МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по определению растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Гудкова П.Д.;к.б.н., Доц., Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по определению растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение разнообразия основных групп высших сосудистых растений Алтайского краяи Республики Алтай,получение навыков идентификации представителей основных семейств флоры Алтая, освоение знаний по молекулярной генетике растений, получение практических навыков применения молекулярно-генетических методов в исследовании растений и интерпритации полученных результатов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
ПК-4.01Способен проводить обследование по выявлению сорняков, в том числе карантинных и инвазионных видов вредителей и болезней сельскохозяйственных культур
ПК-4.01.1 Знает особенности местной флоры и растительности, теоретические основы фитосанитарного
ПК-4.01.2 Умеет использовать методы фитосанитарного мониторинга для оценки экосистем, в том числе агроценозов
ПК-4.01.3 Владеет навыками работы по обследованию сельскохозяйственных угодий в рамках фитосанитарного мониторинга
ПК-5.01Способен планировать и осуществлять мероприятия по оценке состояния и устойчивости лесных экосистем, охране редких и исчезающих видов, рационального использования лесных недревесных растений
ПК-5.01.1 Знает особенности видового состава и структуры растительного покрова лесных экосистем
ПК-5.01.2 Умеет использовать экосистем, а также отдельных видов и сообществ
ПК-5.01.3 Владеет навыками оценки состояния и устойчивости лесных экосистем, разработки мероприятий по охране редких и исчезающих видов, рационального использования ресурсных видов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности видового состава и структуры растительного покрова лесных экосистем.
Особенности местной флоры и растительности, теоретические основы фитосанитарного мониторинга экосистем.
Теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать методы изучения, оценки и динамики лесных экосистем, а также отдельных видов и сообществ.
Использовать методы фитосанитарного мониторинга для оценки экосистем, в том числе агроценозов.
формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками ведения банка данных мониторинга водных биоресурсов; методами анализа уловов, оценки экологического состояния среды обитания водных биоресурсов.
навыками работы по обследованию сельскохозяйственных угодий в рамках фитосанитарного мониторинга
навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные методы систематики и изучения голосеменных растений
1.1. Голосеменные, их диагностические признаки. Лабораторные 7 4 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Ботанико-географические и молекулярно-генетические методы изучения покрытосеменных
2.1. Ботанико-географические особенности и морфо-физиологические методы изучения видов семейств подклассов Магнолииды, Ранункулиды Лабораторные 7 6 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Магнолииды, Ранункулиды, диагностические признаки, происхождение. Сам. работа 7 18 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.3. Голосеменные. Филогения. Сам. работа 7 18 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Современные методы систематики и изучения Гамамелид, Кариофиллид
3.1. Филогения основных представителей семейств подклассов Гамамелиды, Кариофиллиды. Морфозиологические особенности Сам. работа 7 18 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.2. Изучение семейств подклассов Дилленииды, Розиды, диагностические признаки, происхождение. Лабораторные 7 6 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.3. Изучение семейств подклассов Гамамелиды и Кариофиллиды,диагностические признаки, происхождение. Лабораторные 7 8 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Ботанико-географические и морфофизиологические особенности видов семейств подклассов Дилленииды, Розиды, Ламииды, Астериды.
4.1. Морфофизиологические и биохимические особенности семейств подклассов Дилленииды, Розиды. Лабораторные 7 6 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
4.2. Характерные особенности семейств подклассов Дилленииды, Розиды. Сам. работа 7 18 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Ботанико-географические особенности, морфофизиологические и биохимические особенности однодольных растений.
5.1. Основные представители подкласса Лилииды. Семейства Злаковые, Осоковые, Ситниковые, Рогозовые, Орхидные, Лилейные, Луковые. Лабораторные 7 6 ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Определитель растений Алтайского края : Определитель Новосибирск: Наука, ГЕО, 48
Л1.2 Лутова Л.А. Генетика развития растений: Учебное пособие Н-Л, 2010 25
Л1.3 Терехина Т.А., Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. Высшие семенные растения: уч..пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/142
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: Новосибирск: НГУ , 2003 69
Л2.2 Флора Сибири. тт. 1-14. : Определитель Новосибирск: "Наука",, 1988 - 1997 1005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э6 Определитель растений онлайн "Плантариум" www.plantarium.ru
Э7 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
ЭБС "Лань" (https://e.lanbook.com/)
ЭБС "Юрайт"(http://www.biblio-online.ru/)
Определитель растений онлайн "Плантариум" (http://www.plantarium.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Большой пактикум по определению растений» включает лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума.
Практикум является основным курсом, наряду с практикой, на котором магистранты знакомятся с флорой Алтайского края и Республики Алтай. После окончания курса студенты должны знать основные системы растительного царства, методы систематики и изучения важнейших семейств региона, а также их примерный объем. Студентам необходимо знать основные диагностические признаки важнейших семейств, родов и видов растений. Лабораторные занятия проводятся в лабораториях кафедры ботаники и БУП ЮСБС. При выполнении задания студенты осваивают навыки работы с определителями растений, современным лабораторным оборудованием (флюориметр, спектрофотометр, секвенатор, селективный ионометр, рН-метр и др.).
Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.