МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая биохимия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам.дир. по науч. раб ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Клиническая биохимия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - овладение студентами знаний и навыков практической работы в области клинической биохимии.
Задачи дисциплины:Расширить представление о биохимических аспектах нормального течения процессов обмена веществ в организме человека.
Дать основные сведения об изменениях и нарушениях, возникающих при заболеваниях, в биохимическом составе тканей, органов, систем и регуляторно-функциональных механизмах организма человека.
Дать характеристику нормального биохимического статуса человека, срав-нивая с нормой возможные патохимические нарушения.
Изучить и освоить методы лабораторной диагностики, применяемые в кли-нической и биохимической практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в клиническую биохимию
1.1. Введение в клинческую биохимию. Спектр клинико-биохимическх исследований. Подготовка обследуемых лиц и правила забора биохимического материала.Оценка результатов обследования. Лекции 7 1 Л1.1, Л1.2
1.2. История развития клиничкой биохимии , как науки. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Кислотно-щелочное равновесия
2.1. Кислотно-щелочное равновесие. РН-крови. Клиническое значение определения параметров.Метаболический ацидоз и алкалоз Лекции 7 1 Л1.1, Л1.2
2.2. Методы определния кислотно-щелочного равновеия. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Белки и субстраты
3.1. Клиническая биохимия обмена белков. Классиикация и метаболизм белков плазмы крови. Общий белок. Альбумины и глобулины.Биохимические синдромы гипо-, гипер- и дислипопротеинемии, и их клиническое значение. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Определения общего белка (по Лоури)в плазме. Экспресс -метод определения содержания белка в моче Лабораторные 7 5 Л1.1, Л1.2
3.3. Переваривание и всасывание пищевых белков. Аллергия алиментарного происхождения. Транспорт аминокислот в тканях. Образование белков плазмы. Распад белков в тканях организма. Истощение белков в тканях и его последствия. Нарушение белкового обмена:Альбуминурия. Гемоглобинурия. Аминоацидурия. Соединительная ткань: ее химический состав и нарушения. Гиалуронидазы. Коллагенозы. Гиперпротеинемии. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Липиды
4.1. Липиды и липопротеины.Общая характеристика липопротеидов. Липидный профиль.Классификация гиперлипопротеинемий (ВОЗ). Клиническое значение нарушений липидного обмена. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Клинико-биохимическая оценка показателей липдного обмена. Липидный профиль. Лабораторные 7 6 Л1.1, Л1.2
4.3. Методы определения показателей липидного обмена Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Углеводный обмен
5.1. Обмен углеводов и его биологическое значение. Гликемия.Биохимия обмена глюкозы (сахаров). Биохимические синдромы гипер - и гипоглкемии, их клиническое значение. Первичные и втоичные нарушения углеводного обмена.Сахарный диабет, клинико-биохимические аспекты заболевания. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
5.2. Определение сахара крови. Тест толерантности к глюкозе. Лабораторные 7 2 Л1.1, Л1.2
5.3. Функция печени в обеспечении процессов всасывания сахаров и преобразовании. Оценка функции печени в отношении углеводного обмена. Экскреция глюкозы в мочу и функция почек. Гормональная регуляция уровня гликемии. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Электролитный и водный обмен
6.1. Биохимия электролитного и водного обмена. Биохимические критерии нормальный баланса воды и электролитов. Основные биохимические синромы нарушений водного и электролитного баланса и их клиническое значение. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
6.2. Определение электролитов (К и Na) крови Лабораторные 7 2 Л1.1, Л1.2
6.3. Обмен калия и его нарушения. Гиперкалиемия, гипокалиемия и их клинические последствия. Обмен натрия. Обмен хлора и его нарушения. Концентрация калия и фосфора в сыворотке. Выделение кальция и фосфора. Основные факторы, влияющие на распределение кальция и фосфора. Патологические нарушения концентрации кальция и фосфора в плазме крови человека. Сам. работа 7 5 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Ферменты
7.1. Клиническая биохимия ферментов. Аланин - и аспартат- аминотрансфераза. Клиническое значение определения АСТ и АЛТ. Методы определния. Амилаза. клиническое значение фермета. Методы определения. У-Глютамилтрансфераза. Метод определения и клиническое значение. ЛДГ, Креатинкиназа. клиническое значение определения активности зоферментов. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
7.2. Определение активности АЛТ и АСТ Лабораторные 7 2 Л1.1, Л1.2
7.3. Лактатдегидрогеназа. Клиническое значение определния активнсоти ЛДГ. Методы определения.Щелочная и кислая фосфатаза. Определение активности. Клиническое значение. Сам. работа 7 5 Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Клиническая биохимия эндокринной системы
8.1. Центральная нервная система и железы внутренней секреции. Биохимия гонадотропных гормонов гипофиза. Лактогенный гормон. Тиреотропный гормон. Адренокортикотропный гормон. Гормон паращитовидных желез. Инсулин. Тиреоидные гормоны. Гормоны мозгового слоя надпочечников. Гормоны коры надпочечников. Половые гормоны. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
8.2. Определение уровня ТТГ Лабораторные 7 2 Л1.1, Л1.2
8.3. Гормоны и обмен веществ при беременности. Усиление функции яичников. Обмен прогестерона. Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Пигментый обмен
9.1. Печень, ее значение в процессах обмена веществ и нарушение метаболических функций. Обмен желчных пигментов. Холестерин. Желтуха и её виды. Желчные пигменты в моче и кале.Клиническое значение показателей пигментного обмена. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
9.2. Эскпресс-метод определения ацетона и сахара в моче. Лабораторные 7 2 Л1.1, Л1.2
9.3. Методы биохимической диагностики заболеваний гепато-биллиарной системы Сам. работа 7 6 Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Метаболические нарушения, вызванные инфекционными и вирусными заболеваниями
10.1. Ответная реакция организма человека на внедрение микроорганизмов. Биохимические и морфологические маркеры инфекции. Реакция осе-дания эритроцитов.Биохимические маркеры воспаления. Ревматизм.Туберкулез. Аллергические состояния. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
10.2. Методы определения активнсти АСТ, АТЛ, ШФ, ГГТ. Лабораторные 7 3 Л1.1, Л1.2
10.3. Терапевтическое использование антител и активная иммунизация. Бактериальные токсины. Вирусы, их биохимическая природа, питание и размножение. Животные паразиты. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Гемостаз
11.1. Гемостаз. Биохимия тромбоцитов. Роль тромбоцитов в свертывании крови. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Компонеты и факторы системы свертывания крови. Белки - регуляторы активности протеаз факторов свертывания крови. Фибриноген. Дисфиброгенемия. Клиническое значение опрееления конценорации фибриногена.Активация системы свертывания крови. Внутренний и внешний путь. Биохимия образования тромбина. Противосвертывающая система. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром.Активация системы свертывания крови. Внутренний и внешний путь. Биохимия образования тромбина. Противосвертывающая система. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром. Сам. работа 7 3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания

1. pH артериальной крови (рНа), в норме находится диапазоне
а) 7,37–7,44
б) 7,26–7,37
в) 7,37–7,52
г) 7,44–7,56

2. При ацидозе наблюдается:
а) повышение рН крови
б) повышение концентрации ОН крови
в) снижение рН крови
г) уменьшение уровня лактата крови

3. Для алкалоза характерно:
а) снижение рН крови
б) уменьшение концентрации ОН в крови
в) увеличение лактата в крови
г) повышение рН крови

4. Денатурация ферментов происходит при следующей температуре:
а) 10-200 ˚С
б) 80-1000 ˚С
в) 20-300 ˚С
г) 30-400 ˚С

5. С диагностической целью активность ферментов определяют в:
а) сыворотке крови
б) лейкоконцентратах
в) биоптатах
г) ликворе

6. К белкам острой фазы относятся все, кроме:
а) гаптоглобина
б) коллагена
в) целуроплазмина
г) фибриногена

7. Наибольшая активность АЛТ обнаруживается в:
а) легких
б) печени
в) скелетной мускулатуре
г) почках

8. Величина онкотического давления сыворотки определяется:
а) ионами
б) углеводами
в) липидами
г) белками

9. Основной ион, определяющий перенос воды через клеточные мембраны:
а) кальций
б) калий
в) натрий
г) водород

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 в
3 г
4 б
5 а
6 б
7 б
8 г
9 в











