МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Трансграничное водопользование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., Профессор, Красноярова Б.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Трансграничное водопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2021-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины:
- формирование у студентов целостного представления и комплексных знаний в области
трансграничного регулирования водопользования.
Задачи дисциплины:
- получение теоретических знаний в сфере трансграничного регулирования водопользования;
- получение практических умений и навыков по применению нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения на национальном и международном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.02Способен критически анализировать информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственными системами для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-1.02.1 Демонстрирует знания в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами при планировании и решении задач профессиональной деятельности
ПК-1.02.2 Анализирует и сопоставляет информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами при решении практических задач
ПК-1.02.3 Умеет использовать знания из области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами для решения задач профессиональной деятельности
ПК-3.02Способен осуществлять управление водопользованием, водохозяйственными системами и объектами водного хозяйства.
ПК-3.02.1 Знает механизмы управления водопользованием, водохозяйственным и системами и объектами водного хозяйства
ПК-3.02.2 Умеет использовать механизмы управления водопользованием, водохозяйственным и системами и объектами водного хозяйства
ПК-3.02.3 Владеет механизмами управления водопользованием, водохозяйственным и системами и объектами водного хозяйства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы международного водного права;
- трансграничные водные объекты и основы транс-граничного водопользования;
- систему, принципы, методы международного эко-логического права;
- нормы международного права, регулирующие от-ношения в сфере водопользования;
- источники права Российской Федерации в сфере водопользования;
- права и обязанности в сфере водопользования;
- организационный механизм водопользования и обеспечения экологической безопасности);
- экономический механизм водопользования;
- юридическую ответственность за экологические правонарушения в сфере водопользования;
- базовые международные конвенции в сфере водо-пользования и охраны водных ресурсов;
- трансграничные водные объекты и основы транс-граничного водопользования;
- экологические требования к хозяйственной дея-тельности в сфере водного хозяйства;
- правовой режим использования и охраны вод в Российской Федерации;
- правовой режим использования и охраны природ-ных ресурсов во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономи-ческой зоне;
- правовой режим использования и охраны природ-ных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять основные базовые знания в практической деятельности:
- работать с международными и национальными нормативными правовыми документами, регулирующими водопользование;
- определять характер юридической ответственности за экологические правонарушения в сфере водопользования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами управления водопользования на национальном и международном уровнях;
- методами правоприменения при организации водопользования и мероприятий по охране окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международно-правовые нормы управления трансграничными водными объектами
1.1. Основы международного водного права Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Международно-правовые нормы управления трансграничными водными объектами Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды. Сам. работа 8 10
Раздел 2. Трансграничные аспекты в водном законодательстве Российской Федерации
2.1. Международное регулирование вордопользованием Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Правовое регулирование использования и охраны трансграничных водных объектов Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Международное регулирование водопользования Сам. работа 8 10
Раздел 3. Международное водное право
3.1. Международное водное право Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Международное водное право Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Международное водное право Сам. работа 8 8
Раздел 4. Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование
4.1. Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Глобальные водные конвенции Сам. работа 8 1
Раздел 5. Развитие международного водного права по регионам
5.1. Развитие международного водного права по регионам Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
5.2. Развитие международного водного права по регионам Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
5.3. Развитие международного водного права по регионам Сам. работа 8 8
Раздел 6. Оценка экологических рисков на трансграничных водных объектах
6.1. Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
6.2. Негативное воздействие вод Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
6.3. Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения Сам. работа 8 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6957
Оценка сформированности компетенций ПК-1 Способен критически анализировать информацию в области экологии, геоэкологии, природопользования и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются:
а) речные бассейны;
б) водные управления;
в) бассейновые округа;
г) бассейновые советы.
Ответ: в
2. Ширина водоохраной зоны рек и ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров устанавливается от их истока в размере:
а) прибрежной защитной полосы;
б) 50 метров;
в) 100 метров;
г) 200 метров.
Ответ: в
3. Ширина водной зоны охраны морей установлена в размере
а) 250 м
б) 500 м
в) 350 м
г) 1000 м
Ответ: б
4. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны:
а) тропического пояса
б) экваториального пояса
в) арктического пояса
Ответ: б
5. Основные загрязнители внутренних водоемов и Мирового океана на современном этапе:
а) нефть и нефтепродукты
б) органические и неорганические удобрения
в) сплавы древесины
Ответ: а
6. В основу охраны вод положены следующий(е) основной(ые) принцип(ы):
а) платность воздействия
б) регулярный контроль (мониторинг) состояния вод
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: в
7. Термины «разделяемые водные ресурсы», «водосборный бассейн», «трансграничные воды», «международный водоток» - это
а) аномимы
б) синонимы
в) антонимы
Ответ: б
8. Ширина территориальных вод составляет:
а) 5 морских миль
б) 15 морских миль
в) 25 морских миль
г) 10 морских миль
Ответ: б
9. Место подписания Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер:
а) Рио-де-Жанейро
б) Хельсинки
в) Женева
Ответ: б
10. Содержание в воде химических веществ, которое при ежедневном воздействии не вызывает патологических изменений или заболеваний, называется:
а) предельно допустимым воздействием
б) предельно допустимым сбросом
в) предельно допустимой концентрацией
Ответ: в
11. Контроль за соблюдением общегосударственных интересов на территориях субъектов Федерации осуществляется:
а) специально уполномоченными государственными органами
б) органами власти субъектов федерации
в) правительством Российской Федерации
Ответ: а
12. Объектами управления водохозяйственной и водоохранной деятельностью на федеральном уровне являются:
а) озера и водохранилища
б) пруды и болота
в) речные бассейны
Ответ: в
13. Административно-правовые методы управления использованием и охраной вод реализуются через следующие механизмы:
а) нормирование
б) мониторинг
в) субсидии
г) страхование
Ответ: а,б
14. К основным принципам государственной водной политики не относится
а) бассейновое планирование
б) осуществление экологического мониторинга
в) сбалансированность экономического развития и воспроизводства водных ресурсов
г) самофинансирование
Ответ: г
15. В каком году заключена Конвенция Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер?
а) 1976
б) 1992
в) 2001
г) 1982
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на_________________водные объекты
Ответ: поверхностные и подземные
2. Водные объекты по общим правилам находятся в собственности______________________
Ответ: Российской Федерации
3. Систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их
4. использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах – это______________________________
5. Ответ: государственный водный реестр
6. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на ______________________ водопользование
Ответ: совместное и обособленное
7. Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, называется____________________
Ответ: санитарно-защитной зоной
8. Территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, называется ____________
Ответ: Водоохраной зоной
9. Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов называется______________________
Ответ: государственным учетом поверхностных и подземных вод
10. Естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела – это____________________________
11. Ответ: континентальный шельф
12. Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены к _________________ собственности
13. Ответ: федеральной
14. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в пользование на основании______________.
Ответ: договора водопользования.
15. Радиус водной зоны для охраны местности, на которой берут свое начало реки и ручьи, составляет _____________метров
Ответ: 50
16. Водоток или участок водотока, которым на основе международных соглашений о судоходстве могут пользоваться и те государства, через территории которых он не протекает, называется _________________
Ответ: международный водоток
17. Любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены на таких границах, называются __________________
Ответ: трансграничные воды
18. Область, где осадки накапливаются и стекают в конечный водный резервуар, такой как река, залив или другой водоем, называется ______________
Ответ: водосборный бассейн
19. ___________________ - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом.
Ответ: территориальные воды
20. ____________________- это межправительственный договор, обеспечивающий правовую основу для регионального сотрудничества в области общих водных ресурсов (реки, озёра и подземные воды). Конвенция была принята в 1992 г. и вступила в силу в 1996 г.
Ответ: Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенций ПК-3 Способен осуществлять экспертизу и оценку документов в области природопользования и охраны окружающей среды.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой термин описывает использование водных ресурсов на территории, принадлежащей разным странам?
а) Внутреннее водопользование
б) Трансграничное водопользование (верный)
в) Местное водопользование
г) Однонациональное водопользование
Ответ: б

2. Что подразумевает принцип "разумного и эффективного использования" в контексте трансграничного водопользования?
а) Использование водных ресурсов без ограничений
б) Минимизация использования воды для промышленных нужд
в) Обеспечение сбалансированного и устойчивого использования водных ресурсов
г) Отчуждение водных ресурсов от государств-соседей
Ответ: в
3. К основным принципам трансграничного водопользования относится:
а) принцип суверенитета
б) принцип предотвращения трансграничного ущерба
в) принцип равноправного вододеления
Ответ: в

4. Истоки р. Иртыш расположены в
а) Казахстане
б) Китае
в) Монголии
г) России
Ответ: в
5. К российско-казахстанским трансграничным бассейнам не относится
а) Урал
б) Илек
в) Иртыш
Ответ: б
6. Какое из названных государств не является субъектом трансграничных отношений в бассейне Каспийского моря?
а) Азербайджан
б) Казахстан
в) Иран
г) Ирак
Ответ: г
7. Конвенция о влиянии производства гидроэлектроэнергии на другие государства была принята в
а) Нью-Йорке
б) Хельсинки
в) Женеве
Ответ: в
8. Континентальный шельф относится к
а) государственным территориям
б) территориям с международным режимом
в) территориям со смешанным режимом
Ответ: в
9. Международное право не распространяется в области
а) земельного права
б) водного права
в) окружающей среды
Ответ: а
10. Место подписания соглашения между Россией и Казахстаном в 2010 г.:
а) Павлодар
б) Усть-Каменогорск
в) Оренбург
Ответ: б
11. Не относятся к основным источникам международного права:
а) нормативные акты транснациональных организаций
б) международные договоры
в) внутригосударственные нормативные правовые акты
Ответ: в
12. Не являются субъектом международного права:
а) внутригосударственные регионы
б) государства
в) международные организации
Ответ: а
13. Основной признак разделяемого водного ресурса:
а) расположен на территории двух или более государств
б) включает поверхностные и подземные воды
в) представляет собой единое целое, имеющее общее окончание
Ответ: а
14. Рекомендательное право, содержащее необязательные правила, но оказывающие влияние на международные отношения своим авторитетом, относится к субъектам
а) жесткого права
б) открытого права
в) мягкого права
Ответ: в
15. Трансграничный бассейн р. Иртыш не включает бассейн
а) р. Оми
б) р. Миасс
в) р. Томи
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Водопользование, при котором постоянно поддерживаются условия, позволяющие в настоящем и будущем удовлетворять общественные потребности в воде, называется__________
Ответ: устойчивым
2. Документ, который регулирует сохранение и разумное использование всех водно-болотных угодий - _______________________
Ответ: Рамсарская конвенция
3. Данная конвенция, принятая 4 ноября 2003 г. в вступившая в силу 12 августа 2006 г., представляет собой результат многолетних переговоров Прикаспийских государств и является первым региональным соглашением, в котором определены основные направления природоохранной деятельности, направленные на снижение негативных последствий антропогенного воздействия на морскую среду Каспийского моря, называется _____________
Ответ: Тегеранская конвенция/ Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря
4. Самое крупное трансграничное озеро –
Ответ: Каспийское море
5. Согласование государствами линии прохождения границы и нанесение ее на карту, прилагаемую к договору – это_______________
Ответ: демаркация
6. Принцип «общее совместно использование» вод подразумевает _____________________
Ответ: Страны совместно принимают решения по использованию ресурсов
7. Принцип_____________ обеспечивает сохранение экологического баланса в трансграничных водных системах.
Ответ: экологической устойчивости
8. Международное соглашение, регулирующее водопользование в бассейне реки Днепр, называется ___________________
Ответ: Договор о сотрудничестве в бассейне Днепра
9. Международное соглашение, регулирующее водопользования в бассейне реки Нил, называется ____________________-
Ответ: Соглашение о сотрудничестве в бассейне Нила
10. Статья Водного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы трансграничного водопользования_________________-
Ответ: Статья 20.1
11. Для успешного урегулирования конфликтов в области водопользования необходимо учитывать интересы
Ответ: всех затронутых стран
12. Принцип ________________водных ресурсов подразумевает их использование с учетом долгосрочных интересов и сохранения экосистем.
Ответ: "разумного использования"
13. Правила, предлагаемые международными организациями, но не обязательные для стран, называются __________________
Ответ: международным рекомендательным правом
14. Международное соглашение регулирует сотрудничество между Россией и Финляндией в области трансграничного водопользования в бассейне реки Вуокса, называется _________________
Ответ: Соглашение о водопользовании в бассейне реки Вуокса
15. Соглашение о трансграничном водопользовании Россия заключила с Казахстаном, Туркменией, Узбекистаном и Ираном в 2017 году, называется ___________
Ответ: Соглашение о Северном Каспии.
16. Международное соглашение регулирует сотрудничество между Россией и Китаем в области трансграничного водопользования в бассейне реки Амур, называется_______________
Ответ: Соглашение о водопользовании и охране водных ресурсов Амура.
17. Принцип _________________предполагает, что государства, наследующие друг друга на границе реки, должны продолжать сотрудничество и соблюдение договоров о водопользовании.
Ответ: преемственности
18. В мировой практике существует множество_____________________, регулирующих водопользование и сотрудничество в области водных ресурсов, таких как конвенции, соглашения и протоколы.
Ответ: международных договоров
19. Принцип ________________призывает обеспечивать баланс между потребностями сегодняшних поколений в водных ресурсах и сохранением этих ресурсов для будущих поколений.
Ответ: устойчивого развития
20. ____________ водопользование представляет собой использование водных ресурсов, которые простираются за пределы государственных границ, и оно требует тщательного рассмотрения и сотрудничества для обеспечения устойчивого управления водными ресурсами в регионе.
Ответ: Трансграничное
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Водные ресурсы: национальные и трансграничные воды.
2. Экологические требования к деятельности в сфере водного хозяйства.
3. Особенности национального водного законодательства Российской Федерации.
4. Права и обязанности в сфере водопользования.
5. Организационный механизм водопользования и обеспечения экологической безопасности.
6. Экономический механизм водопользования.
7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения в сфере водопользования.
8. Международно-правовые нормы управления трансграничными водными объектами
9. Международные принципы охраны окружающей среды.
10. Международное регулирование водопользованием.
11. Международное водное право: система, принципы, методы.
12. Глобальные водные конвенции.
13. Управление международными водными ресурсами.
14. Водный сервитут.
15. Трансграничное водопользование.
16. Трансграничные аспекты в водном законодательстве Российской Федерации
17. Основные принципы национальной водной политики.
18. Развитие международного водного права по регионам.
19. Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения.
20. Охрана международных вод.
21. Международные обязательства РФ в области охраны и использования водных объек-тов.
22. Международно-правовые нормы управления трансграничными водными объектами.
23. Международный суд и его роль в решении международных водных конфликтов.
24. Конвенции по Трансграничным водам.
25. Двусторонние соглашения РФ в области охраны и использования трансграничных водных объектов

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Задание. Составьте список критериев отнесения водного объекта к категории транс-граничного. Сравните характеристики национальных и трансграничных вод.
2. Задание. Приведите примеры использования экологических требований в сфере вод-ного хозяйства (по выбору).
3. Задание. Проведите оценку содержания Водного кодекса РФ на наличие количественных критериев, определяющих границы аквально-территориальных систем.
4. Задание. Составьте таблицу с перечнем прав и обязанностей водопользователей, про-ведите ее анализ.
5. Задание. Приведите примеры применения организационных механизмов водопользования для целей обеспечения экологической безопасности.
6. Задание. Проведите SWOT анализ применения экономического механизма водопользования в РФ
7. Задание. Проведите сравнительный анализ Кодекса об административных правонарушения РФ и Уголовного кодекса на наличие характера ответственности в сфере водопользования в РФ.
8. Задание. Проведите оценку применения международных принципов охраны окру-жающей среды
9. Задание. Выделите этапы развития международного регулирования водопользованием.
10. Задание. Приведите примеры применения методов международного водного права.
11. Задание. Проведите сравнительный анализ глобальных водных конвенций.
12. Задание. Приведите современные практики управления международными водными ресурсами.
13. Задание. Проведите оценку практики применения водного сервитута.
14. Задание. В соответствии с критериями выделения трансграничных водных объектов приведите примеры их примеры по регионам мира.
15. Задание. Оцените особенности развития международного водного права (регион на выбор)
16. Задание. Проведите сравнительный анализ механизмов охраны международных вод.
17. Задание. Составьте таблицу, включающую международные обязательства РФ в области охраны и использования водных объектов, проведите ее анализ.
18. Задание. Проанализируйте применение международно-правовых норм для трансграничной реки Иртыш.
19. Задание. 22 апреля 2010 года произошла авария на буровой платформе Deepwater Horizon, которую ВР использовала для добычи нефти в Мексиканском заливе. В результате катастрофы в море вылились сотни тысяч тонн нефти. Кого и к какой ответственно-сти необходимо будет привлечь за нанесенный ущерб водам мирового океана. Назовите источники права, регулирующие отношения по сложившейся ситуации.
20. В декабре 2012 года, в результате разрушения технологических трубопроводов при-чала № 1 нефтебазы «Шесхарис» ОАО «Черномортранснсфть» при навале на причал № 1 сухогрузного теплохода АГСЕМТ & С (порт Партус) произошло загрязнение морской среды в Цемесской бухте «Порт Новороссийск». В морскую среду из трубопроводов попало 35,607 тонн нефтепродуктов, чем причинен вред в сумме 2706287р.
Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.
Какие международные акты регулируют использование и охрану водной среды Чер-номорского бассейна?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права: монография: монография М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Боголюбов С.А. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конвенции и соглашения ООН www.un.org
Э2 База знаний «Международное и национальное водное право» www.cawater-info.net
Э3 Курс в Moodle "Трансграничное водопользование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
505М конституционный центр программы "Tempus" по направлению "Экология и природопользование" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; компьютеры: марка Asus - 6 единиц; интерактивная доска: марка SmartBoard модель 680 - 1 единица; телевизор LCD LG 47" 47LD650 Black
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.