МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эндокринология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Эндокринология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование представлений о молекулярных механизмах гормональной регуляции метаболических процессов и роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные методы, оборудование и аппаратуру, используемые для определения гормонов;
- современные методы, оборудование и аппаратуру, используемые для определения гормонов и оценки функциональной активности эндокринных желез.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать лабораторное оборудование для определения гормонов;
- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения лабораторных и научно-исследовательских работ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы в биохимической лаборатории;
- навыками выполнения лабораторных и научно-исследовательских работ по эндокринологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в эндокринологию
1.1. Эндокринология, как наука. Предмет и методы эндокринологии. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. История развития эндокринологии. Методы изучения желез внутренней секреции. Методы определения гормонов в биологических жидкостях. Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Общие представления о гормонах и гормональной регуляции обменных процессов
2.1. Основные свойства и классификации гормонов Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Качественные реакции на гормоны белковой природы Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Синтез, секреция, транспорт, периферический метаболизм и экскреция гормонов Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Современные представления о молекулярных механизмах действия гормонов Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Метаболизм и механизм действия гормонов Лабораторные 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Свойства, классификация, метаболизм и механизм действия гормонов. Гормональная регуляция обмена белков, жиров и углеводов Сам. работа 5 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Структурно-функциональная организация эндокринной системы
3.1. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции функций организма Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Эндокринная функция щитовидной, паращитовидных желез, тимуса и эпифиза. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Обнаружение йода в гидролизате щитовидной железы Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Эндокринная функция поджелудочной железы и надпочечников. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Качественные реакции на адреналин Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Половые железы. Эндокринная функция плаценты Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.7. Качественные рекции на стероидные гормоны их метаболиты. Лабораторные 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.8. Эндокринная функция печени, почек и сердца. Гормоны энтериновой системы. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.9. Эндокринная функция желез внутренней секреции Лабораторные 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.10. Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Регуляция деятельности желез внутренней секреции и их физиологической активности. Сам. работа 5 11 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Гормональная координация основных процессов жизнедеятельности
4.1. Гормональное управление процессами размножения, роста и развития. Гормоны и адаптация. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Роль соматотропного гормона, «соматомединов» и других гормонов в регуляции процессов роста. Гормональная регуляция процессов размножения. Гормоны и стресс. Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Экзамен 5 27 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите железу смешанной секреции:
а) надпочечник
б) щитовидная железа
в) поджелудочная железа
г) гипофиз
ОТВЕТ: в
2. Гормоны, стимулирующие деятельность организма в состоянии физического и психического напряжения, синтезируются клетками:
а) надпочечников
б) щитовидной железы
в) поджелудочной железы
г) паращитовидных желез
ОТВЕТ: а
3. Укажите гормон, вырабатываемый поджелудочной железой
а) гормон роста
б) инсулин
в) адреналин
г) тироксин
ОТВЕТ: б
4. Клетки клубочковой зоны ответственны за образование:
а) эстрадиола
б) альдостерона
в) тироксина
г) глюкагона
ОТВЕТ: б
5. Андрогены образуются в:
а) гипофизе
б) вилочковой железе
в) надпочечниках
г) щитовидной железе
ОТВЕТ: в
6. Укажите гормон, вырабатываемый гипофизом
а) адреналин
б) инсулин
в) гормон роста
г) тироксин
ОТВЕТ: в
7. Исходным продуктом для образования катехоламинов является:
а) тирозин
б) триптофан
в) аланин
г) глицин
ОТВЕТ: а
8. Болезнь Аддисона наблюдается при:
а) избытке гормонов гипофиза
б) недостатке гормонов щитовидной железы
в) избыточной функции коры надпочечников
г) снижении функции коры надпочечников.
ОТВЕТ: г
9. Укажите гормон, в состав молекулы которого входит йод
а) тироксин
б) инсулин
в) адреналин
г) гормон роста
ОТВЕТ: а
10. Регуляцию водно-солевого обмена в организме обеспечивает:
а) адреналин
б) альдостерон
в) норадреналин
г) кортизол
ОТВЕТ: б
11. Местом действия вазопрессина являются:
а) почечные канальца
б) молочные железы
в) эпителиальные клетки ЩЖ
г) клетки печени, миокарда, мышц
ОТВЕТ: а
12. Сахарный диабет – заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью:
а) глюкагона
б) инсулина
в) вазопрессина
г) окситоцина
ОТВЕТ: б
13. СТГ стимулирует:
а) обратное всасывание воды в кровь
б) сокращение гладкой мускулатуры матки
в) общий рост тела
г) процесс гликогенолиза
ОТВЕТ: в
14. Нанопептид, стимулирующий сокращение гладкой мускулатуры матки, называется:
а) тироксин
б) окситоцин
в) пролактин
г) вазопрессин
ОТВЕТ: б
15. Половые гормоны – эстрогены и андрогены - относятся к классу:
а) производных аминокислот
б) пептидных гормонов
в) стероидов
г) белковых гормонов
ОТВЕТ: в

Ключ к тестам
№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
1 в 6 в 11 а
2 а 7 а 12 б
3 б 8 г 13 в
4 б 9 а 14 б
5 в 10 б 15 в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Перечислите гормоны, вырабатываемые передней долей гипофиза.
ОТВЕТ: ТТГ – тиреотропный гормон, СТГ – соматотропный гормон, ЛГ – лютеинизирующий гормон, ФСГ – фолликулостимулирующий гормон, АКТГ – адренокортикотропный гормон, ЛТГ – лактотропный гормон (пролактин).

