?
Ответ: сохранение и изучение естественного хода природных процессов, генетического фонда растений и животного мира
4. Заполните пропуск.
Основной целью_________________________ конвенции является создания Всемирной сети водно-болотных угодий.
5. Дендрологические парки и ботанические сады- это
Ответ: природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности
6. На какой срок территории под заповедниками изымаются из хозяйственной эксплуатации?
Ответ: пожизненно
7. Памятники природы – это
Ответ: уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения
8. В каком году в силу вступил закон РФ «Об охране окружающей среды»
Ответ: 2002 году
9. Ландшафтно-рекреационный парк – это
Ответ: природоохранный рекреационный объект регионального значения, который создается в целях сохранения в природном состоянии типичных или уникальных природных комплексов и объектов, а также обеспечения условий для организованного отдыха населения.
10. Этот заказник представляет особый исторический интерес, так как на его территории находится часть Обь-Енисейского канала, соединяющего через свои притоки реки Обь и Енисей- ______________________.
Ответ: «Кеть-Касский»
11. ________________ - — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Ответ: Особо охраняемые природные территории
12. _____________________ - это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Ответ: национальные парки
13. ______________ - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Ответ: Памятник природы
14. Имущество государственных природных заповедников является _________________ собственностью.
Ответ: федеральной
15. На ______________________________ возлагаются следующие задачи: сохранение природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
Ответ: природные парки
16. Перечислите основные задачи национального парка
Ответ: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха
17. На территории какой категории ООПТ, в границах рекреационной зоны могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства.
Ответ: национальный парк
18. На территориях ____________________, где проживают коренные малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
Ответ: государственных природных заказников
19. Для государственного природного заповедника или национального парка установлена минимальная ширина охранной зоны, составляющая _____________.
Ответ: 1 км
20. Государственные природные заповедники – это участки территории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенций ПК-16:
владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выделите категорию ООПТ, территории которой должны подвергаться функциональному зонированию:
а) памятники природы
б) заказники
в) природные парки
г) природные памятники
Ответ: в
2. Укажите верное определение понятию «экологический мониторинг»:
а) форма учета природных ресурсов
б) наблюдение и контроль за состоянием отдельных компонентов окружающей человека природной среды
в) оценка воздействия человека на окружающую среду
г) система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды
Ответ: г
3. Особо охраняемые природные территории, в границах которых выделяются участки, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии:
а) национальные парки
б) заказники
в) природные парки
г) дендрологические парки
Ответ: а
4. Особо охраняемые природные территории, в границах которых выделяют зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение:
а) национальные парки
б) заказники
в) природные парки
г) дендрологические парки
Ответ: в
5. Особо охраняемые природные территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов, редких и исчезающих видов растений и животных, ископаемых объектов, водных объектов и экосистем, комплексов неживой природы
а) национальные парки
б) заказники
в) ботанические сады
г) государственные природные заповедники
Ответ: г
6. Особо охраняемые природные территории, созданные для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия
а) памятники природы
б) заказники
в) ботанические сады
г) государственные природные заповедники
Ответ: в
7. Зона национального парка, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности называется
а) заповедная зона
б) санитарно-защитная зона
в) рекреационная зона
г) особо охраняемая зона
Ответ: а
8. Зона национального парка, в которой возможно размещение объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров
а) заповедная зона
б) санитарно-защитная зона
в) рекреационная зона
г) особо охраняемая зона
Ответ: в
9. Особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры
а) природно-исторический парк
б) экологический парк
в) заповедный участок
г) городской сад
Ответ: а
10. Специализированная особо охраняемая природная территория, предназначенная для отработки методов и приемов сохранения, восстановления и рационального использования территорий природного комплекса, с учетом специфики их местоположения, экологизации градостроительной и хозяйственной деятельности на территории города, экологического просвещения и природоохранного воспитания населения
а) природно-исторический парк
б) экологический парк
в) заповедный участок
г) городской сад
Ответ: б
11. Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" принимает
а) Правительство РФ
б) органы государственной власти
в) Росприроднадзор
г) Министерство природных ресурсов и экологии
Ответ: а
12. Виды мониторинга на территории ООПТ подразделяются на три группы:
а) обязательные для выполнения на всех ООПТ;
б) обязательные для выполнения на всех ООПТ, где представлены соответствующие объекты и имеются условия для выполнения необходимых работ;
в) факультативные, выполняемые, при наличии соответствующих объектов, условий и возможностей.
