МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микробиология и вирусология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Иркитова А.Н.;ассистент, Гребенщикова А.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Микробиология и вирусология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины – ознакомить студентов с внешним видом и строением микроорганизмов, их физиологическими и биохимическими особенностями и их ролью в природе и жизни человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знание биологического разнообразия и использовать методы наблюдения, идентификации, классификации, воспроизводства и культивирования живых объектов для решения профессиональных задач;
ОПК-1.1 Знает теоретические основы микробиологии и вирусологии, ботаники, зоологии и использует их для изучения жизни и свойств живых объектов, их идентификации и культивирования
ОПК-1.2 Умеет применять методы наблюдения и классификации биологических объектов в природных и лабораторных условиях; использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания
ОПК-1.3 Владеет навыками осуществления мониторинга биоресурсов и мероприятий по их охране; использования биологических объектов для анализа качества среды их обитания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы микробиологии и вирусологии, ботаники, зоологии и использует их для изучения жизни и свойств живых объектов, их идентификации и культивирования;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять методы наблюдения и классификации биологических объектов в природных и лабораторных условиях; использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками осуществления мониторинга биоресурсов и мероприятий по их охране; использования биологических объектов для анализа качества среды их обитания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в микробиологию и вирусологию.
1.1. Предмет и дисциплины микробиологии. Основные этапы развития микробиологии. Лекции 5 2 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Виды и техника микроскопирования. Лабораторные 5 8 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Микробиология и вирусология, как наука. Сам. работа 5 4 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Морфология, строение и классификация прокариот
2.1. Микроскопия фиксированных и окрашенных препаратов бактерий, дрожжей и плесневых грибов.Клеточная стенка, внутрицитоплазматические включения и эндоспоры бактерий. Лабораторные 5 6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Классификация и происхождение микроорганизмов Лекции 5 2 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Строение прокариотических организмов Лекции 5 2 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Основные структуры прокариотических клеток Сам. работа 5 9 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Основы физиологии микроорганизмов
3.1. Химический состав и питание микроорганизмов Лекции 5 2 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Культивирование, рост и размножение бактерий Лекции 5 2 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Приготовление и стерилизация натуральных питательных сред.Микрофлора воздуха и организма человека. Лабораторные 5 6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Типы питания прокариот Сам. работа 5 16 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Особенности обмена веществ и микроорганизмов
4.1. Особенности обмена веществ и микроорганизмов Лекции 5 2 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Техника посева микроорганизмов на разные питательные среды разными способами.Выделение чистых культур микроорганизмов. Микрофлора почвы. Лабораторные 5 4 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Основные методы культивирования и коллекционирования микроорганизмов Лекции 5 2 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Особенности фотосинтеза прокариот. Окислительное фосфорилирование и типы жизни, основанные на нем Лекции 5 3 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Характеристика метаболизма у прокариот Сам. работа 5 6 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Роль микроорганизмов в биосфере и жизни человека Сам. работа 5 4 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Вирусология
5.1. Этапы развития вирусологии. Морфология вирусов. Лекции 5 1 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ОПК-1. Способен применять знание биологического разнообразия и методы наблюдения, идентификации, классификации, воспроизводства и культивирования живых объектов для решения профессиональных задач

Тестовые задания
1. Для выявления клеточной стенки применяют следующие методы:
а) метод Грама
б) метод Нейссера
в) метод Ожешки
г) метод Бурри-Гинса
2. Микроорганизмы, которым для синтеза белка в клетке необходимы готовые аминокислоты:
а) прототрофы
б) ауксотрофы
в) аминоавтотрофы
г) аминогетеротрофы
3. К специфичным аминокислотам микроорганизмов относится:
а) мезодиаминопимелиновая
б) глутамиллизиласпарагиновая
в) аспарагиновая
г) аланиновая
4. Куда выделяют гидролитические ферменты Г- микроорганизмы?
а) во внешнюю среду
б) в переплазматическое пространство
в) в цитоплазму
г) в вакуоли
5. Микроорганизмы, для которых источником энергии и донором водорода служат неорганические вещества, а источником углерода органические соединения:
а) хемолитогетеротрофы
б) хемоорганогетеротрофы
в) фотолитоавтотрофы
г) фотоорганогетеротрофы

Ключ к тестам:
№ вопроса ответ
1 а
2 г
3 а
4 б
5 а







Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.

Задания открытого типа
1. Что обозначает в переводе с латинского слово «прокариоты»?
(«доядерные»)
2. Назовите основную функцию бактериальной споры.
(защита от неблагоприятных факторов внешней среды)
3. ….. – двухцепочечная молекула ДНК, замкнутая в кольцо, геном бактериальной клктки.
(нуклеоид)
4. Среди бактерий есть группа, которая не имеет клеточной стенки - …….
(микоплазмы).
5. Верно ли утверждение: все бактерии патогенные или условно-патогенные для человека
Да
Нет +
6. При прорастании спор происходят следующие физиологические процессы …...
(увеличивается содержание воды, активируются ферментативные процессы)
7. Назовите функцию жгутиков бактерий.
(движение)
8. Перечислите основные морфологические формы прокариот
(шаровидные: микрококки, диплококки, тетракокки, стафилококки, стрептококки, сарцины; палочковидные: бациллы, бактерии; спиралевидные: спириллы, спирохеты; вибрионы)
9. Согласны ли Вы с утверждением, что не все бактерии являются культивируемыми в лабораторных условиях
Да +
Нет
10. Назовите основные уплотнители питательных сред для микроорганизмов.
(агар, желатин, силикагель)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине
1. Характеристика основных периодов развития микробиологии: морфологический, физиологический, биохимический. Вклад выдающихся ученых в развитие микробиологии.
2. Основные и временные структуры прокариотической клетки.
3. Сходства и различия в строении клеток эукариот и прокариот.
4. Основные принципы и методы, используемые для построения классификации прокариот.
5. Пищевые потребности прокариот, их химический состав.
6. Механизмы поступления питательных веществ в клетку и типы питания прокариот.
7. Классификация питательных сред по составу и физическому состоянию.
8. Особенности роста бактериальной популяции на твердой и в жидкой питательных средах.
9. Общая характеристика процессов брожения.
10. Фотофосфорилирование.
11. Взаимодействие прокариот с кислородом
12. Защитные механизмы клетки от токсичного действия кислорода и его производных.
13. Отношение микроорганизмов к молекулярному кислороду (аэробы и анаэробы).
14. Влияние температуры на микроорганизмы.
15. Влияние влажности и осмотического давления на микроорганизмы
16. Взаимоотношения между микроорганизмами.
17. Морфология и размеры вирусов, их биофизические свойства.
18. Взаимодействие вируса и клетки: проникновение вируса в клетку.
19. Синтез основных вирусных компонентов (белки, РНК, ДНК), созревание вирионов и выход вируса из клетки.
20. Рекомбинации у прокариот: трансформация, трансдукция, конъюгация.

Критерии оценивания на экзамене
Экзаменационный билет включает 2–4 теоретических вопроса из пройденного материала разных разделов программы и при необходимости одна практическая задача. Для подготовки к ответу слушателям отводится не более 35–60 минут. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вистовская В.П., Иркитова А.Н., Бородулина И.Д., Мякишева Е.П. Практикум по биохимии: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 А. Н. Иркитова Микробиология молока и молочных продуктов: лаб. практикум Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Нетрусов А. И., Котова И. Б. Микробиология: учебник М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нетрусов А.И. Экология микроорганизмов: Академия, 2004
Л2.2 Иркитова А.Н. Санитарная микробиология: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, , 2013 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Вечернина Н.А. Практикум по микробиологии: [учеб. пособие] Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.elibrary.ru
Э2 www.nsu.ru
Э3 Курс в Moodle "Микробиология и вирусология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (версия 2010, № лицензии 60357319).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
122Л лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.