МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Урбоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Урбоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины: продолжить формирование представления у студентов об организации городской территории и ее экологическом состоянии.
Задачи:
1) рассмотреть особенности городской системы (на примере отдельного города по выбору студента);
2) ознакомиться со структурой и содержанием свода правил (строительными нормами и правилами) по градостроительству и генеральным планом города (на примере отдельного города по выбору студента);
3) провести анализ содержания генерального плана (проекта) города (по выбору студента) и выявить особенности организации его территории (на уровне поселения и отдельного района/микрорайона);
4) выявить действие климатических, ландшафтно-географических и санитарно-экологических факторов на организацию территории (на уровне городского поселения или отдельного его района);
5) провести комплексную экологическую оценку территории города, выявив при этом экологические проблемы города;
6) охарактеризовать систему мониторинга атмосферного воздуха, водных объектов и почв в пределах городских поселений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект и предмет "Урбоэкологии" как прикладного направления; научные основы "Урбоэкологии" (учения, теории, концепции); таксоны урбанизированного расселения; экологические основы территориального планирования городов; типы планировки городов; особенности функционального, градостроительного, территориального зонирования городов; организационную структуру территории города; структуру генерального плана города; перечень факторов, влияющих на планировочную структуру города и его отдельных территорий, а также на содержание генерального плана города; план комплексной планировочной и экологической оценки территории города.
3.2.Уметь:
3.2.1.отличать типы планировки городов и определять их на генеральных планах; выделять структурные элементы функционального, градостроительного, территориального зонирования городов; составлять характеристику общих и специфических особенностей организации города; анализировать содержание генерального плана города; выделять экологические проблемы города и называть причины их формирования; определять пути решения сложившихся экологических проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки работы (владение умением) с картографическими материалами, ресурсами (для выявления различных показателей) и статистическими данными; навыки работы с генеральным планом города (поселения).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы урбоэкологии
1.1. Основы урбоэкологии Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Устойчивое развитие урбанизированных территорий Практические 5 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Основы урбоэкологии Сам. работа 5 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие городов и городских систем
2.1. Развитие городов и городских систем Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Развитие городов и городских систем Сам. работа 5 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Город как экосистема
3.1. Город как экосистема Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.2, Л1.1
3.2. Почвенный покров в городах Практические 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л2.2
3.3. Город как экосистема Сам. работа 5 6 ОПК-7, ПК-16 Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Экологическая эффективность различных видов и форм населения
4.1. Экологическая эффективность различных видов и форм населения Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.2, Л1.1
4.2. Воздушная среда города Практические 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.2
4.3. Экологическая эффективность различных видов и форм населения Сам. работа 5 8 ОПК-7, ПК-16
Раздел 5. Понятие об экополисе
5.1. Понятие об экополисе Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
5.2. Водная среда города Практические 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.2
5.3. Понятие об экополисе Сам. работа 5 6 ОПК-7, ПК-16 Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Взаимодействие городов с абиотическими компонентами окружающей сприродной среды
6.1. Взаимодействие городов с абиотическими компонентами окружающей сприродной среды Лекции 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
6.2. Шумовое загрязнение в городах Практические 5 4 ОПК-7, ПК-16 Л2.2
6.3. Взаимодействие городов с абиотическими компонентами окружающей сприродной среды Сам. работа 5 6 ОПК-7, ПК-16 Л2.3
Раздел 7. Аркология
7.1. Городские отходы Практические 5 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.2, Л2.3
7.2. Аркология Сам. работа 5 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Урбоэкология" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2613.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К какой группе городов относится поселение с населением 700 000 человек?
a. К малым.
б. К средним.
в. К большим.
г. К крупным.
ОТВЕТ:г
Вопрос 2. Ложной урбанизацией называется?
a. Процесс переселения из деревень и посёлков в малые города.
б. Процесс переселения из малых городов в большие.
в. Процесс переселения из сельской местности в городские трущобы.
ОТВЕТ:в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это наука, изучающая экологические аспекты городской среды и взаимодействие между городскими системами и окружающей природой.
ОТВЕТ: Урбоэкология.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-16: владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Аркология – архитектурная концепция, учитывающая экологические факторы при проектировании?
a. Застройки территории.
б. Исторической части города.
в. Сред обитания человека.
г. Промышленных зон.
ОТВЕТ:в
Вопрос 2.Главные загрязнители воздуха в городах?
a. Легкая промышленность и хлебозаводы.
б. Различные пищевые комбинаты и типографии.
в. Энергетика и транспорт.
г. Учреждения быта и строительные комбинаты.
ОТВЕТ:в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.В рамках урбоэкологии студенты изучают влияние ____________ на окружающую среду и методы улучшения экологической устойчивости городских территорий.
ОТВЕТ: Городских систем.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Ознакомьтесь со структурой СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированной редакцией СНиП 2.07.01-89*). Охарактеризуйте его основные структурные части.
2. Используя собранные Вами данные о городе (по выбору студента), заполните таблицу "Характеристика городского поселения (указать название) как объекта системы расселения" (показатели: административное положение поселения, положение поселения в системе расселения, этапы становления города (по основным периодам), характеристика города по величине (численности), специализации, функциям, основные выводы).
3. Используя данные генерального плана (проекта) города (по выбору студента) охарактеризуйте общую организацию территории городского поселения, заполнив таблицу "Организация территории городского поселения" (показатели: 1) площадь поселения, изменение границы поселения за период его становления и развития, факторы, определившие развитие территории города; 2) планировочная структура города; размещение функциональных зон в пределах города; 3) состав территориальных зон в поселении; 4) учет факторов размещения производственной зоны в пределах поселения; 5) система зеленых насаждений в поселении и площадь зеленых насаждений города на 1 человека; 6) транспортная инфраструктура в городе и ее влияние на развитие города; 7) основные выводы).
4. Используя данные генерального плана (проекта) города (по выбору студента) охарактеризуйте специфические особенности организации территории городского поселения или отдельного его района, заполнив таблицу "Специфические особенности организации территории городского поселения или отдельного его района (на примере …………………………)". Основные показатели: 1) жилая застройка (этажность строений, наличие микрорайонов); 2) Общественно-деловая застройка (количество школ, детских садов, ССУЗов, ВУЗов; учреждения здравоохранения; учреждения культуры и искусства; предприятия торговли; организации и учреждения управления; учреждения ЖКХ); 3) Производственные зоны (наличие промышленных зон (территориальное размещение с указанием размеров ССЗ)); 4) Транспортная инфраструктура города (наличие транспортных сооружений; система городского транспорта (перечень видов транспорта); наличие транспортных магистралей и развязок); 5) Система озеленения города (категории зеленых насаждений по функциональному значению (включая примеры); размещение зеленых насаждений по территории города).
5. Используя материалы тематических карт атласа Алтайского края (том 1) или атласов других регионов России или других стран, заполните следующую таблицу "Учет природно-климатических факторов при организации территории ………(укажите город)". В таблице д.б. следующие колонки: природно-климатические факторы, характеристика показателя, результат комплексного экологического анализа. В таблице д.б. отражены следующие показатели: 1) климатические (среднегодовая температура воздуха, годовая амплитуда температуры воздуха; роза ветров (по 8 румбам); влажность воздуха; 2) ландшафтно-географические (геологические и гидрологические условия, геоморфологические условия (характеристика рельефа и угла наклона территории, гидрологические условия (краткая характеристика рек, озёр, водохранилищ, прудов в пределах города)); 3) санитарно-экологические (предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимый уровень, санитарно-защитные зоны, зеленые насаждения (озеленение города)).
6. Используя материалы выполненных практических работ, определите результаты комплексного экологического анализа, заполнив таблицу "Факторы, определяющие экологическое состояние территории в пределах городского поселения или отдельного района города …… (укажите название городского поселения)". Первая колонка включает : перечень факторов, определяющих экологическое состояние в пределах городского поселения или отдельного района города (загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, загрязнение атмосферного воздуха частным жилым сектором, уровень загрязнения атмосферного воздуха и индекс загрязнения атмосферы; источники сбросов загрязняющих веществ в водоемы; техногенные нарушения почвогрунтов, полигоны и свалки промышленных и коммунальных отходов, золоотвалы предприятий теплоэнергетики; химические вещества и их соединения, которые сбрасываются в водные объекты города /района города; опасные природные явления и процессы, негативно влияющие на территорию города/района города; застройка территории города, прокладывание коммуникаций; факторы, являющиеся причиной формирования экологических проблем в пределах города и его окрестностей; экологическая ситуация в отдельной(ых) части(ях) города: 1) благоприятная (удовлетворительная); 2) напряженная; 3) конфликтная; 4) критическая; 5) кризисная; 6) катастрофическая. Вторая колонка: характеристика.
7. Составьте тематическую презентацию "Факторы, определяющие экологическое состояние территории в пределах городского поселения или отдельного района города …… (укажите название городского поселения)" и проведите ее защиту.
8. Организация мониторинга атмосферного воздуха в пределах городской территории (составление блок-схемы).
9. Организация мониторинга водных объектов в пределах городской территории (составление блок-схемы).
10. Организация мониторинга почв в пределах городской территории (составление блок-схемы).















5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении, в конце 7 семестра, зачёта по всему изученному курсу. Зачёт проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Вопросы к зачету «Урбоэкология».
1. Предмет урбоэкологии.
2. Научные основы урбоэкологии.
3. Методологические подходы.
4. Города древнего мира и средневековья.
5. Города индустриальной эпохи.
6. Города постиндустриальной эпохи.
7. Экологические аспекты урбанизации.
8. Город – сложная полиструктурная система.
9. Экосистемные характеристики города.
10. Экологическая эффективность различных видов и форм расселения.
11. Понятие об экополисе.
12. Города и литосфера.
13. Города и гидросфера.
14. Города и атмосфера.
15. Города и биота.
16. Влияние физических факторов.
17. Влияние загрязнения городской среды на здоровье населения.
18. Аркология.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перцик Е. Н. Геоурбанистика: учебник М.: Академия, 2009
Л1.2 Тетиор А.Н. Городская экология: учеб. пособие М.: Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред.: Е. Е. Демидова, А. М. Лельчук, С. И. Григорьев Энциклопедия систем жизнеобеспечения: знания об устойчивом развитии: МАГИСТР-ПРЕСС, 2005
Л2.2 Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Л2.3 Перцик Е.Н. География городов : учеб. пособие для вузов Высшая школа, 1991
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89). docs.cntd.ru
Э2 Курс в Moodle «Урбоэкология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Урбоэкология" нацелена на формирование представления об организации городской территории и ее экологическом состоянии.
Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 5 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Урбоэкология" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность процессов, происходящих в городской среде. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.