Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.02. География |
Профиль | Геоинформационные технологии для устойчивого развития региона |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_02_География_ГИТ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.
1.1. | Формирование навыков работы в ГИС-програмах и связынным с ними ПО; формирование общих представлений об основных методологических принципах организации геоинформационных систем, сфере их применения в географии, перспективах развития, способах функционирования и использования геоинформационных технологий в современном обществе при решении различных научно-технических задач |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | Способен создавать геоинформационные системы и базы данных цифровой картографической информации |
ПК-1.1 | Знает концептуальные основы, принципы, теоретические установки и методические подходы к проектированию и разработке геоинформационных систем и баз данных цифровой картографической информации, решению задач на основе ГИС-технологий |
ПК-1.2 | Умеет применять геоинформационные технологии к фундаментальным и прикладным географическим исследованиям, проектированию геоинформационных систем и баз данных цифровой картографической информации |
ПК-1.3 | Владеет навыками научного анализа и синтеза в географических исследованиях; использования современных методов обработки и интерпретации информации при проведении научных и прикладных исследований с применением разноуровневых геоинформационных систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает концептуальные основы, принципы, теоретические установки и методические подходы к проектированию и разработке геоинформационных систем и баз данных цифровой картографической информации, решению задач на основе ГИС-технологий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2. Умеет применять геоинформационные технологии к фундаментальным и прикладным географическим исследованиям, проектированию геоинформационных систем и баз данных цифровой картографической информации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3. Владеет навыками научного анализа и синтеза в географических исследованиях; использования современных методов обработки и интерпретации информации при проведении научных и прикладных исследований с применением разноуровневых геоинформационных систем |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы картографирования в ArcGIS | ||||||
1.1. | Обобщенные функции ГИС-систем. ГИС в географии и картографии | Лекции | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Обобщенные функции ГИС-систем. ГИС в географии и картографии | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Работа с растровыми изображениями | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Оцифровка изображений, создание слоев в проекте | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Работа с инструментами ArcToolbox | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Тематическое картографирование на основе данных ДЗЗ | Лекции | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Создание карт рельефа | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Создание карт растительного покрова | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Создание гидрологических карт | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Применение ГИС в географии | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Тематическое картографирование с помощью ГИС | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.12. | Применение ГИС в географических исследованиях | Практические | 1 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.13. | ГИС в научно-исследовательской деятельности | Сам. работа | 1 | 30 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.14. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 1 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2856 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен создавать геоинформационные системы и базы данных цифровой картографической информации Примеры заданий закрытого типа (выбор одного из вариантов) 1. По пространственному (территориальному) охвату ГИС классифицируются как: a. Общегеографические b. Региональные c. Общенациональные d. Локальные (в том числе муниципальные) e. Экологические и природопользовательские f. Отраслевые g. Глобальные (планетарные) Ответ: b, c, d, g 2. Кадастровые планы относятся к a. Данным дистанционного зондирования (ДДЗ) b. Результатам полевых обследований территорий c. Статистическим данным d. Литературным данным e. Картографическим материалам Ответ: e 3. Представление данных в виде двухмерной сетки, каждая ячейка которой содержит только одно значение, характеризующее объект - это a. Векторная структура данных b. Растровая структура данных c. Векторно-растровая структура данных d. Топологическая структура данных Ответ: b 4. Территорию, занимаемую городом можно обозначить a. Точечным объектом b. Линейным объектом c. Областью (полигоном) Ответ: c 5. Что НЕ относится к дистанционному зондированию земли (ДЗЗ) a. Определение колебания земли сейсмическими приборами b. Аэрофотосъемка c. Гидроакустические съемки рельефа морского дна d. Материалы, получаемые с космических аппаратов e. Определение скорости движения воздушных масс Ответ: a, e 6. Географическое название, видовой состав растительности, характеристики почв относятся к a. Пространственным данным b. Пространственным характеристикам c. Атрибутивным данным Ответ: c 7. Качественные или количественные характеристики пространственных объектов, выражающиеся, как правило, в алфавитно-цифровом виде характерезуются a. Пространственными данными b. Пространственными характеристиками c. Атрибутивными данными Ответ: c 8. ArcCatalog служит для... a. пространственного анализа b. управления геоданными c. компоновки карт Ответ: b 9. В отличие от файлов покрытия шейп-файлы ... информацию о топологических связях между объектами или классами объектов. a. содержат b. не содержат c. игнорируют Ответ: b 10. Свойство, качественный или количественный признак, характеризующий пространственный объект называется... a. атрибутом