МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка воздействия на окружающую среду

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Самойлова С.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Оценка воздействия на окружающую среду

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов основы знаний по оценке воздействия и экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством; дать представление о процедуре и различных типах экологических экспертиз.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-3Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает базовые методы экологических исследований
ОПК-3.2 Умеет использовать базовые методы экологических исследований при решении задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы
ОПК-3.3 Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы
ОПК-4Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.1 Демонстрирует знания содержания нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики
ОПК-4.2 Анализирует и сопоставляет содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Умеет использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
-базовые методы экологических исследований.
-содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы.
-научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.-решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
-использовать базовые методы экологических исследований при решении задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы.
-применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы.
-анализировать и сопоставлять содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы.
-использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы.
-проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
-проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
-навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Исторические и метологические аспекты становления ОВОС. Лекции 6 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Семинарское занятие № 3, № 4 из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка к семинарскому занятию № 3, № 4 из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 Сам. работа 6 19 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основной
2.1. Структура ОВОС Лекции 6 8 Л1.1, Л2.1
2.2. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
2.4. Проведение общественных слушаний решений по объекту Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Оформление результатов ОВОС Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
2.6. Согласование с территориальным органом МПР Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
2.7. Подготовка проекта с углубленным ознакомлением содержания структуры ОВОС Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Заключение
3.1. Проекты ОВОС Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка рабочего проекта к защите Сам. работа 6 12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2882

ОПК-4: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования т охраны природы, нормами профессиональной этики

1. Что означает сокращение ОВОС? a) Общий воздушный обмен в среде b) Оценка воздействия на окружающую среду c) Отчет о воздействии на окружающую среду d) Окружающая среда в образовании студентов Верный ответ: b) Оценка воздействия на окружающую среду
2. Какой закон Российской Федерации регулирует вопросы оценки воздействия на окружающую среду? a) Закон "О природопользовании" b) Закон "Об охране окружающей среды" c) Закон "О государственной экологической экспертизе" d) Закон "О водных ресурсах" Верный ответ: c) Закон "О государственной экологической экспертизе"
3. Какой из перечисленных документов является частью инженерной документации? a) Статья в научном журнале b) Проектная декларация c) Экологический терминологический словарь d) Экологический закон России Верный ответ: b) Проектная декларация
4. Что представляет собой экологическая декларация? a) План мероприятий по улучшению экологической ситуации b) Описание характеристик и воздействия проекта на окружающую среду c) Отчет о текущем состоянии окружающей среды d) Экологический аудит предприятия Верный ответ: b) Описание характеристик и воздействия проекта на окружающую среду
5. Какая из следующих стадий оценки воздействия на окружающую среду включает оценку альтернативных вариантов проекта? a) Экологическое обоснование b) Экологический мониторинг c) Экологическое обследование d) Экологическое обучение Верный ответ: a) Экологическое обоснование
6. Какое из нижеперечисленных не является экологическим принципом в проектировании? a) Принцип экономии ресурсов b) Принцип минимизации отходов c) Принцип биоразнообразия d) Принцип устойчивого развития Верный ответ: c) Принцип биоразнообразия
7. Какой из нижеперечисленных терминов связан с оценкой негативного воздействия на окружающую среду? a) Консервация b) Экосистема c) Экологический след d) Возобновляемые ресурсы Верный ответ: c) Экологический след
8. Какой документ определяет правила и стандарты оценки воздействия на окружающую среду в России? a) Федеральный закон "О природопользовании" b) Федеральный закон "Об охране окружающей среды" c) Постановление Правительства России "Об экологической экспертизе" d) Конституция Российской Федерации Верный ответ: c) Постановление Правительства России "Об экологической экспертизе"
