Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биохимия и прикладная биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биология_БХиПБТ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна
1.1. | Овладение знаниями об особенностях организации научного проекта по теме курсовой работы, освоение практических методов и приемов проведения научных исследований, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий; получение навыков составления научных отчетов, критического анализа информации и подготовки курсовой работы как научного проекта. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
ОПК-7 | Способен в сфере своей профессиональной деятельности самостоятельно определять стратегию и проблематику исследований, принимать решения, в том числе инновационные, выбирать и модифицировать методы, отвечать за качество работ и внедрение их результатов, обеспечивать меры производственной безопасности при решении конкретной задачи; |
ОПК-7.1 | Имеет представление об основных источниках и методах получения профессиональной информации; основные направления научных исследований в сфере профессиональной деятельности |
ОПК-7.2 | Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных |
ОПК-7.3 | Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных |
ОПК-7.4 | Владеет навыками оценки результатов проведенных экспериментов и наблюдений при решении конкретной задачи |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы методологии научного исследования, основы теории познания; процедуры критического анализа, методики анализа результатов исследования и разработки стратегий проведения исследований, организации процесса принятия решения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выстроить логику научного исследования и подобрать адекватные методы исследования при организации работ по собственному научному проекту; принимать конкретные решения для повышения эффективности процедур анализа проблем, принятия решений и разработки стратегий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами установления причинно-следственных связей и определения наиболее значимых среди них; методиками постановки цели и определения способов ее достижения; методиками разработки стратегий действий при проблемных ситуациях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы научного знания | ||||||
1.1. | Определение науки. Основные этапы развития науки. Понятие о научном знании. Этические и методологические основания методологии. | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Методы научного познания. Терминология | Практические | 1 | 1 | Л2.5, Л1.1 | |
1.3. | Этапы развития предметной научной области выполняемой ВКР | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 2. Выбор направления, постановка проблемы и этапы научно-исследовательской работы | ||||||
2.1. | Выбор, цель, актуальность и новизна научного исследования. Выдвижение ирабочей гипотезы | Лекции | 1 | 2 | Л2.4, Л1.1 | |
2.2. | Обоснование актуальности и новизны научного исследования ВКР | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.2 | |
2.3. | Разработка задач и программы исследования по теме ВКР | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 3. Поиск, накопление и обработка научной информации | ||||||
3.1. | Документальные и электронные источники информации, их анализ | Лекции | 1 | 4 | Л2.5, Л1.1 | |
3.2. | Составление библиографического списка с использованием ГОСТ | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Обработка научной информации, её фиксация и хранение | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 4. Теоретические и экспериментальные исследования | ||||||
4.1. | Теоретические и экспериментальные исследования | Лекции | 1 | 4 | Л1.1 | |
4.2. | Методы, структура и модели теоретического исследования | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.2 | |
4.3. | Экспериментальные исследования: методика и планирования эксперимента | Практические | 1 | 2 | Л2.4, Л1.1 | |
4.4. | Влияние различных факторов на ход эксперимента | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Обработка результатов экспериментальных исследований | ||||||
5.1. | Обработка результатов экспериментальных исследований | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1 | |
5.2. | Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях. Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Методы графической обработки результатов измерений | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1, Л2.2 | |
5.4. | Оформление результатов научного исследования. Устное представление доклада | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Понятие и структура выпускной квалификационной работы в магистратуре | ||||||
6.1. | Понятие и структура ВКР | Лекции | 1 | 2 | Л2.4, Л1.1 | |
6.2. | Структура ВКР. Формулирование цели и задач исследования | Практические | 1 | 3 | Л1.1 | |
6.3. | Написание раздела методы исследования | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 7. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности | ||||||
7.1. | Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
7.2. | Особенности научной деятельности | Сам. работа | 1 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 8. Роль науки в современном обществе | ||||||
8.1. | Социальные функции науки, нравственность и научная этика | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.2 | |
8.2. | Противоречия в науке и в практике | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
8.3. | Научная этика | Сам. работа | 1 | 0 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Методология научного исследования.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов Н. А., Круглов Д. В., Кораблева О. Н. | Методология научных исследований: Учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2020 | https: //urait.ru/bcode/450489 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пещеров Г.И. | Методология научного исследования: учебное пособие | Институт мировых цивилизаций, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | А. М. Новиков, Д. А. Новиков | Методология научного исследования: учебно-методическое пособие | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.3 | А. Г. Россинский, М. Г. Костерина | Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата: учеб.-метод. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.4 | Основы научных исследований и патентоведение: учебно-методическое пособие: | Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230540 | |
Л2.5 | М.Ф. Шкляр | Основы научных исследований : учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека флора и фауна | herba.msu.ru | ||
Э2 | Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии | www.biodiversitylibrary.org | ||
Э3 | База данных GenBank «EBI» | www.ebi.ac.uk | ||
Э4 | База данных GenBank «NCBI» | www.ncbi.nlm.nih.gov | ||
Э5 | Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.) | bcn.uprrp.edu | ||
Э6 | Электронная библиотека | openlibrary.org | ||
Э7 | Цифровая библиотека | www.digitalbookindex.org | ||
Э8 | Онлайн-библиотека биологической литературы | www.biolib.de | ||
Э9 | BioOne Complete | www.bioone.org | ||
Э10 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э11 | Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву | www.consultant.ru | ||
Э12 | Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек | tusearch.blogspot.com | ||
Э13 | Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий | www.nature.web.ru | ||
Э14 | Сетевое информационное издание о современной биологии | biomolecula.ru | ||
Э15 | База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)» | www.gbif.org | ||
Э16 | База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн | www.plantarium.ru | ||
Э17 | База данных «Биоразнообразие животных в России» | www.zin.ru | ||
Э18 | База данных по биологии человека | humbio.ru | ||
Э19 | Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России | www.binran.ru | ||
Э20 | Информационный портал «Этология» | ethology.ru | ||
Э21 | Практическая молекулярная биология | molbiol.edu.ru | ||
Э22 | Тематический сайт по биоэтике | bioethics.imbp.ru | ||
Э23 | Научно популярный портал «Элементы большой науки» | elementy.ru | ||
Э24 | Биометрика для медиков и биологов | www.biometrica.tomsk.ru | ||
Э25 | Курс "Moodle" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
База данных GenBank «EBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ebi.ac.uk/ База данных GenBank «NCBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ncbi.nlm.nih.gov Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия. Доступ к большинству позиций свободный. Имеются ссылки на большинство журналов по биологии.. http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de¬ation=W База мировых данных по видам вирусов, грибов, бактерий, растений и животных. Для выполнения курсовых и дипломных работ, а также как вспомогательный материал по спецкурсам: http://www.catalogueoflife.org/ Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный): https://openlibrary.org/ Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi Онлайн-библиотека биологической литературы. Доступ свободный. http://www.biolib.de/ BioOne Complete база данных полнотекстовых статей более чем 200 журналов по биологии, экологии и др.: http://www.bioone.org/ Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 26 млн научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов, из которых более 4800 журналов в открытом доступе: https://elibrary.ru/defaultx.asp База данных по статьям, журналам, книгам издательства JSTOR: https://www.jstor.org/ База данных издательства Springer по статьям, журналам, книгам, учебникам по всем разделам биологии: https://link.springer.com/ Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы): http://www.consultant.ru/ Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек. В поисковике отобраны лучшие библиотеки, в большинстве которых можно скачать материалы в полном объеме без регистрации. В список включены библиотеки иностранных университетов и научных организаций: http://tusearch.blogspot.com Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий, позволяющая накапливать материалы, систематизировать их в соответствии с внутренним рубрикатором и автоматически связывать новые поступающие документы с уже имеющейся базой http://www.nature.web.ru/ Сетевое информационное издание о современной биологии. Сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии. На «биомолекуле» еженедельно выходит дайджест научных журналов Nature и Science, публикуются новости, обзоры актуальных тем и вдумчивые эссе, рассказывается о достижениях и судьбах нобелевских лауреатов и других знаменитостей в области наук о жизни. https://biomolecula.ru/ Новые публикации, а также переводы наиболее значимых исследований и открытий по естественным наукам, видеолекции наиболее выдающихся исследователей, особенно много материалов по молекулярной биологии, теории эволюции, генетике, биологическому разнообразию http://elementy.ru/ Крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека: http://antropogenez.ru/ Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции. Видеозаписи выступлений. Научно-популярная, научная, учебная литература по эволюционной биологии (большая коллекция русско- и англоязычных источников): http://www.evolbiol.ru/ Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки. Является крупнейшим легальным научно-образовательным ресурсом российского сегмента сети Интернет: http://cyberleninka.ru/ Научная и научно-популярная литература по всем отраслям биологии: http://scilib-biology.narod.ru/ Красная книга Алтайского края. Растения и грибы http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/ Красная книга Алтайского края. Животные http://ssbg.asu.ru/trudi/red_book_alt.kr_animals.pdf |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
В ходе изучения учебной дисциплины "Методология научного исследования" студенты получают знания об особенностях организации и управлении научными исследованиями, знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладевают навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий. В процессе изучения курса "Методология научного исследования" студенты должны ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методология научного исследования" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа. Лабораторные занятия проводятся с целью получения, углубления и закрепления знаний. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы студент используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме защиты курсовой работы. |