МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ихтиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Журавлев В.Б.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Ихтиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2011-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.В.Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой А.В.Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: сформировать у обучающихся представление о концепции развития рыбного хозяйства на внутренних континентальных водоемах России на долгосрочную перспективу и определить возможности ее реализации на примере гидросистем Алтайского края.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
- рассмотреть общие закономерности формирования популяционной структуры и динамики промысловых стад рыб;
- привести данные по биологии рыб водоемов Алтайского края с учетом систематической принадлежности, морфологических, экологических и фаунистических различий, а также методов оценки численности и определения оптимальных допустимых уловов (ОДУ);
- определить основные особенности и приоритеты развития промышленного рыбоводства и аквакультуры по сравнению с естественным рыболовством.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы составления научно-технических отчетов, обзоров и аналитических карт;
приемы составления научно-технических отчетов,обзоров,аналитических карт и пояснительных записок;
приемы составления научно-технических отчетов,обзоров,аналитических карт и пояснительных записок со способностью применять их на практике.

3.2.Уметь:
3.2.1.излагать и критически анализировать получаемую научную информацию;
представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
излагать и критически анализировать получаемую научную информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками статистического анализа при подготовке научно-технических отчетов, обзоров и аналитических карт;
аппаратом математической статистики при представлении результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
полным аппаратом математической статистики в применении практических вопросов биологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи ихтиологии, ее место в системе биологических наук. Краткий обзор развития ихтиологии. Современное использование биологических ресурсов гидросферы. Понятие вида в ихтиологии. Лекции 8 2 ПК-2
1.2. Процесс видообразования. Современная система круглоротых и рыб (по Линдбергу-Рассу) и ее модификации Сам. работа 8 4 ПК-2
Раздел 2. Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края
2.1. Видовой состав ихтиофауны водоемов Алтайского края; список таксонов, нуждающихся в охране. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
2.2. Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края Лабораторные 8 6 ПК-2 Л2.2
2.3. Морфофизиологические и экологические особенности основных представителей отрядов: Acipenseriformes, Esociformes, Cypriniformes, Perciformes. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.1
Раздел 3. Влияние на рыб абиотических и биотических факторов
3.1. Адаптации рыб к жизни в водной среде. Физико-химические свойства воды: плотность, вязкость, теплоемкость, тепло- и электропроводность. Влияние на рыб температуры, растворимых в воде газов, солености, освещенности, звуковых волн и электрического поля. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
3.2. Влияние на рыб абиотических и биотических факторов Лабораторные 8 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2
3.3. Биотические связи и экологические группы рыб. Внутривидовые отношения: стадо, элементарная популяция, стая, скопление, колония, внутривидовой паразитизм, внутривидовая конкуренция. Межвидовые отношения: пищевая конкуренция, связь «хищник-жертва», комменсализм, мутуализм, симбиоз, межвидовой паразитизм. Взаимосвязи рыб с другими систематическими группами (дробянки, простейшие, грибы, растения, животные). Экологическая классификация рыб: пресноводные, проходные, солоноватоводные, морские. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.1
Раздел 4. Рости возраст рыб
4.1. Определение роста. Особенности роста рыб по сравнению с теплокровными животными. Продуцирующий и поддерживающий рост. Влияние на процессы роста экологических факторов и промысла. Темп роста рыб и его основные показатели. Математические модели описания роста: параболическая, экспоненциальная, логистическая, уравнение Берталанфи. Лекции 8 2 ПК-2
4.2. Определение роста рыб Лабораторные 8 6 ПК-2
4.3. Темп роста рыб и его основные показатели. Математические модели описания роста: параболическая, эк Методы определения возрастного состава рыб. Метод К. Петерсена. Методы определения возраста по регистрирующим структурам: чешуе, костям, отолитам. Методы обратного вычисления темпа роста. Метод Э. Леа. «Феномен Розы Ли». Метод К. Шериф. Логарифмические шкалы Г.И. Монастырского. Сам. работа 8 9 ПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Питание и размножение рыб
5.1. Характеристика питания. Избирательная способность в питании (элективность). Возрастные, локальные и сезонные изменения в питании рыб. Суточный ритм и интенсивность питания. Лекции 8 2 ПК-2
5.2. Питание и размножение рыб Лабораторные 8 6 ПК-2
5.3. Суточный и годовой рационы. Кормовой коэффициент. Пищевые цепи. Пищевая конкуренция и обеспеченность пищей. Показатели жирности и упитанности рыб. Сам. работа 8 10 ПК-2
Раздел 6. Жизненный цикл и миграции рыб
6.1. Общая характеристика онтогенеза. Периоды индивидуального развития: эмбриональный, личиночный, мальковый, ювенильный, взрослого организма, старческий. Теория этапного развития рыб В.В. Васнецова. Общая характеристика миграций. Кормовые, зимовальные и нерестовые миграции. Миграционные циклы. Методы изучения миграций. Лекции 8 4 ПК-2
Раздел 7. Биологическая продуктивность водоемов
7.1. Определение биологической продуктивности. Общая и промысловая биопродукция. Факторы, влияющие на биопродукционные свойства водоема. Понятие о сырьевой базе рыбной промышленности. Особенности ее функционирования по сравнению с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства. Рациональное использование рыбных ресурсов. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
Раздел 8. Динамика численности рыб и методы оценки их запасов
8.1. Факторы, определяющие тип динамики стада рыб: урожайность молоди, скорость роста, возрастной состав популяции, смертность. Типы структур нерестовых стад по Г.Г. Монастырскому. Основные группы методов оценки рыбных запасов, их преимущества и недостатки. Методы прямого учета: учета запаса по фонду отложенной икры, метод площадей, гидроакустический, мечения рыб. Биостатистические методы. Модели динамики рыбных популяций. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. При изучении отчёта по ихтиологическому исследованию водоёма Вы обнаружили ошибку в названии типа хвостового плавника. Какого типа хвостового плавника не существует?
а) гомоцеркальный
б) протоцеркальный
в) моноцеркальный
г) гетероцеркальный
Ответ: в
2. Для написания аналитического отчёта по ихтиологии Вам нужно проиллюстрировать Ваши заключения. Какой из видов рта будет нижним?

