МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Частная и прикладная орнитология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БМГиБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Петров Виктор Юрьевич;

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Мацюра Александр Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Частная и прикладная орнитология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Частная орнитология» являются является подробное знакомство с миром птиц: видовым разнообразием, происхождением и эволюцией, географическим распространением, морфологическим и анатомическим строением, физиологией, экологией, поведением, значением в жизни человека, рациональным использованием и охраной. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:отличительные черты класса птиц в связи с приспособлением их к полету.
Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по орнитологии, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований.
Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию орнитологии, ведению дискуссии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую работу в области изучения живых организмов и биологических систем различных уровней организации и представлять результаты в выбранной области исследования
ПК-1.1 Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в выбранной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в выбранной области исследования
ПК-1.3 Владеет навыками обработки полученных результатов и их представления
ПК-2Способен применять биологические методы при осуществлении экологического мониторинга
ПК-2.1 Знает основные биологические методы, используемые в процедуре экологического мониторинга
ПК-2.2 Умеет применять биологические методы в процедуре экологического мониторинга
ПК-2.3 Владеет навыками применения методов биоиндикации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- схемы проведения учетов птиц в различных биотопах;
- методы компьютерной обработки полевых данных и основные программы для представления данных учетов птиц;
- основные типы презентации данных полевого исследования в орнитологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- организовывать и проводить авифаунистические исследования;
- работать с научной литературой, оформлять результаты исследований в виде проектов, заявок и отчетов, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований, владеть навыками обработки полевых данных и презентаций результатов исследований;
- обрабатывать полевые данные и презентовать результаты исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами научного коллекционирования птиц;
- навыками обработки полевых данных и презентаций результатов исследований;
- методами критического анализа полученной информации и грамотным представлением результатов исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в орнитологию. Содержание, предмет, задачи и структура, взаимосвязь с другими науками. Методы изучения птиц. Учеты численности птиц. Методы отлова и мечения. Кольцевание птиц. Исследование гнездовой биологии, состава кормов и трофического поведения. Формы и методы измерения птиц. Мониторинг птиц.
1.1. Введенпие в орнитологию. Учеты численности птиц. Методы отлова и мечения. Кольцевание птиц. Исследование гнездовой биологии, состава кормов и трофического поведения. Формометрия и мониторинг птиц. Лекции 4 2 Л1.1
1.2. Учеты численности птиц Лабораторные 4 2 Л1.2
1.3. Применение современных технических средств для учетов числености птиц Лабораторные 4 2 Л1.2
1.4. Методы непрямой оценки численности Лабораторные 4 2 Л1.3
1.5. Методы матобработки полевых данных Сам. работа 4 10 Л1.1
Раздел 2. Происхождение птиц. Гипотезы происхождения и эволюции птиц. Предки современных птиц. Палеоорнитология. Ископаемые остатки птиц. Современная систематика птиц. Современное состояние научной системы класса. Подробная характеристика отрядов, широко распространенных в Алтайском крае, их видовое разнообразие.
2.1. Систематика птиц Лекции 4 2 Л2.1
2.2. Происхождение и систематика птиц Лабораторные 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Подробная характеристика отрядов, широко распространенных в Алтайском крае, их видовое разнообразие. Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Периодические явления в жизни птиц. Суточные и сезонные ритмы. Регуляция размножения. Линька. Фотопериодическая регуляция.
3.1. Миграции птиц Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2
3.2. Изучение миграции птиц Лабораторные 4 2
3.3. Линька и размножение птиц Лабораторные 4 2
3.4. Физиологические механизмы адаптации птиц и ориентация Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Охрана птиц и ее методы. Исторические предпосылки охраны. Охрана мест обитания, ключевых орнитологических территорий, редких и исчезающих птиц. Птицы из Красных книг.
4.1. Методы охраны птиц и территорий Лекции 4 4 Л1.2
4.2. Законодательная и методическая база охраны местообитаний и видов птиц Лабораторные 4 2 Л1.3
4.3. Лесное хозяйство и охрана птиц Сам. работа 4 10 Л2.1
Раздел 5. Прикладная орнитология. Авиационная и медицинская орнитологии. Птицы и эпидемиологическая обстановка. Птицы как охотничий ресурс. Птицы и сельское хозяйство.
5.1. Прикладная орнитология Лекции 4 2 Л1.2
5.2. Авиационная и медицинская орнитология. Птицы и эпидемиологическая обстановка. Лабораторные 4 2 Л1.1
5.3. Птицы как охотничий ресурс. Птицы и сельское хозяйство. Лабораторные 4 2 Л1.2
5.4. Городская орнитология Лабораторные 4 2 Л2.2
5.5. Контроль и управление поведением птиц Сам. работа 4 9 Л2.1
5.6. Зачет 4 0

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дайте общая характеристику класса Птицы.
2. Заполните обобщающую таблицу «Морфофизиологические адаптации птиц».