г) все перечисленное
Ответ: г
13. Мониторинг, определяющий состояние абиотической составляющей биосферы и антропогенных изменений в экосистемах, связанных с воздействием загрязнения, сельскохозяйственным использованием земель, урбанизацией, состоянием лесов
а) экологический
б) биологический
в) геофизический
г) климатический
Ответ: а
14. На территории зоны познавательного туризма ООПТ запрещается:
а) организация оборудованных туристических стоянок на маршрутах
б) осуществление благоустройства без элементов урбанизации
в) сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол
г) проведение рубок ухода
Ответ: в
15. Ландшафтно-географический подход в выделении ООПТ предложен:
а) Л.С. Бергом
б) Н.Ф. Реймерсом
в) В.В. Докучаевым
г) Г.Ф. Морозовым
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Заповедный участок – это
Ответ: особо охраняемая природная территория, предназначенная для использования в научных целях как объект биологического мониторинга или место постоянного или временного обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.
2. Особо охраняемая природная территория, представляющая собой участок леса, расположенный в городской черте, и выполняющая средозащитные, климаторегулирующие, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, оказывающие положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающие благоприятные условия отдыха людей в лесной обстановке – это _________________
Ответ: городской лес
3. Паспорт ООПТ содержит следующие разделы:______________________________
Ответ: наименование ООПТ, описание местоположения, площади и границ ООПТ, план; перечень зон и участков ООПТ и их площади
4. Охранные зоны создаются ООПТ для защиты территории ООПТ от _______________________.
Ответ: неблагоприятных антропогенных воздействий
5. Перечислите основные организационно - хозяйственные мероприятия по регулированию численности рекреантов___________________________________
Ответ: оборудование в пределах зон участков массового посещения; установка в устойчивых к рекреации насаждениях малых архитектурных форм; устройство постоянных приютов для длительного и кратковременного отдыха, устройство рационально спланированной дорожно-тропиночной сети; сооружение благоустроенных автостоянок близ дорог.
6. Задачи эколого-просветительской деятельности на ООПТ являются:__________________________________________.
Ответ: расширение знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к живой природе, вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность
7. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях___________________________________________________________
Ответ: оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов
8. Перечислите функциональные зоны национальных парков
Ответ: заповедная, особо охраняемая, зона познавательного туризма, рекреационная, зона охраны историко-культурных объектов, хозяйственного назначения, традиционного природопользования
9. Система мониторинга представляет собой ежегодную сводку данных о состоянии заповедных территорий и компонентов экосистем, включая охраняемые популяции растений и животных, интересные природные объекты, называется _____________.
Ответ: летопись природы
10. Биологическая ценность ООПТ – это________________________________________
Ответ: значимость территории для сохранения как определенных видов флоры и фауны, так и биоразнообразия в целом.
11. К Индикаторам воздействия на территории ООПТ относят:____________________________
Ответ: общий уровень негативных воздействий на ООПТ, рекреационная нагрузка.
12. К индикаторам состояния биоразнообразия ООПТ относят: ______________________.
Ответ: видовое богатство, индекс концентрации видового богатства, уровень эндемизма, количество редких и исчезающих видов, доля адвентивных видов во флоре, доля инвазивнных видов в фауне, индекс редких видов, численность редких и хозяйственно-значимых видов фауны.
13. Дополните предложение: «Всесторонняя инвентаризация и мониторинг биоразнообразия требуются для реализации норм относительно ведения __________________________»
14. Ответ: Красной книги Российской Федерации и Красных книг субъектов Российской Федерации
Красных книг субъектов Российской Федерации
15. Заполните пропуск: «Классификация редких видов (подвидов, популяций) животных по степени необходимости принятия первоочередных, неотложных мер – __________________, применяемый во многих странах мира, позволит определить административные, организационные и экономические приоритеты в природоохранной деятельности органов государственной власти и общественных организаций»
Ответ: природоохранный статус вида
16. В рамках какого направления проводятся исследования различных природных компонентов ООПТ и их свойств: геологического строения и рельефа, особенностей климата, природных вод, почв, растительного и животного мира, однако традиционно преобладают исследования двух последних биотических компонентов?
Ответ: инвентаризация природы заповедников
17. Способ защитить ценные территории до придания статуса ООПТ, называется - _______________________.
Ответ: резервирование земель.
18. Назовите главное отличие национальных парков от заповедников
Ответ: наличие зонирования территории.
19. Один из способов минимизации эффекта "фаунистического коллапса" является________________________.
Ответ: уменьшение эффекта изолированности путем снижения антропогенных нагрузок в окружающих ООПТ ландшафтах, организация экологических коридоров и создание буферных зон вокруг резерватов.
20. Основная задача организации экологических коридоров на территории ООПТ заключается в _______________________________________.
Ответ: создании возможностей для свободной миграции видов между экологическими ядрами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы к зачёту:
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Категории ОПТ, принятые в международной классификации. Проблемы терминологии в современной природоохранной практике.
2. Национальные парки как основная форма ООПТ в зарубежных странах.
3. Концепция системы охраняемых природных территорий (СОПТ) России. Термины и определения.
4. Современная система ОПТ в России.
5. Заповедники. Цели и задачи. Режим охраны.
6. Научная деятельность в заповедниках. Летопись природы.
7. Экологическое просвещение в заповедниках. Экологическая тропа.
8. Национальные парки. Зонирование территории. Территориальное распределение.
9. Заказники. Цели и задачи. Классификация отечественных заказников.
10. Биосферные резерваты и всемирное природное наследие – охраняемые объекты имеющие международный статус.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Поддержание ландшафтно-экологического равновесия. Факторы поддержания ландшафтно-экологического равновесия. Оптимальное соотношение природных и антропогенно-преобразованных ландшафтов.
2. Экологический каркас Алтайского края. Ключевые районы устойчивого развития.
3. Анализ репрезентативности и полноты системы ФООПТ: географическая репрезентативность.
4. Организационные аспекты управления объектами Всемирного природного наследия.
5. Требования, предъявляемые территориям биосферных резерватов. Отличия биосферных резерватов от классических заповедников и аналогичных ОПТ.
6. Обзор деятельности национальных парков России и Ближнего зарубежья.
7. Отечественные и зарубежные примеры классификации охраняемых территорий.
8. Современная стратегия Биосферных резерватов (Севильская стратегия).
9. Критерии и условия включения природных объектов в список Всемирного наследия.
10. Российские объекты Всемирного природного наследия
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов, А. Н. Охраняемые природные территории: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Байлагасов, Л.В. Теория и практика заповедного дела: уч. пособие Горно-Алтайск : РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135303
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бабенко, В.Г. Основы биогеографии : учебник для вузов Москва : Прометей, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Темнова, Е.Б. Биокаркас территории: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ляпустин, С.Н. Правовые основы охраны природы : учебное пособие Владивосток : Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
Э2 1. Wilson E.O., Perlman D.L. Conserving Earth’s Biodiversity (an interactive learning experience for studying conservation biology and environmental science). Washington: Iseland Press, 2000. 500 MB. (Электронный учебник с иллюстрациями, фотографиями и видеороликами).
Э3 2. Заварзин А.А. Биоразнообразие и охрана природы (компьютерная презентация доклада) // Первый летний сертификационный курс «Устойчивое развитие и экологический менеджмент» (29 мая -12 июня 2005 г.). Санкт-Петербург: СПбГУ, 2005. 52 слайда (формат .ppt).
Э4 http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
Э5 http://plantlife.ru Жизнь растений
Э6 http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
Э7 http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Э8 http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
Э9 http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
Э10 http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
Э11 http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
Э12 http://www.bookblack.ru/ Чёрная книга флоры Средней России. Чужеродные виды растений в экосистемах Средней России.
Э13 http://www.sevin.ru/invasjour/ Российский Журнал Биологических Инвазий
Э14 http://www.issg.org/database/species/ecology.asp?si=67&fr=1&sts=&lang=EN Global Invasive Species Database
Э15 Курс в Moodle «Системы особо охраняемых природных территорий» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
http://plantlife.ru Жизнь растений
http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.