b. моделью данных c. топологией Ответ: a 11. Способ отображения одной поверхности на другую, устанавливающий аналитическую зависимость между координатами точек эллипсоида (сферы) и соответствующих точек плоскости называется... a. картографической сеткой b. картографическим моделированием c. картографической проекцией Ответ: c 12. Для картографирования малоизученных и труднодоступных районов используют: а) картографические источники мелких масштабов б) результаты гидрометеорологических измерений в) астрономо-геодезические данные г) данные ДЗЗ Ответ: г 13. В нашей стране за абсолютный нуль принят многолетний средний уровень: а) Балтийского моря б) Черного моря в) Каспийского моря г) Баренцева моря Ответ: а 14. Карта теряет читаемость в случае: а) изменения её масштаба б) старения карты в) перегруженности информацией г) использования знаков движения в совокупности с качественным фоном Ответ: в 15. Карта земельных участков, на которой нанесены все объекты и назначение земельных участков, называется: а) топографическая б) туристическая в) кадастровая г) спортивная Ответ: в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра дифференцированного зачёта по всему изученному курсу. Зачёт проводится в форме выполнения задания. Задание состоят из 11 пунктов. Итогом выполнения задания является создание ГИС-проекта и итоговой карты. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждый пункт задания оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для дифференцированного зачета: «отлично» – верно выполнено 85-100% пунктов в заданиях; «хорошо» – верно выполнено 70-84% пунктов в заданиях; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% пунктов в заданиях; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% пунктов в заданиях. Пример задания: 1. Создать новый проект и сохранить его под именем Кош-Агачский_район 2. Загрузить в проект слой Республика_Алтай 3. Установить для фрейма данных оптимальную проекцию 4. Создать новый слой из границ Кош-Агачского района и сохранить его под именем Границы_Кош-Агач_района 5. Создать из слоя Республика_Алтай новый слой Границы_РА, содержащий только границы Республики, без границ субъектов (инструмент: слияние по атрибуту). Созданный слой оформите следующим образом: цвет заливки: нет цвета; контур: Boundary, National, цвет контура – синий. 5. Загрузить в проект слои реки_РА и озера_РА 6. Вырезать слои реки_РА и озера_РА по границам Кош-Агачского района. Новые слои назвать реки_Кош-Агач_района и озера_Кош-Агач_района соответственно. Оформить символы слоев соответствующим образом. 7. Удалить из слоев реки_Кош-Агач_района объекты, не имеющие названий. Оставшиеся объекты сгладить (Пенель инструментов «Расширенное редактирование»; максимально допустимый сдвиг – 10) 8. Добавить подписи данных к слоям, отображающим реки и озера района (Шрифт: курсив, голубой) 9. Загрузить в проект слои ЦМР-1 и ЦМР -2 и объединить их в новый слой ЦМР (инструмент: мозаика в новый растр) 10. Вырезать слой ЦМР по границам Кош-Агачского района, сохранив под именем ЦМР_КА. Оформить слой, классифицировав его с интервалом 200 м на необходимое количество классов. 11. Создать новый точечный слой (шейп-файл) с именем Отметки_высот на основе следующих данных: - 87,616 в.д. 49,314 с.ш. - 87,426 в.д. 49,085 с.ш. - 87,675 в.д. 50,063 с.ш. 12. Определить высоту точек в слое Отметки_высот (инструмент: извлечь значения в точки) и подписать ее. 13. Оформить компоновку карты Кош-Агачского района: включить в нее (сверху-вниз) слои Границы_Кош-Агач_района, озера_Кош-Агач_района, реки_Кош-Агач_района, Отметки_высот, ЦМР_КА. В легенде отобразить все эти слои. 14. Создать карту-врезку, содержащую слои Границы_РА, Границы_Кош-Агач_района. Добавить индикатор экстента (свойства нового фрейма данных – индикатор экстента). 15. Экспортировать карту в формат .jpg, 150 dpi, назвав ее Карта_итог. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под. ред. В.С. Тикунова | Геоинформатика: учеб. для вузов: в 2 кн | М.: Академия., 2008 | |
Л1.2 | Е. Г. Капралов [и др.] ; под ред. В. С. Тикунова | Геоинформатика: учеб. для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Владимиров В.Н. | Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях.: | Алтайского ун-та, 2005 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Геоинформационное обеспечение географических исследований | gis-lab.info | ||
Э2 | Курс на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная); ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная) Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
https://sovzond.ru/ http://www.scanex.ru/ https://www.esri-cis.ru/ http://www.geosys.ru/index.php/zhurnal-geoinformatika/arkhiv-zhurnala Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
405М | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края |
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
500М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов. |
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
Методические указания обучающимся при подготовке к лекционным занятиям: В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается образное географическое мышление. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В ходе лекционных и практических работ студенты ведут текстуальный конспект, отмечая основные алгоритмы выполнения задач. В заключение преподаватель подводит итоги практической работы. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изложение материала в ходе проведения практических работ идет последовательно: каждая следующая работа опирается на приобретенные в ходе вополнения предыдущих работ знания. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы: Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта практических работ, их дополнение рекомендованной литературой, самостоятельное создание тематических ГИС-проектов. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД «Геоинформационное обеспечение географических исследований». Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Геоинформационное обеспечение географических исследований», особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. |