Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями). Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами в том числе и психологическим; – знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль; – иметь представление о структуре и механизмах поведения; – знать особенности становления поведения в онтогенезе; в том числе социального и репродуктивного; – получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе; – получить навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях; - овладеть способностью использовать полученные знания в области этологии для анализа и корректировки поведения человека, для решения познавательных и просветительских задач, повышения эколого-биологической грамотности общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.5 |
ПК-7 | способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - особенности этологического подхода к изучению поведения, основные понятия и методы этологии, основные категории и формы поведения, особенности его становления в онтогенезе. - методологию этологии, механизмы поведения; закономерности его формирования в онто- и филогенезе; о поведении как экологическом факторе (его адаптивной роли). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - различать основные категории поведения, выделять видоспецифические компоненты в текущем поведении некоторых животных; - анализировать данные по поведению животных с позиций этологического подхода; выявлять родственные связи между формами поведения разных таксономических групп организмов; формировать суждения по проблемам этологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - применения некоторых этологических методов изучения поведения животных, поиска современной научной информации о поведении, использования знаний из области этологии в просветительских целях; - применения методов организации и проведения конкретных исследований в сфере этологии; использования знания из области этологии для решения психологических и педагогических проблем, а также познавательных и просветительских задач, повышения уровня биолого-экологической грамотности общества. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. История и методология этологии | ||||||
1.1. | история и методология этологии | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
1.2. | Методологические отличия этологии от других наук, изучающих поведение | Практические | 8 | 4 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.3 |
1.3. | Взаимоотношения этологии с другими науками. Развитие исследований поведения животных в России. Этология человека | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Этологическая теория поведения | ||||||
2.1. | Этологическая теория поведения | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Современное состояние теории поведения Лоренца | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Врожденные формы поведения | ||||||
3.1. | Характеристики врожденных форм поведения | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-7 | Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Научение | ||||||
4.1. | Научение и его виды | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
4.2. | Ассоциативное научение:тренинг. | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 5. Элементарная рассудочная деятельность | ||||||
5.1. | Когнитивные процессы. Рассудочная деятельность | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.5, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л2.3 |
5.2. | Методы изучения рассудочной деятельности животных | Практические | 8 | 4 | ПК-7 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.3. | Анализ видеоматериалов: обобщающие занятия по формам поведения. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-7 | Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 6. Онтогенез поведения | ||||||
6.1. | Онтогенез поведения | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 |
6.2. | Пренатальный и ранний постнатальный онтогенез поведения | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4 |
6.3. | Ювенильный период. Игра у животных. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-7 | Л1.3, Л2.4 |
Раздел 7. Конфликтное поведение | ||||||
7.1. | Конфликт. Агрессия. | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 |
7.2. | Ритуализация и ее роль в эволюции поведения. Агрессия. | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 |
7.3. | Физиологические основы конфликта.Теории агрессии. | Сам. работа | 8 | 7 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л2.4 |
Раздел 8. Эволюция поведения | ||||||
8.1. | Эволюция поведения. Социобиология и ее основные концепции. | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 |
Раздел 9. Социальное поведение | ||||||
9.1. | Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. | Лекции | 8 | 4 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 |
9.2. | Факторы организации сообществ | Практические | 8 | 4 | ПК-7 | Л1.3, Л1.4, Л2.4 |
9.3. | Коммуникация у животных. Язык животных и человека: ключевые свойства языка по Хоккету. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-7 | Л2.1, Л1.5 |
Раздел 10. Репродуктивное поведение | ||||||
10.1. | Структура полового поведения. Социобиологический подход к изучению полового поведения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3 |
10.2. | Особенности полового поведения приматов. Биологические аспекты полового поведения человека | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л2.4 |
10.3. | Социобиология родительского поведения | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-7: способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества. Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. Какая наука рассматривает поведение как совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленной на установление жизненно важных связей со средой? а) психология б) этология* в) физиология высшей нервной деятельности г) генетика поведения 2. Кто является автором этологической теории поведения? а) К. Лоренц* б) Н. Тинберген в) В. Келер г) К. Фриш 3. Какой из перечисленных вопросов не соответствует «4-м вопросам Тинбергена»? а) Какие факторы регулируют проявление поведения? б) каковы пути формирования поведения в онтогенезе? в) каковы пути становления поведения в филогенезе? г) каковы правила соответствия реакции стимулу?* 4. Обучение по принципу условных рефлексов (“стимул-реакция”) требует от животного: а) понимания ситуации в целом б) установления причинной связи между собственными действиями и изменениями среды в) установления ассоциативной связи между условным и безусловным раздражителями* г) способности к экстраполированию 5. У каких групп позвоночных моногамия является преобладающей формой брачных отношений? а) у костных рыб б) у амфибий в) у птиц* г) у млекопитающих Ключ к тестам № вопроса ответ 1 б 2 а 3 г 4 в 5 в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Верно ли, что положительное подкрепление – это то вознаграждение, которое животное получает в конце сеанса обучения? Да Нет* 2. Какой режим подкрепления является оптимальным для предотвращения угашения поведения? Режим случайного подкрепления (вариативный) 3. Верно ли утверждение, что незрелорожденные детеныши характерны для животных с более высоким уровнем организации и более развитой психической деятельностью? Да Нет* 4. Считается, что при импринтинге происходит фиксация условных стимулов безусловных реакций. Так ли это? Да* Нет 5. Какая из потребностей новорожденных млекопитающих является приоритетной при формировании привязанности к матери? (потребность в тесном телесном контакте с матерью) 6. Верно ли, что после нескольких сочетаний контакта с «жестокой» матерью (оказывающей болевые и другие неприятные воздействия), детеныши начинают избегать контакта с ней? Да Нет* 7. Верно ли утверждение, что и для самца, и для самки возможно проявление типичных реакций обоих полов, но в норме поведение противоположного пола заторможено? Да* Нет 8. Верно ли, что наиболее агрессивные особи всегда являются наиболее успешными защитниками территории, что обеспечивает им репродуктивный успех? Да Нет* 9. Как называется сложный комплекс действий во время конфликта между особями одного вида, включающий взаимные угрозы, нападение на соперника, бегство от него, преследование и демонстрацию подчинения? ( агонистическое поведение) 10. В 1950-х гг. в США в ранг практической доктрины педагогики была возведена идея о том, что снизить уровень агрессии в обществе можно путем воспитания детей посредством по возможности исполнения всех их желаний и отсутствия запретов. Какие теории могли послужить основой таких взглядов? (теории фрустрации-агрессии) 11. Какое свойство агрессии проявляется в ситуации, когда дикие куры, выращенные в изоляции, через несколько месяцев начинают, подолгу кружась, драться с собственными хвостами? (спонтанность) 12. К. Лоренц считал, что главной проблемой человечества является не высокий уровень агрессии, а несоответствие механизмов торможения агрессии уровню вооружения современного человечества. Так ли это? Да* Нет 13. Какому принципу соответствует следующее утверждение: другая самка не может заменить данную в процессе воспроизводства нового поколения, но любой самец может быть замещен другим в роли отца? (принцип незаменимости самки или принцип Бэйтмена) 14. Какое из преимуществ жизни в количественно ограниченных замкнутых группировках является решающим для возникновения социальности? (ограничение панмиксии или неограниченного скрещивания) 15. Какие универсальные механизмы регулируют жизнь социальных групп животных? (территориальность, индивидуальное пространство, доминирование и иерархия) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Определение понятий “поведение”, “психика”, “психическая деятельность”. Основные аспекты поведения и науки, их изучающие. 