МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и прикладная биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БХиПБТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - сформировать целостное представление о биосфере как глобальной системе Земли, обладающей механизмами саморегуляции.
Задачи:
- познакомить с основами организации и функционирования биосферы;
- показать ведущую роль живого вещества в планетарном масштабе;
- выявить причины антропогенного изменения "организованности" биосферы;
- показать необходимость сохранения биоразнообразия и рационального использования природных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать философские концепции естествознания и понимание современных биосферных процессов для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности;
ОПК-3.1 Знает основные философские концепции естествознания, основы учения о биосфере и модели развития биосферных процессов для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности
ОПК-3.2 Умеет использовать основные философские концепции естествознания для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности, формирования научного мировоззрения
ОПК-3.3 Умеет показать роль современных биосферных процессов для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает философские концепции естествознания и предпосылки их становления
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать современные подходы и методологию научного познания при изучении различных уровней организации живой материи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами научного познания современных биосферных процессов для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Появление понятия о биосфере
1.1. История развития идей и представлений философов и ученых о мироздании, динамике становления естественных наук в изучении биосферы и их значении. Характеристика биосферы. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Эволюция представлений о единой картине мира. Появление и трансформация представлений о биосфере, как оболочке Земли. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Учение В.И.Вернадского о биосфере
2.1. Краткая биография В.И. Вернадского и его вклад в науку. Учение В.И. Вернадского о биосфере и новое научное мировоззрение. Биосфера и границы жизни. Верхняя граница и озоновый экран. Неоднозначность нижней границы биосферы. Видовое многообразие и биомасса. Основные свойства биосферы как системы: открытость (потоки вещества и энергии), полуизолировнность, динамичность, неравновесность и нелинейность. Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
2.2. Типы вещества в биосфере. Живое вещество – центральное звено биосферы. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере. Вертикальная и горизонтальная структуры биосферы. Основные функции живого вещества в биосфере (по В.И. Вернадскому и А.В. Лапо). Биогеохимические принципы. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Космос и биосфера. Космологический смысл учения В.И. Вернадского. Человек в биосфере. Создание новой ноосферной организованности. Учение о биосфере – научный фундамент современной экологии. Сам. работа 2 11 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Эволюция биосферы
3.1. Периодизация эволюции биосферы. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Организованность биосферы и ее усложнение с эволюцией жизни. Изменение общей биомассы и продуктивности. Изменение энергетики биосферы. Изменение информационного "фонда". Геохронология развития живых организмов. Основные этапы развития биосферы. Влияние эволюции живого на состав биосферы. Стабилизация химизма океана. Эволюция земной коры и верхней мантии. Выход живых организмов на сушу и ее биогенное преобразование. Сам. работа 2 9 Л1.1, Л2.1
3.3. Взаимодействие эволюции видов и эволюции биосферы. О возникновении биосферы. Единство процессов видообразования и эволюции биосферы. Геохимическая трактовка вида и видообразования. Биосферная детерминация процессов макроэволюции. Основные тенденции в эволюции биосферы. Рост биомассы и организованности биосферы. Роль живого вещества в становлении и стабилизации поверхностных оболочек Земли. Накопление энергии в биосфере. Биосферные адаптации. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Устойчивое развитие и современные проблемы человечества
4.1. Исторические, экономические и социальные причины возникновения экологических и других глобальных проблем. Классификация глобальных экологических проблем человечества и деградация природной среды. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Загрязнение, обезлесение, опустынивание и другие экологические проблемы. Антропогенные воздействия на природную среду и их последствия. Виды антропогенных воздействий и деградация природной среды в глобальном, региональном и локальном масштабе. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы охраны атмосферы
5.1. Охрана атмосферы: основные загрязнители атмосферы, физико-химические методы очистки воздуха. Локальные экологические проблемы загрязнения атмосферы. Источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах. Зимний и летний смог. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Глобальные экологические проблемы загрязнения атмосферы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Парниковый эффект, “озоновые дыры” и глобальное изменение климата: миф и реальность. Кислотные осадки, их причины и последствия. Сам. работа 2 9 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Проблемы охраны гидросферы
6.1. Глобальный круговорот воды и его роль. Водные ресурсы. Регулирование водопотребления. Проблемы качества воды. Водно-экологические катастрофы. Проблемы загрязнения прибрежных зон и открытого моря. Использование морских биологических ресурсов. Загрязнение Мирового океана. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Подходы в охране гидросферы: методы водоподготовки, замкнутые водооборотные системы, методы очистки сточных вод. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Кем в 1875 г. впервые был использован термин «биосфера»?