Задания открытого типа
1. Что отражает показатель рН?
Ответ: Концентрацию свободных ионов водорода
2. Согласны ли вы с утверждением, что углеводы выполняют в организме человека структурную и энергетическую функции:
а) да
б) нет
Ответ: да
3. Гликозилированный гемоглобин – это …
Ответ: Комплекс глюкозы с НbА
4. Что обозначает термин «фруктозамин»?
5. Ответ: Гликозилированный альбумин
6. Какая концентрация в норме с-реактивного белка в сыворотке крови?
7. Ответ: >10 мг/л
8. Согласны ли вы с утверждением, что передняя доля гипофиза не синтезирует адренокортикотропный гормон
а) да
б) нет
Ответ: нет
7. Согласны ли вы с утверждением, что почки выделяют ион водорода в форме NH4+, Н3РО4
а) да
б) нет
Ответ: да
8. Избыточное выведения диоксида углерода легкими в результате альвеолярной гипервентиляции, по отношению к его продукции в тканях называется …
Ответ: Дыхательный алкалоз
9. Состояние, при котором наблюдается снижение концентрации гидрокарбоната крови, вследствие накопления нелетучих кислот или потери оснований организмом называется … Ответ: Метаболический ацидоз
10. Состояние, при котором количество вводимого в организм азота больше выводимого называется…
Ответ: Положительный азотистый баланс
11. Главным компонентом остаточного азота является …
Ответ: мочевина – 50%
12. Повышение содержания остаточного азота в крови называется …
Ответ: азотемия
13. Тип иммуноглобулинов, который составляет приблизительно 75% иммуноглобулинов плазмы обеспечивает пассивный иммунитет новорожденным в первые недели жизни называется …
Ответ: Иммуноглобулин G
14. Специфическая группа белков крови, уровень которых преимущественно возрастает в ответ на развитие острого воспаления называется
Ответ: белки острой фазы
15. Методы определения общего белка, которые основаны на определении количества белкового азота, образующегося при разрушении аминокислот, называются …
Ответ: Азотометрические методы
16. Специфические белки, выполняющие в организме роль биологических катализаторов называются …
Ответ: ферменты
17. Дисферментемия – это …
Ответ: появление в крови ферментов, в норме не обнаруживаемых
18. Методы определения, основанные на свойстве глюкозы восстанавливать соли тяжелых металлов в щелочной среде называются …
Ответ: редуктометрические
19. Референтные значения глюкозы в плазме находятся в пределах …
Ответ: 4,0-6,1 ммоль/л
20. Биологически активные соединения, выделяемые железами внутренней секреции непосредственно в кровь или лимфу и оказывающие регуляторное влияние на метаболизм в организме, перенося сигналы ЦНС в клетки тканей называются …
Ответ: гормон
21. Недостаточность функций гипофиза или гипоталамуса с уменьшением или прекращением продукции одного или нескольких тропных гормонов передней доли называется …
Ответ: гипопитуитариз)
22. Согласны ли вы с утверждением, что соматотропный гормон является пептидом, выделяемым передней долей гипофиза
а) да
б) нет
Ответ: да

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже.
Зачтено. Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Зачтено. Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Не зачтено. Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине

1. Клиническая биохимия как наука. Принципы проведения исследований
2. Порядок проведения и спектр клинико-биохимических исследований
3. Вариабельность результатов исследования
4. Кислотно-щелочное равновесие: основные положения
5. Ацидоз и его виды
6. Алкалоз и его виды
7. Классификация белков
8. Общая характеристика обмена белков
9. Продукты обмена белков.
10. Характеристика белковых фракций крови
11. Белки острой фазы
12. Методы определения белков
13. Общая характеристика ферментов
14. Фосфотазы. Виды и характеристика
15. Трансаминазы. Виды и характеристика
16. Амилаза. Общая характеристика и клиническое значение
17. γ-Глутамилтранспептидаза и холинэстеразы. Общая характеристика и клиническое
значение
18. Креатинкиназа. Общая характеристика и клиническое значение
19. Лактатдегидрогеназа. Общая характеристика и клиническое значение
20. Железо. Общая характеристика и клиническое значение
21. Кальций. Общая характеристика и клиническое значение
22. Магний. Общая характеристика и клиническое значение
23. Натрий. Общая характеристика и клиническое значение
24. Калий. Общая характеристика и клиническое значение
25. Фосфор. Общая характеристика и клиническое значение
26. Липиды и липопротеины плазмы крови
27. Гиперлипопротеидемии
28. Особенности обмена фосфолипидов
29. Клиническое значение глюкозы. Методы ее определения
30. Клиническое значение гликированного гемоглобина. Методы его определения
31. Регуляция углеводного обмена
32. Общая характеристика гормонов. Методы определения гормонов
33. Гормоны гипофиза. Клиническое значение
34. Гормоны надпочечников. Клиническое значение
35. Гормоны щитовидной железы. Клиническое значение
36. Половые гормоны. Клиническое значение


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Попков В.А., Берлянд А.С. Общая и биоорганическая химия: учеб. для мед. вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Клиническая биохимия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование представлений об элементах клинической биохимии и лабораторной клинической диагностики, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.
Учебная дисциплина «Клиническая биохимия» относится к циклу профессиональных дисциплин (блок ПД).
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся компетенций ПК 3- ПК-5.
При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые понятия клинической биохимии- спектр клинико -биохимическх исследований, подготовка обследуемых лиц и правила забора биохимического материала, оценка результатов обследования. При изучении второго раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах кислотно-щелочного равновесия внутренней среды, механизмах поддержания Ph- крови, в норме и патологии. Клиническое значение определения его параметров. Понятия - метаболический ацидоз и алкалоз, их клиническое наполнение. Методы определения кислотно-щелочного равновесия.
При изучении третьего раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах обмена белков. Классификация и метаболизм белков плазмы крови. Общий белок. Альбумины и глобулины .Биохимические синдромы гипо-, гипер- и дислипо- протеинемии, и их клиническое значение. Метаболизм белка. Переваривание и всасывание пищевых белков. Аллергия алиментарного происхождения. Транспорт аминокислот в тканях. Образование белков плазмы. Распад белков в тканях организма. Истощение белков в тканях и его последствия. Нарушение белкового обмена.
При изучении четвертого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о липидном спектре и липидном профиле крови, его клиническом значении. Классификация гипер- липопротеинемий (ВОЗ). Клиническое значение нарушений липидного обмена. Клинико-биохимическая оценка показателей липидного обмена. Липидный профиль. Методы определения показателей липидного обмена.
При изучении пятого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об обмене углеводов и его клиническом значении, понятий и механизмов гликемия, биохимия обмена глюкозы (сахаров), биохимических синдромах гипер - и гипоглкемии, их клиническое значение. Первичные и вторичные нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет, клинико-биохимические аспекты заболевания. Определение сахара крови. Тест толерантности к глюкозе.
Функция печени в обеспечении процессов всасывания сахаров и преобразовании. Оценка функции печени в отношении углеводного обмена. Экскреция глюкозы в мочу и функция почек. Гормональная регуляция уровня гликемии в норме и патологии.
При изучении шестого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах биохимии электролитного и водного обмена. Биохимические критерии нормального баланса воды и электролитов. Основные биохимические синдромы нарушений водного и электролитного баланса и их клиническое значение. Определение электролитов (К и Na) крови. Обмен калия и его нарушения. Гиперкалиемия, гипокалиемия и их клинические последст-вия. Обмен натрия. Обмен хлора и его нарушения. Концентрация калия и фосфора в сыво-ротке. Выделение кальция и фосфора. Основные факторы, влияющие на распределение кальция и фосфора. Патологические нарушения концентрации кальция и фосфора в плазме крови человека.
При изучении седьмого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о клинической биохимия ферментов. Аланин - и аспартат- аминотрансфераза. Клиническое значение определения АСТ и АЛТ. Методы определния. Амилаза. клиническое значение фермета. Методы определения. У-Глютамилтрансфераза. Метод определения и клиниче-ское значение. ЛДГ, Креатинкиназа. Клиническое значение определения активности ферментов. Лактатдегидрогеназа. Клиническое значение определния активнсоти ЛДГ. Методы определения. Щелочная и кислая фосфатаза. Определение активности. Клиническое значение.
При изучении восьмого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах клинической биохимии гормонов. Необходимо обратить внимание на особенности биохимии гонадотропных гормонов гипофиза. Лактогенный гормон. Тиреотропный гормон. Адренокортикотропный гормон. Гормон паращитовидных желез. Инсулин. Тиреоидные гормоны. Гормоны мозгового слоя надпочечников. Гормоны коры надпочечников. Половые гормоны. Гормоны и обмен веществ при беременности. Усиление функции яичников. Обмен прогестерона.
При изучении девятого и десятого разделов студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах пигментного обмена. Обмен желчных пигментов. Холестерин и его фракции. Обмен холестерина. Гепатиты. Биохимические маркеры гепатитов. Клиническое значение показателей пигментного обмена.
При изучении одинадцатого раздела студентам необходимо усвоить базовые гемостазиологии. Обратить внимание на роль тромбоцитов в свертывании крови. Изучить механизмы и клинические нарушения сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Компоненты и факторы системы свертывания крови. Роль белков – регуляторов в активности протеаз факторов свертывания крови. Фибриноген. Его биологическое и клиническое значение. Дисфиброгенемии. Клиническое значение определения концентрации фибриногена. Активация системы свертывания крови. Внутренний и внешний путь. Биохимия образования тромбина. Противосвертывающая система. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром. Активация системы свертывания крови. Внутренний и внешний путь. Биохимия образования тромбина. Противосвертывающая система. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром.