МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Этология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями).
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами в том числе и психологическим;
– знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль;
– иметь представление о структуре и механизмах поведения;
– знать особенности становления поведения в онтогенезе; в том числе социального и репродуктивного;
– получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе;
– получить навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях;
- овладеть способностью использовать полученные знания в области этологии для анализа и корректировки поведения человека, для решения познавательных и просветительских задач, повышения эколого-биологической грамотности общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности этологического подхода к изучению поведения, основные понятия и методы этологии, основные категории и формы поведения, особенности его становления в онтогенезе.
- методологию этологии, механизмы поведения; закономерности его формирования в онто- и филогенезе; о поведении как экологическом факторе (его адаптивной роли).

3.2.Уметь:
3.2.1.- различать основные категории поведения, выделять видоспецифические компоненты в текущем поведении некоторых животных;
- анализировать данные по поведению животных с позиций этологического подхода; выявлять родственные связи между формами поведения разных таксономических групп организмов; формировать суждения по проблемам этологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения некоторых этологических методов изучения поведения животных, поиска современной научной информации о поведении, использования знаний из области этологии в просветительских целях;
- применения методов организации и проведения конкретных исследований в сфере этологии; использования знания из области этологии для решения психологических и педагогических проблем, а также познавательных и просветительских задач, повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История и методология этологии
1.1. история и методология этологии Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Методологические отличия этологии от других наук, изучающих поведение Практические 8 4 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.3
1.3. Взаимоотношения этологии с другими науками. Развитие исследований поведения животных в России. Этология человека Сам. работа 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Этологическая теория поведения
2.1. Этологическая теория поведения Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2
2.2. Современное состояние теории поведения Лоренца Практические 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Врожденные формы поведения
3.1. Характеристики врожденных форм поведения Сам. работа 8 8 ПК-7 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Научение
4.1. Научение и его виды Лекции 8 2 ПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.2. Ассоциативное научение:тренинг. Практические 8 2 ПК-7 Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Элементарная рассудочная деятельность
5.1. Когнитивные процессы. Рассудочная деятельность Лекции 8 2 ПК-7 Л1.5, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л2.3
5.2. Методы изучения рассудочной деятельности животных Практические 8 4 ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.3. Анализ видеоматериалов: обобщающие занятия по формам поведения. Сам. работа 8 6 ПК-7 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Онтогенез поведения
6.1. Онтогенез поведения Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
6.2. Пренатальный и ранний постнатальный онтогенез поведения Практические 8 2 ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4
6.3. Ювенильный период. Игра у животных. Сам. работа 8 2 ПК-7 Л1.3, Л2.4
Раздел 7. Конфликтное поведение
7.1. Конфликт. Агрессия. Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
7.2. Ритуализация и ее роль в эволюции поведения. Агрессия. Практические 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
7.3. Физиологические основы конфликта.Теории агрессии. Сам. работа 8 7 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.4
Раздел 8. Эволюция поведения
8.1. Эволюция поведения. Социобиология и ее основные концепции. Практические 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
Раздел 9. Социальное поведение
9.1. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. Лекции 8 4 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
9.2. Факторы организации сообществ Практические 8 4 ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.4
9.3. Коммуникация у животных. Язык животных и человека: ключевые свойства языка по Хоккету. Сам. работа 8 10 ПК-7 Л2.1, Л1.5
Раздел 10. Репродуктивное поведение
10.1. Структура полового поведения. Социобиологический подход к изучению полового поведения. Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3
10.2. Особенности полового поведения приматов. Биологические аспекты полового поведения человека Практические 8 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.4
10.3. Социобиология родительского поведения Сам. работа 8 4 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-7: способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.

Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Какая наука рассматривает поведение как совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленной на установление жизненно важных связей со средой?
а) психология
б) этология*
в) физиология высшей нервной деятельности
г) генетика поведения

2. Кто является автором этологической теории поведения?
а) К. Лоренц*
б) Н. Тинберген
в) В. Келер
г) К. Фриш

3. Какой из перечисленных вопросов не соответствует «4-м вопросам Тинбергена»?
а) Какие факторы регулируют проявление поведения?
б) каковы пути формирования поведения в онтогенезе?
в) каковы пути становления поведения в филогенезе?
г) каковы правила соответствия реакции стимулу?*

4. Обучение по принципу условных рефлексов (“стимул-реакция”) требует от животного:
а) понимания ситуации в целом
б) установления причинной связи между собственными действиями и изменениями среды
в) установления ассоциативной связи между условным и безусловным раздражителями*
г) способности к экстраполированию

5. У каких групп позвоночных моногамия является преобладающей формой брачных отношений?
а) у костных рыб
б) у амфибий
в) у птиц*
г) у млекопитающих
Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 б
2 а
3 г
4 в
5 в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Верно ли, что положительное подкрепление – это то вознаграждение, которое животное получает в конце сеанса обучения?
Да
Нет*
2. Какой режим подкрепления является оптимальным для предотвращения угашения поведения?
Режим случайного подкрепления (вариативный)
3. Верно ли утверждение, что незрелорожденные детеныши характерны для животных с более высоким уровнем организации и более развитой психической деятельностью?
Да
Нет*
4. Считается, что при импринтинге происходит фиксация условных стимулов безусловных реакций. Так ли это?
Да*
Нет
5. Какая из потребностей новорожденных млекопитающих является приоритетной при формировании привязанности к матери?
(потребность в тесном телесном контакте с матерью)
6. Верно ли, что после нескольких сочетаний контакта с «жестокой» матерью (оказывающей болевые и другие неприятные воздействия), детеныши начинают избегать контакта с ней?
Да
Нет*
7. Верно ли утверждение, что и для самца, и для самки возможно проявление типичных реакций обоих полов, но в норме поведение противоположного пола заторможено?
Да*
Нет
8. Верно ли, что наиболее агрессивные особи всегда являются наиболее успешными защитниками территории, что обеспечивает им репродуктивный успех?
Да
Нет*
9. Как называется сложный комплекс действий во время конфликта между особями одного вида, включающий взаимные угрозы, нападение на соперника, бегство от него, преследование и демонстрацию подчинения?
( агонистическое поведение)
10. В 1950-х гг. в США в ранг практической доктрины педагогики была возведена идея о том, что снизить уровень агрессии в обществе можно путем воспитания детей посредством по возможности исполнения всех их желаний и отсутствия запретов. Какие теории могли послужить основой таких взглядов?
(теории фрустрации-агрессии)
11. Какое свойство агрессии проявляется в ситуации, когда дикие куры, выращенные в изоляции, через несколько месяцев начинают, подолгу кружась, драться с собственными хвостами? (спонтанность)
12. К. Лоренц считал, что главной проблемой человечества является не высокий уровень агрессии, а несоответствие механизмов торможения агрессии уровню вооружения современного человечества. Так ли это?
Да*
Нет
13. Какому принципу соответствует следующее утверждение: другая самка не может заменить данную в процессе воспроизводства нового поколения, но любой самец может быть замещен другим в роли отца?
(принцип незаменимости самки или принцип Бэйтмена)
14. Какое из преимуществ жизни в количественно ограниченных замкнутых группировках является решающим для возникновения социальности?
(ограничение панмиксии или неограниченного скрещивания)
15. Какие универсальные механизмы регулируют жизнь социальных групп животных?
(территориальность, индивидуальное пространство, доминирование и иерархия)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Определение понятий “поведение”, “психика”, “психическая деятельность”. Основные аспекты поведения и науки, их изучающие.
2. Предыстория этологии (конец ХIХ – начало ХХ вв.) Особенности зоологического, физиологического, психологического подходов к изучению поведения животных.
3. Антропоморфизм и объективизм в зоопсихологии. Бихевиоризм и его взаимоотношения с этологией. Гештальтпсихология.
4. Методологические установки и основные методы зоопсихологии.
5. Становление классической этологии, ее предшественники и основоположники. Вклад предшественников в теоретические разработки этологии.
6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия между классическими зоопсихологией и этологией.
7. Период специализации в этологии. Взаимоотношения этологии с другими науками. Этология в России.
8. Основные принципы и важнейшие проблемы этологии (4 вопроса Тинбергена). Представления Лоренца об основных категориях поведения.
9. Структура инстинктивного акта. Варианты отклонений от типичной схемы. Психический компонент инстинктивного поведения.
10. Фиксированный комплекс действий – центральное понятие этологии. Его свойства. Спонтанность как важный компонент концепции Лоренца.
11. Понятие о врожденном разрешающем механизме. Знаковые стимулы, их виды.
12. Импринтинг как один из основных компонентов теории поведения. Гипотеза Лоренца о внутренних механизмах инстинктивных действий. Понятие о специфической энергии действия.
13. Гидравлическая модель поведения, ее значение. Отличие инстинктивного поведения от рефлекторного акта.
14. Иерархическая теория инстинкта Тинбергена и ее роль в объяснении конфликтного поведения.
15. Современное состояние этологической теории поведения.
16. Различные подходы к классификации поведения. Классификация категорий поведения по Крушинскому. Классификация врожденных форм поведения: классификация по степени сложности. Феноменологическая классификация врожденных форм поведения по Д. Дьюсбери.
17. Приобретенное поведение или научение. Феноменологическая классификация основных форм научения.
18. Простые неассоциативные формы научения: привыкание (и его свойства) и сенситизация (ее типы).
19. Ассоциативное научение: классический и инструментальный условные рефлексы. Их различия. Законы научения Торндайка. Связь классического и инструментального условных рефлексов.
20. Формирование поведения. Оперантное обучение и теория положительного подкрепления как важнейшее достижение бихевиоризма. Возможности ее практического применения.
21. Дрессировка и ее отличия от оперантного обучения.
22. Общие свойства ассоциативного научения. Аверсивное научение.
23. Дифференцировочное обучение как пример перехода от ассоциативных механизмов к когнитивным, его разновидности.
24. Высшие формы научения (латентное и инсайт) как предмет когнитивной этологии. Понятие о когнитивных процессах.
25. Формирование представлений у животных. Основные виды образных представлений.
26. Определение понятия «мышление» у животных. Структура процесса мышления у животных.
27. Современные представления о развитии способностей к мышлению у разных групп животных, в том числе у антропоидов. Роль этологии в изучении мышления животных.
28. Развитие поведения в онтогенезе: сравнительный обзор двигательной активности эмбрионов. Эмбриональное созревание и эмбриональная тренировка. Принцип Когхилла. Влияние родителей на пренатальное поведение детенышей.
29. Развитие поведения в раннем постнатальном онтогенезе. Зрело- и незрелорожденные детеныши. Инстинктивные движения, врожденное узнавание.
30. Влияние ранних реакций на развитие адультного поведения (на примере реакции милхтритта в опытах Я. Бадридзе).
31. Ранний опыт. Импринтинг как особая форма научения. Виды импринтинга и его роль в формировании взрослого поведения. Влияние родителей на постнатальное поведение детенышей.
32. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных. Норма реакции. Роль депривационного эксперимента. Примеры развития поведения у птиц.
33. Соотношение врожденного и приобретенного в формировании реакций млекопитающих на примере пищедобывательного поведения кошачьих (работы Лейхаузена) Концепция родового поведения Хааса.
34. Игра у животных. Концепции игры. Особенности игровых движений. Виды игр.
35. Функции игры. Роль игры в развитии социального поведения. Манипуляционные игры высшего типа.
36. Конфликт. Условия возникновения конфликтов и их типы. Варианты поведения в конфликтных ситуациях.
37. Территориальные конфликты. Агонистическое поведение. Демонстрации угрозы и умиротворения.
38. Ухаживание как конфликтная ситуация. Ритуализация как эволюционный процесс, ее функции. Особенности ритуализированных движений. Естественные и культурные ритуалы.
39. Особенности этологического подхода к изучению агрессивного поведения. Доказательства врожденной природы агрессии. Биологическая роль агрессии.
40. Виды агрессии. Внешние и внутренние факторы агрессии. Агрессия у человека.
41. Половое поведение, его особенности и фазы. Эволюционный конфликт полов (теория Геодакяна) и его влияние на стратегии размножения.
42. Социобиологические концепции полового поведения. Стратегии самцов и самок.
43. Системы брачных отношений. Формы моногамии. Проблема «измены» в моногамных браках.
44. Социобиология как одно из направлений современной науки о поведении животных, ее отношения с этологией. Основные концепции социобиологии. Социобиологический анализ альтруизма и кооперации у животных.
45. Социобиологический подход к изучению родительского поведения. Проблема инфантицида и сиблицида. Основные паттерны материнского поведения. Типология материнско-детских отношений.
46. Преимущества и недостатки жизни в группе. Основная причина разделения популяций на группы. Социальные образования у животных. Типология сообществ по Лоренцу.
47. Происхождение социальности у общественных насекомых (гипотезы Гамильтона, Митченера, Александера). Признаки эусоциальности.
48. Классификация сообществ позвоночных по степени социальности (по Вильсону). Явление изоморфизма социальных структур. Пример эусоциальности у млекопитающих.
49. Территориальность и индивидуальное пространство как факторы организации сообществ. Связь территориальности и доминирования.
50. Доминирование и иерархия как факторы организации сообществ. Виды иерархии.
51. Лабильность иерархической структуры в индивидуализированных сообществах у позвоночных. Факторы, влияющие на структуру сообществ.
52. Иерархия ролей и «разделение труда» в социальных группировках позвоночных. Влияние уровня развития рассудочной деятельности на специфику общественных отношений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861
Л1.2 И. В. Кудряшова Основы этологии (Ч. 1): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD
Л1.4 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B
Л1.5 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зорина З. А. Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие М.: МГУ: Высшая школа, 2002 58
Л2.2 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7
Л2.3 Зорина З. А., Полетаева И.И. Зоопсихология: элементарное мышление животных: учебное пособие Аспект-Пресс, 2002
Л2.4 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Сайт по этологии и смежным дисциплинам www.ethology.ru
Э5 Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке elementy.ru
Э6 Курс в Moodle "Этология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru);
Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке (http://elementy.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины Этология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Этология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Этология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков изучения поведения животных. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по теме, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях, заслушивание докладов и дискуссия по их материалам. По отдельным темам практикуется проведение ролевой игры (тренинга), анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы, подготовить доклад и и средства его визуализации в виде презентации или проведения экспериментов.
В случае отсутствия на практическом занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, выполнив соответствующее задание и подойдя к преподавателю на собеседование по контрольным вопросам пропущенной темы. Выполнение всех заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фиксации результатов тестирования и выполнения практических заданий с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461) в качестве подготовки к теме предстоящего практического занятия Его результаты фиксируются в начале занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента.
Практические задания в зависимости от темы занятия варьируют по форме (разбор ситуаций, анализ видеоматериалов, участие в тренинге, выступление с докладами, выполнение экспериментов.) Результаты оцениваются по бинарной шкале или 4-балльной шкале.

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
К экзамену по этологии студенты допускаются при следующих условиях:
• выполненные тесты не менее чем на 50%;
• посещение всех практических занятий, отработка пропущенных;
• выполненные практические задания (публичное выступление с докладом или презентацией, отчеты по ролевой игре, кейс-задаче).
Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два вопроса и ситуационная задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать данные по поведению животных, обобщать материал, узнавать и распознавать форму поведения. На подготовку отводится 30–40 мин.