а) Ж.-Б. Ламарком
б) В.И. Вернадским
в) Э. Зюссом
г) П. Тейяром де Шарденом
2. Сохранению биосферы способствует
а) создание агроценозов
б) поддержание в ней биоразнообразия
в) строительство водохранилищ
г) смена экосистем
3. Какова роль озонового слоя в сохранении жизни на Земле?
а) поглощает инфракрасное излучение
б) поглощает ультрафиолетовое излучение
в) предотвращает испарение воды из атмосферы
г) предотвращает метеоритные дожди
4. Защита окружающей среды от загрязнения способствует сохранению и устойчивому развитию биосферы, так как при этом …
а) сообщества не изменяются в течение года
б) не изменяются состав и свой¬ства среды обитания организмов
в) не разрушается литосфера
г) выше скорость эволюции
5. Необходимое условие устойчивого развития биосферы – …
а) создание искусственных агроценозов
б) сокращение численности хищных животных
в) развитие промышленности с учётом экологических закономерностей
г) уничтожение насекомыхвредителей сельско-хозяйственных культур
6. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает …
а) наличие в ней хищников
б) создание заповедных территорий
в) применение на полях высокой агротехники
г) биологический круговорот веществ
7. Причиной расширения площади пустынь в биосфере является …
а) накопление углекислого газа в атмосфере
б) расширение биотических связей организмов
в) сокращение территории, занятой лесами
г) обеднение почв минеральными веществами
8. Сохранению биологического разнообразия в биосфере способствует …
а) создание заповедников и заказников
б) отстрел хищников
в) вселе¬ние новых видов в экосистему
г) распашка степей
9. Границы биосферы определяются …
а) вечной мерзлотой
б) пи¬ще¬вы¬ми свя¬зя¬ми между организмами разных видов
в) необходимыми для жизни ор¬га¬низмов условиями
г) круговоротом веществ в ней
10. Углекислый газ поступает в биосферу в результате …
а) фотосинтеза
б) гниения органических остатков
в) восстановления минералов
г) грозовых разрядов в атмосфере
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты на тему:
1. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
2. Возникновение биосферы и общие представления о ее эволюции.
3. Изменение биомассы и продуктивности в эволюции биосферы.
4. Биосферные адаптации.
5. Основные этапы эволюции биосферы по уровню содержания О2.
6. Происхождение атмосферы Земли. Гравитационная дифференциация недр.
7. Происхождение гидросферы Земли.
8. Кислородные революции в истории биосферы Земли.
9. Общая характеристика криптозоя.
10. Общая характеристика фанерозоя.
11. Эволюция биосферы в палеозое (кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь).
12. Эволюция биосферы в мезозое (триас, юра, мел).
13. Эволюция биосферы в кайнозое (палеоген, неоген, антропоген).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Предпосылки и истоки учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
2. Биосфера и ноосфера. Границы биосфера и ее структура.
3. Разнообразие живых организмов в биосфере. Биомасса биосферы.
4. Типы вещества биосферы по В.И. Вернадскому.
5. Функции живого вещества в биосфере.
6. Живое вещество в ходе эволюции биосферы.
7. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского.
8. Биосферные адаптации.
9. Эволюция биосферы. Основные этапы, причины, последствия.
10. Ранние этапы эволюции биосферы (криптозой).
11. Эволюция биосферы в фанерозое.
12. Биогеохимические круговороты вещества и потоки энергии.
13. Круговорот воды.
14. Круговороты газообразных веществ в биосфере (кислород, углекислый газ, азот).
15. Осадочные циклы (круговороты фосфора, кальция, серы, железа) в биосфере.
16. Источники и потоки энергии в биологических системах.
17. Концепция В.И. Вернадского о биосфере.
18. Продуктивность биосферы.
19. Демографические проблемы и биосфера.
20. Влияние антропогенной деятельности на биосферу и глобальные экологические проблемы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. З. Еремченко Учение о биосфере: учеб. пособие для вузов. М. : Академия,, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вернадский В. И Живое вещество и биосфера: М.: Наука, 1978
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru
Э2 http://www.biblioclub.ru
Э3 http://www.ecolife.ru
Э4 Курс в Moodle "Учение о биосфере" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. ОНД-86.
Microsoft Windows
7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.