2. Какие зоны выделяют в корковом слое надпочечника?
ОТВЕТ: пучковую; сетчатую; клубочковую

3. Надпочечники состоят из двух самостоятельных частей, имеющих различное эмбриональное происхождение: из ______________ вещества, на долю которого приходится 80% массы железы и из _________________ вещества.
ОТВЕТ: коркового, мозгового.

4. Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является _________________.
ОТВЕТ: холестерин.

5. Дайте определение понятию «гормоны».
ОТВЕТ: Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами, или железами внутренней секреции, и выделяемые ими непосредственно в кровь.

6. Перечислите основные свойства гормонов.
ОТВЕТ: образование специализированными клетками эндокринных желез; специфичность действия; высокая биологическая активность; дистантность действия.

7. Как называют действие биологически активного вещества на значительном удалении от места образования.
ОТВЕТ: гормональное, или эндокринное.

8. Какие группы выделяют в соответствии с биохимической классификацией гормонов?
ОТВЕТ: 1 – гормоны, регулирующие обмен белков, углеводов, липидов; 2 – гормоны, регулирующие водно-солевой обмен в организме; 3 – гормоны, регулирующие обмен ионов кальция и фосфатов в организме; 4 – гормоны, регулирующие репродуктивную функцию в организме; 5 – гормоны, регулирующие функции эндокринных желез.

9. Сколько и какие группы выделяют в функциональной классификации гормонов?
ОТВЕТ: 3, три: рилизинг-гормоны; тропные гормоны; эффекторные гормоны.

10. Гормон, оказывающий гипогликемическое действие – _____________________.
ОТВЕТ: инсулин.

11. Согласны ли вы с утверждением. В гипофизе синтезируются: тиреотропин-рилизинг-гормон (ТРГ), кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ), гонадотропин-рилизнг-гормон (ГнРГ), соматотропин-рилизинг-гормон (СТРГ), пролактинстимулирующий гормон (ПрСГ), соматотатин, допамин.
Да
Нет
ОТВЕТ: нет

12. Перечислите физико-химические формы, в которых гормоны циркулируют в крови.
ОТВЕТ: в свободном виде (в виде водного раствора); в комплексе со специфическими белками плазмы; в виде комплексов с неспецифическими плазменными белками; в виде неспецифических комплексов с форменными элементами.

13. Назовите группы гормонов, у которых внутриклеточный тип рецепции
ОТВЕТ: стероидные и тиреоидные гормоны.

14. Аденилатциклазный путь передачи гормонального сигнала задействует …… компонентов.
ОТВЕТ: 5, пять.

15. Перечислите компоненты, осуществляющие аденилатциклазный путь передачи гормонального сигнала.
ОТВЕТ: 1 – рецептор гормона; 2 – фермент аденилатциклаза; 3 – регуляторный белок; 4 – цАМФ-зависимые протеинкиназы; 5 – фосфодиэстераза.

16. Верно ли утверждение. Гипоталамус – высший нейроэндокринный орган, в котором происходит интеграция вегетативной нервной и эндокринной систем.
Да
Нет
ОТВЕТ: да

17.___________ регуляция – это регуляция процессов жизнедеятельности с помощью веществ, поступающих во внутреннюю среду организма (кровь, лимфу, спинномозговую жидкость и др.).
ОТВЕТ: Гуморальная

18. Дайте определение понятию «железы внутренней секреции».
ОТВЕТ: Железы внутренней секреции – органы или группы клеток (специализированные популяции секреторных клеток) главная функция которых заключается в выработке специфических физиологически активных веществ (гормонов и их ближайших биосинтетических предшественников), осуществляющих или участвующих в гуморальной регуляции функций организма

19. Перечислите методы изучения желез внутренней секреции (не менее 3-х).
ОТВЕТ: экстирпация; трансплантация; введение экстрактов эндокринных желез и препаратов гормонов; содержание гормонов в крови и моче.

20. Верно ли утверждение. Гиперфункция – это состояние, при котором до эффекторных клеток доходит меньшее количество гормонов или гормоны имеют дефекты (нарушение биосинтеза), либо гормоны оказывают на эти клетки ослабленное действие (дефект рецепторов).
Да
Нет
ОТВЕТ: нет.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Эндокринология. Предмет и задачи.
2. Регуляция деятельности желез внутренне секреции и их функциональной активности.
3. Методы изучения желез внутренней секреции.
4. Основные свойства и классификации гормонов.
5. Характеристика стероидных гормонов.
6. Характеристика белково-пептидных гормонов.
7. Характеристика гормонов производных аминокислот
8. Биосинтез стероидных гормонов
9. Биосинтез белково-пептидных гормонов и гормонов производных аминокислот
10. Секреция гормонов.
11. Транспорт гормонов
12. Механизм действия гормонов с внутриклеточным типом рецепции
13. Механизм действия гормонов с мембранным типом рецепции.
14. Характеристика клеточных рецепторов и снижения чувствительности к гормону
15. Периферический метаболизм и экскреция гормонов
17. Эндокринная функция гипоталамо-гипофизарной системы
18. Эндокринная функция эпифиза
19. Эндокринная функция щитовидной железы
20. Эндокринная функция околощитовидных желез
21. Эндокринная функция поджелудочной железы
22. Эндокринная функция надпочечников
23. Эндокринная функция половых желез
24. Гормоны энтериновой системы.
25. Эндокринная функция печени, почек и сердца.
26. Реакции обнаружения гормонов разных классов.
27. Методы определения гормонов в биологических жидкостях.
28. Методы оценки функциональной активности желез внутренней секреции.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вебер В.Р., Копина М.Н. Эндокринология: учебник для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.download-book.ru
Э2 http://www.lib.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Эндокринология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office: Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса "Эндокринология" предусмотрены следующие формы работы: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Эндокринология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал и т.д.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме устного опроса, решения ситуационных задач. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.