Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология_Профили-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Цель: Формирование представлений о растительных ресурсах, как объектах растительного происхождения, необходимых людям для получения материальных и духовных благ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности |
ПК-2.1 | Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности |
ПК-2.2 | Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации |
ПК-2.3 | Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные термины и категории, методы и подходы курса "Ботаническое ресерсоведение»; особенности произрастания полезных растений в различных типах растительности; назначение методов картографирования, маршрутно-рекогносцировочных, исторического анализа в работе ботаника-ресурсоведа; основные действующие вещества полезных растений; биологические и эколого-морфологические особенности основных полезных групп растений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Оценить особенности использования полезных растений на основе знания о действующих веществах; использовать в работе методы исторического анализа; применить на практике способы картографического изображения растительных ресурсов, центров происхождения и разнообразия культурных растений; оценить последствия заготовки полезных растений (состояние популяций). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. Сравнить центры происхождения и разнообразия культурных растений; 2. Подготовить сообщение по особенностям продуцирования различных биологически активных веществ в растениях; 3. Создать карту центров происхождения и современного разнообразия культурных растений. 4. Сформулировать основные возможные направления природоохранной деятельности и оптимального природопользования в различных областях Земного шара; 5. Сформулировать основные возможные направления природоохранной деятельности и оптимального природопользования на территории Алтайского края и Республики Алтай. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, методы, классификации | ||||||
1.1. | Введение. Цели и задачи ботанического ресурсоведения. Основные термины и понятия. Классификации полезных растений | Лекции | 8 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные понятия ботанического ресурсоведения. Задачи, методы ботанического ресурсоведения. Виды классификаций полезных растений | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Составление опорных конспектов по методам ботанического ресурсоведения, видам классификаций полезных растений | Сам. работа | 8 | 22 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Ресурсоведение лекарственных растений | ||||||
2.1. | Ресурсоведение лекарственных растений; Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена; Основные подходы к ресурсоведческой оценке; Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья | Лекции | 8 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.2 |
2.2. | Основные подходы к ресурсоведческой оценке | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Продукты первичного и вторичного метаболизма, основные действующие вещества растений | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Культурные растения. Сорные растения | ||||||
3.1. | Происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений; Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова; История культурных растений России и сопредельных стран; Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов | Лекции | 8 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | |
3.2. | Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений. История культурных растений | Лабораторные | 8 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | |
3.3. | Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | |
Раздел 4. Основные группы полезных растений | ||||||
4.1. | Основные группы полезных растений; Рациональное использование растительных ресурсов | Лекции | 8 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
4.2. | Использование растительного сырья | Лабораторные | 8 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
4.3. | Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай (пищевые, лекарственные, ядовитые, технические, эфирномасличные и пр.); рациональное использование раст. ресурсов | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы по курсу. 1. Ботаническое ресурсоведение как наука. Растительные ресурсы. Основные понятия, место среди других наук. Объекты исследования ботанического ресурсоведения. Задачи и методы ботанического ресурсоведения. 2. Ресурсоведение лекарственных растений. 3. Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена. Основные действующие вещества. 4. Основные подходы к ресурсоведческой оценке. База заготовок лекарственного растительного сырья. 5. Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья. 6. Классификации полезных растений. 7. Деление полезных растений на истинно культурные, условно культурные и дикорастущие растения. 8. Общие сведения о культурных растениях, происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений. 9. Центры происхождения культурных растений. Североамериканский и Евро-Сибирский центры. 10. Центры происхождения культурных растений. Центральноамериканский и Эфиопский центры. 11. Центры происхождения культурных растений. Андийский и Переднеазиатский центры. 