МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология эндокринной системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиология эндокринной системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра. А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра. А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с химической природой гормонов, их источниками в организме;
сформировать представление об особенностях эндокринной регуляции функций человека;
изучить современные методы оценки индокринной регуляции физиолгических функций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о методах изучения влияния гормонсодержащих структур на функции здоровья человека в период до XX века;
о методах морфологических исследований железистой ткани;
о методах флюоресцирующих антител с применением флюоресцентной микроскопии, радиографии в эндокринологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснить принципы методов флюоресцирующих антител с применением флюоресцентной микроскопии, радиографии;
привести примеры использования методов экстирпации и трансплантации в эндокринологии;
привести примеры использования методов введения экстрактов эндокринных желез и экспериментов с перекрестным кровообращением.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о способах оценки содержания гормонов в крови, моче, слюне;
техникой изучения морфологии эндокринных желез с помощью светового микроскопа;
знаниями о морфологических признаках тканей эндокринных желез в норме и патологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
1.1. Определение гормона. Краткая история изучения гормонов. Лекции 8 2 ПК-1 Л1.1
1.2. Химическая природа гормонов. Лабораторные 8 6 ПК-1
1.3. Основные гормоны, их источники и действие.Методы исследования гормонов. Основные свойства гормонов. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 2. ГИПОТАЛАМУС КАК ЦЕНТР ЭНДОКРИННОЙ РЕГУЛЯЦИИ
2.1. Химическая природа гормонов. Биосинтез, секреция, действие на рецепторы, инактивация и экскреция гормонов. Лекции 8 4 ПК-1 Л1.1
2.2. Гормоны и старение. Лабораторные 8 6 ПК-1
2.3. Связь между химической природой и активностью гормонов. Динамика гормонов в средах организма: биологические барьеры. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 3. ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ У МУЖЧИН И У ЖЕНЩИН
3.1. Гормоны как регулируемые и регулирующие параметры. Лекции 8 4 ПК-1 Л1.1
3.2. Типы взаимодействий гормонов с рецепторами. Лабораторные 8 6 ПК-1
3.3. Сравнение нервной и эндокринной регуляции. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 4. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ СИСТЕМЫ ГИПОТАЛАМУС – ГИПОФИЗ – НАДПОЧЕЧНИКИ
4.1. Морфофункциональные основы взаимодействия нервной и эндокринной систем. Нейроэндокринная субстанция. Лекции 8 4 ПК-1 Л1.1
4.2. Гормоны и иммунитет. Лабораторные 8 6 ПК-1
4.3. Анатомическая характеристика- гипоталамо-гипофизарной системы. Регуляция секреции гипофизарных гормонов. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 5. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ СИСТЕМЫ ГИПОТАЛАМУС – ГИПОФИЗ – ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА
5.1. Гомоны нейрогопофиза, межуточной доли. Лекции 8 4 ПК-1 Л1.1
5.2. Гормоны аденогипофиза, эпифиза. Сам. работа 8 7 ПК-1 Л2.1
5.3. Экзамен 8 27 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания закрытого типа

1. Эндокринные железы выделяют секрет:
*а) в кровь;
б) во внешнюю среду;
в) в полости внутренних органов;
г) в желудочки головного мозга.

2. Рецепторы к гормонам могут локализоваться:
а) в плазматической мембране клеток;
б) в цитозоле;
в) в ядре;
*г) все ответы верны.

3. Тропные гормоны выделяются:
а) гипоталамусом;
б) нейрогипофизом;
*в) аденогипофизом;
г) надпочечниками.

4. Секреция какого гормона регулируется с помощью гипоталамо-гипофизарной системы?
а) адреналин;
б) кальцитонин;
*в) тироксин;
г) паратиреоидный гормон.

5. Какой гормон выделяется задней долей гипофиза?
а) пролактин;
б) фолликулостимулирующий гормон (ФСГ);
в) лютеинизирующий гормон (ЛГ);
*г) окситоцин.

