Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра. А.В.
1.1. | ознакомить студентов с химической природой гормонов, их источниками в организме; сформировать представление об особенностях эндокринной регуляции функций человека; изучить современные методы оценки индокринной регуляции физиолгических функций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.5 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о методах изучения влияния гормонсодержащих структур на функции здоровья человека в период до XX века; о методах морфологических исследований железистой ткани; о методах флюоресцирующих антител с применением флюоресцентной микроскопии, радиографии в эндокринологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснить принципы методов флюоресцирующих антител с применением флюоресцентной микроскопии, радиографии; привести примеры использования методов экстирпации и трансплантации в эндокринологии; привести примеры использования методов введения экстрактов эндокринных желез и экспериментов с перекрестным кровообращением. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о способах оценки содержания гормонов в крови, моче, слюне; техникой изучения морфологии эндокринных желез с помощью светового микроскопа; знаниями о морфологических признаках тканей эндокринных желез в норме и патологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | ||||||
1.1. | Определение гормона. Краткая история изучения гормонов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
1.2. | Химическая природа гормонов. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | |
1.3. | Основные гормоны, их источники и действие.Методы исследования гормонов. Основные свойства гормонов. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 2. ГИПОТАЛАМУС КАК ЦЕНТР ЭНДОКРИННОЙ РЕГУЛЯЦИИ | ||||||
2.1. | Химическая природа гормонов. Биосинтез, секреция, действие на рецепторы, инактивация и экскреция гормонов. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
2.2. | Гормоны и старение. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | |
2.3. | Связь между химической природой и активностью гормонов. Динамика гормонов в средах организма: биологические барьеры. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 3. ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ У МУЖЧИН И У ЖЕНЩИН | ||||||
3.1. | Гормоны как регулируемые и регулирующие параметры. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
3.2. | Типы взаимодействий гормонов с рецепторами. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | |
3.3. | Сравнение нервной и эндокринной регуляции. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 4. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ СИСТЕМЫ ГИПОТАЛАМУС – ГИПОФИЗ – НАДПОЧЕЧНИКИ | ||||||
4.1. | Морфофункциональные основы взаимодействия нервной и эндокринной систем. Нейроэндокринная субстанция. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
4.2. | Гормоны и иммунитет. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | |
4.3. | Анатомическая характеристика- гипоталамо-гипофизарной системы. Регуляция секреции гипофизарных гормонов. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 5. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ СИСТЕМЫ ГИПОТАЛАМУС – ГИПОФИЗ – ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА | ||||||
5.1. | Гомоны нейрогопофиза, межуточной доли. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
5.2. | Гормоны аденогипофиза, эпифиза. | Сам. работа | 8 | 7 | ПК-1 | Л2.1 |
5.3. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Задания закрытого типа 1. Эндокринные железы выделяют секрет: *а) в кровь; б) во внешнюю среду; в) в полости внутренних органов; г) в желудочки головного мозга. 2. Рецепторы к гормонам могут локализоваться: а) в плазматической мембране клеток; б) в цитозоле; в) в ядре; *г) все ответы верны. 3. Тропные гормоны выделяются: а) гипоталамусом; б) нейрогипофизом; *в) аденогипофизом; г) надпочечниками. 4. Секреция какого гормона регулируется с помощью гипоталамо-гипофизарной системы? а) адреналин; б) кальцитонин; *в) тироксин; г) паратиреоидный гормон. 5. Какой гормон выделяется задней долей гипофиза? а) пролактин; б) фолликулостимулирующий гормон (ФСГ); в) лютеинизирующий гормон (ЛГ); *г) окситоцин. 6. Какой эффект оказывает адренокортикотропный гормон (АКТГ)? а) вызывает выброс адреналина; б) вызывает образование инсулина; *в) усиливает выработку кортизола; г) ослабляет выработку кортизола. 7. Признаком усиленной секреции йодсодержащих гормонов щитовидной железы является: а) ожирение; б) акромегалия; *в) гипертермия (повышенная температура тела); г) снижение частоты сердечных сокращений. 8. Клетки мозгового вещества надпочечников выделяют в кровь: а) АКТГ; б) антидиуретический гормон (АДГ); в) альдостерон; *г) адреналин. 9. Какой из перечисленных гормонов повышает концентрацию кальция в крови? а) ТТГ; б) инсулин; *г) паратиреоидный гормон; д) адреналин. 10. Единственный гормон, который снижает уровень глюкозы в крови, это: а) соматотропный гормон (гормон роста); б) глюкагон; *в) инсулин; г) тироксин. Ключ к тестам № ответ 1 А 2 Г 3 В 4 В 5 Г 6 В 7 В 8 Г 9 Г 10 В Задания открытого типа: 1. После удаления надпочечников (адреналэктомии) отсутствие глюкокортикоидов в крови становится причиной … (мышечной слабости и быстрой утомляемости). 2. Какой эффект непосредственно оказывает гонадолиберин? (усиление выработки лютеинезирующего гормона (ЛГ)). 3. Секрецию йодсодержащих гормонов щитовидной железы уменьшает … (дефицит йода). 4. Признаком усиленной секреции соматотропного гормона (СТГ) у взрослых является: (акромегалия). 5. Какой фактор усиливает секрецию гормона роста? … (физические упражнения). 6. Секрецию адреналина регулируют … (симпатические нервы). 7. Что НЕ характерно для действия катехоламинов (адреналина, норадреналина?) … (усиление моторной активности ЖКТ). 8. Какой фактор оказывает прямое стимулирующее влияние на секрецию паратиреоидного гормона? … (снижение уровня кальция в крови). 