МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ботаническое ресурсоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доц., Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зав. кафедры, Силантьева М.М.

Рабочая программа дисциплины
Ботаническое ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: Формирование представлений о растительных ресурсах, как объектах растительного происхождения, необходимых людям для получения материальных и духовных благ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные термины и категории, методы и подходы курса "Ботаническое ресерсоведение»; особенности произрастания полезных растений в различных типах растительности; назначение методов картографирования, маршрутно-рекогносцировочных, исторического анализа в работе ботаника-ресурсоведа; основные действующие вещества полезных растений; биологические и эколого-морфологические особенности основных полезных групп растений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценить особенности использования полезных растений на основе знания о действующих веществах; использовать в работе методы исторического анализа; применить на практике способы картографического изображения растительных ресурсов, центров происхождения и разнообразия культурных растений; оценить последствия заготовки полезных растений (состояние популяций).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Сравнить центры происхождения и разнообразия культурных растений;
2. Подготовить сообщение по особенностям продуцирования различных биологически активных веществ в растениях;
3. Создать карту центров происхождения и современного разнообразия культурных растений.
4. Сформулировать основные возможные направления природоохранной деятельности и оптимального природопользования в различных областях Земного шара;
5. Сформулировать основные возможные направления природоохранной деятельности и оптимального природопользования на территории Алтайского края и Республики Алтай.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, методы, классификации
1.1. Введение. Цели и задачи ботанического ресурсоведения. Основные термины и понятия. Классификации полезных растений Лекции 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные понятия ботанического ресурсоведения. Задачи, методы ботанического ресурсоведения. Виды классификаций полезных растений Лабораторные 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Составление опорных конспектов по методам ботанического ресурсоведения, видам классификаций полезных растений Сам. работа 8 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Ресурсоведение лекарственных растений
2.1. Ресурсоведение лекарственных растений; Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена; Основные подходы к ресурсоведческой оценке; Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья Лекции 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2
2.2. Основные подходы к ресурсоведческой оценке Лабораторные 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Продукты первичного и вторичного метаболизма, основные действующие вещества растений Сам. работа 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Культурные растения. Сорные растения
3.1. Происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений; Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова; История культурных растений России и сопредельных стран; Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов Лекции 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
3.2. Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений. История культурных растений Лабораторные 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
3.3. Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений Сам. работа 8 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Раздел 4. Основные группы полезных растений
4.1. Основные группы полезных растений; Рациональное использование растительных ресурсов Лекции 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.2. Использование растительного сырья Лабораторные 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.3. Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай (пищевые, лекарственные, ядовитые, технические, эфирномасличные и пр.); рациональное использование раст. ресурсов Сам. работа 8 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы по курсу.

1. Ботаническое ресурсоведение как наука. Растительные ресурсы. Основные понятия, место среди других наук. Объекты исследования ботанического ресурсоведения. Задачи и методы ботанического ресурсоведения.
2. Ресурсоведение лекарственных растений.
3. Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена. Основные действующие вещества.
4. Основные подходы к ресурсоведческой оценке. База заготовок лекарственного растительного сырья.
5. Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья.
6. Классификации полезных растений.
7. Деление полезных растений на истинно культурные, условно культурные и дикорастущие растения.
8. Общие сведения о культурных растениях, происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений.
9. Центры происхождения культурных растений. Североамериканский и Евро-Сибирский центры.
10. Центры происхождения культурных растений. Центральноамериканский и Эфиопский центры.
11. Центры происхождения культурных растений. Андийский и Переднеазиатский центры.
12. Центры происхождения культурных растений. Средиземноморский и Индийский центры.
13. Центры происхождения культурных растений. Среднеазиатский и Индонезийский центры.
14. Центры происхождения культурных растений. Восточноазиатский и Австралийский центры.
15. История культурных растений России и сопредельных стран. II–VI периоды.
16. Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов.