6. Какой эффект оказывает адренокортикотропный гормон (АКТГ)?
а) вызывает выброс адреналина;
б) вызывает образование инсулина;
*в) усиливает выработку кортизола;
г) ослабляет выработку кортизола.

7. Признаком усиленной секреции йодсодержащих гормонов щитовидной железы является:
а) ожирение;
б) акромегалия;
*в) гипертермия (повышенная температура тела);
г) снижение частоты сердечных сокращений.

8. Клетки мозгового вещества надпочечников выделяют в кровь:
а) АКТГ;
б) антидиуретический гормон (АДГ);
в) альдостерон;
*г) адреналин.

9. Какой из перечисленных гормонов повышает концентрацию кальция в крови?
а) ТТГ;
б) инсулин;
*г) паратиреоидный гормон;
д) адреналин.

10. Единственный гормон, который снижает уровень глюкозы в крови, это:
а) соматотропный гормон (гормон роста);
б) глюкагон;
*в) инсулин;
г) тироксин.

Ключ к тестам

№ ответ
1 А
2 Г
3 В
4 В
5 Г
6 В
7 В
8 Г
9 Г
10 В

Задания открытого типа:
1. После удаления надпочечников (адреналэктомии) отсутствие глюкокортикоидов в крови становится причиной …
(мышечной слабости и быстрой утомляемости).

2. Какой эффект непосредственно оказывает гонадолиберин?
(усиление выработки лютеинезирующего гормона (ЛГ)).

3. Секрецию йодсодержащих гормонов щитовидной железы уменьшает …
(дефицит йода).

4. Признаком усиленной секреции соматотропного гормона (СТГ) у взрослых является:
(акромегалия).

5. Какой фактор усиливает секрецию гормона роста? …
(физические упражнения).

6. Секрецию адреналина регулируют …
(симпатические нервы).

7. Что НЕ характерно для действия катехоламинов (адреналина, норадреналина?) …
(усиление моторной активности ЖКТ).

8. Какой фактор оказывает прямое стимулирующее влияние на секрецию паратиреоидного гормона? …
(снижение уровня кальция в крови).

9. Секреция какого гормона непосредственно зависит от уровня глюкозы в крови? …
(глюкагона).

10. Какой гормон выделяется поджелудочной железой? …
(инсулин).

11. Пролактин выделяется …
(аденогипофизом).

12. Альдостерон секретируется …
(надпочечниками).

13. Влияние … вызовет увеличение выброса в кровь альдостерона?
(влияние ангиотензина II).

14. Характерными клиническими проявлениями тиреотоксикоза является …
(снижение массы тела, стойкая тахикардия).