9. Какие из перечисленных мероприятий могут быть частью экологического мониторинга? a) Оценка влияния проекта на здоровье человека b) Измерение уровня загрязнения атмосферы c) Оценка социальных и экономических последствий проекта d) Изучение поведения мигрирующих птиц Верный ответ: b) Измерение уровня загрязнения атмосферы и d) Изучение поведения мигрирующих птиц
10. Какое из нижеперечисленных не является видом экологической экспертизы? a) Экологическая экспертиза предприятия b) Экологическая экспертиза строительства c) Экологическая экспертиза научного исследования d) Экологическая экспертиза производства Верный ответ: c) Экологическая экспертиза научного исследования
11. Какие из перечисленных факторов могут быть включены в оценку социальных последствий проекта? a) Загрязнение водных ресурсов b) Уровень занятости населения c) Изменение фауны в регионе d) Изменение климатических условий Верный ответ: b) Уровень занятости населения
12. Какой из нижеперечисленных органов осуществляет государственный контроль в области оценки воздействия на окружающую среду? a) Министерство образования и науки России b) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования c) Роспотребнадзор d) Центральный банк России Верный ответ: b) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
13. Какие из перечисленных действий могут помочь в сенсорном фиксировании воздействий на окружающую среду? a) Анализ экологических данных b) Мониторинг уровня шума c) Проведение социологических опросов d) Изучение лесных экосистем Верный ответ: b) Мониторинг уровня шума и d) Изучение лесных экосистем
14. Какой из нижеперечисленных методов анализа широко используется в оценке воздействия на окружающую среду для определения рисков? a) Стоимостной анализ b) Сравнительный анализ c) Метод экологических индексов d) Экономический анализ Верный ответ: c) Метод экологических индексов
15. Какой из перечисленных видов воздействия на окружающую среду может быть классифицирован как непосредственное воздействие? a) Загрязнение грунтовых вод b) Изменение климатических условий c) Снижение уровня шума в городе d) Рост площади лесных массивов Верный ответ: a) Загрязнение грунтовых вод
16. Какой показатель характеризует количество выбросов вредных веществ в атмосферу за определенный период времени? a) Интенсивность выбросов b) Экологическая нагрузка c) Экологическая концентрация d) Экологическая амплитуда Верный ответ: a) Интенсивность выбросов
17. Какое из следующих утверждений верно относительно экологической аудитории? a) Экологическая аудитория - это документ, утверждающий окружающую среду b) Экологическая аудитория - это процедура оценки экологической эффективности проекта c) Экологическая аудитория - это оценка экологической деятельности организации d) Экологическая аудитория - это мероприятие по подготовке экологических публикаций Верный ответ: c) Экологическая аудитория - это оценка экологической деятельности организации
18. Какое из нижеперечисленных не является типом экологической нагрузки? a) Водоотведение b) Повышенный уровень шума c) Загрязнение атмосферы d) Снижение биоразнообразия Верный ответ: a) Водоотведение
19. Какой из нижеперечисленных факторов может быть классифицирован как природный экологический фактор? a) Загрязнение водных ресурсов b) Интенсивное использование природных ресурсов c) Дефорестация d) Естественные климатические изменения Верный ответ: d) Естественные климатические изменения
20. Какой из нижеперечисленных инструментов может использоваться для оценки воздействия проекта на экологическую среду? a) Экономическая статья b) Экологический паспорт c) Геологическая карта d) Психологическое исследование Верный ответ: b) Экологический паспорт
21. Какая стадия оценки воздействия на окружающую среду предшествует процедуре государственной экологической экспертизы? a) Экологическое обоснование b) Экологическое обследование c) Экологическая аудитория d) Экологический мониторинг Верный ответ: b) Экологическое обследование
22. Какой из перечисленных методов является наиболее эффективным для снижения выбросов парниковых газов? a) Замена всех источников энергии на солнечные панели b) Увеличение числа автомобилей на газу c) Использование энергосберегающих технологий d) Увеличение числа лесных площадей Верный ответ: c) Использование энергосберегающих технологий
23. Какой из перечисленных организмов является биоиндикатором качества воды? a) Червь-паразит b) Лягушка c) Водоросли d) Рыба Верный ответ: c) Водоросли
24. Какой вид выбросов может вызвать образование кислотных дождей? a) Выбросы углекислого газа (CO2) b) Выбросы сернистого диоксида (SO2) c) Выбросы азотных оксидов (NOx) d) Выбросы метана (CH4) Верный ответ: b) Выбросы сернистого диоксида (SO2)
25. Какое из следующих мероприятий может способствовать сохранению биоразнообразия в регионе? a) Вырубка всех деревьев в лесу b) Внедрение инвазивных видов растений c) Создание заповедника d) Загрязнение реки химическими веществами Верный ответ: c) Создание заповедника
26. Какой инструмент используется для измерения уровня шума в окружающей среде? a) Линейка b) Термометр c) Децибелметр d) Гидрометр Верный ответ: c) Децибелметр
27. Какие из перечисленных организаций могут проводить независимую экологическую экспертизу проектов? a) Министерство природных ресурсов b) Научно-исследовательские институты c) Предприятия d) Лесхозы Верный ответ: b) Научно-исследовательские институты
28. Какой из перечисленных факторов не может влиять на климатическое изменение? a) Выбросы парниковых газов b) Осаждение атмосферных аэрозолей c) Рост численности населения d) Изменение океанических течений Верный ответ: c) Рост численности населения
