Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология_Профили-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Изучение разнообразия основных групп высших сосудистых растений Алтайского краяи Республики Алтай,получение навыков идентификации представителей основных семейств флоры Алтая, освоение знаний по молекулярной генетике растений, получение практических навыков применения молекулярно-генетических методов в исследовании растений и интерпритации полученных результатов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности |
ПК-2.1 | Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности |
ПК-2.2 | Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации |
ПК-2.3 | Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов |
ПК-4.01 | Способен проводить обследование по выявлению сорняков, в том числе карантинных и инвазионных видов вредителей и болезней сельскохозяйственных культур |
ПК-4.01.1 | Знает особенности местной флоры и растительности, теоретические основы фитосанитарного |
ПК-4.01.2 | Умеет использовать методы фитосанитарного мониторинга для оценки экосистем, в том числе агроценозов |
ПК-4.01.3 | Владеет навыками работы по обследованию сельскохозяйственных угодий в рамках фитосанитарного мониторинга |
ПК-5.01 | Способен планировать и осуществлять мероприятия по оценке состояния и устойчивости лесных экосистем, охране редких и исчезающих видов, рационального использования лесных недревесных растений |
ПК-5.01.1 | Знает особенности видового состава и структуры растительного покрова лесных экосистем |
ПК-5.01.2 | Умеет использовать экосистем, а также отдельных видов и сообществ |
ПК-5.01.3 | Владеет навыками оценки состояния и устойчивости лесных экосистем, разработки мероприятий по охране редких и исчезающих видов, рационального использования ресурсных видов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Особенности видового состава и структуры растительного покрова лесных экосистем. Особенности местной флоры и растительности, теоретические основы фитосанитарного мониторинга экосистем. Теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет использовать методы изучения, оценки и динамики лесных экосистем, а также отдельных видов и сообществ. Использовать методы фитосанитарного мониторинга для оценки экосистем, в том числе агроценозов. формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками ведения банка данных мониторинга водных биоресурсов; методами анализа уловов, оценки экологического состояния среды обитания водных биоресурсов. навыками работы по обследованию сельскохозяйственных угодий в рамках фитосанитарного мониторинга навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современные методы систематики и изучения голосеменных растений | ||||||
1.1. | Голосеменные, их диагностические признаки. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. Ботанико-географические и молекулярно-генетические методы изучения покрытосеменных | ||||||
2.1. | Ботанико-географические особенности и морфо-физиологические методы изучения видов семейств подклассов Магнолииды, Ранункулиды | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Магнолииды, Ранункулиды, диагностические признаки, происхождение. | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Голосеменные. Филогения. | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Современные методы систематики и изучения Гамамелид, Кариофиллид | ||||||
3.1. | Филогения основных представителей семейств подклассов Гамамелиды, Кариофиллиды. Морфозиологические особенности | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
3.2. | Изучение семейств подклассов Дилленииды, Розиды, диагностические признаки, происхождение. | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Изучение семейств подклассов Гамамелиды и Кариофиллиды,диагностические признаки, происхождение. | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 4. Ботанико-географические и морфофизиологические особенности видов семейств подклассов Дилленииды, Розиды, Ламииды, Астериды. | ||||||
4.1. | Морфофизиологические и биохимические особенности семейств подклассов Дилленииды, Розиды. | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
4.2. | Характерные особенности семейств подклассов Дилленииды, Розиды. | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 5. Ботанико-географические особенности, морфофизиологические и биохимические особенности однодольных растений. | ||||||
5.1. | Основные представители подкласса Лилииды. Семейства Злаковые, Осоковые, Ситниковые, Рогозовые, Орхидные, Лилейные, Луковые. | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3, ПК-5.01.1, ПК-5.01.2, ПК-5.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Большой практикум по определению растений.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Определитель растений Алтайского края : Определитель | Новосибирск: Наука, ГЕО, | 48 | |
Л1.2 | Лутова Л.А. | Генетика развития растений: Учебное пособие | Н-Л, 2010 | 25 |
Л1.3 | Терехина Т.А., Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. | Высшие семенные растения: уч..пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/142 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Жимулев И.Ф. | Общая и молекулярная генетика: | Новосибирск: НГУ , 2003 | 69 |
Л2.2 | Флора Сибири. тт. 1-14. : Определитель | Новосибирск: "Наука",, 1988 - 1997 | 1005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | ЭБС "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э6 | Определитель растений онлайн "Плантариум" | www.plantarium.ru | ||
Э7 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) ЭБС "Лань" (https://e.lanbook.com/) ЭБС "Юрайт"(http://www.biblio-online.ru/) Определитель растений онлайн "Плантариум" (http://www.plantarium.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Дисциплина «Большой пактикум по определению растений» включает лабораторные занятия, самостоятельную работу. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума. Практикум является основным курсом, наряду с практикой, на котором магистранты знакомятся с флорой Алтайского края и Республики Алтай. После окончания курса студенты должны знать основные системы растительного царства, методы систематики и изучения важнейших семейств региона, а также их примерный объем. Студентам необходимо знать основные диагностические признаки важнейших семейств, родов и видов растений. Лабораторные занятия проводятся в лабораториях кафедры ботаники и БУП ЮСБС. При выполнении задания студенты осваивают навыки работы с определителями растений, современным лабораторным оборудованием (флюориметр, спектрофотометр, секвенатор, селективный ионометр, рН-метр и др.). Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. |