2. Предыстория этологии (конец ХIХ – начало ХХ вв.) Особенности зоологического, физиологического, психологического подходов к изучению поведения животных. 3. Антропоморфизм и объективизм в зоопсихологии. Бихевиоризм и его взаимоотношения с этологией. Гештальтпсихология. 4. Методологические установки и основные методы зоопсихологии. 5. Становление классической этологии, ее предшественники и основоположники. Вклад предшественников в теоретические разработки этологии. 6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия между классическими зоопсихологией и этологией. 7. Период специализации в этологии. Взаимоотношения этологии с другими науками. Этология в России. 8. Основные принципы и важнейшие проблемы этологии (4 вопроса Тинбергена). Представления Лоренца об основных категориях поведения. 9. Структура инстинктивного акта. Варианты отклонений от типичной схемы. Психический компонент инстинктивного поведения. 10. Фиксированный комплекс действий – центральное понятие этологии. Его свойства. Спонтанность как важный компонент концепции Лоренца. 11. Понятие о врожденном разрешающем механизме. Знаковые стимулы, их виды. 12. Импринтинг как один из основных компонентов теории поведения. Гипотеза Лоренца о внутренних механизмах инстинктивных действий. Понятие о специфической энергии действия. 13. Гидравлическая модель поведения, ее значение. Отличие инстинктивного поведения от рефлекторного акта. 14. Иерархическая теория инстинкта Тинбергена и ее роль в объяснении конфликтного поведения. 15. Современное состояние этологической теории поведения. 16. Различные подходы к классификации поведения. Классификация категорий поведения по Крушинскому. Классификация врожденных форм поведения: классификация по степени сложности. Феноменологическая классификация врожденных форм поведения по Д. Дьюсбери. 17. Приобретенное поведение или научение. Феноменологическая классификация основных форм научения. 18. Простые неассоциативные формы научения: привыкание (и его свойства) и сенситизация (ее типы). 19. Ассоциативное научение: классический и инструментальный условные рефлексы. Их различия. Законы научения Торндайка. Связь классического и инструментального условных рефлексов. 20. Формирование поведения. Оперантное обучение и теория положительного подкрепления как важнейшее достижение бихевиоризма. Возможности ее практического применения. 21. Дрессировка и ее отличия от оперантного обучения. 22. Общие свойства ассоциативного научения. Аверсивное научение. 23. Дифференцировочное обучение как пример перехода от ассоциативных механизмов к когнитивным, его разновидности. 24. Высшие формы научения (латентное и инсайт) как предмет когнитивной этологии. Понятие о когнитивных процессах. 25. Формирование представлений у животных. Основные виды образных представлений. 26. Определение понятия «мышление» у животных. Структура процесса мышления у животных. 27. Современные представления о развитии способностей к мышлению у разных групп животных, в том числе у антропоидов. Роль этологии в изучении мышления животных. 28. Развитие поведения в онтогенезе: сравнительный обзор двигательной активности эмбрионов. Эмбриональное созревание и эмбриональная тренировка. Принцип Когхилла. Влияние родителей на пренатальное поведение детенышей. 29. Развитие поведения в раннем постнатальном онтогенезе. Зрело- и незрелорожденные детеныши. Инстинктивные движения, врожденное узнавание. 30. Влияние ранних реакций на развитие адультного поведения (на примере реакции милхтритта в опытах Я. Бадридзе). 31. Ранний опыт. Импринтинг как особая форма научения. Виды импринтинга и его роль в формировании взрослого поведения. Влияние родителей на постнатальное поведение детенышей. 32. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных. Норма реакции. Роль депривационного эксперимента. Примеры развития поведения у птиц. 33. Соотношение врожденного и приобретенного в формировании реакций млекопитающих на примере пищедобывательного поведения кошачьих (работы Лейхаузена) Концепция родового поведения Хааса. 34. Игра у животных. Концепции игры. Особенности игровых движений. Виды игр. 35. Функции игры. Роль игры в развитии социального поведения. Манипуляционные игры высшего типа. 36. Конфликт. Условия возникновения конфликтов и их типы. Варианты поведения в конфликтных ситуациях. 37. Территориальные конфликты. Агонистическое поведение. Демонстрации угрозы и умиротворения. 38. Ухаживание как конфликтная ситуация. Ритуализация как эволюционный процесс, ее функции. Особенности ритуализированных движений. Естественные и культурные ритуалы. 39. Особенности этологического подхода к изучению агрессивного поведения. Доказательства врожденной природы агрессии. Биологическая роль агрессии. 40. Виды агрессии. Внешние и внутренние факторы агрессии. Агрессия у человека. 