29. Какой показатель может быть использован для измерения качества воздуха в городской среде? a) Концентрация сахара в почве b) Уровень шума c) Концентрация азота в реке d) Концентрация кислорода в атмосфере Верный ответ: d) Концентрация кислорода в атмосфере
30. Какой метод оценки воздействия на окружающую среду предполагает сравнение воздействия проекта с экологическими стандартами? a) Метод матричной экологической оценки b) Метод экологического следа c) Метод экологической стоимости d) Метод экологических индексов Верный ответ: a) Метод матричной экологической оценки

1. В рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), какие основные этапы следует провести перед началом строительства и эксплуатации? Процедуру ___________ (обязательного/добровольного/корпоративного) прохождения ОВОС. Ответ: обязательного
2. Основные виды ОВОС - предварительная, __________, проектная и послепроектная. Различия заключаются в моменте проведения и степени детализации. Ответ: предпроектная
3. Законодательная экспертиза - это анализ ________ проекта законам и нормативным актам в области охраны окружающей среды. Ответ: соответствия
4. Какие ключевые параметры проекта следует учитывать при проведении экологической экспертизы? Ключевые параметры - характеристики проекта, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, такие как ______ в атмосферу, сбросы в водные объекты, использование природных ресурсов и др. Ответ: выбросы
5. Какие методы моделирования используются для оценки воздействия на газообразную среду при реализации проектов? Методы моделирования могут включать в себя компьютерные модели _______ процессов и анализ данных наблюдений. Ответ: атмосферных
6. Принцип "_________" предполагает, что в случае недостатка научных данных, необходимо принимать меры для предотвращения возможных негативных последствий для окружающей среды. Ответ: предосторожности
7. Экологическая экспертиза при строительстве и эксплуатации _______ включает в себя оценку воздействия на водные и прибрежные экосистемы. Ответ: водохранилищ
8. Какие основные меры могут быть предприняты для снижения отрицательного воздействия проекта на биоразнообразие? Меры могут включать в себя создание заповедных зон, реставрацию экосистем, ___________ размножение угрожаемых видов и другие. Ответ: искусственное
9. Какие документы обязательны при проведении ОВОС в соответствии с законодательством Российской Федерации? Обязательными документами являются ______ о воздействии на окружающую среду, акт экологической экспертизы, заключение органов охраны окружающей среды. Ответ: декаларация
10. Какие основные принципы учитываются при проведении оценки воздействия на гидросферу? Принципы включают в себя охрану водных ресурсов, сохранение водных экосистем, предотвращение загрязнения водных объектов и обеспечение ______ к чистой питьевой воде. Ответ: доступа
11. Какие органы и учреждения в России ответственны за контроль и надзор за соблюдением экологического законодательства? Такими органами и учреждениями могут быть Министерство экологии и природных ресурсов, ________, а также региональные и местные органы охраны окружающей среды. Ответ: Росприроднадзор
12. Какие меры предусмотрены законодательством для регулирования деятельности предприятий, причиняющих ущерб окружающей среде? Законодательство предусматривает штрафы, санкции, _________ деятельности, исключение из реестра предприятий, допускающих воздействие на окружающую среду. Ответ: приостановление
13. Какие этапы включает в себя научное исследование в рамках оценки воздействия на окружающую среду? Этапы могут включать в себя формулирование гипотез, сбор и анализ данных, проведение экспериментов, статистическую обработку результатов и подготовку научных ______. Ответ: отчетов
14. Какие экологические законы и нормативы регулируют деятельность предприятий в России в области водопользования? Экологическая деятельность регулируется Федеральным законом "Об охране окружающей среды", ______ кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами в этой области. Ответ: Водным
15. Какие _______ средства и методы мониторинга используются для оценки состояния водных объектов в процессе эксплуатации промышленных предприятий? Средства и методы мониторинга могут включать в себя оборудование для анализа химических параметров воды, приборы для измерения уровня загрязнения, исследования биологического разнообразия и др. Ответ: технические


ОПК-3: Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности

1. Какие из нижеперечисленных методов могут использоваться для анализа рисков в оценке воздействия на окружающую среду? a) Метод сравнительной оценки b) Сетевой анализ c) Метод экологической оценки d) Все вышеперечисленные Верный ответ: d) Все вышеперечисленные
2. Какой инструмент чаще всего используется для моделирования экологических воздействий на окружающую среду? a) Экологический аудит b) Специальное программное обеспечение c) Финансовые отчеты d) Публичные обсуждения Верный ответ: b) Специальное программное обеспечение
3. Какие из перечисленных показателей могут быть учтены при оценке экологических последствий строительства дороги? a) Рост туризма b) Уровень шума c) Разнообразие растений d) Все вышеперечисленные Верный ответ: d) Все вышеперечисленные