Орган (система органов)
Ароморфозы
Приспособления к полёту
Кожные покровы
Скелет
3. Составление глоссария.
Дать развернутое толкование понятий:
Диапсидный тип черепа
Гомойотермия
Ароморфоз
Дивергенция
Ящерохвостые птицы
Веерохвостые птицы
Архозавры
Псевдозухии
Пряжка
Гесперорнисы
Пигостиль
Ихтиорнисы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1.История развитие орнитологии как науки.
2.Основные положения, направления и методы орнитологии.
3.Связь орнитологии с другими науками.
4. Адаптивная радиация в классе птиц
Темы компьютерных презентаций:
1. Особенности биологии околоводных видов птиц.
2. .Обитатели древесно-кустарниковых зарослей: виды и их адаптации к условиям жизни.
3. Птицы урбанизированных территорий: виды, особенности синантропизации.
4. Приспособления птиц к жизни в горах.
5. Гнездование птиц на постройках и сооружениях человека: историко-географический анализ.
Географическое распространение и численность птиц
Темы рефератов:
1. Географическое распространение птиц и их представленность в коллекции зоологического музея АГУ.
2. Птицы Арктики.
3. Эдемики России.
4. Факторы, влияющие на численность птиц.
5. Основные методы учета численности птиц.
6. Влияние антропогенных факторов на численность птиц. 13
Основные систематические группы птиц
Темы рефератов:
1. Представители отряда Аистообразные в РФ. Значение в сельском хозяйстве.
2. Систематические особенности отряда Гусеобразные.
3. Хищные птицы: видовое многообразие, особенности жизнедеятельности.
4. Отряд Ржанкообразные: основные семейства и представители.
5. Отряд Воробьеобразные – наиболее разнообразная и многочисленная группа птиц.
Периодические явления в жизни птиц
Темы рефератов:
1. Регуляция размножения. Участие гипофизарных гормонов.
2. Факторы, оказывающие влияние на сроки и характер линьки.
3. Особенности энергетики миграционного полета.
4. Кольцевание и отлов птиц. Их значение в изучении миграций птиц.
5. Особенности процесса размножения птиц как периодического явления.
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Орнитология как наука.
2. Основные этапы развития орнитологии.
3. Общая характеристика класса птиц как прогрессивной ветви позвоночных, приспособившихся к полету. Особенности строения и функционирования кожных покровов, скелета, мускулатуры.
4. Морфология органов дыхания птиц. Механизм дыхания. Особенности кровообращения у птиц.
5. Органы размножения птиц. Строение и развитие яйца. Особенности насиживания яиц.
6. Биология питания (набор кормов, техника и арена кормодобывания, смена кормов). Органы пищеварения.
7. Экологические типы птиц, их адаптивные особенности. Явление конвергенции в классе птиц.
8. Годовой цикл жизни у птиц, основные биологические периоды (зимовка, размножение, линька), их приуроченность и адаптация к определенной сезонной обстановке.
9. Особенности процесса обмена веществ у птиц.
10. Характеристика нервной системы птиц. Способность к рассудочной деятельности.
11. Теории происхождения птиц.
12. Вымершие птицетазовые и ящеротазовые виды птиц. Краткая характеристика, особенности организации, биологии. Причины их вымирания.
13. Филогенетическое древо птиц.
14. Характеристика абиотических, биотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и численность птиц.
15. Методы учета и регуляции численности птиц.
16. Современная система класса птиц. Количество семейство, число родов и видов птиц. Таксономические, биологические особенности представителей различных отрядов птиц.
17. Основные типы движения птиц, их классификация и краткая характеристика.
18. Особенности водно-солевого обмена птиц.
19. Особенности терморегуляции птиц. Механизмы физической и химической терморегуляции. Терморегуляторное поведение.
20. Основные пути приспособления птиц к температурным условиям окружающей среды.
21. Онтогенез птиц. Насиживание. Этапы эмбрионального и постэмбрионального развития. Матуронатные и имматуронатные птицы.
22. Миграции – как адаптивное явление в жизни птиц.
23. Предмиграционный период. Этапы формирования миграционного полета.
24. Методы, применяемые для изучения миграций.
25. Ориентация птиц в пространстве. Гипотезы навигации птиц: гипотеза солнечной дуги (Мэтьюз), магнитная гипотеза, ольфакторная гипотеза (Паппи), использование наземных ориентиров, ориентация по звездам (опыты Крамера).
26. Кольцевание и отлов птиц. Характеристика и значение.
27. Суточные ритмы. Характеристика, значение. Главные факторы, определяющие формирование специфики суточных ритмов.
28. Орнитофауна Алтайского края.
29. Характеристика орнитофауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами.
30. Редкие и исчезающие виды птиц. Деятельность человека по охране редких видов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева Экология животных : учебное пособие Лань, 2015
Л1.2 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD
Л1.3 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001
Л2.2 Кучин А.П. Птицы Алтая. Воробьиные: Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предмет "Частная орнитология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Частная орнитология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.