МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БМГиБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Овчарова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
История и методология биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о теоретических основах и методических подходах истории и методологии биологии и использование полученных знаний и навыков для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать и применять фундаментальные биологические представления и современные методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает теоретические основы фундаментальных биологических дисциплин и современные методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Умеет выбирать и описывать современные методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности Умеет формулировать новые методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками применения современных методологических подходов для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место биологии в общей системе естественных наук; основные этапы развития биологических знаний; основные исторические и современные методы изучения биологических объектов; методологические подходы отдельных биологических наук; основные понятия биологической науки как системы знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать исторические и современные социально-значимые биологические проблемы и процессы; оценивать историческую роль выдающихся ученых в развитии биологической науки; обосновывать и выражать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; объяснять сущность методологических подходов и методов, практикуемых в современной биологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать связь современного состояния биологических наук с историей их развития; способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для адаптации к постоянно изменяющемуся внешнему миру, для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде; быть способным соотносить полученные представления о методах в биологии применительно к теме своей исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение в предмет. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
1.1. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Классификация методов научного познания. Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Естественно-научные знания в древности и в средневековье.
2.1. Представление о сущности живого в первобытном обществе. Биологические воззрения философов Древнего мира. Основные черты мировоззрения эпохи Средневековья. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Особенности древнегреческой натурфилософии и ее влиние на развитие естественно-научных знаний и современного мировозрения. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов. Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Учение Аристотеля Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Характерные черты и темпы развития науки. Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.6. Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем Востоке Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Зарождение опытного естествознания в эпоху Возрождения.
3.1. Эпоха Возрождения – метафизический этап в развитии естествознания.Принципы и методы естественнонаучного познания природы в трудах философов XVII века. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Механистическая картина мира в трудах и взглядов философов и ученых эпохи возрождения. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница Сам. работа 2 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Расширение и систематизация биологических знаний в XVI-XVIII веке.
4.1. Заложение основ биологических наук в трудах ученых и философов XVI-XVIII века. Развитие естествознания в России. Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Развитие естествознания в России. Великие открытия и путешествия. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов-материалистов 18 века Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Философская мысль, характерные черты и основные тенденции естествознания в первой половине XIX века.
5.1. Влияние немецкой натурфилософии на развитие естествознания. Основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. Предпосылки создания эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Обсуждение эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Анализ трудов Чарльза Дарвина Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Развитие основных направлений биологии в XX веке.
6.1. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии. Интеграция с другими естественными науками. Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Проблема возникновения жизни на Земле. Обсуждение гипотез, теорий и современных представлений. Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни Сам. работа 2 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Основные обобщения теоретической биологии. Современная естественнонаучная картина мира.
7.1. Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Современные методы биологических исследований. Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Современная естественнонаучная картина мира. Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Ведущие современные разделы биологических знаний. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Терехина, Н. В. Овчарова История естествознания и биологии в лицах: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н.В. Овчарова, Т.А. Терехина История и методология биологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. Л. Я. Бляхер История биологии с начала ХХ века до наших дней. Т.2: М. : Наука, 1975 10
Л2.2 В. В. Лункевич От Гераклита до Дарвина: очерки по истории биологии. В 2 т.: М. : Учпедгиз, 1960 3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции www.evolbiol.ru
Э2 Научно популярный портал «Элементы большой науки» www.elementy.ru/biology
Э3 Курс в Moodle "История и методология биологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus»: www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: elibrary.asu.ru
Научная электронная библиотека elibrary: elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «История и методология биологии».
Дисциплина «История и методология биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания о предмете «История и методология биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом семинарском занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.