9. Секреция какого гормона непосредственно зависит от уровня глюкозы в крови? … (глюкагона). 10. Какой гормон выделяется поджелудочной железой? … (инсулин). 11. Пролактин выделяется … (аденогипофизом). 12. Альдостерон секретируется … (надпочечниками). 13. Влияние … вызовет увеличение выброса в кровь альдостерона? (влияние ангиотензина II). 14. Характерными клиническими проявлениями тиреотоксикоза является … (снижение массы тела, стойкая тахикардия). 15. Нарушение функций … сопровождается судорогами нижних, верхних конечностей, преимущественно сгибательных мышц, изменением кальциевого баланса? (паращитовидных желез) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Гормоны и адаптация. 2. Гормоны и иммунитет. 3. Гормоны энтериновой системы. 4. Участие гормонов в ощущении боли и удовольствия. Эндорфины и энкефалины. 5. Гормональная регуляция водно-солевого состояния. 6. Гормональная регуляция овариально-менструального цикла. 7. Онтогенез ключевых гормонов человека. 8. Функциональные нарушения островковой части поджелудочной железы. 9. Функциональные нарушения щитовидной железы. 10. Роль мелатонина в циркадных ритмов и репродуктивной функции человека. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Эндокринная регуляция функций организма человека. Вертикальные гормональные оси управления. 2. Эндокринная система человека (эндокринные органы, диффузная эндокринная система). 3. Гормоны – сигнальные вещества эндокринной системы. 4. Классификация гормонов по химическому строению. 5. Биосинтез гормонов. Секреция. 6. Транспорт кровью гормонов различного химического строения (пептидных, стероидных, тиреоидных) в свободной форме и с транспортными белками. Жизненный цикл гормонов, синтез, метаболизм, время полужизни, транспортные белки. 7. Передача сигналов гормонами: системная – эндокринная, нейроэндокринная; локальная – паракринная, аутокринная, юкстакринная. 8. Молекулярные механизмы действия гормонов. Клетки и органы-мишени. Локализация рецепторов гормонов в клетках-мишенях и их активация. Метаболизм в тканях-мишенях. 9. Принципы гормональной регуляции: вертикальная ось, иерархия, обратные связи. 10. Генетика. Геном. Протеом. Метаболом. 11. Мутации и заболевания человека. 12. Измерение концентрации гормонов в крови. 13. Гипоталамус как центр нейроэндокринной регуляции функций человека. Либерины и статины – гормоны взаимосвязи гипоталамуса и аденогипофиза. 14. Особенности кровообращения гипофиза. Воротная система. Аксовазальные синапсы. 15. Действие нейропептидов гипоталамуса в ЦНС и влияние на поведение 16. Влияние гормонов гипоталамуса на аденогипофиз. 17. Физиологическая роль нейрогипофиза и механизмы нейросекреции вазопрессина и окситоцина. Физиологические мишени, механизм их действия. 18. Окситоцин: место секреции, транспорт гормона, физиологическая роль и механизм действия. Органы-мишени. Регуляция секреции. 19. Аргинин-вазопрессин: специфические рецепторы на клетках-мишенях. Механизм действия. 20. Эндокринная ось: гипоталамус – нейрогипофиз. 21. Эндокринная ось: гипоталамус – аденогипофиз. Роль рилизинг-гормонов для регуляции функций хромаффинных клеток аденогипофиза. 22. Гормон роста: место секреции, регуляция выработки, функции, органы-мишени. Инсулиноподобные факторы роста (соматомедины). 23. Воздействие СТГ на липидный и углеводный обмен. 24. Патологические нарушения секреции СТГ. 25. Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин, кальцитонин), механизм их действия. 26. Биосинтез и секреция Т4 и Т3. 27. Влияние гормонов щитовидной железы на физиологические функции организма. 28. Патология щитовидной железы (гипо- и гипертиреоз). 29. Околощитовидные железы. Паратгормон. 30. Регуляция гомеостаза кальция в организме. 31. Гормоны коркового вещества надпочечников (минералокортикоиды, глюкокортикоиды, половые гормоны). 32. Влияние глюко- и минералокортикоидов на регуляцию физиологических функций организма (глюконеогенез, регуляция минерального и водного обмена в организме). 33. Мозговое вещество надпочечников. Гормоны норадреналин и адреналин. 34. Роль α- и β-рецепторов в реализации физиологического действия катехоламинов. 35. Роль гормонов надпочечников в адаптивных процессах. 36. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон). 37. Регуляция гомеостаза глюкозы в крови. 38. Гормоны половой системы. Строение и функции семенников. Тестостерон. Роль 39. тестостерона в дифференцировке вторичных половых признаков в эмбриогенезе. 40. Строение и функция яичников. Женские половые гормоны. 41. Роль гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы в становлении вторичных половых признаков в постнатальном онтогенезе. 42. Эндокринные механизмы патологии полового развития. 43. Энтериновая система. Гормоны энтериновой системы. Их роль в регуляции функции желудочно-кишечного тракта. 44. Эпифиз. Гормоны эпифиза. 45. Тимус. Гормоны тимуса. 46. Роль вторых посредников в механизмах действия гормонов (ц-АМФ, ц-ГМФ). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Абрамова Н.А., Александров А.А., Андреева Е.Н. / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко | Эндокринология: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Камкин А.Г., Киселева И.С. | Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учебное наглядное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2013 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э4 | Федеральный портал "Моё образование" | online.edu.ru | ||
Э5 | Интуит | intuit.ru | ||
Э6 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э7 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru) 5. BioOne Complete (http://www.bioone.org) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология эндокринной системы». Дисциплина «Физиология эндокринной системы» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология эндокринной системы». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |