МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 20 20 38 38
Лабораторные 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 66 66 37 37 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Бородулина И.Д.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Физиология растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - изучение основ современной физиологии растений и формирование у студентов научного мировоззрения об основных физиологических процессах, протекающих в растительном организме, их взаимосвязи и регуляции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять принципы структурно-функциональной организации, использовать физиологические, цитологические, биохимические, биофизические методы анализа для оценки и коррекции состояния живых объектов и мониторинга среды их обитания;
ОПК-2.1 Знает принципы структурно-функциональной организации, основные системы жизнеобеспечения и гомеостатической регуляции жизненных функций живых организмов; ориентируется в современных методических подходах, концепциях и проблемах цитологии, анатомии, физиологии, биохимии, биофизики
ОПК-2.2 Умеет осуществлять выбор методов, адекватных для решения исследовательских задач и выявлять связи физиологического состояния объекта с факторами окружающей среды
ОПК-2.3 Владеет опытом применения методов для оценки состояния живых объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы структурно-функциональной организации, основные системы жизнеобеспечения и гомеостатической регуляции жизненных функций живых организмов; ориентируется в современных методических подходах, концепциях и проблемах цитологии, анатомии, физиологии, биохимии, биофизики
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять выбор методов, адекватных для решения исследовательских задач и выявлять связи физиологического состояния объекта с факторами окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет опытом применения методов для оценки состояния живых объектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физиология растительной клетки
1.1. Физиология растений как наука. Организация растительной клетки Лекции 5 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Сравнение проницаемости мембран живых и мертвых клеток. Накопление красителей в вакуолях Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Организация растительной клетки.Сравнение и сходство растительной клетки и животной. Органеллы растительной клетки. Организация, свойства и функции мамбран Сам. работа 5 20 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Фотосинтез
2.1. Структурная организация фотосинтетического аппарата. Пигментные системы фотосинтеза Лекции 5 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Определение химических свойств пигментов листа. Разделение пигментов по Краусу.Разделение пигментов листа методом бумажной хроматографии Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. История развития представлений о фотосинтезе. Пигменты фотосинтеза и их свойства Сам. работа 5 20 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Cветовая фаза фотосинтеза. Образование АТФ: xемиосмотическая гипотезы. Механизм синтеза АТФ. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Демонстрация фотосенсибилизирующей активности хлорофилла в модельном опыте. Наблюдение флуоресценции флорофилла.Обнаружение процесса фотосинтеза. Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Световая фаза фотосинтеза. Сам. работа 5 14 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Цикл Кальвина. Цикл Хетча-Слека-Карпилова,САМ-тип фотосинтеза, фотодыхание. Лекции 5 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Продукты световой и темновой фазы. Экология фотосинтеза Лекции 5 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Темновая фаза фотосинтеза Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Дыхание
3.1. История развития представлений о дыхании растений. Ферментные системы дыхания Лекции 5 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Особенности дыхательного обмена у растений Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Обнаружение каталазы в картофельном соке. Обнаружение пероксидазы в картофельном соке. Определение дыхательного коэффициента Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Пути дыхательного обмена Лекции 5 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.5. Влияние динитрофенола на поступление воды в ткань клубня картофеля Лабораторные 5 8 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.6. Гликолитический и апотомический путь окисления дыхательного субстрата. Энергетика дыхания. Экология дыхания Лекции 5 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Физиология водного обмена
4.1. Биологическое значение воды, ее физические свойства. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Механизмы поступления и транспорт воды по растению Лекции 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Влияние ионов калия и кальция на форму плазмолиза. Наблюдение колпачкового плазмолиза в растворах нитрата калия и роданида калия Лабораторные 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.4. Выделение воды растением (транспирация).Экология водного обмена Лекции 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.5. Явление осмоса. Перемещение воды по градиенту водного потенциала в искусственной «клеточке» Траубе. Тургор растительной клетки. Поглощение воды и ее выход из клеток корнеплода моркови. Определение водного потенциала растительных тканей методом Уршпрунга (по изменению длины брусочков ткани). Определение водного потенциала растительных тканей по изменению концентрации внешнего раствора (по В.С. Шардакову) Лабораторные 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.6. Поступление воды в растение, ее транспорт и выделение Сам. работа 6 20 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Минеральное питание
5.1. Классификация минеральных элементов. Азот, его значение в жизни растений Лекции 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.2. Физиологическая роль основных минеральных элементов и их поглощение корневой системой Лекции 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.3. Микрохимический анализ золы. Антагонизм ионов. Обнаружение нитратов в растениях Лабораторные 6 8 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.4. Минеральное питание растений Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Физиология роста и развития
6.1. Основные закономерности роста и развития растений Лекции 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
6.2. Регуляция ростовых процессов. Фитогормоны Лекции 6 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
6.3. Наблюдение ярусной изменчивости морфологических признаков. Изучение действия гетероакусина на рост корней Лабораторные 6 8 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
6.4. Механизмы движения растений Лекции 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
6.5. Клеточные основы роста. Закон большого периода роста. Закономерности роста и развития. Теория омоложения Кренке Сам. работа 6 3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Устойчивость растений
7.1. Общие принципы адаптивных реакций растений Лекции 6 2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
7.2. Защитное действие сахаров на протоплазму клетки Лабораторные 6 4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
7.3. Общие механизмы устойчивости растений Сам. работа 6 12 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какие лучи спектра преимущественно поглощает хлорофилл?
1) красные;
2) зеленые;
3) фиолетовые;
4) весь спектр.
2. НАДФ в хлоропласте необходим:
1) как составная часть двухслойной мембраны хлоропласта;
2) как «ловушка» для электронов;
3) в качестве фермента для образования крахмала;
4) в качестве фермента для диссоциации воды.
3. Фотолиз воды – это:
1) накопление воды в листе под действием света;
2) диссоциация воды на ионы под действием света;
3) выделение водяных паров из устьиц под действием света;
4) нагнетание воды в листья под действием света.
4. Процессы, происходящие в световую стадию:
1) превращение энергии солнечного света в НАДФ и АТФ;
2) накапливание крахмала;
3) расщепление крахмала;
4) расщепление АТФ и НАДФ с выделением свободных электронов.
5. Основным продуктом фотосинтеза являются:
1) гликоген;
2) сахара;
3) белки;
4) жира.
6. При С3-фотосинтезе акцептором углекислого газа является:
1) 3-фосфоглицериновый альдегид;
2) пировиноградная кислота;
3) рибулозо-1,5-дифосфат;
4) ферредоксин.
7. Найдите правильное продолжение выражения «ферменты, катализирующие темновые реакции …»:
1) на стенках крист митохондрий;
2) растворены в строме;
3) в тилакоидах;
4) на мембранах ЭПС.
8. Особенность обмена веществ у растений – наличие процесса фотосинтеза, для которого характерно:
1) образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света;
2) расщепление органических веществ до неорганических с освобождением энергии;
3) передвижение органических веществ в растении;
4) отложение органических веществ в запас.
9. Отличительными особенностями нециклического фотосинтетического фосфорилирования являются (выберите один неверный ответ):
1) окисление двух молекул воды;
2) участие двух фотосистем;
3) передача электронов от молекул воды (первичный донор) через электронтранспортную цепь на НАДФ (конечный акцептор);
4) участие одной фотосистемы.
10. В световую фазу происходит фотолиз воды, который сопровождается тремя важнейшими процессами (выберите один неверный ответ):
1) синтезом АТФ;
2) образованием НАДФ·Н2;
3) образованием кислорода;
4) образованием углекислого газа.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
1. Физиология растений: предмет, цель и задачи. Связь физиологии с другими науками и ее место среди них.
2. История развития физиологии растений.
3. Методы и методологические подходы физиологии растений.
4. Организация растительной клетки; ее сходство и различие с животной клеткой.
5. Клеточная стенка: состав, свойства и функции.
6. Ядро: строение и функции.
7. Вакуоль: состав, строение и функции.
8. ЭПР: виды, строение и функции.
9. Микротельца: виды, строение и выполняемые функции.
10. Митохондрия: строение, свойства и функции.
11. Пластиды: виды, строение и функции.
12. Клеточные мембраны: организация и свойства.
13. Функции клеточных мембран.
14. Фотосинтез: определение понятия, общее уравнение, уникальные свойства.
15. История развития учения о фотосинтезе.
16. Структурная организация фотосинтетического аппарата прокариот и эукариот.
17. Строение листа как органа фотосинтеза.
18. Ультраструктура хлоропластов. Внутренняя мембранная система, строма, люмен.
19. Биогенез хлоропластов и его регуляция.
20. Роль фотосинтеза в процессах энергетического и пластического обмена растительного организма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Роль пигментов в фотосинтезе: пигменты-сборщики и пигменты-ловушки. Состав пигментных систем.
2. Световая фаза фотосинтеза.
3. Циклический транспорт электронов и циклическое фотофосфорилирование.
4. Нециклический транспорт электронов и нециклическое фотофосфорилирование.
5. Псевдоциклический транспорт электронов.
6. Компоненты ЭТЦ хлоропластов (их природа, физико-химические свойства).
7. Механизмы транспорта электронов.
8. Синтез АТФ при фoтосинтетическом фосфорилировании. Хемиосмотическая теория. Строение АТФ-синтазы. Каталитический цикл фермента.
9. Темновая фаза фотосинтеза.
10. Цикл Кальвина: схема, этапы, реакции, ключевые ферменты, энергетические затраты, значение.
11. Цикл Хэтча-Слэка-Карпилова: схема, этапы, реакции, ключевые ферменты, энергетические затраты, особенности, значение.
12. Отличие С4-растений от С3-растений.
13. САМ-тип фотосинтеза: схема, этапы, ключевые ферменты, особенности, значение.
14. Гликолатный цикл – фотодыхание: схема, ключевые ферменты, особенности, значение.
15. Первичные и конечные продукты темновой фазы фотосинтеза.
16. Влияние внешних факторов на интенсивность фотосинтеза.
17. Влияние внутренних факторов на фотосинтез.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бородулина И.Д., Вечернина Н.А. Практикум по физиологии растений: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. И. Якушкина. Физиология растений: учеб. пособие для студ. биол. спец. высш. пед. завед М. : Просвещение,
Л2.2 Полевой В.В. Физиология растений: М.: Высшая школа,, 1989
Л2.3 Под. ред. И.П. Ермакова. Физиология растений: М.: Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Физиология растений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
315Л лаборатория физиологии растений; лаборатория цветочно-декоративных растений и дендрологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 5 шт.; компьютер: марка Intel Dual Core - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen MW - 1 единица; вытяжной шкаф автономный SPO3A1; печь муфельная ЭКПС10; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; центрифуга лабораторная с ротором BioSan; термостат жидкостный с магнитной мешалкой WB-4MS BioSan; бокс абактериальной воздушной среды БАВнп-01 Ламинар-С; микроскоп Альтами 104 - 4 шт.; холодильник Atlant – 1 шт.; автоматические дозаторы Black Thermo 15 шт.; набор реактивов и лабораторной посуды для физиологии растений
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Настоящие методические указания предназначены для студентов с целью оказания им помощи в планировании и организации самостоятельной работы при изучении курса «Физиология растений».
Самостоятельная работа студентов является составной частью учебного процесса и так же, как и аудиторное время, подлежит планированию и контролю. Для самостоятельной работы, проверки знаний и контроля за изучением курса проводится тестирование, семинарские занятия и защита отчетов по лабораторным занятиям.
На заочном факультете аудиторные занятия, организуемые во время экзаменационной сессии, ввиду крайне недостаточного объема, не могут обеспечить проработку учебного курса. Их назначение − обобщение учебного материала, разъяснение наиболее сложных вопросов, ознакомление с существующей лабораторной практикой физиологических работ, современными методами анализа и оборудованием.
Рабочая программа курса «Физиология растений» для студентов биологического факультета включает 8 разделов. Они составляют основу для понимания механизмов физиологических явлений в растительных организмах, их координации на разных уровнях биологической организации.
При освоении курса физиологии растений необходимо учитывать, что затруднения чаще всего возникают из-за недостатков в освоении тех дисциплин, на которых базируется и с которыми тесно связана физиология. К их числу в первую очередь относится анатомия растений. Без четкого представления о структурной организации тканей и органов растений, об особенностях строения их клеток невозможно правильное представление и об идущих в них физиологических процессах.
Недостаточная подготовка по общей и органической химии делает, по существу, неполноценным усвоение связанных с обменом веществ биологических вопросов. Природа сил, определяющих процесс жизнедеятельности, течение энергетических процессов, основы многих методов, используемых физиологией, будут трудно восприниматься без должного освоения физики. Существенную помощь в изучении разделов водного режима, минерального питания может оказать освоение курса почвоведения.
Определенные трудности возникают из-за недостатка учебной литературы. Учебников по физиологии растений, соответствующих, с одной стороны, современному состоянию развития физиологии растений и одновременно, с другой стороны, отражающих с достаточной полнотой особенности жизнедеятельности лесных объектов, по сути дела, нет. Поэтому, необходимо пользоваться не только предложенной основной литературой, но и дополнительными источниками, что указаны в конце данного раздела.
Серьезным недостатком, особенно при самостоятельной работе студентов, является недопонимание необходимости последовательной и систематической проработки учебной дисциплины. Проработку следует строить на последовательном освоении разделов в соответствии с предлагаемой рабочей программой и с учетом нижеизложенных указаний. Рекомендуется при этом вести конспект, а затруднительные вопросы решать, прибегая к помощи учебников, справочной литературы или преподавателя.
При освоении первого раздела «Физиология растительной клетки» следует разобраться в особенностях строения субклеточных структур растительных клеток, определяющих протекание в них физиологических процессов. Узловыми вопросами раздела являются строение, функции биополимеров (ДНК, белка), механизмы ферментативной и генетической регуляции, природа энергетического обмена. Основным недостаткам при изучении данного раздела является непонимание того, что основой любого физиологического процесса являются вещества и нуклеопротеиды; их особенности, меняющиеся под влиянием условий среды. Они также обусловливают способность организма к саморегуляции и самовоспроизведению, к обмену веществ.
Способность к фотосинтезу − это фундаментальная особенность жизнедеятельности зеленых растений, которая представляет собой глобальный окислительно-восстановительный процесс, использующий световую энергию солнца для синтеза органических соединений (преимущественно углеводов) из неорганических веществ − СО2 и H2O. При освоении этого раздела следует последовательно разобраться в структурной организации фотосинтетического аппарата, понять сущность процессов световой фазы фотосинтеза: поглощения и миграции энергии света, преобразования энергии квантов света в энергию химических связей органических соединений, сопряженного с образованием из воды О2 и синтезом АТФ и НАДФН2. Затем следует перейти к изучению темновых реакций, где происходит поглощение СО2 и образование конечных продуктов − углеводов и аминокислот. Наиболее труден для самостоятельного изучения процесс фотодыхания.
При изучении хлоропластов следует обратить внимание на тот факт, что данный органоид непрерывно осуществляет фотосинтез путем наилучшего обеспечения хлорофилла светом, поглощения СО2, оттока или превращения продуктов фотосинтеза.
Разобравшись в механизме физико-химических процессов, можно переходить к изучению влияния внутренних и внешних факторов среды на фотосинтез.
При изучении раздела «Дыхание» важно уяснить энергетическую функцию дыхания, его всеобщность и необходимость для процессов жизнедеятельности. Особое внимание следует уделить при изучении химизма дыхания его энергетической стороне − путям образования макроэргического соединения АТФ, энергетической эффективности разных этапов дыхания, ее зависимости от типа используемого субстрата и присутствия О2. Однако, изучая энергетический обмен, не следует упускать из виду то, что при дыхании образуется ряд промежуточных продуктов, которые могут вовлекаться в иные важные для жизнедеятельности реакции метаболизма.
При изучении влияния фактора внешней среды на дыхание необходимо, прежде всего, обращать внимание на их значение для энергетической эффективности дыхания, прямое и опосредованное их действие.
Питательные вещества служат основным субстратом для получения энергии, необходимой для роста и поддержания процессов жизнедеятельности и для синтетических процессов. Регулярное снабжение ими тканей и органов осуществляется как за счет поступления веществ от фотосинтезирующих органов, так и за счет мобилизации запасных веществ. Для древесных растений, особенно листопадных, запасные вещества являются основным источником поддержания жизнедеятельности в период весеннего роста.
Отчетливо выражена роль запасных веществ у семян, когда зародыш до появления первых листьев ведет полностью гетеротрофный образ жизни.
Запасные вещества приобретают особое значение для гетеротрофных органов и тканей в условиях отсутствия или затруднений в снабжении их продуктами питания.
Особое внимание следует обратить на координацию процессов жизнедеятельности растительного организма и трофические связи между разными частями растений на основе транспорта веществ в виде водных растворов (ксилемный и флоэмный потоки).
При освоении раздела по водному режиму растений прежде всего следует понять значение воды и особенностей ее физико-химических свойств в процессах жизнедеятельности.
Водный режим обеспечивается тремя взаимосвязанными процессами: поступлением Н2О, ее транспортом и транспирацией. Очень важно понять природу сил, обеспечивающих водный обмен (водный и осмотический потенциал, дыхание, цитоплазма). При этом необходимо учитывать, что водный обмен является тем процессом, от которого в существенной степени зависит интенсивность иных физиологических процессов и продуктивность растений.
Изучая механизм поглощения минеральных элементов, входящих в состав всех метаболических систем, обеспечивающих жизнедеятельность растений, необходимо учитывать, что хотя макроэлементы поступают в водных растворах, тем не менее, механизмы их поглощения отличны от механизмов поступления воды. Это определяется свойствами ионов как заряженных частиц. Добывание питательных веществ ведется в основном за счет активной работы цитоплазмы с затратой метаболической энергии.
Отсюда и тесная зависимость этого процесса от дыхания корней и условий среды, влияющих на дыхание.
Существенной является необходимость четкого представления о формах, в виде которых поглощаются, транспортируются минеральные элементы, об их превращениях в растениях, о способности к реутилизации.
Продуктивность растений, насаждений тесно связана с содержанием минеральных элементов в почве и активностью почвенных микроорганизмов (азотфиксаторы, аммонификаторы, нитрификаторы и др.). Путем внесения удобрений или другими приемами агротехники можно повысить плодородие. Поэтому на эти вопросы раздела должно быть обращено серьезное внимание.

Огромную роль в регуляции кооперативных взаимодействий специализированных клеток у многоклеточных организмов с различным характером метаболических реакций играют химические сигналы − гормоны. Раздел роста и развития является узловым в физиологии растений. Именно в явлениях роста, развития обнаруживается значение многочисленных связей между различными физиологическими процессами, между разными уровнями биологической организации. Здесь тесно переплетаются между собой трофические процессы и процессы регуляции, т. е. для явлений роста и развития характерна высокая степень интеграции, регуляторные процессы. Вопросы гормональной регуляции требуют особого внимания как в силу новизны, так и ввиду большого значения гормонов в проявлениях полярности, корреляционных процессах, в состоянии покоя и ростовых движениях. Природные гормоны и их синтетические аналоги находят практическое применение.
Природа фото- и термопериодических процессов, которые участвуют в регуляции развития и в координации его с имеющимися условиями среды, довольно сложна и неоднозначна, но в ней необходимо детально разобраться.
Раздел «Устойчивость растений. Формирование иммунитета растений». Механизмы защиты и адаптивных реакций являются важными и требуют особого внимания. Выявление устойчивости (или резистентности) рассматривается как основная задача в работах по интродукции, особенности устойчивости должны учитываться при подборе пород для лесовосстановления, степного полезащитного лесоразведения, для озеленения городов и ландшафтного строительства. С учетом особенностей видовой и сортовой изменчивости строится агротехника, а выведение устойчивых и районированных сортов является важнейшей целью в селекции растений.
Устойчивость специфична для вида или сорта. Она может меняться в течение жизни и быть различной у разных частей растения. Этот момент необходимо учитывать при выращивании и размножении растений.
Контрольные работы по учебному плану заочного обучения не могут охватить полностью курс. Формальный подход к их выполнению, когда студент зачастую ограничивается лишь проработкой части раздела, связанного с контрольной работой, не может дать четкого представления о механизмах, значении и взаимосвязи физиологических процессов. Проработку следует строить на последовательном освоении разделов в соответствии с предлагаемой рабочей программой.
Лишь проработав предшествующие разделы и разделы, связанные непосредственно с контрольной работой, следует приступать к оформлению самой контрольной работы. Общие же вопросы второй контрольной работы требуют проработки всего курса. При такой последовательности самостоятельной работы достигается качественное освоение курса физиологии растений, студент же получает удовлетворение от понимания роли и развития физиологических процессов, несмотря на всю их сложность и неоднозначность.
К экзамену допускаются студенты, выполнившие весь объем контрольных мероприятий, и студенты заочной формы обучения, проработавшие и освоившие лабораторные работы, вынесенные на аудиторные занятия.