4. Какое из нижеперечисленных нарушений научной этики связано с манипуляцией данными с целью создания искаженного представления о результатах исследования? a) Публикация результатов исследования b) Фальсификация данных c) Плагиат d) Публичные обсуждения Верный ответ: b) Фальсификация данных
5. Какие из перечисленных факторов могут повлиять на принятие решения об утверждении проекта с точки зрения оценки воздействия на окружающую среду? a) Мнение общественности b) Публичные обсуждения c) Политические интересы d) Все вышеперечисленные Верный ответ: d) Все вышеперечисленные
6. Какие методы можно использовать для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду в проектах? a) Экологическая компенсация b) Отсутствие планирования c) Полное игнорирование проблемы d) Все вышеперечисленные Верный ответ: a) Экологическая компенсация
7. Какой тип данных можно собирать с помощью географических информационных систем (ГИС) при оценке воздействия на окружающую среду? a) Температура воздуха b) Распределение водных источников c) История экологических исследований d) Скорость интернет-соединения Верный ответ: b) Распределение водных источников
8. Что представляет собой процесс "мониторинга" в контексте оценки воздействия на окружающую среду? a) Сбор данных и информации о текущем состоянии окружающей среды b) Прогнозирование будущих экологических изменений c) Оценка социальных аспектов проекта d) Изучение истории экологических исследований Верный ответ: a) Сбор данных и информации о текущем состоянии окружающей среды
9. Какие из нижеперечисленных действий могут способствовать соблюдению научной этики при публикации научных результатов? a) Пропуск цитирования источников b) Ответственное цитирование источников c) Использование источников без указания авторов d) Все вышеперечисленные Верный ответ: b) Ответственное цитирование источников
10. Какая организация чаще всего занимается утверждением оценок воздействия на окружающую среду в большинстве стран? a) Организация Объединенных Наций (ООН) b) Министерство по охране окружающей среды c) Регулирующее агентство по оценке воздействия на окружающую среду d) Локальные правительственные органы Верный ответ: c) Регулирующее агентство по оценке воздействия на окружающую среду
11. Какие из перечисленных методов могут использоваться для анализа социальных аспектов в оценке воздействия на окружающую среду? a) Экономический анализ b) Социологический опрос c) Сравнительный анализ потребительских предпочтений d) Все вышеперечисленные Верный ответ: b) Социологический опрос
12. Какой метод оценки воздействия на окружающую среду позволяет оценить последствия для здоровья человека? a) Анализ конкурентоспособности b) Экономическая оценка c) Оценка риска для здоровья d) Сравнительный анализ Верный ответ: c) Оценка риска для здоровья
13. Какой метод оценки воздействия на окружающую среду включает в себя прогнозирование последствий проекта и разработку мероприятий по снижению негативного воздействия? a) Анализ конкурентоспособности b) Сетевой анализ c) Метод экологической оценки d) Планирование оценки Верный ответ: d) Планирование оценки
14. Какие из перечисленных методов могут использоваться для анализа экономических аспектов в оценке воздействия на окружающую среду? a) Экологическая компенсация b) Анализ конкурентоспособности c) Интердисциплинарный анализ d) Все вышеперечисленные Верный ответ: b) Анализ конкурентоспособности
15. Какое из перечисленных нарушений научной этики связано с недостаточной ссылкой на источники в тексте научной работы? a) Переиспользование данных b) Плагиат c) Отсутствие цитирования источников d) Опубликование результатов исследования Верный ответ: c) Отсутствие цитирования источников
16. Какой метод оценки воздействия на окружающую среду подразумевает сравнение альтернативных вариантов проекта с целью выбора наиболее приемлемого? a) Метод экологической оценки b) Анализ конкурентоспособности c) Сравнительный анализ d) Метод сравнительной оценки Верный ответ: d) Метод сравнительной оценки
17. Какие из перечисленных факторов могут оказывать воздействие на природопользование и требуют учета при оценке воздействия на окружающую среду? a) Изменение климата b) Эмоциональное состояние людей c) Перенаселение d) Все вышеперечисленные Верный ответ: a) Изменение климата
18. Какое из перечисленных действий является частью процесса "публикации" научной работы? a) Анализ данных b) Подготовка отчета c) Сбор информации d) Все вышеперечисленные Верный ответ: b) Подготовка отчета
19. Какой метод оценки воздействия на окружающую среду может использоваться для определения степени ущерба, причиненного природной среде, и рекомендации мер по восстановлению? a) Метод экономической оценки b) Метод сравнительной оценки c) Методика восстановления экосистем d) Сетевой анализ Верный ответ: c) Методика восстановления экосистем
20. Что представляет собой "метод сравнительной оценки" в оценке воздействия на окружающую среду? a) Сравнение экологических показателей до и после проекта b) Оценка степени конкурентоспособности проекта c) Сравнение различных альтернатив проекта по экологическим критериям d) Оценка степени социальной ответственности компании Верный ответ: c) Сравнение различных альтернатив проекта по экологическим критериям


ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности

1. Какова цель оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)? a) Разработка стратегии борьбы с природными бедствиями b) Оценка влияния проектов и деятельности на окружающую среду c) Определение токсичности химических веществ d) Изучение популяций диких животных
Ответ: b
2. Какие этапы включает в себя процесс оценки воздействия на окружающую среду? a) Только экспертиза b) Планирование, предварительная экспертиза, основная экспертиза, послеэкспертиза c) Анализ данных d) Инженерное проектирование
Ответ: b
3. Что такое "негативное воздействие на окружающую среду" в контексте ОВОС? a) Любое воздействие, которое не оценивается b) Воздействие, приводящее к ухудшению состояния окружающей среды c) Воздействие, которое не требует оценки d) Положительное воздействие на окружающую среду
Ответ: b
4. Какие методы могут использоваться для оценки воздействия на биоразнообразие? a) Исследование социальных аспектов b) Анализ финансовых данных c) Изучение изменений в популяциях и видовом составе d) Оценка экономических выгод
Ответ: c
5. Что такое "экологический паспорт" проекта? a) Документ, удостоверяющий право владельца на проведение экологически вредной деятельности b) Специальный вид паспорта для экологов c) Документ, содержащий информацию о воздействии проекта на окружающую среду d) Паспорт на природу
Ответ: c
6. Каково значение метода SWOT-анализа в оценке воздействия на окружающую среду? a) Он используется для определения точных числовых значений воздействия b) Он помогает выявить сильные и слабые стороны проекта c) Он определяет долгосрочные экологические тренды d) Он разрабатывается исключительно для оценки воздействия на здоровье человека
Ответ: b
7. Что такое "стратегическая оценка воздействия на окружающую среду"? a) Оценка воздействия на экологию других стран b) Оценка краткосрочных воздействий c) Оценка воздействий на региональном и национальном уровне d) Оценка воздействия на городскую среду
Ответ: c
8. Какие основные компоненты включает в себя система оценки воздействия на окружающую среду? a) Только экономическая оценка b) Экологическая, социальная и экономическая оценки c) Только экологическая оценка d) Геологическая исследование
Ответ: b
9. Что такое "экологическая устойчивость" в контексте ОВОС? a) Возможность быстрого восстановления окружающей среды после воздействия b) Отсутствие любых изменений в окружающей среде c) Полное отсутствие экологических проблем d) Отсутствие живых организмов в окружающей среде
Ответ: a
10. Какие виды ОВОС могут потребовать экологического аудита? a) Все виды ОВОС b) Только стратегическая ОВОС c) Только мелкие проекты d) ОВОС не требует экологического аудита
Ответ: a
11. Что означает "пересмотр" ОВОС? a) Полное отменение проекта b) Изменение условий проекта на этапе основной экспертизы c) Дополнительное исследование окружающей среды после завершения проекта d) Замедление процесса ОВОС
Ответ: b
12. Какие из перечисленных видов ОВОС являются обязательными для проектов? a) Все виды ОВОС b) Только предварительная экспертиза c) Только стратегическая ОВОС d) ОВОС не являются обязательными для проектов
Ответ: a
13. Какие из перечисленных элементов относятся к социальной оценке воздействия на окружающую среду? a) Анализ геологических данных b) Изучение влияния на здоровье человека c) Оценка воздействия на водные ресурсы d) Анализ состояния почвы
Ответ: b
14. Какие действия могут быть предприняты для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду? a) Отказ от оценки воздействия на окружающую среду b) Изменение проекта с целью снижения его воздействия c) Производство большего количества вредных веществ d) Увеличение скорости производства
Ответ: b
15. Какие организации обычно проводят экологическую экспертизу? a) Только правительственные организации b) Только частные компании c) Правительственные и негосударственные организации d) Только университеты
Ответ: c
16. Какое значение имеет "научный метод" в научной деятельности? a) Это способ привлечения финансирования для исследований b) Это произвольный способ получения результатов исследования c) Это систематический и логический подход к решению научных задач d) Это способ массового производства научных статей
Ответ: c
17. Что означает "критическое мышление" в научной деятельности? a) Принятие всех научных идей без анализа b) Анализ научных идей и результатов исследований с сомнением и критикой c) Игнорирование всех научных идей d) Поддержка всех научных идей без исключения
Ответ: b
18. Какие органы обычно занимаются оценкой воздействия на окружающую среду на уровне государства? a) Только правительственные организации b) Только частные компании c) Только активистские группы d) Правительственные и негосударственные организации
Ответ: d
19. Какие методы могут использоваться для оценки воздействия на водные ресурсы? a) Исследование социальных аспектов b) Анализ финансовых данных c) Изучение качества воды и изменений в водных экосистемах d) Оценка экономической эффективности
Ответ: c
20. Какие виды оценки воздействия на окружающую среду могут потребовать проведения обзорного экологического исследования? a) Все виды оценки воздействия на окружающую среду b) Только предварительная экспертиза c) Только стратегическая оценка воздействия на окружающую среду d) Оценка воздействия на биоразнообразие
Ответ: a

1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является __________ (обязательной/необязательной/поддерживаемой) процедурой при планировании и реализации проектов, которые могут повлиять на природную среду. • Ответ: обязательной
2. Геоэкологический анализ включает в себя изучение взаимодействия между __________ (биосферой/стратосферой/литосферой) и атмосферой, а также их влияние на климат и экосистемы Земли. • Ответ: биосферой
