Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.06.01. Биологические науки |
Направленность | Ботаника; Физиология; Экология; Зоология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_06_01_Биологические науки-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. | Цель учебной дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о проблематике современных зоологических исследований и актуальных научно-исследовательских задачах анатомии, морфологии, систематики, экологии животных. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.4 |
ПК-3 | cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систематические группы животных, их классификацию: основные принципы, таксоны, биноминальную номенклатуру видов, основные направления эволюции животных, происхождtние, основные тенденции в развитии систем органов, ароморфозы и дегенерации в филогенезе, принципы молекулярной таксономии животных и установления филогенетических взаимоотношений между таксонами и популяциями |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться лабораторным оборудованием и инструментами для зоологических исследований; отражать полученные в ходе исследований результаты в знаковой форме собирать полевой материал для зоологических исследований, пользоваться определителями и ключами для определения отдельных групп животных организовывать этологические наблюдения в естественной среде и в лабораторных условиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами определения животных, методами решения зоологических задач, графического отображения результатов исследований навыками поиска информации в современных базах данных научной информации навыками пользования микроскопом, изготовления временных микропрепаратов, влажных постоянных препаратов животных |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ПРОБЛЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАЗИЙ, ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ | ||||||
1.1. | Понятие о биологических инвазиях | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Чужеродные и инвазивные виды животных в рецентной фауне региона | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.3 |
1.3. | Характеристика инвазионного процесса | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л3.3, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.4. | Экологические последствия биологических инвазий | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3 | |
Раздел 2. СИНУРБИЗАЦИЯ И СИНАНТРОПИЗАЦИЯ ЖИВОТНЫХ | ||||||
2.1. | Тенденции урбанизации животных | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2 |
2.2. | Проблема пест-видов | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л3.1 |
2.3. | Программа пест-менеджмента | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л3.3 |
2.4. | Современные методы контроля численности пест-видов животных | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3 | |
Раздел 3. СОВРЕМЕННЫЕ ДНК-ТЕХНОЛОГИИ В ЗООЛОГИИ | ||||||
3.1. | ДНК-баркодинг, метабаркодинг и их использование при работе с животными разных таксонов | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.3 |
3.2. | Современные проблемы биотехнологии охраняемых животных | Практические | 4 | 4 | ПК-3 | Л3.2, Л1.1 |
3.3. | Генетические болезни крупного рогатого скота | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3 | |
Раздел 4. Перспективные направления развития современной зоологии | ||||||
4.1. | Карта науки и междунаролдные коллаборации зоологов АлтГУ | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
4.2. | Clarivate Analytics Research Fronts | Практические | 4 | 4 | ПК-3 | Л3.2 |
4.3. | Clarivate Analytics: Nobel Citation Laureates | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3 | Л3.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС по дисциплине Актуальные пр. зоологии.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тулякова О.В. | Биология с основами экологии: Учебное пособие | Москва; Берлин:Директ-Медиа, 2019 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Буруковский Р.Н. | Зоология беспозвоночных: Учебное пособие // Электронная книга издательства "Проспект науки" | СПб: Проспект науки, 2017 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Лопатин И.К. | Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов | Минск : Вышсш. школа, 2002. | 5 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дзержинский Ф. Я., Васильев Б. Д., Малахов В. В. | Зоология позвоночных: учебник | М.: Академия, 2014 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Черепанов Г.О., Иванов А.О. | Палеозоология позвоночных: учеб. пособие | М.: Академия, 2007 | |
Л3.2 | П. С. Нефедьев, В. Н. Долгин | Зоология позвоночных [Электронный ресурс]: практ. занятия: учеб. пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л3.3 | И. К. Лопатин, Ж. Е. Мелешко | Зоология беспозвоночных: учеб. пособие для вузов по биол. спец. | Минск: БГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) http://www.eti.uva.nl http://fishbase.nrm.se http://research.calacademy.org/research/ichthyology/catalog/ |
Приступая к изучению дисциплины, аспирант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Актуальные проблемы зоологии". Изучение дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (практические работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1573). Дисциплина «Актуальныt проблемы зоологиии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время аспирант получает систематизированные научные знания о предмете «Актуальные проблемы зоологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, аспирант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты практического задания. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена. При подготовке к лабораторному занятию аспиранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения аспиранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |