МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильАгромониторинг и устойчивое развитие территорий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_АиУРТ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 112
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 112 112 112 112
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Рыгалова Н.В.;к.г.н., доцент кафедры физической географии и геоинформационных систем, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение студентами систематизированных знаний по целям, методам, организации экологического мониторинга и обучение навыкам организации и проведения мониторинговых исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательские работы и комплексную диагностику состояния систем в области агромониторинговых исследований для устойчивого развития территорий
ПК-1.1 Знает принципы и методы осуществления научно-исследовательских работ в области агромониторинговых исследований для устойчивого развития территорий
ПК-1.2 Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем в области агромониторинга для устойчивого развития территорий
ПК-1.3 Владеет навыками разработки программы научных исследований и комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных социально-экономических территориальных систем в области агромониторинга для устойчивого развития территорий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы организации мониторинговых исследований и изысканий, необходимых для менеджмента окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать и оценивать достоверность методов организации и проведения мониторинговых исследований и изысканий, необходимых для менеджмента окружающей среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения мониторинговых исследований и изысканий, необходимых для менеджмента окружающей среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы экологического мониторинга.
1.1. Основные понятия об экологическом мониторинге. Назначение экологического мониторинга. Современные концепции экологического мониторинга. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Качество окружающей среды и значение экологического мониторинга для его обеспечения. Нормирование качества окружающей среды. Понятие о современных нормативных показателях. ПДК и ПДВ. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие о глобальном экологическом мониторинге. Организация, цели и задачи глобального экологического мониторинга. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Национальный мониторинг Российской Федерации. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Природная система как объект экологического мониторинга Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Экологический мониторинг состояния природных сред: атмосфера, воды, почвы, растительность. Практические 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Организация мониторинговых наблюдений за окружающей средой в странах мира (на выбор) Практические 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Методы экологического мониторинга. Практические 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Биоиндикация в системе экологического мониторинга Практические 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Региональный экологический мониторинг. Сам. работа 2 50 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Интерпретация результатов экологического мониторинга.
2.1. Основы интерпретации данных экологического мониторинга. Виды анализа данных. Рекомендации. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Антропогенное воздействие на природную среду. Практические 2 6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Статистический анализ данных загрязнения природных сред Практические 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Использование данных экологического мониторинга в разработки решений по управлению развития территории. Подготовка к зачету Сам. работа 2 62 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Основными функциями мониторинга являются:
a) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды +
b) управление качеством окружающей среды
c) изучение состояния окружающей среды
d) наблюдение за состоянием окружающей среды

2. Мониторинг, позволяющий оценить экологическое состояние в цехах и на промышленных площадках называется:
a) глобальный
b) региональный
c) локальный +
d) биосферный

3. Уровень шума нормируется значением:
a. ПДК
b. ПДУ +
c. ПДВ
d. ПДС

5. К объектам экологического мониторинга не относится:
a) Атмосфера
b) Гидросфера
c) Урбанизированная среда
d) Сельское хозяйство +

6. Экологический мониторинг окружающей среды в зависимости от уровня измененности человеком окружающей среды подразделяется на следующие виды:
а) экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический
б) фоновый и импактный +
в) глобальный, национальный, региональный, локальный

7. Стационарные посты служат для наблюдения за
a) загрязнением воздуха под заводскими трубами
b) наиболее загрязняемых местах города +
c) местами плотной застройки
d) загрязнением почвы под заводскими трубами

8.Лишайники являются биоиндикаторами на
a) диоксид серы +
b) оксид углерода
c) оксид азота
d) оксид свинца
e) оксид железа

9. Локальное загрязнение – загрязнение, возникающее:
а) вследствие переноса в атмосферу ЗВ на расстояния более 40 км от источника загрязнения
б) на территории региона
в) на сравнительно небольшой территории +

10. Сколько видов платежей за загрязнение окружающей среды определено порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определены:
а) 5
б) 3 +
в) 4

11. Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет:
а) себестоимости продукции (работ, услуг) +
б) выручки природопользователя
в) прибыли природопользователя


12. Экологический сбор должен уплачиваться:
а) предприятиями, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов
б) производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации +
в) оба варианта верны

13. Деятельность в области экологического аудита:
а) не регулируется государством
б) подлежит государственному регулированию +
в) осуществляется государством на основании заявления организации

14. Экологической безопасностью называют защиту человека от вредного воздействия:
а) опасных зверей
б) транспортных средств
в) загрязнённой окружающей среды +

15. В зависимости от цели проведения экологический аудит подразделяется на:
а) перспективный и не перспективный
б) внутренний и внешний +
в) государственный и самостоятельный

16. Экологический аудит нацелен на:
а) выявление и оценку рационального использования денежных средств
б) выявление и оценку потенциально негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения всех аспектов деятельности хозяйствующих субъектов +
в) оценку деятельности экологической службы предприятия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называются живые организмы, обладающие хорошо выраженной реакцией на внешнее воздействие: различные виды бактерий, водорослей, грибов, растений, животных и т.п.? (индикатор)
2. Как называется система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения? (МОНИТОРИНГ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА)
3. Как называется фактические и возможные убытки в их количественном выражении, включая упущенную выгоду и дополнительные затраты на ликвидацию неблагоприятных последствий для жизнедеятельности человека, животных, растений и других живых организмов, состояния экологических систем, природных комплексов, ландшафтов и объектов, вызванных нарушением нормативов качества окружающей природной среды, в результате отрицательных воздействий хозяйственной и иной деятельности, а также техногенных аварий и катастроф (экологический ущерб)
4. Как называется использование живых организмов для оценки состояния окружающей среды в лабораторных условиях? (биотестирование)
5. Как называется процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества? (ОВОС)
6. Как называется установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям? (экологическая экспертиза)
7. Как называется совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов? (окружающая среда)
8. Как называется количество вредного вещества в единице массы или объема окружающей среды (водной, воздушной, почвенной), при котором исключается неблагоприятное воздействие этого вещества на человека и его потомство? (ПДК)
9. Как называется установленная норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для стационарных загрязнителей воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, с учетом отсутствия превышений данным источником гигиенических и экологических нормативов атмосферного воздуха и предельных нагрузок на экологию системы? (ПДВ)
10. Как называется количество вещества, выраженное в массовой доле и находящееся в объеме сточных вод, максимально допустимое к отведению с принятым порядком в данную точку водного бассейна в единицу времени с целью обеспечения качества воды в конечной точке, основанное на предельно допустимой концентрации веществ в объектах водопользования? (ПДС)
11. Как называется комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов? (экологический мониторинг)
12. Как называется документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов? (Экологический паспорт)
13. Как называется вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера? (Экологический риск)
14. Как называется особая функциональная зона, отделяющая предприятия, сооружения или иные объекты, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от селитебной зоны, либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды? (Санитарно-защитная зона).
15. Как называется состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью? (качество окружающей среды)
16. Как называется мониторинг, который проводится в масштабах всей планеты или в пределах одного - двух материков? (глобальный)
17. Как называется мониторинг, который проводится на территории одного государства? (национальный мониторинг)
18. Как называется мониторинг, который проводится на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств, например, на внутреннем море и его побережье (Каспийское море), на протяженном водотоке (река Дунай) и т.д.? (региональный мониторинг)
19. Как называется мониторинг, который проводится на сравнительно небольшой территории города, водного объекта, района крупного предприятия, территориально-промышленного комплекса? (локальный мониторинг)
20. В какому году был впервые употреблен в рекомендациях Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде термин «мониторинг» применительно к экологии ? (1972 г.)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень): выполнено 80-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (базовый уровень): выполнено 65-79% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (пороговый уровень): выполнено 50-64% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован): выполнено менее 50% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для подготовки сообщений на семинарах:
• Антропогенное воздействие на природную среду.
• Уровни экологического неблагополучия территорий.
• Критерии выделения уровней неблагополучия.
• Классы устойчивости экосистем при антропогенном воздействии.
• Организация системы мониторинга окружающей среды в любой из стран мира (на выбор учащегося)