12. Центры происхождения культурных растений. Средиземноморский и Индийский центры. 13. Центры происхождения культурных растений. Среднеазиатский и Индонезийский центры. 14. Центры происхождения культурных растений. Восточноазиатский и Австралийский центры. 15. История культурных растений России и сопредельных стран. II–VI периоды. 16. Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов. 17. Экологические особенности различных типов сорных растений. 18. Характеристика сорняков из различных семейств. 19. Дичающие и одичавшие растения. Интродукция растений. 20. Эфирномасличные растения. Пряности Земного шара. 21. Дубильные и красильные растения. Текстильные и плетеночные растения. Бумаго-целлюлозные и древесные растения. 22. Ядовитые растения. 23. История происхождения декоративных растений. 24. Пищевые растения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Первичные и вторичные метаболиты растений; Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай: 2. Пищевые, 3. Лекарственные, 4. Ядовитые, 5. Технические, 6. Эфирномасличные. 7. Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений. 8. Рациональное использование растительных ресурсов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Контрольные вопросы 1. Определения растительных ресурсов, растительного сырья. Значение растительных ресурсов для человека. 2. Классификации растительных ресурсов. 3. Общие сведения о культурных растениях, происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений. 4. Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова. 5. История культурных растений России и сопредельных стран. 6. Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов. Биологическая сущность сорных растений. 7. Значение интродукции для окультуривания растений. 8. Лекарственные растения – источники биологически активных веществ. 9. Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена. Первичные и вторичные соединения. 10. Основные действующие вещества растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины и фурокумарины, эфирные масла, дубильные вещества. 11. Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Барышников Г.Я. | Оценка растительных ресурсов переходной зоны Алтая: | АлтГУ, 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | ред. К. А. Соболевская | Актуальные вопросы ботанического ресурсоведения в Сибири: | Наука, 1976 | 3 |
Л2.2 | под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева | Ботанико-фармакогностический словарь: | Высшая школа, 1990 | 4 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 2. http://www.kamchatsky-krai.ru/geografy/vegetable_resource/yakybov_chernyagina_ | www.kamchatsky-krai.ru | ||
Э2 | poleznye.htm | poleznye.htm | ||
Э3 | 3. http://www.twirpx.com | www.twirpx.com | ||
Э4 | 4. http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm | herba.msu.ru | ||
Э5 | 5. http://zoomet.ru | zoomet.ru | ||
Э6 | Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office Word, MS Office PowerPoint Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "Университетская библиотека онлайн", слайд-лекции. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Программа курса «Растительные ресурсы» предусматривает три раздела. В первом разделе рассматривается история возникновения ботанического ресурсоведения, актуальность изучения курса. В связи с тем, что человечеством накоплены огромные знания по полезным растениям в разделе предлагаются для рассмотрения 3 основные классификации (по применению, накоплению действующих веществ и отраслевому принципу). Второй раздел посвящен важнейшей группе растений – лекарственным растениям. Здесь подробно рассматриваются основные действующие вещества лекарственных растений, их применение. Важным моментом является изучение основных подходов к ресурсоведческой оценке. Поэтому на лекции рассматриваются экспедиционное ресурсоведческое обследование, подготовительные работы, полевые обследования (1 - выявле¬ние промысловых зарослей, 2 - установление границ массивов загото¬вок, 3 - определение урожайности лекарственных растений и оценка величины запасов на этих участках и массивах), определение урожайности: 1 - на учетных площадках, 2 - метод модельных экземпляров, 3 - на основе проективного покрытия; расчет величины запаса на конкретных зарослях; расчет объемов ежегодных заготовок; камеральная обработка данных; база заготовок лекарственного растительного сырья (дикорастущие лекарственные растения, культивируемые лекарственные растения, импорт лекарственного сырья); сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья (сбор почек, листьев, коры, травы, цветков и соцветий, плодов и семян, подземных органов); правила сушки сырья; правила хранения сырья. Третий раздел связан с изучением основных групп полезных растений. Большой блок курса посвящен изучению культурных растений, их происхождению и факторам эволюции. При этом активно используются материалы презентаций по географическим центрам происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова. В течение всего курса студенты готовят краткие доклады по отдельным группам полезных растений, которые остаются не охваченными лекциями; доклады представляются на семинарских занятиях. В конце курса студенты готовят реферат по предложенным темам и защищают его на последних семинарских занятиях. |