17. Экологические особенности различных типов сорных растений.
18. Характеристика сорняков из различных семейств.
19. Дичающие и одичавшие растения. Интродукция растений.
20. Эфирномасличные растения. Пряности Земного шара.
21. Дубильные и красильные растения. Текстильные и плетеночные растения. Бумаго-целлюлозные и древесные растения.
22. Ядовитые растения.
23. История происхождения декоративных растений.
24. Пищевые растения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Первичные и вторичные метаболиты растений;
Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай:
2. Пищевые,
3. Лекарственные,
4. Ядовитые,
5. Технические,
6. Эфирномасличные.
7. Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений.
8. Рациональное использование растительных ресурсов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольные вопросы
1. Определения растительных ресурсов, растительного сырья. Значение растительных ресурсов для человека.
2. Классификации растительных ресурсов.
3. Общие сведения о культурных растениях, происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений.
4. Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова.
5. История культурных растений России и сопредельных стран.
6. Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов. Биологическая сущность сорных растений.
7. Значение интродукции для окультуривания растений.
8. Лекарственные растения – источники биологически активных веществ.
9. Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена. Первичные и вторичные соединения.
10. Основные действующие вещества растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины и фурокумарины, эфирные масла, дубильные вещества.
11. Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Барышников Г.Я. Оценка растительных ресурсов переходной зоны Алтая: АлтГУ, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. К. А. Соболевская Актуальные вопросы ботанического ресурсоведения в Сибири: Наука, 1976 3
Л2.2 под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева Ботанико-фармакогностический словарь: Высшая школа, 1990 4
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2. http://www.kamchatsky-krai.ru/geografy/vegetable_resource/yakybov_chernyagina_ www.kamchatsky-krai.ru
Э2 poleznye.htm poleznye.htm
Э3 3. http://www.twirpx.com www.twirpx.com
Э4 4. http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm herba.msu.ru
Э5 5. http://zoomet.ru zoomet.ru
Э6 Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office Word, MS Office PowerPoint
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека онлайн", слайд-лекции.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса «Растительные ресурсы» предусматривает три раздела.
В первом разделе рассматривается история возникновения ботанического ресурсоведения, актуальность изучения курса. В связи с тем, что человечеством накоплены огромные знания по полезным растениям в разделе предлагаются для рассмотрения 3 основные классификации (по применению, накоплению действующих веществ и отраслевому принципу).
Второй раздел посвящен важнейшей группе растений – лекарственным растениям. Здесь подробно рассматриваются основные действующие вещества лекарственных растений, их применение. Важным моментом является изучение основных подходов к ресурсоведческой оценке. Поэтому на лекции рассматриваются экспедиционное ресурсоведческое обследование, подготовительные работы, полевые обследования (1 - выявле¬ние промысловых зарослей, 2 - установление границ массивов загото¬вок, 3 - определение урожайности лекарственных растений и оценка величины запасов на этих участках и массивах), определение урожайности: 1 - на учетных площадках, 2 - метод модельных экземпляров, 3 - на основе проективного покрытия; расчет величины запаса на конкретных зарослях; расчет объемов ежегодных заготовок; камеральная обработка данных; база заготовок лекарственного растительного сырья (дикорастущие лекарственные растения, культивируемые лекарственные растения, импорт лекарственного сырья); сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья (сбор почек, листьев, коры, травы, цветков и соцветий, плодов и семян, подземных органов); правила сушки сырья; правила хранения сырья.
  Третий раздел связан с изучением основных групп полезных растений.
Большой блок курса посвящен изучению культурных растений, их происхождению и факторам эволюции. При этом активно используются материалы презентаций по географическим центрам происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова.
В течение всего курса студенты готовят краткие доклады по отдельным группам полезных растений, которые остаются не охваченными лекциями; доклады представляются на семинарских занятиях.
В конце курса студенты готовят реферат по предложенным темам и защищают его на последних семинарских занятиях.