МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология ВНД

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор , Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Физиология ВНД

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• ознакомить с закономерностями условно-рефлекторной деятельности и механизмами формирования условных рефлексов;
• познакомить с формами и факторами организации поведения;
• дать представление об интегративной деятельности мозга;
• сформировать представления о физиологических механизмах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и животных с позиций функциональной организации деятельности нервной системы;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- молекулярно-клеточные механизмы памяти, обучения, эмоций, мышления, сознания;
- последствия нарушения молекулярно-клеточных механизмов для процессов ВНД;
- основные понятия, определения, термины, методы исследования ВНД.
- принципы структурно-функциональной организации головного мозга;
- закономерности поведения в различных условиях.
- современные методы работы и оборудование для исследовательских и лабораторных работ по изучению физиологических основ высшей нервной деятельности;
- принцип работы современного оборудования и аппаратуры (аудиометра, электроэнцефалографа, стабилометра и пр.);
- основные методы физилогии высшей нервной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- иллюстрировать роль мембранных процессов и нейрохимических механизмов в процессах переработки информации;
- сопоставлять изменение процессов переработки информации с изменением мембранных процессов нейрохимических механизмов;
- выбрать адекватные методы исследования ВНД;
- выделять общие закономерности высшей нервной деятельности человека;
- применять современные экспериментальные методы работы при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека
- на практике использовать современное экспериментальное оборудование;
- на основании полученных результатов оценивть функциональное состояние головного мозга и особенности психических процессов,
выделять общие закономерности высшей нервной деятельности человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Находить взаимосвязи висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных;
- навыком прослеживать взаимосвязи молекулярного, клеточного, висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных;
- навыком постановки цели, описания результатов, формулирования выводови интерпретации полученных результатов.
- Формулировать основные принципы ВНД животных и человека
- Составить суждение о взаимосвязи биологического и социального в поведении человека;
- Оценить особенности протекания процессов памяти, обучения, эмоций, мышления, сознания;
- Находить взаимосвязи молекулярного, клеточного, висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных;
- навыками описания и сравнительного анализа при изученииособенностей высшей нервной деятельности;
- работать с современной аппаратурой как для лабораторных работ, так и при выполнении исследовательских работ.
- Интерпретировать полученные результаты.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические аспекты изучения физиологии высшей нервной деятельности. Основные понятия и принципы ВНД
1.1. Методологические аспекты изучения физиологии высшей нервной деятельности. Основные понятия и принципы ВНД Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Развитие проблемы «мозг и психика». Сам. работа 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Функциональная организация и врожденная деятельность мозга. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности
2.1. Функциональная организация и врожденная деятельность мозга. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. 1. Выработка и угасание сосудистого и зрачкового условных рефлексов у человека. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.3, Л1.1
2.3. Эволюция форм врожденных и приобретенных поведенческих реакций. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Структура поведенческого акта
3.1. Структура поведенческого акта. Нейрофизиологические основы памяти Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.2. 2. Этапы формирования функциональной системы поведения. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.3. Структура функциональной системы по П.К. Анохину. Разновидности функциональных систем. Генетическая и нейрологическая память. Нервные и химические теории нейрологической памяти. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Функциональные состояния
4.1. Функциональные состояния Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Адаптивное значение суточного ритма. Эволюция сна. Теории сна. Сновидения. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Сознание. Нейрофизиологические основы сознания. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.1
Раздел 5. Нейрофизиологические основы памяти
5.1. 3. Исследование динамики процесса заучивания 4. Исследование устойчивости, переключения и закономерностей распределения внимания с помощью цифровых таблиц Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.3
5.2. Временная организация памяти. Роль памяти в организации поведения Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.1
Раздел 6. Мотивации и эмоции.
6.1. Мотивации и эмоции. Двигательный и вегетативный компонент. Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.2. 5. Эмоции. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.3. 9. Определение латентных периодов сенсомоторной и психической реакций человека Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.4. Мотивации и эмоции как факторы организации поведения. Лимбическая система и вегетативный компонент мотиваций и эмоций Сам. работа 8 8 ОПК-4 Л1.3, Л2.2, Л1.1
6.5. Функциональная организация двигательной функции Сам. работа 8 6 ОПК-4 Л1.3, Л1.1
Раздел 7. Особенности и индивидуальные различия ВНД человека
7.1. Особенности и индивидуальные различия ВНД человека Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
7.2. 11. Функциональная асимметрия мозга при пространственно-моторной ориентации. 12. Половые различия межполушарной асимметрии в процессах запоминания речевой информации 13. Оценка уравновешенности нервных процессов 14. Оценка подвижности нервных процессов по переделке положительной реакции в тормозную 15. Определение силы нервной системы с использованием теппинг-теста 16. Кинематометрическая методика исследования подвижности нервных процессов 17. Кинематометрическая методика изучения баланса нервных процессов 18. Определение типа ВНД человека по скорости образования и торможения условного вегетативного зрачкового рефлекса 19. Определение типа темперамента человека. Практические 8 6 ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
7.3. Речь. Функциональная межполушарная асимметрия. Типы ВНД. Сам. работа 8 8 ОПК-4 Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4: способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
Тесты к ОПК-4:
1. Деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде?
a) Восприятие
b) Психика
c) Сознание
d) Высшая нервная деятельность

