МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектами в экологии и природопользовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Д.Б.Н., Профессор, Яковлев Р.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление проектами в экологии и природопользовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с методологией и теоретическими основами управления проектами, формирование умений и навыков составления, экспертизы и реализации проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить научно-исследовательскую работу в области экологии, охраны окружающей среды, экологического мониторинга и экобезопасности и определять сферы применения научно-исследовательских работ
ПК-3.1 Знает научную проблематику и современные методы исследований в области экологии и охраны окружающей среды
ПК-3.2 Умеет проводить научные исследования, оформлять результаты научно-исследовательских работ
ПК-3.3 Владеет навыками определения сферы применения результатов научно-исследовательских работ в области экологии, охраны окружающей среды, экологического мониторинга и экобезопасности
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта;
Знает научную проблематику и современные методы исследований в области экологии и охраны окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах;
Умеет проводить научные исследования, оформлять результаты научно-исследовательских работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла;
Владеет навыками определения сферы применения результатов научно-исследовательских работ в области экологии, охраны окружающей среды, экологического мониторинга и экобезопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1.1. Методология управления проектами. Основные понятия проектной деятельности. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Элементы проектной деятельности. Классификация проектов. Особенности «жестких» и «мягких» проектов. Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Стандартизация управления проектами: национальные и международные стандарты управления проектами. Система управления проектами в организации Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2.1. Экономическая модель проекта. Классификация экономических моделей проектов. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Ресурсы проекта и оценка стоимости проекта. Процессы управления стоимостью проекта Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Планирование затрат по проекту (бюджетирование). Источники финансирования проектов. Контроль выполнения плана и условий финансирования Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Правовые формы организации бизнеса и разработка проектов Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Правовые основы разработки проектов Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Договорное регулирование проектной деятельности Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
3.1. Цели и задачи проекта. Требования к проекту и его окружению. Участники проекта. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Жизненный цикл проекта. Структура проекта. Сетевой анализ и календарное планирование проекта Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Мобилизация и распределение ресурсов проекта. Информационное обеспечение управления проектами: состав, структура, характеристики Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ
4.1. Экспертиза и оценка целевой программы Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Экспертные характеристики инновационных разработок. Методы оценки эффективности проектов Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Методы оценки эффективности управления проектами Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
5.1. Управление коммуникациями проекта. Управление проектов по временным параметрам. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Управление качеством проекта. Управление стоимостью и рисками проекта Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Формирование команды и управление проектным инновационным коллективом. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА
6.1. Основные процедуры закрытия проекта Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Постаудит проекта Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Управление знаниями проекта Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Пример оценочного средства:
1.Сторона, вступающая в отношения с заказчиком и берущая на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту, называется:
а) инвестор в) спонсор
б) подрядчик (контрактор) г) лицензиар
2. Участники проекта – это:
a) физические лица и организации, непосредственно вовлеченные в проект
б) заказчик, инвестор, менеджер проекта и команда проекта
в) конечные потребители результатов проекта
г) команда, управляющая проектом
3. Инновационные проекты отличаются:
а) высокой степенью неопределенности и рисков
б) целью проекта является получение прибыли на вложенные средства
в) необходимостью использовать функциональные организационные структуры
г) большим объемом проектной документации
4. Организационная структура – это:
а) совокупность элементов организации
б) совокупность связей между элементами организации
в) команда проекта под руководством менеджера проекта
г) организационно-правовая документация предприятия, реализующего проект
5. Ключевое преимущество управления проектами:
а) экономия времени и ресурсов на реализацию проекта
б) возможность осуществить объективную оценку экономической эффективности проекта
в) формирование эффективной команды по реализации поставленной цели
г) возможность смоделировать детально и формализовать реализацию проекта
6. Окружение проекта – это:
а) внутренняя и внешняя среда проекта
б) местоположение реализации проекта и близлежащие районы
в) совокупность проектных работ и продуктов в рамках проекта
г) группа элементов проекта
7. Наибольшее влияние на проект оказывают:
а) экономические и правовые факторы
б) экологические факторы и инфраструктура
в) культурно-социальные факторы
г) политические и экономические факторы
8. Стратегия проекта – это:
а) желаемый результат деятельности при реализации
б) направления и основные принципы осуществления проекта
в) получение прибыли
г) причина существования проекта
9. Календарный план – это:
а) документ, устанавливающий полный перечень работ проекта
б) последовательность и сроки выполнения проекта
в) ресурсы, необходимые для выполнения работ проекта
г) документ, устанавливающий основные ресурсные ограничения
10. К стадиям реализации проекта относятся:
а) организация и контроль выполнения проекта
б) анализ и регулирование выполнение проекта
в) ввод в эксплуатацию и принятие проекта заказчиком
г) документирование и анализ опыта выполнения данного проекта
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты на тему
1. Элементы проектной деятельности. Классификация проектов. Особенности «жестких» и «мягких» проектов.
2. Ресурсы проекта и оценка стоимости проекта. Процессы управления стоимостью проекта
3. Правовые формы организации бизнеса и разработка проектов.
4. Правовые основы разработки проектов.
5. Жизненный цикл проекта. Структура проекта. Сетевой анализ и календарное планирование проекта
6. Экспертные характеристики инновационных разработок. Методы оценки эффективности проектов.
7. Управление качеством проекта. Управление стоимостью и рисками проекта.
8. Постаудит проекта.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Методология управления проектами.
2. Основные понятия проектной деятельности.
3. Элементы проектной деятельности.
4. Классификация проектов.
5. Особенности «жестких» и «мягких» проектов.
6. Стандартизация управления проектами: национальные и международные стандарты управления проектами.
7. Система управления проектами в организации
8. Экономическая модель проекта.
9. Классификация экономических моделей проектов.
10. Ресурсы проекта и оценка стоимости проекта.
11. Процессы управления стоимостью проекта
12. Планирование затрат по проекту (бюджетирование).
13. Источники финансирования проектов.
14. Контроль выполнения плана и условий финансирования
15. Правовые формы организации бизнеса и разработка проектов
16. Правовые основы разработки проектов
17. Договорное регулирование проектной деятельности
18. Цели и задачи проекта.
19.Требования к проекту и его окружению.
20. Участники проекта
21. Жизненный цикл проекта.
22. Структура проекта.
23. Сетевой анализ и календарное планирование проекта
24. Мобилизация и распределение ресурсов проекта.
25. Информационное обеспечение управления проектами: состав, структура, характеристики
26. Экспертиза и оценка целевой программы
27. Экспертные характеристики инновационных разработок.
28. Методы оценки эффективности проектов
29. Методы оценки эффективности управления проектами
30. Управление коммуникациями проекта.
31. Управление проектов по временным параметрам.
32. Управление качеством проекта.
33. Управление стоимостью и рисками проекта
34. Формирование команды и управление проектным инновационным коллективом.
35. Основные процедуры закрытия проекта
36. Постаудит проекта
37. Управление знаниями проекта
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. В. Преображенская, М. Ш. Муртазина, А. А. Алетдинова Управление проектами: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для вузов Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 К. В. Крумина, С. Г. Полковникова Управление проектами: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для вузов Омск : Омский государственный технический университет, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. В. Левушкина Управление проектами: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для вузов Ставропольский государственный аграрный университет, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Проектная деятельность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice (версия 2010, № лицензии 60357319).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.