МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Применение ГИС в изучении природно-антропогенных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии для устойчивого развития региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ГИТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., Доцент, Карманова М.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Применение ГИС в изучении природно-антропогенных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.организовать деятельность студентов по изучению методов создания ГИС и использования их для информационного обеспечения принятия решений в управлении природопользованием, получение практических навыков использования ГИС-технологий для решения конкретных задач в области природопользования и охраны окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать геоинформационные системы и базы данных цифровой картографической информации
ПК-1.1 Знает концептуальные основы, принципы, теоретические установки и методические подходы к проектированию и разработке геоинформационных систем и баз данных цифровой картографической информации, решению задач на основе ГИС-технологий
ПК-1.2 Умеет применять геоинформационные технологии к фундаментальным и прикладным географическим исследованиям, проектированию геоинформационных систем и баз данных цифровой картографической информации
ПК-1.3 Владеет навыками научного анализа и синтеза в географических исследованиях; использования современных методов обработки и интерпретации информации при проведении научных и прикладных исследований с применением разноуровневых геоинформационных систем
ПК-5Способен технологически обеспечивать выполнение комплекса операций по развитию и модернизации разноуровневых геоинформационных систем
ПК-5.1 Знает принципы работы технических и программных средств в геоинформационных системах
ПК-5.2 Умеет решать задачи профессиональной деятельности в области географии с использованием геоинформационных технологий, в том числе программирования в среде ГИС, веб-картографирования, инфраструктуры пространственных данных, создания прикладных геоинформационных систем
ПК-5.3 Умеет применять геоинформационные системы для исследования природных ресурсов, экологического состояния территории и анализа социально-экономических геосистем и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает концептуальные основы, принципы, теоретические установки и методические подходы к проектированию и разработке геоинформационных систем и баз данных цифровой картографической информации, решению задач на основе ГИСтехнологий
ПК-5.1. Знает принципы работы технических и программных средств в геоинформационных системах
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет применять геоинформационные технологии к фундаментальным и прикладным географическим исследованиям, проектированию геоинформационных систем и баз данных цифровой картографической информации
ПК-5.2. Умеет решать задачи профессиональной деятельности в области географии с использованием геоинформационных технологий, в том числе программирования в среде ГИС, вебкартографирования, инфраструктуры пространственных данных, создания прикладных геоинформационных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками научного анализа и синтеза в географических исследованиях; использования современных методов обработки и интерпретации информации при проведении научных и прикладных исследований с применением разноуровневых геоинформационных систем
ПК-5.3. Умеет применять геоинформационные системы для исследования природных ресурсов, экологического состояния территории и анализа социально-экономических геосистем и процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геонформационное обеспечение системы принятия решений в области природопользования
1.1. Существующее информационное обеспечение системы принятия решений в области природопользования Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Геоинформатика. Географические информационные системы. Геоинформационные технологии. Данные. Информация. Знания. Пространственные данные. Пространственные объекты. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Концептуальные модели представления географической информации в ГИС. Ввод данных в ГИС. Источники пространственных данных для ГИС. Устройства для преобразования аналоговой пространственной информации в цифровую форму. Программы-векторизаторы. Растровая и векторная модели пространственных данных. Тип геометрии и размерность вектоных данных. Пиксел и его пространственное разрешение. Грид. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Пространственная привязка и оцифровка топографической карты Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Хранение данных в ГИС. Функции системы управления базами данных (СУБД). Задачи и функции СУБД в ГИС. Основные модели баз данных. Базовые понятия реляционных баз данных. Язык реляционных баз данных SQL – функции и основные возможности. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Пространственная привязка и оцифровка почвенной карты. Заполнение атрибутивной базы данных Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Качество данных и контроль ошибок. Типы ошибок в данных и их источники. Позиционная точность данных. Точность атрибутивных данных. Логическая непротиворечивость, полнота, происхождение. Особенности интеграции разнотипных данных. Преобразование систем координат (проекций). Трансформирование векторных и растровых изображений. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Использование программы Google Earth для анализа и картографирования динамики географических объектов Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Создание аналитических карт по данным атрибутивных таблиц БД. Классификация. Метод уникальных (отдельных) значений. Интервальные шкалы: метод естественных интервалов, метод равных классов (или квантилей), метод равных интервалов, метод стандартных отклонений. Метод плотности точек. Метод масштабируемых символов. Локализованная диаграмма. Цветовая шкала Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Геоинформационное картографирование статистических данных Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Создание тематических карт на основе методов пространственного моделирования в ГИС. Математико-картографическое моделирование. Представление географических полей. Аппроксимация. Интерполяция на основе функции расстояний (по регулярной сетке) и триангуляция Делоне. Способы выбора точек для построения модели. Создание карт рельефа и произвольных карт на основе ЦМР. Построение изолинейных карт. Отображение рельефа шкалой послойной окраски. Построение карт светотеневой отмывки рельефа, углов наклона поверхности, экспозиции склона. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Создение и анализ ЦМР ипроизводных от нее поверхностей методами триангуляции Делоне и растровой интерполяции Хатчинсона. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Автоматизированная генерализация тематических карт. Семантическая (для атрибутивных данных) и геометрическая (для позиционных данных) генерализация. Методы классификации для семантической генерализации. Элементы генерализации линий: упрощение, сглаживание, перемещение, структурирование, слияние, локальная обработка. Генерализация в интерактивном режиме. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Генерализация точечных, линейных и полигональных векторных объектов. Генерализация растров. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Картометрические функции. Измерение расстояний, площадей и периметров замкнутых контуров, и определение взаимного положения точечных, линейных и полигональных объектов (например, линий и полигонов). Определение положения центральной точки полигона и скелетизация. Построение системы картографических знаков и размещение надписей. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.16. Рассчет геометрических характеристик пространственных объектов средствами ГИС. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Использование ГИС в принятии управленческих решений
2.1. Использование ГИС в принятии управленческих решений Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Использование ГИС в принятии управленческих решений Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Геоинформационный анализ антропогенной трансформации ландшафтов территории административного района Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Базовые понятия и представления ГИСУП. Характеристика концепции ГИС в управлении природопользованием. Эволюционное развитие информационных методов исследования объектов, основанных на сочетании геоинформационных систем и управленческих информационных систем (АСУ). Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Аспекты и подходы к созданию ГИС УП. Основные аспекты создания элементов ГИСУП: инструментальный, технологический, технологический. Информационные технологии и их виды: инструментальные ГИС, ГИС-технологии, прикладные ГИС. Подходы к созданию ГИС управления природопользованием. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Составление аналитического обзора существующих примеров реализации ГИС для поддержки принятия управленческих решений в сфере природопользования. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Специфические особенности природопользования как объекта информационного управления. Содержание основных понятий и определений, которые формируют представление об управлении природопользованием как информационном процессе. Особенности современного подхода к управлению. Основные этапы технологии управления, как информационного процесса. Типы ГИСУП по технологическим этапам (по С. Л. Широковой, 2003). Характеристику принципиальной структуры ГИСУП. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Разработка блок-схеы структуры ГИС в управлении природпользованием. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Подходы к проектированию ГИСУП. Показатели, используемые в ГИСУП. Типы моделей в зависимости от характера оцениваемой информации. Отображение показателей качества окружающей среды. Подходы, используемые при анализе альтернативных стратегий управления. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Проектирование ГИС для решения прикладных задач в сфере управления природопользованием Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