3. __________ (Экологический пасспорт/Гидроэкологический анализ/Биоиндикация) - это метод оценки состояния водных объектов с помощью изучения биологических показателей, таких как виды водных организмов и их количество. • Ответ: Биоиндикация
4. В процессе оценки воздействия на окружающую среду важно учитывать концепцию __________ (устойчивого развития/теории революции/экономической деградации), которая предполагает баланс между потреблением ресурсов и сохранением окружающей среды для будущих поколений. • Ответ: устойчивого развития
5. __________ (Гидрологический цикл/Тропический циклон/Экологический бюджет) представляет собой непрерывный процесс циркуляции воды в природной среде, включая испарение, конденсацию, и выпадение осадков. • Ответ: Гидрологический цикл
6. В рамках оценки воздействия на окружающую среду при разработке новых транспортных маршрутов, необходимо учитывать __________ (экологические коридоры/финансовые инвестиции/медицинскую статистику), чтобы минимизировать воздействие на природу и экосистемы. • Ответ: экологические коридоры
7. __________ (Биоразнообразие/Генетический анализ/Гидрометеорологические исследования) позволяет изучать разнообразие живых организмов в определенной экосистеме и оценивать их важность для поддержания экологической устойчивости. • Ответ: Биоразнообразие
8. Процесс оценки воздействия на окружающую среду помогает выявить __________ (риски/благополучие/традиции) и возможные негативные последствия для природы, а также предложить меры для их смягчения или компенсации. • Ответ: риски
9. Один из ключевых инструментов оценки воздействия на окружающую среду - это __________ (моделирование/реклама/профсоюзы), которое позволяет прогнозировать изменения в экосистемах в результате реализации проектов. • Ответ: моделирование
10. __________ (Экологический аудит/Инновационная экономика/Инженерные расчеты) является методом анализа и оценки экологических аспектов деятельности организации или предприятия с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. • Ответ: Экологический аудит
11. При проведении оценки воздействия на окружающую среду для строительства нового городского района необходимо учитывать __________ (принцип устойчивости/интернет-маркетинг/потребительские предпочтения), которые могут повлиять на выбор строительных материалов и инфраструктуры. • Ответ: принцип устойчивости
12. Понятие __________ (Экосистемные услуги/Бартерные операции/Бизнес-партнерство) описывает выгоды, получаемые человеком от экосистем, такие как почвообразование, очищение воды и предоставление ресурсов для сельского хозяйства. • Ответ: Экосистемные услуги
13. В контексте оценки воздействия на окружающую среду, __________ (экологическая устойчивость/методологические приемы/экономическая рентабельность) проекта оценивается с точки зрения его способности сохранять равновесие в экосистеме на долгосрочной основе. • Ответ: экологическая устойчивость
14. Оценка воздействия на окружающую среду включает анализ __________ (социальных аспектов/креативных искусств/политических мнений), таких как мнения местных жителей и их влияние на решение о реализации проекта. • Ответ: социальных аспектов
15. __________ (Земельное законодательство/Оценка угроз/Международные соглашения) могут служить основой для разработки и внедрения политики и законодательства, направленных на охрану окружающей среды и управление природными ресурсами. • Ответ: Международные соглашения


ПК-4: Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
1. Какое измерение включает в себя оценка воздействия на окружающую среду? a) Изучение топографии местности b) Анализ изменений компонентов окружающей среды c) Составление генетических карт популяций животных d) Определение цвета растительности
Ответ: b
2. Какой метод измерения используется для оценки концентрации загрязнителей в водных ресурсах? a) Измерение звукового давления b) Гравиметрический метод c) Спектрофотометрия d) Метод измерения температуры воздуха
Ответ: c
3. Что такое "биомониторинг" в контексте оценки воздействия на окружающую среду? a) Оценка изменений климата b) Изучение воздействия на биологические компоненты окружающей среды c) Мониторинг изменений горных районов d) Исследование воздействия на гидросферу
Ответ: b
4. Какой метод используется для измерения концентрации атмосферных загрязнителей? a) Анализ барометрического давления b) Метод гидролиза c) Газовая хроматография d) Метод радиоактивной метки
Ответ: c
5. Какие компоненты окружающей среды чаще всего подвергаются оценке воздействия в рамках экологических исследований? a) Только атмосфера b) Только гидросфера c) Все компоненты окружающей среды d) Только литосфера
Ответ: c
6. Какой прибор используется для измерения уровня шума в окружающей среде? a) Микроскоп b) Водомер c) Дозиметр d) Децибелметр
Ответ: d
7. Что такое "парящие частицы" в атмосфере? a) Водяные капли в воздухе b) Пыльца растений c) Загрязняющие вещества, которые находятся в атмосфере в виде мельчайших частиц d) Газообразные загрязнители
Ответ: c
8. Какой измерительный инструмент используется для определения уровня радиации в окружающей среде? a) Спектрофотометр b) Геодезический прибор c) Радиометр d) Лазерный дальномер
Ответ: c
9. Какие методы измерения используются для оценки качества воды в водных экосистемах? a) Определение площади реки b) Фторесценция и химический анализ c) Определение давления в атмосфере d) Считывание координат с GPS
Ответ: b
10. Что такое "биоразнообразие" в контексте оценки воздействия на окружающую среду? a) Уровень молекулярной разнообразности в атмосфере b) Разнообразие разных популяций животных и растений в экосистемах c) Количество различных элементов в литосфере d) Количество видов автомобилей на дорогах
Ответ: b
11. Какой метод измерения используется для оценки уровня загрязнения почвы тяжелыми металлами? a) Радиометрия b) Газовая хроматография c) Электронная микроскопия d) Атомно-абсорбционная спектрофотометрия
Ответ: d
12. Что представляет собой "геоинформационная система" в контексте оценки воздействия на окружающую среду? a) Система для навигации по космическому пространству b) Программное обеспечение для сбора, хранения и анализа географических данных c) Метеорологический прибор d) Оборудование для измерения звука
Ответ: b
13. Какой метод измерения используется для определения уровня загрязнения воздуха аэрозолями? a) Измерение фазовых переходов b) Газовая хроматография c) Съемка спутниками d) Аэрозольная спектрометрия
Ответ: d
14. Какие измерения могут быть важными при оценке воздействия на климат? a) Только измерения атмосферного давления b) Измерение средней температуры воды в океане c) Измерение уровня морей и океанов d) Измерение длины дня и ночи
Ответ: c
15. Какой метод измерения используется для оценки уровня радиоактивного загрязнения в почве? a) Электронная микроскопия b) Измерение радиоактивного излучения c) Гидролиз d) Определение цвета почвы
Ответ: b
16. Что такое "профилирование воздушных масс" в контексте оценки воздействия на окружающую среду? a) Изучение высоты облаков b) Измерение атмосферного давления на разных высотах c) Анализ скорости ветра d) Оценка состава воздушных масс в зависимости от географического положения
Ответ: d
17. Какой прибор используется для измерения уровня шума в водных экосистемах? a) Дозиметр b) Лазерный дальномер c) Гидрологический прибор d) Гидрофон
Ответ: d
18. Что такое "мониторинг качества воздуха" в рамках оценки воздействия на окружающую среду? a) Оценка состава воздуха в атмосфере на разных высотах b) Постоянное измерение и анализ загрязнителей в атмосфере c) Изучение качества воды в реках и озерах d) Измерение скорости ветра
Ответ: b
19. Какой метод измерения используется для оценки уровня загрязнения воды нефтью? a) Газовая хроматография b) Гравиметрический метод c) Фторесценция d) Метод радиоактивной метки
Ответ: c
20. Что представляет собой "климатический мониторинг" в контексте оценки воздействия на окружающую среду? a) Изучение качества воды в морских экосистемах b) Анализ изменений климата на долгосрочной основе c) Съемка спутниками d) Измерение уровня морей и океанов
Ответ: b
21. Какой метод измерения используется для оценки уровня радиации в воде? a) Атомно-абсорбционная спектрофотометрия b) Геодезический прибор c) Измерение радиоактивного излучения d) Спектрофотометрия
Ответ: a
22. Что такое "биомасса" в контексте оценки воздействия на окружающую среду? a) Объем воды в бассейне b) Суммарная масса органических веществ в биологических системах c) Масса атмосферных газов d) Масса морской воды
Ответ: b
23. Какой метод измерения используется для оценки уровня шума в морских экосистемах? a) Гидрологический прибор b) Дозиметр c) Гидрофон d) Лазерный дальномер
Ответ: c
24. Что такое "геоэкологическое картографирование"? a) Картирование местоположения городов b) Изучение распределения растительности на планете c) Создание карт, отображающих экологическое состояние территории d) Картирование астрономических объектов
Ответ: c
25. Какой метод измерения используется для оценки уровня загрязнения почвы химическими веществами? a) Гидролиз b) Электронная микроскопия c) Измерение радиоактивного излучения d) Химический анализ
Ответ: d
26. Что такое "индекс биологической чистоты воды"? a) Мероприятия по очистке водоемов от загрязнений b) Индекс, отражающий качество воды с точки зрения наличия определенных биоиндикаторов c) Методика оценки уровня шума в водоемах d) Индекс плотности населения водных видов
Ответ: b
27. Какие методы измерения могут использоваться для оценки воздействия на биоразнообразие? a) Анализ цвета растений b) Гравиметрический метод c) Метод радиоактивной метки d) Метод мониторинга видов
Ответ: d
28. Какой метод измерения используется для оценки уровня радиоактивного загрязнения атмосферы? a) Гидролиз b) Электронная микроскопия c) Измерение радиоактивного излучения d) Атомно-абсорбционная спектрофотометрия
Ответ: c
29. Что такое "геоинформационное моделирование" в контексте оценки воздействия на окружающую среду? a) Моделирование процессов внутри атмосферы b) Моделирование воздействия геологических процессов на окружающую среду c) Использование географических данных для создания моделей экологических процессов d) Моделирование метеорологических явлений
Ответ: c

1. При проведении экологической экспертизы на стройплощадке необходимо оценить __________ (биоразнообразие/инфляция/рефинансирование) в данном регионе, чтобы определить потенциальные угрозы для окружающей среды. • Ответ: биоразнообразие
2. В процессе оценки воздействия на окружающую среду при строительстве нового моста следует учесть __________ (экологический след/амортизацию/инвентаризацию) природных ресурсов, которые будут использованы. • Ответ: экологический след
3. При разработке проекта по вырубке леса важно провести __________ (экономический анализ/микробиологические исследования/метеорологические измерения), чтобы определить возможные последствия для экосистемы. • Ответ: экономический анализ