41. Половое поведение, его особенности и фазы. Эволюционный конфликт полов (теория Геодакяна) и его влияние на стратегии размножения. 42. Социобиологические концепции полового поведения. Стратегии самцов и самок. 43. Системы брачных отношений. Формы моногамии. Проблема «измены» в моногамных браках. 44. Социобиология как одно из направлений современной науки о поведении животных, ее отношения с этологией. Основные концепции социобиологии. Социобиологический анализ альтруизма и кооперации у животных. 45. Социобиологический подход к изучению родительского поведения. Проблема инфантицида и сиблицида. Основные паттерны материнского поведения. Типология материнско-детских отношений. 46. Преимущества и недостатки жизни в группе. Основная причина разделения популяций на группы. Социальные образования у животных. Типология сообществ по Лоренцу. 47. Происхождение социальности у общественных насекомых (гипотезы Гамильтона, Митченера, Александера). Признаки эусоциальности. 48. Классификация сообществ позвоночных по степени социальности (по Вильсону). Явление изоморфизма социальных структур. Пример эусоциальности у млекопитающих. 49. Территориальность и индивидуальное пространство как факторы организации сообществ. Связь территориальности и доминирования. 50. Доминирование и иерархия как факторы организации сообществ. Виды иерархии. 51. Лабильность иерархической структуры в индивидуализированных сообществах у позвоночных. Факторы, влияющие на структуру сообществ. 52. Иерархия ролей и «разделение труда» в социальных группировках позвоночных. Влияние уровня развития рассудочной деятельности на специфику общественных отношений. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Резникова Ж.И. | Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861 |
Л1.2 | И. В. Кудряшова | Основы этологии (Ч. 1): учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD |
Л1.4 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B |
Л1.5 | Резникова Ж.И. | Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зорина З. А. | Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие | М.: МГУ: Высшая школа, 2002 | 58 |
Л2.2 | Сотская М.Н. | Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7 |
Л2.3 | Зорина З. А., Полетаева И.И. | Зоопсихология: элементарное мышление животных: учебное пособие | Аспект-Пресс, 2002 | |
Л2.4 | Сотская М.Н. | Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2015 | www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Сайт по этологии и смежным дисциплинам | www.ethology.ru | ||
Э5 | Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке | elementy.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "Этология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru); Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке (http://elementy.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Приступая к изучению дисциплины Этология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина «Этология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Этология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков изучения поведения животных. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по теме, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях, заслушивание докладов и дискуссия по их материалам. По отдельным темам практикуется проведение ролевой игры (тренинга), анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы, подготовить доклад и и средства его визуализации в виде презентации или проведения экспериментов. В случае отсутствия на практическом занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, выполнив соответствующее задание и подойдя к преподавателю на собеседование по контрольным вопросам пропущенной темы. Выполнение всех заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фиксации результатов тестирования и выполнения практических заданий с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461) в качестве подготовки к теме предстоящего практического занятия Его результаты фиксируются в начале занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента. Практические задания в зависимости от темы занятия варьируют по форме (разбор ситуаций, анализ видеоматериалов, участие в тренинге, выступление с докладами, выполнение экспериментов.) Результаты оцениваются по бинарной шкале или 4-балльной шкале. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. К экзамену по этологии студенты допускаются при следующих условиях: • выполненные тесты не менее чем на 50%; • посещение всех практических занятий, отработка пропущенных; • выполненные практические задания (публичное выступление с докладом или презентацией, отчеты по ролевой игре, кейс-задаче). Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два вопроса и ситуационная задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать данные по поведению животных, обобщать материал, узнавать и распознавать форму поведения. На подготовку отводится 30–40 мин. |