а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
Ответ: г
3. Анализируя литературные данные по хрящевым ганоидам Вы определили, что только для них характерно
а) наличие жучек
б) наличие покровных костей
в) моноцикличность
г) гермафродитизм
Ответ: а
4. Анализ данных многолетних наблюдений за влиянием загрязняющих факторов среды на рыб вывил, что наиболее существенным является
а) сточные воды
б) тяжёлые металлы
в) пестициды
г) нефть
Ответ: г
5. В пояснительной записке указывается, что у рыб хорошо развит слух, особенно у тех, у кого есть
а) газовая железа
б) веберов аппарат
в) евстахиева труба
г) стремечко
Ответ: б
6. Для составления научного отчета по ихтиологии необходимо учитывать возраст пойманных рыб, который определяется по
а) годичным кольцам на чешуе
б) по степени окостенения позвоночника
в) по числу жаберных тычинок
г) по размеру рыб
Ответ: а
7. Критический анализ ростовых процессов у атлантического лосося (сёмги) показал, что его рост резко ускоряется
а) при начале питания насекомыми и их личинками
б) от рождения до 1 года
в) при переходе на питание рыбой в море
г) при движении на нерест
Ответ: в
8. В пояснительной записке к отчёту по исследованию размножения костных рыб Вы обнаружили нетипичный для других групп позвоночных факт
а) для них вообще не характерен партеногенез
б) созревание рыб зависит от длины тела
в) они легко переходят с раздельнополости к партеногенезу
г) есть виды, у которых взрослые особи не способны к размножению
Ответ: б
9.При обзоре данных по продолжительности жизни рыб было обнаружено, что дольше всех их изучаемых прожила
а) шука
б) белуга
в) карась
г) сазан
Ответ: б
10. Из аналитического обзора стало ясно, что при питании различных видов рыб одними и теми же пищевыми организмами возникает пищевая конкуренция. Для его анализа был введен индекс
а) пищевого сходства
б) пищевых различий
в) Жаккара
г) Съеренсена
Ответ: а

Задания с открытым ответом

1. Среди изученных Вами в ходе полевых исследований по ихтиологии рыб были рыбы с платибазальным черепом. Что характерно для такого строения черепа?
(широкое основание мозгового черепа, мозг располагается между глазницами)
2. Входит ли понятие «нерестовые отметки» в число обязательных при проведении изучения возраста рыб?
Да
Нет
3. При составлении аналитического отчёта по ихтиологии Вам поручили написать об органах дыхания костных рыб. Какие из них Вы должны включить в отчет?
(жабры, плавательный пузырь, кишечник, кожа, лабиринтовые органы, наджаберные органы, кожу)
4. Проанализируйте текст и найдите три научные ошибки. «Хрящевые ганоиды имеют тело покрытое пятью рядами костных пластинок. Хвост гомоцеркальный. В кишечнике есть спиральный клапан. Есть тела позвонков. Плавательный пузырь не соединяется с кишечником. К ним относятся: белуги, осетры, допатоносы».
(Хвост гетероцеркальный. Нет тел позвонков. Плавательный пузырь соединяется с кишечником)
5. Проведите научный анализ поддержания осмотического давления в организме пресноводных рыб.
(Осмотическое давление в тканях и органах у таких рыбы выше, чем в окружающей воде и поэтому им грозит обводнение. Для его предупреждения у них хорошо развит фильтрационный аппарат почек и выделяется большой объём мочи. Соли активно реабсорбируются в почечных канальцах)
6. Для составления научного отчёта по изучению видового разнообразия рыб был представлен рисунок. По каким внешним признакам можно определить отрядовую принадлежность данной рыбы?

(это представитель отряда Лососеобразные, т.к. есть жировой плавник (позади спинного, без костных лучей; брюшные плавники сдвинуты к спинному)
7. В современных научных исследования по ихтиология применяется систематика рыбообразных и рыб по………..
(Линдбергу и Рассу)
8. При написании отчета по полевым исследованиям пресноводных рыб необходимо давать характеристику водоёма, указывать места отлова рыб, приводить данные морфометрии и определения возраста рыб.
Да
Нет
9. В пояснительной записке к статье по особенностям морфологии представителей рода Наваги, автор указал, что поперечные отростки позвонков ……. имеют вздутия.
(парапофизы)
10. Анализ литературы показал, что для рыб характерны анадромные и катадромные нерестовые миграции. По каким признакам они разделяются на такие виды?
(Анадромные рыб идут на нерест из морей в реки, а при катадромных – из рек в моря)
11. Во время летней экспедиции был получен следующий материал по размножению рыб. Сделайте анализ материала и предположите почему настолько различается количество икринок у рыб и их размер?



(выживаемость икринок различная и при большом количестве икринок больше вероятность её выклева; при вымётывании относительно небольшого количества икринок самки создают в них больший запас питательных веществ)
12. В своём аналитическом отчёте по изучению питания рыб Вы указали, что упитанность – это процентное содержание жира в теле. Правильно ли Ваше определение?
Да
Нет
13. Согласно данным Радакова можно выделить несколько типов структуры стай рыб. Назовите типы стай, изображённые на рисунке.

(1- ходовая, 2 и 2а – оборонительная, 3- кругового обзора, 4 – при питании рыб-планктофагов, 5 – при питании пелагических хищников)
14. Во время лабораторной работы Вам предоставили электрического ската. Сделайте описание его электрических органов.
(Они очень крупные, до 25% массы тела, состоят из шестигранных призм, в которых располагаются электрические пластинки, имеющих вид дисков, заполненных студенистым веществом. Каждая такая призма – электрическая батарея.)
15. Проанализировав питание щуки в разные возрастные периоды и в разных экологических условиях Вы пришли к выводу, что для них характерен каннибализм. Верно ли это суждение?
Да
Нет
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет и задачи ихтиологии, ее место среди других наук. Основные этапы развития.
2. Система рыбообразных и рыб по Линдбергу и Рассу до надотрядов включительно.
3. Влияние на рыб абиотических факторов.
4. Влияние на рыб биотических факторов.
5. Возраст и рост рыб. Методы их определения.
6. Питание и пищевые отношения у рыб.
7. Размножение рыб. Показатели плодовитости и методы ее оценки.
8. Динамика численности рыб и факторы ее определяющие.
9. Методы оценки запасов рыб.
10. Прудовое рыбоводство. Биотехнология выращивания товарного карпа.
11. Систематика, морфология и экология рыб семейства Осетровые.
12. Систематика, морфология и экология рыб семейства Лососевые.
13. Систематика, морфология и экология рыб семейства Сиговые.
14. Систематика, морфология и экология рыб семейств Хариусовые и Корюшковые.
15. Систематика, морфология и экология рыб семейства Щуковые.
16. Систематика, морфология и экология рыб семейства Карповые.
17. Систематика, морфология и экология рыб семейств Чукучановые и Вьюновые.
18. Систематика, морфология и экология рыб семейства Окуневые.
19. Систематика, морфология и экология рыб семейств Колюшковые, и Налимовые.
20. Систематика, морфология и экология рыб семейства Эллотриксовые и Подкаменщиковые.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Б. Журавлев Рыбы бассейна Верхней Оби : АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 elibrary.asu.ru
Л2.2 В. Б. Журавлев, С. Л. Ломакин, С. Н. Сатюков ; под ред. В. Б. Журавлева Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] : АлтГУ.- Барнаул : [Алтай], 2010.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека www.zoomet.ru.
Э2 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса соответствующие содержанию формируемых компетенций. К экзамену допускаются студенты выполнившие все практические (лабораторные) и письменные задания. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально __100__баллов
Тестирование проводится с помощью бланков индивидуальных тестов. На тестирование отводится __30__ минут. Каждый вариант тестовых заданий включает__10__ вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается_1_баллов. Перевод баллов в оценку: 9-10 баллов-отлично,7-8 баллов-хорошо.5-6 баллов- удовлетворительно, меньше 5 баллов -неудовлетворительно