Отметьте правильный ответ
1. Основное средство организации используемой в ГИС информации называется...
а) карты,
б) графики,
в) диаграммы,
г) отчеты.

2. Отличие ГИС от иных информационных систем проявляется в том, что они…
а) позволяют отображать качественную и количественную информацию,
б) позволяют отображать и анализировать любую географически привязанную информацию,
в) используют современные методы статистического анализа,
г) изучают экологические закономерности.

3. Информацию, описывающую качественные и количественные параметры объектов, относят к типу...
а) географических данных,
б) векторных данных,
в) табличных данных,
г) атрибутивных данных.

4. Наиболее употребительными источниками данных в геоинформатике являются…
а) картографические,
б) статистические,
в) литературные.

5. Группировка объектов, имеющих близкие значения, путем присвоения им одинаковых символов, называется…
а) идентификация,
б) классификация,
в) систематизация.

6. Как называется операция отыскания ближайшего центра сети для каждой точки местности?
а) аллокация,
б) селекция,
в) визуализация,
7) геопривязка.

7) Как называется ГИС, предназначенная для дешифрирования аэрокосмических снимков?
а) ArcView,
б) ДубльГИС,
в) ERDAS,
г) MapEdit.

8) Какая структура базы данных используется в ГИС MapInfo?
а) реляционная,
б) сетевая,
в) иерархическая,
г) геореляционная.

9) Какая операция из перечисленных ниже не является графоаналитической?
а) измерение по карте углов,
б) изменение проекции карты,
в) измерение по карте площадей,
г) измерение пок арте периметров.

10) Как называется этап создания опытного образца ГИС?
а) визуализация,
б) проектирование,
в) адаптация,
г) прототипирование.

11) Какой из ниже перечисленных программных продуктов является вьювером?
а) ArcView
б) GeoDraw
в) ArcInfo
г) Панорама

12) Какая операция не входит в группу операций сетевого анализа?
а) Аллокация
б) Поиск кратчайшего пути
в) Изменение единиц измерения карты
г) Районирование

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. Б
3. Г
4. А
5. Б
6. А
7. В
8. Г
9. Б
10. Г
11. А
12. В
Лабораторная работа

Лабораторная работа № 1. Тема: «Пространственная привязка и оцифровка топографической карты»
Задание:
Привязать и оцифровать топографическую карту.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определить проекцию топографической карты и выполнить ее пространственную привязку.
2. Создать необходимые векторные файлы точечной, линейной и полигональной геометрии.
3. В пределах указанного преподавателем фрагмента оцифровать на топографической карте реки, озера и точки высот.
4. Рассчитать геометрические характеристики оцифрованных векторных объектов (координаты X и Y, длину и площадь в зависимости от типа геометрии векторных данных).
5. В атрибутивной таблице заполнить поле «Name» для рек и озер.
6. Выполнить оформление слоев (задать цвет, условный знак, размер, надписать объекты и т.п.), добавить в компоновку карты масштабную линейку, легенду и направление на север.
7. Экспортировать результаты оцифровки в растровый файл формата .jpg и вставить в документ MS WORD.

Лабораторная работа № 2. Тема: «Пространственная привязка и оцифровка почвенной карты. Заполнение атрибутивной базы данных»
Задание:
Привязать и оцифровать почвенную карту.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выполнить пространственную привязку почвенной карты м-ба 1:1 600 000 из I тома Атласа Алтайского края (1978).
2. Создать необходимые векторные файлы полигональной геометрии для оцифровки почвенных контуров.
3. В пределах административного района оцифровать границы почвенных контуров.
4. Рассчитать площадь оцифрованных почвенных контуров.
5. В атрибутивной таблице занести название почвы в поле «Name».
6. Выполнить оформление слоев (задать цвет, а при необходимости штриховку), добавить в компоновку карты масштабную линейку, легенду.
7. Экспортировать результаты оцифровки в растровый файл формата .jpg и вставить в документ MS WORD.

Лабораторная работа № 3. Тема: «Использование программы Google Earth для анализа и картографирования динамики географических объектов»
Задание:
Используя инструмент «История» из программы Google Earth подготовьте серию разновременных космических снимков высокого пространственного разрешения для участка территории, на котором присутствует пространственный объект с быстро меняющимися границами (оползневой склон, овражная система, лесные вырубки, добыча полезных ископаемых открытым способом). Проведите анализ динамики границ объекта.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выберите удовлетворяющий условиям задания участок, используя интерфейс программы Google Earth.
2. Оцифруйте границы объекта по разновременным снимкам с помощью инструмента «Добавить путь» или «Добавить многоугольник».
3. Экспортируйте результаты в программу ArcMap, оформите и экспортируйте в растровый формат.

