МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг и экологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д. б. н. , Профессор, Нефедьев. П.С.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг и экологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основными понятиями в системе экологического мониторинга, с видами экологического мониторинга и его организацией, овладение навыками анализа и контроля состояния компонентов природных и антропогенных экосистем.
Задачи дисциплины:
- изучить основные понятия, виды и принципы организации экологического мониторинга;
- знать основные методы оценки состояния живых систем и окружающей среды;
- уметь планировать мероприятия по организации экологического мониторинга живых систем;
- обладать методами оценки последствий антропогенного воздействия на экосистемы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы представления и анализа получаемой информации и результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оформлять и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
- излагать и критически анализировать получаемую информацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками полевых и лабораторных биологических исследований;
- навыками организации и проведения экологического мониторинга и экологической экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие о мониторинге и его элементах
1.1. История развития системы экологического мониторинга. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972). Роль Ю.А. Израэля и И.П. Герасимова по введению экологического мониторинга в отечественную науку. Наблюдения, оценка и прогноз изменения состояния биосферы под влиянием антропогенных факторов. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Определение мониторинга, его цель и задачи. Блоковая структура мониторинга по Ю.А. Израэлю. Объекты наблюдения. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Классификация систем мониторинга (по масштабам, по объектам наблюдения (средам, факторам, источникам), по методам наблюдений, по характеру обобщения информации). Лабораторные 8 6 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Виды мониторинга по территориальному принципу. Разработка программы мониторинга. Иерархия уровней экологического мониторинга. Глобальная система мониторинга окружающей среды. Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Национальный, региональный, локальный и точечный мониторинг. Медико-экологический, биологический, радиационный мониторинг. Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Фоновый мониторинг. Комплексный экологический мониторинг. Лабораторные 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Методы экологического мониторинга
2.1. Контактные методы: химические методы (гравиметрический, титриметрический), физико-химические методы (спектральные, электрохимические, хроматографические) и физические методы (магнитная резонансная спектроскопия, масс-спектрометрия, рентгеноспектральный анализ). Лекции 8 4 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Неконтактные (дистанционные) методы: аэрокосмический и картографический мониторинг. Моделирование как метод получения мониторинговой информации. Лабораторные 8 4 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Экологический контроль. Сам. работа 8 4 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Правовые основы организации мониторинга
3.1. Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Нормативно-правовые основы экологического мониторинга России. Лабораторные 8 6 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мониторинг природных сред и геосистем
4.1. Мониторинг состояния водных, земельных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов. Учет и рациональное использование природных ресурсов. Концепция устойчивого развития и приоритеты рационального природопользования. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Нормативные основы управления природопользованием; нормативные основы экологического проектирования. Сам. работа 8 16 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Мониторинг атмосферы: стационарные, маршрутные и подфакельные посты наблюдения. Мониторинг гидросферы: мониторинг вод морей и океанов; мониторинг вод суши. Мониторинг почвенного покрова. Мониторинг литосферы. Биологический мониторинг: методы и объекты биомониторинга. Мониторинг геоэкосистем. Сам. работа 8 11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Экологическая экспертиза
5.1. Краткая история появления и становления экологического проектирования и экологической экспертизы (ЭЭ). Понятие ЭЭ. Цель, задачи и функции ЭЭ. Законодательная база в области ЭЭ. Объекты и субъекты ЭЭ. Принципы экологической экспертизы. Виды экологической экспертизы. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области экологической экспертизы. Полномочия органов местного самоуправления в области экологической экспертизы. Лабораторные 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Объекты ГЭЭ федерального и регионального уровней. Порядок проведения ГЭЭ. Экспертная комиссия ГЭЭ. Права и обязанности эксперта и руководителя экспертной комиссии ГЭЭ. Заключение ГЭЭ. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). Объекты ОЭЭ. Процедура и условия проведения ОЭЭ. Заключение ОЭЭ. Лабораторные 8 4 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.5. Права и обязанности заказчиком документации по объектам ГЭЭ. Финансирование ГЭЭ и ОЭЭ. Ответственность за нарушения законодательства в области ЭЭ. Сам. работа 8 15 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Когда и где термин «мониторинг» был официально введен в науку?
а) в 1979 г. в Женеве б) в 1974 г. в Найроби в) в 1972 г. в Стокгольме
Ответ: в

2. Что в переводе с латинского означает слово «monitor»?
а) оценивающий б) надзирающий в) охраняющий
Ответ: б

3. Что не является целью мониторинга?
а) наблюдение за состоянием ОС
б) выдача информации в соответствующие службы и органы
в) оценка наблюдаемых изменений
Ответ: в

4. По Ю.А. Израэлю структура мониторинга состоит из
а) 3-х блоков б) 4-х блоков в) 5-ти блоков
Ответ: б

5. Глобальный мониторинг НЕ ведется в пределах
а) всего земного шара б) двух стран в) 1-2 материков
Ответ: б

6. Мониторинг, охватывающий большую территорию одной страны или сопредельных участков нескольких стран, получил название
а) глобальный б) фоновый в) региональный
Ответ: в

7. Максимально приближенным к источнику загрязнения является
а) фоновый мониторинг б) локальный мониторинг в) точечный мониторинг
Ответ: в

8. Целью фонового мониторинга является
а) оценка антропогенного воздействия
б) получение эталонного состояния ОС
в) прогноз изменения состояния ОС
Ответ: б, в

9. Составьте последовательную цепочку программы мониторинга
а) представление информации б) принятие мер в) получение информации
Ответ: в, а, б

10. В рамках программы ЮНЕП были разработаны основные положения
а) ЕМЕП б) ГСМОС в) МАБ
Ответ: б

11. По программе ЕМЕП станции наблюдения расположены
а) вдоль рек б) вокруг мегаполисов в) вдоль государственных границ
Ответ: в

12. Какие из приоритетных загрязнителей определяются только в воздухе?
а) тяжелые металлы б) взвешенные частицы в) пестициды
Ответ: б

13. Из скольких уровней строилась ОГСНК?
а) двух б) трех в) шести
Ответ: б

14. Информация, охватывающая месячный период наблюдений, относится к категории
а) оперативная б) режимная в) экстренная
Ответ: а

15. Головной организацией, проводящей мониторинг в городе, является
а) Городская Дума б) Управление по охране ОС в) подразделение Росгидромета
Ответ: в

16. Мониторинг источника загрязнения это
а) локальный мониторинг б) точечный мониторинг в) подфакельный мониторинг
Ответ: б

17. Биологический мониторинг не оценивает
а) видовое богатство и разнообразие б) рождаемость и смертность в) трофические связи
Ответ: в

18. Дистанционный мониторинг не включает
а) космический мониторинг б) радиационный мониторинг в) авиационный мониторинг
Ответ: б

19. Первый экологический искусственный спутник Земли «Космос 1906» был запущен в
а) 1906 г. б) 1987 г. в) 2006 г.
Ответ: б

20. В подсистему дополнительной дистанционной информации не входят
а) планетарии б) буйковые станции в) суда-лаборатории
Ответ: а

21. Экологическая экспертиза — это:
а) система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы;
б) хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества;
в) установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
г) комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов.
Ответ: в

22. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» был принят в
а) 1972 г.; б) 2007 г.; в) 1985 г.; г) 1995 г.; д) 2014 г.
Ответ: г

23. Правовые основы экологической экспертизы заложены в:
а) Закон Алтайского края «Об экологической экспертизе; б) Конституции РФ;
в) ФЗ «О континентальном шельфе»; г) ФЗ «Об экологической экспертизе»;
д) ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».
Ответ: б, г

24. К принципам экологической экспертизы относятся:
а) принцип презумпции невиновности; б) принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; в) принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; г) принцип лимитирующего фактора; д) принцип относительной заменимости и абсолютной незаменимости экологических факторов.
Ответ: б, в

25. По закону предусмотрены следующие виды экологической экспертизы:
а) ведомственная; б) государственная; в) научная; г) коммерческая;
д) общественная.
Ответ: б, д

26. Полномочия в области экологической экспертизы имеют:
а) Президент РФ; б) Правительство РФ; в) Федеральное собрание;
г) органы судебной власти; д) органы местного самоуправления;
е) субъекты РФ; ж) Гринпис.
Ответ: а, б, в, г, д

27. Государственная экологическая экспертиза проводится на следующих уровнях:
а) федеральном уровне; б) международном уровне; в) уровне субъектов РФ;
г) муниципальном уровне.
Ответ: а, в

28. Ныне действующие органы государственной экологической экспертизы федерального уровня:
а) Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края;
б) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды РФ);
в) Министерство промышленности, науки и технологии Российской Федерации (Минпромнаука РФ);
г) Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора;
д) Министерство по атомной энергии Российской Федерации (Минатом РФ);
е) Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды Российской Федерации.
Ответ: б, г

29. Полномочия по организации и проведению ГЭЭ объектов регионального уровня в Алтайском крае закреплены за:
а) Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора;
б) администрацией Алтайского края;
в) Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края;
г) общественными организациями.
Ответ: в

30. Размер оплаты труда руководителя и внештатного эксперта за составление заключения по отдельным разделам материалов, представленных на ГЭЭ федерального уровня составляет:
а) 20 и 15 тыс. руб.; б) 17 и 11 тыс. руб.; в) 11 и 7 тыс. руб.; г) 23 и 17 тыс. руб.
Ответ: г

31. Из чего складываются основные расходы на проведение ГЭЭ?
а) оплата труда внештатных экспертов;
б) оплата труда руководителя экспертной комиссии;
в) оплата труда ответственного секретаря экспертной комиссии;
г) оплата страховых взносов в фонд оплаты труда.
Ответ: а, б, г

32. Объектами экологической экспертизы являются:
а) проект строительства гаража на территории частного землевладения;
б) проект реконструкции причала в порту г. Находка;
в) проект строительства автодороги, проходящей по территории ООПТ;
г) проект издания Красной книги РФ; д) проект Закона «Об увеличении размера минимальной зарплаты работникам заказников»; е) проект изменения схемы севооборота;
ж) проект рекультивации нарушенных земель на полигоне ТБО;
з) проект добычи природного газа в Новом Уренгое; и) проект азотного удобрения.
Ответ: б, в, ж, з

33. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать:
а) 1 месяц; б) 2 месяца; в) 4 месяца; г) 6 месяцев.
Ответ: б

34. На заседаниях экспертной комиссии могут присутствовать:
а) руководитель; б) ответственный секретарь; в) ответственный исполнитель;
г) эксперты; д) представители общественных организаций; е) граждане; ж) заказчик.
Ответ: а, б, г, д, е, ж

35. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть:
а) представитель заказчика документации;
б) гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком;
в) гражданин, состоящий в родственных отношениях с заказчиком;
г) представитель юридического лица, состоящего с заказчиком в договорных отношениях;
д) специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по вопросам, являющимся предметом экспертных исследований.
Ответ: а, б, г

36. Эксперт государственной экологической экспертизы имеет следующие обязанности:
а) соблюдать требования законодательства об экологической экспертизе;
б) соблюдать порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
в) представлять индивидуальное заключение;
г) участвовать в подготовке заключения экспертной комиссии;
д) иметь особое мнение;
е) публично заявлять о своем мнении;
ж) обеспечивать конфиденциальность представленных на экспертизу материалов.
Ответ: а, б, в, г, ж

37. Функции руководителя экспертной комиссии:
а) формирование экспертной комиссии и согласование ее состава;
б) подготовка задания на проведение экспертизы;
в) обеспечение качественного проведения экспертизы;
г) организация подготовки заключения экспертной комиссии;
д) обеспечение принятия положительного заключения экспертной комиссии.
Ответ: а, б, в, г

38. Положительное заключение государственной экологической экспертизы должно содержать выводы:
а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
б) о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
в) о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
г) о возможности реализации объекта экологической экспертизы;
д) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспечения соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности, требований по охране окружающей природной среды от вредных воздействий и рационального природопользования.
Ответ: б, в, г

39. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении следующих объектов:
а) любого из объектов, по которым проводится государственная экологическая экспертиза;
б) любого из объектов, по которым проводится государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну; в) любого из объектов хозяйственной деятельности.
Ответ: б