4. Для оценки воздействия на окружающую среду при строительстве аэропорта требуется провести __________ (гидрологические изыскания/финансовый аудит/металлургический анализ) для определения возможных изменений в уровне грунтовых вод. • Ответ: гидрологические изыскания
5. При планировании строительства новой автомагистрали необходимо учитывать __________ (валютный курс/экологические факторы/резервы нефти) и их потенциальное воздействие на экосистему. • Ответ: экологические факторы
6. Для оценки воздействия на окружающую среду при разработке новой нефтяной скважины требуется провести __________ (геофизические исследования/авиационные маневры/медицинское обследование) в районе предполагаемой добычи. • Ответ: геофизические исследования
7. В ходе оценки воздействия на окружающую среду при строительстве гидроэлектростанции следует провести __________ (гидрометеорологические измерения/электронные платежи/автоматическую классификацию) водных ресурсов в бассейне реки. • Ответ: гидрометеорологические измерения
8. При планировании разработки новой зоны для горнодобывающей деятельности важно провести __________ (социологические исследования/графический дизайн/статистический анализ) мнений местных жителей относительно предполагаемых воздействий на окружающую среду. • Ответ: социологические исследования
9. При разработке плана управления отходами на производственном предприятии необходимо учитывать __________ (биохимические процессы/репутацию компании/финансовые показатели) и их воздействие на окружающую среду. • Ответ: биохимические процессы
10. Для оценки воздействия на окружающую среду при строительстве новой промышленной зоны следует провести __________ (геодезические измерения/компьютерное моделирование/правовой анализ) изменений в использовании земель. • Ответ: геодезические измерения
11. При разработке проекта по размещению ядерной электростанции необходимо учесть __________ (рентабельность/радиационные характеристики/финансовый отчет) их воздействия на окружающую среду и здоровье населения. • Ответ: радиационные характеристики
12. В ходе оценки воздействия на окружающую среду при строительстве новой химической фабрики следует провести __________ (химические анализы/спортивные мероприятия/бизнес-план) почвы в районе будущего объекта. • Ответ: химические анализы
13. При планировании строительства дамбы на реке важно провести __________ (геотехнические исследования/маркетинговый анализ/бухгалтерскую проверку) для определения устойчивости конструкции и возможных изменений в гидрологическом режиме реки. • Ответ: геотехнические исследования
14. Для оценки воздействия на окружающую среду при разработке новой нефтеперерабатывающей заводской установки следует провести __________ (аэрозольные исследования/инженерное проектирование/биоэтический анализ) для определения потенциального загрязнения атмосферы. • Ответ: аэрозольные исследования
15. При планировании строительства нового крупного торгового центра необходимо учитывать __________ (транспортную инфраструктуру/информационные технологии/денежные средства) и их влияние на трафик и выбросы загрязнений в окружающую среду. • Ответ: транспортную инфраструктуру

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе в том числе из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2
1. История возникновения и развития экологической экспертизы.
2. Общие принципы осуществления ЭЭ проектов.
3. Виды экологической экспертизы и продолжительность ее проведения.
4. Подготовительный этап государственной экологической экспертизы.
5. Основной этап государственной экологической экспертизы.
6. Заключительный этап государственной экологической экспертизы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. История становления оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
2. Значение ОВОС как системообразующего ядра экологического проектирования в решении проблем устойчивого развитии государств.
3. Объекты геоэкологического проектирования (составления ОВОС).
4. Классификация объектов проектирования по степени экологической опасности для природы и человека.
5. Нормативно-правовые основы ОВОС. Отраслевые особенности.
6. Принципы комплексности и региональности при проектировании (при составлении ОВОС).
7. Содержание раздела ОВОС.
8. Инженерно-экологические, инженерно-геологические и географические изыскания на различных стадиях проектирования.
9. Методология ОВОС.
10. Принципы оценки природных факторов, лимитирующих реализацию предлагаемой хозяйственной или иной деятельности.
11. Общие принципы экологической оценки последствий создания проектируемых объектов.
12. Общие принципы технологической оценки последствий создания проектируемых объектов.
13. Общие принципы экономической оценки последствий создания проектируемых объектов.
14. Общие принципы социальной оценки последствий создания проектируемых объектов.
15. Нормирование и система оценочных показателей ОВОС.
16. ОВОС как прогноз.
17. ОВОС разных видов деятельности
18. Зарубежный опыт ОВОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кукин П.П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности.: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Барышникова, Г. И. Ненашева, Т. В. Антюфеева Оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Оценка воздействия на окружающую среду» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.