Лабораторная работа № 4. Тема: «Геоинформационное картографирование статистических данных»
Задание:
Выполните картографирование статистических данных для территории Алтайского края, размещенных на официальном сайте Госкомстата РФ.
Алгоритм выполнения задания:
1. Подготовьте набор данных содержащий административные границы районов Алтайского края.
2. Выберите и подготовьте статистические данные по муниципальным районам и городским округам Алтайского края, размещенные на официальном сайте Госкомстата (база данных муниципальных образований). Сохраните статданные в формате электронной таблицы Excel.
3. Используя ArcMap, выполните соединение таблиц атрибутивной базы данных слоя административных границ и таблицы Excel.
4. На основе объединенной таблицы постройте тематическую карту.
5. Экспортируйте результаты картографирования в растровый формат.

Лабораторная работа № 5. Тема: «Геоинформационный анализ антропогенной трансформации ландшафтов территории административного района»
Задание:
Выполнить анализ антропогенной трансформации ландшафтов по методике Б.И. Кочурова.
Исходные данные:
цифровая карта сельскохозяйственного использования земель административного района,
набор векторных данных OSM на территорию Алтайского края,
цифровая ландшафтная карта административного района.
Алгоритм выполнения задания:
1. Уточнить карту сельскохозяйственного использования земель административного района используя актуальный космоснимок Landsat.
2. При уточнении контуров для контроля топологической корректности пространственных данных используйте построение топологии и инструменты работы с топо-логиейинспектора ошибок топологии в ArcGIS.
3. С помощью векторных пространственно-аналитических операций оверлея выполните пересечение слоев сельскохозяйственного использования земель и ландшафтной карты.
4. Рассчитайте структуру хозяйственного использования ландшафтов и антропогенную преобразованность ландшафтных контуров.

Лабораторная работа № 6. Тема: «Проектирование ГИС для решения прикладных задач в сфере управления природопользованием»
Задание:
Разработайте структуру геоинформационной системы, для определенной территории (район, субъект РФ, федеральный округ, бассейн реки и т.п.), исходя из определенного Вами круга решаемых задач и наполните ГИС данными из открытых источников.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определить проблемную область проектируемой ГИС, исходя из территориального или отраслевого похода.
2. Нарисуйте блок-схему структурных элементов будущей ГИС.
3. Определите набор необходимых исходных данных, необходимых для интеграции в ГИС.
4. Создайте БД, содержащую свободно-распространяемые векторные и растровые набо-ры данных, необходимые для функционирования проектируемой ГИС.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов в рамках темы: «Введение в катастрофизм в природе»:
1. История ГИС.
2. Современные источники пространственных данных для ГИС.
3. ГИС и Интернет.
4. Пространственное моделирование в ГИС.
5. Использование ГИС в управлении лесопользованием.
6. Использование ГИС в управлении в управлении недропользовании.
7. Использование ГИС в управлении экологическим состоянием территории.
8. Использование ГИС в управлении использованием земельных ресурсов.
9. Использование ГИС в управлении водопользованием.

Критерии оценивания рефератов
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота выполнения реферата;
2. Своевременность выполнения;
3. Правильность ответов на вопросы;
4. Самостоятельность подготовки реферата.
Каждая позиция оценивается 1 баллом. Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Основные понятия геоинформатики
2. Ввод данных в ГИС
3. Типы и источники пространственных данных
4. Представление пространственных объектов в БД.
5. Системы управления базами данных в ГИС
6. Качество данных и контроль ошибок
7. Особенности интеграции разнотипных данных
8. Преобразование систем координат (проекций). Трансформирование векторных и растровых изображений.
9. Пространственные и атрибутивные запросы к БД.
10. Создание аналитических карт по данным атрибутивных таблиц БД.
11. Создание тематических карт на основе методов пространственного моделирования в ГИС.
12. Картометрические функции.
13. Построение системы картографических знаков и размещение надписей.
14. Основные концепции ГИС в управлении природопользованием.
15. Аспекты создания элементов ГИСУП: инструментальный, технологический, технологический.
16. Основные подходы к созданию ГИС управления природопользованием.
17. Основные понятия и определения, которые формируют представление об управлении природопользованием как информационном процессе.
18. Особенности современного подхода к управлению.
19. Основные этапы технологии управления, как информационного процесса.
20. Типы ГИСУП по технологическим этапам (по С. Л. Широковой, 2003)
21. Характеристика принципиальной структуры ГИСУП.
22. Главные показатели, используемые в ГИСУП.
23. Типы моделей в зависимости от характера оцениваемой информации.
24. Отображение показателей качества окружающей среды
25. Характеристика подходов при анализе альтернативных стратегий управления.
26. Оценка состояния качества окружающей среды.
27. Организация информационной поддержки реализации стратегии управления

Типовые задания к экзамену
1. Определить проекцию топографической карты и выполнить ее пространственную привязку.
2. Создать векторные файлы точечной, линейной и полигональной геометрии. Задать проекцию. Добавить поля в атрибутивную таблицу.
3. В пределах указанного преподавателем фрагмента оцифровать на топографической карте реки, озера и точки высот.
4. Рассчитать геометрические характеристики оцифрованных векторных объектов (координаты X и Y, длину и площадь в зависимости от типа геометрии векторных данных).
5. Выполнить оформление слоев в проекте (задать цвет, условный знак, размер, надписать объекты и т.п.), добавить в компоновку карты масштабную линейку, легенду и направление на север.
6. Построить буферную зону для соля рек. Ширина буферной зоны должна соответствовать ширине водоохранной зоны.
7. Выполнить соединение таблиц атрибутивной базы данных слоя и таблицы Excel по ключевому полю. На основе объединенной таблицы построить тематическую карту.
8. Выполнить пересечение слоев ландшафтной карты и карты сельскохозяйственного использования земель. Рассчитать структуру хозяйственного использования ландшафтов.
9. Нарисовать блок-схему структурных элементов будущей ГИС в УП (в рамках территориального или отраслевого подхода). Определить набор необходимых исходных данных, необходимых для интеграции в ГИС.

В билет включено два теоретических вопроса и одно практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Проводится зачет в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 30 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 70 баллов, за выполнение практического задания 30 баллов.
Перевод баллов в оценку:
85–100 – «отлично»,
70–84 – «хорошо»,
50–69 – «удовлетворительно»,
0–49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310
Л1.2 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 GIS-Lab: Геоинформационные системы и Дистанционное зондирование Земли – неформальное сообще-ство специалистов в области ГИС и ДЗЗ gis-lab.info
Э2 Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации www.gisa.ru
Э3 NextGIS: Открытые геотехнологии: nextgis.ru
Э4 QGIS: Свободная географическая информационная система с открытым кодом: www.qgis.org
Э5 GeoFAQ: советы по ГИС, САПР, СУБД www.geofaq.ru
Э6 Лаборатория АгроГИС-технологий. Консультации по ГИС Калуга: npk-kaluga.ru
Э7 курс на открытом образовательнос портале "Геоинформационные системы и технологии в управлении природопользованием" public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

3. Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий).
4. MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
5. ENVI №лицензия 503626
6. Surfer 10 (номер лицензии ws-119118-pjdc);
7. ArcGIS 10.3.1 (автаризационный номер лицензии EFL613246244);
8. Google Earth Pro (свободно распространяемое ПО).
9. QGIS (свободно распространяемое ПО).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/
2. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные_статьи

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или дополняет конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на приобретение практических умений и навыков. Лабораторные занятия проводятся на компьютерах, что позволяет студентам привить практические навыки работы с различными ГИС-приложениями, получить опыт самостоятельной работы.
Каждая лабораторная работа содержит название темы, практическое задание, описание порядка выполнения работы. В зависимости от подготовленности учебной группы и отдельных студентов преподаватель вправе перераспределить учебные часы между лабораторными работами.
Справочный материал содержит сведения, необходимые студенту для выполнения лабораторной работы, а также может содержать пример выполнения задания. Задание выполняется студентом на компьютере и сохраняется в виде файла в папке, указанной преподавателем. Преподаватель проверяя результат задания, задает контрольные вопросы и просит выполнить отдельные операции, позволяющие выяснить степень самостоятельности выполнения и уровень овладения требуемыми умениями и навыками.

8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие в лабораторных работах.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.