40. Заключение общественной экологической экспертизы:
а) носит рекомендательный характер;
б) само по себе имеет юридическую силу;
в) приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы;
г) не имеет никакого значения.
Ответ: а, в
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
1. Подсистемы национального мониторинга России.
2. Пути совершенствования национального экологического мониторинга.
3. Дистанционные методы мониторинга.
4. Инструментальные методы экологического мониторинга.
5. Организация и ведение фонового мониторинга.
6. Организация и ведение мониторинга поверхностных водных объектов.
7. Современные методы контроля загрязнения воздушной среды.
8. Мониторинг оползневых процессов.
9. Автоматизированная информационная система мониторинга.
10. Оценка степени загрязнения почв.
11. Определение перечня веществ, подлежащих контролю в атмосфере.
12. Цель и виды обследования загрязнения атмосферы.
13. Анализ атмосферного воздуха с помощью газоанализаторов.
14. Комплексное использование природных ресурсов.
15. Изучение трансграничного переноса загрязняющих веществ.
16. Организация наблюдений на фоновых станциях мониторинга.
17. Методы комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по
гидрохимическим показателям.
18. Программы мониторинга загрязнения почв.
19. Метод динамического картографирования при мониторинге земель.
20. Состояние и использование земельных ресурсов в России.
21. Состояние и использование земельных ресурсов в Алтайском крае.
22. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого
водоснабжения.
23. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров.
24. Прогнозирование как составная часть монитринга.
25. Состояние окружающей природной среды в Алтайском крае.
26. История государственного экологического мониторинга в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
1. Экологический мониторинг: цели, задачи, виды.
2. Нормативные правовые источники, регулирующие процессы осуществления мониторинга (международные, нормы права РФ).
3. Единая система государственного экологического мониторинга в России.
4. Система глобального мониторинга окружающей среды.
5. Экологическое нормирование качества окружающей среды.
6. Средства и методы реализации мониторинга окружающей среды (стационарные станции, передвижные посты, аэрокосмические системы, автоматизированные системы, метод биоиндикации и др.).
7. Фоновый мониторинг за содержанием загрязняющих веществ в природных средах.
8. Принципы организации регионального экологического мониторинга (на примере Алтайского края).
9. Мониторинг состояния атмосферного воздуха: цели, задачи, методика проведения и прогноз.
10. Мониторинг вод Мирового океана: основные источники загрязнения Мирового океана, распределение загрязнений по акватории Мирового океана, цели и особенности проведения мониторинга Мирового океана.
11. Мониторинг внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ. Мониторинг континентального шельфа РФ.
12. Мониторинг поверхностных вод суши: цели, задачи, оценка состояния и прогнозирование.
13. Мониторинг подземных вод: оценка влияния хозяйственной деятельности на формирование режима подземных вод, задачи и организация режимных наблюдений подземных вод, опорная (региональная) и специализированная сеть наблюдений за режимом подземных вод.
14. Государственный мониторинг геологической среды.
15. Государственный мониторинг земель.
16. Государственный мониторинг лесов.
17. Мониторинг биоразнообразия.
18. Организация мониторинга на ООПТ.
19. Радиационный мониторинг: источники радиационного загрязнения природной среды, способы наблюдения.
20. Система экологического мониторинга за рубежом (США, страны ЕС, Китай и др.).
21. Организация экологического мониторинга на промышленном предприятии (производственный экологический мониторинг).
22. Общественный экологический мониторинг.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тарасов В. В., Тихонова И. О., Кручинина Н. Е. Мониторинг атмосферного воздуха: учеб. пособие для сред. проф. образования М.: ФОРУМ, 2008
Л2.2 Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Альма Матер, 2008 25
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.lib.asu.ru
Э2 e.lanbook.com
Э3 www.biblioclub.ru
Э4 Вартанов А.З., Рубан А.Д., Шкуратник В.Л. Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг. - М.: Горная книга, 2009. - 647 с. www.biblioclub.ru
Э5 Дмитренко В.П., Сотникова Е.В., Черняев А.В. Экологический мониторинг техносферы. – СПб.: Лань, 2012. - 368 с. e.lanbook.com
Э6 Курс в Moodle "Экологический мониторинг и экологическая экспертиза" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Mozilla FireFox
Google Chrome
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
С первого занятия изучения курса студент должен иметь план занятий и учебный
материал – методические указания к лабораторно-практическим занятиям и литературу из
списка рекомендуемой.
Отчет по практическим работам является самостоятельной и индивидуальной
работой каждого студента.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы
рекомендуется студентам изучать дополнительную литературу; вести конспект лекций;
вести словарь терминов по учебному курсу.
Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые
определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо
устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ предлагаемых региональных
12
проблем. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные
выводы.