Курсовые работы по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)» не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1.Экологический мониторинг: понятие, задачи, классификации. 2.Организация и структура мониторинга окружающей среды.3.Нормирование в экологическом мониторинге. 4.Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятые в ГМОС.5.Методы и критерии оценки состояния здоровья населения.6.Методы и критерии оценки состояния животного и растительного мира.7.Методыи критерии оценки состояния геоморфологического состояния территории.8.Приоритетные контролируемые параметры природной среды и рекомендуемыеметоды.9.Мониторинг источников воздействия.10.Мониторинг природных факторов воздействия.11.Глобальная система мониторинга окружающей среды.12.Дистанционные и контактные методы. 13.Средства реализации мониторинга:стационарные станции, передвижные посты, аэрокосмические системы,автоматизированные системы.14.Международное сотрудничество в решении проблем оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий на окружающую среду.15.Компоненты системы экологического мониторинга.16.Разработка программы экологического мониторинга. 17.Международный мониторинг загрязнения биосферы. 18.Всемирнаяметеорологическая организация (ВМО).19.Экологический мониторинг и экологический контроль в Российской Федерации:понятия, задачи, направления деятельности.20.История государственного экологического мониторинга в России. 21.Структурагосударственного экологического мониторинга, распределение ответственности.22.Единая государственная система экологического мониторинга России.23.Регламентация государственных наблюдений в сети Росгидромета.24.Экологический мониторинг воздушной среды.25.Экологический мониторинг поверхностных водных объектов.26.Мониторинг месторождения и участков водозаборов питьевых подземных вод.27.Мониторинг лесных ресурсов.28.Мониторинг земельных ресурсов.29.Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов.30.Мониторинг биологических ресурсов.31.Мониторинг рыбных ресурсов.32.Радиационный мониторинг.33.Биологический мониторинг.34.Медико-экологический мониторинг.35.Санитарно-гигиенический мониторинг.36.Региональный экологический мониторинг. 37.Локальный экологический мониторинг.38.Аэрокосмический мониторинг.39.Экологическое моделирование и прогнозирование.40.Правовая база мониторинга, нормативная, экономическая база мониторинга.

Практические задания:
Задание 1. Составьте схему «Основные загрязнители атмосферы».
Задание 2. Задача. Будет ли повышен уровень ПДК (С) ртути в комнате, если в ней разбит термометр? Площадь комнаты 17 кв. м, высота потолков 3,2 м, масса ртути 1 грамм (т). ПДК ртути = 0,0003 мг/мЗ.
Задание 3. Составьте план мероприятий по оценке загрязнения воздуха
Задание 4. Составьте план мероприятий по оценке загрязнения гидросферы
Задание 5. Составьте план мероприятий по оценке загрязнения почвы

Критерии оценивания ответов на зачете

Зачтено (сформированный уровень): Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на вопросы в билете, продемонстрированы знания, умения и/или опыт профессиональной деятельности в полном объеме. Студент глубоко осмысливает и объясняет закономерности, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания (допустимо с небольшими ошибками).
Не зачтено (уровень не сформирован): Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хаустов А. П., Редина М. М. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Хаустов А. П., Редина М. М. Экологический мониторинг: Учебник для вузов Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/469054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карташев А. Г. Биоиндикационные методы контроля окружающей среды : учебное пособие для вузов: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Лагутин А.А., Райкин Р.И. Дистанционное зондирование Земли из космоса: данные и продукты: Учебное пособие Барнаул: Азбука (ЭБС "АлтГУ"), 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гидрохимические показатели состояния окружающей среды ekollog.ru
Э2 Курс в Moodle «Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)» portal.edu.asu.ru
Э3 Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации www.meteorf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экологический мониторинг и интерпретация данных (при поддержке DAAD)»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.