2. Чем существенно человек отличается от остальных животных?
a) Наличием самосознания
b) Способностью осознанно трудиться
c) Речью
d) Ощущениями внешнего мира

3. Что такое внимание?
a) Сохранение полученной от органов чувств информации
b) Концентрация психической деятельности на определенной, актуальной в данный момент информации
c) Отражение в центральной нервной системе отдельных свойств физических тел и явлений
d) Выражение отношения к внешнему миру

4. Что такое ощущение?
a) Отражение в центральной нервной системе отдельных свойств физических тел и явлений
b) Прием и обработка информации, помогающей ориентироваться в окружающем мире
c) Концентрация психической деятельности на определенной (наиболее важной) информации
d) Отражение внешнего мира, проявляющееся в сознательных действиях

5. Что такое первая сигнальная система?
a) Совокупность условных и безусловных рефлексов
b) Восприятие ощущений и ответ на их анализ
c) Способность членораздельно говорить
d) Ответная реакция на раздражение определенных рецепторов

6. Какая главная функция ВНД?
a) Позволяет приспосабливаться к условиям окружающей среды
b) Формирует ответную реакцию на внешние раздражители
c) Формирует рефлексы
d) Способствует обучению

7. Что такое эмоции?
a) Отражение внешнего мира, проявляющееся в сознательных действиях
b) Сохранение полученной от органов чувств информации
c) Выражение отношения к внешнему миру
d) Стимуляция к деятельности под действием внешних раздражителей и для удовлетворения собственных потребностей

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 d
2 c
3 b
4 a
5 b
6 a
7 c

Задания открытого типа к ОПК-4:
1. Совокупность целенаправленных действий, определяемых биологическими потребностями и социальными мотивами?
(поведение человека)
2. Верно ли, что условные рефлексы строго индивидуальны и различаются даже у близнецов?
Да
Нет
3. … торможение рефлекса развивается постепенно в случае многократного неподкрепления условного раздражителя безусловным, а … торможение рефлекса развивается в случае образования в коре больших полушарий головного мозга нового очага возбуждения под действием более сильного раздражителя?
(внутреннее, внешнее)
4. Дайте определение понятию «Память»
(процесс накопления, хранения и воспроизведения прошлого опыта)
5. Особое функциональное состояние организма человека, которое характеризуется обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на раздражения и снижением активности ряда физиологических процессов?
(сон)
6. В отличие от животных, человеку как социальному существу свойственна ... сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом?
(2)
7. … сон характеризуется снижением всех функций человеческого организма, отсутствием сновидений и быстрых движений глаз, а … сон характеризуется повышением уровня обменных процессов, быстрыми движениями глаз, сновидениями?
(медленный, быстрый)
8. Верно ли, что никотин относится к возбуждающим наркотическим средствам, так как после курения происходит увеличение поступления адреналина, что приводит к активизации мозга?
Да
Нет
9. Какая сигнальная система анализирует оба типа сигналов?
(первая)
10. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?
(позволяет приспособиться к конкретным условиям существования)
ПК-1: способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
Тесты к ПК-1:
1. Чем характеризуются безусловные рефлексы?
a) Приобретается в течение жизни, может меняться
b) Врожденный, сохраняется в течение жизни
c) Центры находятся в коре головного мозга
d) Носят индивидуальный характер

2. Из чего складывается высшая нервная деятельность?
a) Совокупность психических функций
b) Условные и безусловные рефлексы
c) Условные рефлексы и психические функции
d) Безусловные рефлексы и психические функции

3. Какое поведение является выработанным условным рефлексом?
a) Сосание пальца
b) Реакция на красный свет светофора
c) Реакция на горячий чайник
d) Дыхание

4. Какие условия нужны для формирования второй сигнальной системы?
a) Общение в сообществе
b) Длительное обучение
c) Концентрация внимания
d) Способность к мышлению

5. Во время сна деятельность мозга:
a) Прекращается на все время сна
b) Прекращается на время медленного сна
c) Не меняется вовсе
d) Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

6. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук...
a) Является условным раздражителем
b) Является безразличным раздражителем
c) Является безусловным раздражителем
d) Вызывает торможение рефлекса

7. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель.
a) Постоянно подкреплять безусловным
b) Подкреплять безусловным нерегулярно
c) Не подкреплять безусловным
d) То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

8. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?
a) Характерен для всех особей данного вида
b) Приобретается в течение жизни
c) Не передается по наследству
d) Вырабатывается у каждой особи вида

Ключ к тестам
1 b
2 c
3 b
4 a
5 d
6 d
7 a
8 a

Задания открытого типа к ПК-1:
1. Что формируется труднее: знания, умения или навыки?
(умения)
2. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?
(динамический стереотип)
3. Безусловные рефлексы являются..., передаются из поколения в поколение и проявляются как... реакции на определенные... раздражители.
(врожденными реакциями организма на определенные раздражители)
4. Примером безусловного рефлекса служит сужение..., ... в ротовой полости и более сложные формы врожденного поведения – ...
(зрачков, слюноотделение, инстинкты)
5. Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются..., являются строго... и возникают в ответ на... раздражители.
(условными, индивидуальными, определенные)
6. Условные рефлексы лежат в основе... поведения, обеспечивающего адаптацию к окружающему миру, и сложной системы условно-рефлекторных связей в коре полушарий, формирующих... стереотип, лежащий в основе многих привычек и...
(приобретенного, динамический, навыков)
7. Со временем с условными рефлексами может произойти... или... торможение при исчезновении условного раздражителя или действии нового... рефлекса.
(условное, безусловное, ориентировочного)
8. Гипотеза о рефлекторной основе деятельности... мозга принадлежит..., а создателем целостного учения об условных рефлексах является...
(головного, И. М. Сеченову, И. П. Павлов)
9. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы период активного бодрствования сменялся..., который Павлов назвал... торможением, восстанавливающим функции... системы.
(сном, охранительным, нервной)
10. Выделение желудочного сока при запахе жареной курицы – это …?
(условные рефлексы)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине
1. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности. Определение ВНД.
2. Типы высшей нервной деятельности человека. Нарушения высшей нервной деятельности. Экспериментальные неврозы.
3. Какие рефлексы называют безусловными? В чем их значение?
4. Приведите примеры инстинктивного поведения человека.
5. Что такое условные рефлексы? Как они формируются?
6. Каково значение условных рефлексов?
7. Объясните понятие «динамический стереотип».
8. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
9. Какое значение для организма имеет сон?
10. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?
11. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?
12. Что формируется труднее: знания, умения или навыки?
13. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?
14. В чем значение сна?
15. Чем характеризуются различные фазы сна?
16. Каковы потребности в продолжительности сна и условия нормального сна?
17. Из чего формируются представления человека о предметах окружающего мира?
18. Что такое память? Какие виды памяти вы знаете?
19. Какие типы темперамента вы знаете? От чего они зависят?
20. Мотивации, их виды. Классификация потребностей по А.Маслоу. Физиологические процессы, происходящие при формировании мотивационных состояний.
21. Основные функциональные блоки нервной системы, обеспечивающие ВНД. Функционально-блочная схема работы мозга.
22. Сенсорные системы в функциональной организации мозга, их отличия от понятия «анализатор». Строение анализатора и общие принципы работы сенсорных систем.
23. Модулирующие системы в функциональной организации мозга. Формы активации и источники активации мозга. Пути неспецифического возбуждения для коры головного мозга.

Критерии оценивания на экзамене
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковалева А.В. Нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учеб. для вузов М.: Академия, 2003 20
Л1.3 Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология вышей нервной деятельности : учебник для биол. спец. вузов Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2008 20
Л2.2 Николаева Е. И. Психофизиология: Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учеб. для вузов М.: ПЕР СЭ, 2003 8
Л2.3 Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: М. : МПСИ, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Федеральный портал "Моё образование"ЭБС online.edu.ru
Э4 Открытое образование openedu.ru
Э5 Лекториум www.lektorium.tv
Э6 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Физиология высшей нервной деятельности
Дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология высшей нервной деятельности». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты практической работы. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.