15. Нарушение функций … сопровождается судорогами нижних, верхних конечностей, преимущественно сгибательных мышц, изменением кальциевого баланса?
(паращитовидных желез)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Гормоны и адаптация.
2. Гормоны и иммунитет.
3. Гормоны энтериновой системы.
4. Участие гормонов в ощущении боли и удовольствия. Эндорфины и энкефалины.
5. Гормональная регуляция водно-солевого состояния.
6. Гормональная регуляция овариально-менструального цикла.
7. Онтогенез ключевых гормонов человека.
8. Функциональные нарушения островковой части поджелудочной железы.
9. Функциональные нарушения щитовидной железы.
10. Роль мелатонина в циркадных ритмов и репродуктивной функции человека.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Эндокринная регуляция функций организма человека. Вертикальные гормональные оси управления.
2. Эндокринная система человека (эндокринные органы, диффузная эндокринная система).
3. Гормоны – сигнальные вещества эндокринной системы.
4. Классификация гормонов по химическому строению.
5. Биосинтез гормонов. Секреция.
6. Транспорт кровью гормонов различного химического строения (пептидных, стероидных, тиреоидных) в свободной форме и с транспортными белками. Жизненный цикл гормонов, синтез, метаболизм, время полужизни, транспортные белки.
7. Передача сигналов гормонами: системная – эндокринная, нейроэндокринная; локальная – паракринная, аутокринная, юкстакринная.
8. Молекулярные механизмы действия гормонов. Клетки и органы-мишени. Локализация рецепторов гормонов в клетках-мишенях и их активация. Метаболизм в тканях-мишенях.
9. Принципы гормональной регуляции: вертикальная ось, иерархия, обратные связи.
10. Генетика. Геном. Протеом. Метаболом.
11. Мутации и заболевания человека.
12. Измерение концентрации гормонов в крови.
13. Гипоталамус как центр нейроэндокринной регуляции функций человека. Либерины и статины – гормоны взаимосвязи гипоталамуса и аденогипофиза.
14. Особенности кровообращения гипофиза. Воротная система. Аксовазальные синапсы.
15. Действие нейропептидов гипоталамуса в ЦНС и влияние на поведение
16. Влияние гормонов гипоталамуса на аденогипофиз.
17. Физиологическая роль нейрогипофиза и механизмы нейросекреции вазопрессина и окситоцина. Физиологические мишени, механизм их действия.
18. Окситоцин: место секреции, транспорт гормона, физиологическая роль и механизм действия. Органы-мишени. Регуляция секреции.
19. Аргинин-вазопрессин: специфические рецепторы на клетках-мишенях. Механизм действия.
20. Эндокринная ось: гипоталамус – нейрогипофиз.
21. Эндокринная ось: гипоталамус – аденогипофиз. Роль рилизинг-гормонов для регуляции функций хромаффинных клеток аденогипофиза.
22. Гормон роста: место секреции, регуляция выработки, функции, органы-мишени. Инсулиноподобные факторы роста (соматомедины).
23. Воздействие СТГ на липидный и углеводный обмен.
24. Патологические нарушения секреции СТГ.
25. Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин, кальцитонин), механизм их действия.
26. Биосинтез и секреция Т4 и Т3.
27. Влияние гормонов щитовидной железы на физиологические функции организма.
28. Патология щитовидной железы (гипо- и гипертиреоз).
29. Околощитовидные железы. Паратгормон.
30. Регуляция гомеостаза кальция в организме.
31. Гормоны коркового вещества надпочечников (минералокортикоиды, глюкокортикоиды, половые гормоны).
32. Влияние глюко- и минералокортикоидов на регуляцию физиологических функций организма (глюконеогенез, регуляция минерального и водного обмена в организме).
33. Мозговое вещество надпочечников. Гормоны норадреналин и адреналин.
34. Роль α- и β-рецепторов в реализации физиологического действия катехоламинов.
35. Роль гормонов надпочечников в адаптивных процессах.
36. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон).
37. Регуляция гомеостаза глюкозы в крови.
38. Гормоны половой системы. Строение и функции семенников. Тестостерон. Роль
39. тестостерона в дифференцировке вторичных половых признаков в эмбриогенезе.
40. Строение и функция яичников. Женские половые гормоны.
41. Роль гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы в становлении вторичных половых признаков в постнатальном онтогенезе.
42. Эндокринные механизмы патологии полового развития.
43. Энтериновая система. Гормоны энтериновой системы. Их роль в регуляции функции желудочно-кишечного тракта.
44. Эпифиз. Гормоны эпифиза.
45. Тимус. Гормоны тимуса.
46. Роль вторых посредников в механизмах действия гормонов (ц-АМФ, ц-ГМФ).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абрамова Н.А., Александров А.А., Андреева Е.Н. / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко Эндокринология: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Камкин А.Г., Киселева И.С. Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учебное наглядное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э4 Федеральный портал "Моё образование" online.edu.ru
Э5 Интуит intuit.ru
Э6 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э7 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru)
5. BioOne Complete (http://www.bioone.org)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология эндокринной системы».
Дисциплина «Физиология эндокринной системы» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология эндокринной системы». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.