МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы зоологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьБотаника; Физиология; Экология; Зоология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_06_01_Биологические науки-2021,2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., Зав., Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Проф., Яковлев Р.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы зоологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о проблематике современных зоологических исследований и актуальных научно-исследовательских задачах анатомии, морфологии, систематики, экологии животных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систематические группы животных, их классификацию: основные принципы, таксоны, биноминальную номенклатуру видов,
основные направления эволюции животных, происхождtние, основные тенденции в развитии систем органов, ароморфозы и дегенерации в филогенезе,
принципы молекулярной таксономии животных и установления филогенетических взаимоотношений между таксонами и популяциями
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться лабораторным оборудованием и инструментами для зоологических исследований; отражать полученные в ходе исследований результаты в знаковой форме
собирать полевой материал для зоологических исследований, пользоваться определителями и ключами для определения отдельных групп животных
организовывать этологические наблюдения в естественной среде и в лабораторных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами определения животных, методами решения зоологических задач, графического отображения результатов исследований
навыками поиска информации в современных базах данных научной информации
навыками пользования микроскопом, изготовления временных микропрепаратов, влажных постоянных препаратов животных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ПРОБЛЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАЗИЙ, ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1.1. Понятие о биологических инвазиях Лекции 4 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1
1.2. Чужеродные и инвазивные виды животных в рецентной фауне региона Лекции 4 2 ПК-3 Л1.3
1.3. Характеристика инвазионного процесса Практические 4 2 ПК-3 Л3.3, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.4. Экологические последствия биологических инвазий Сам. работа 4 12 ПК-3
Раздел 2. СИНУРБИЗАЦИЯ И СИНАНТРОПИЗАЦИЯ ЖИВОТНЫХ
2.1. Тенденции урбанизации животных Лекции 4 2 ПК-3 Л3.1, Л1.2
2.2. Проблема пест-видов Лекции 4 2 ПК-3 Л3.1
2.3. Программа пест-менеджмента Практические 4 2 ПК-3 Л3.3
2.4. Современные методы контроля численности пест-видов животных Сам. работа 4 12 ПК-3
Раздел 3. СОВРЕМЕННЫЕ ДНК-ТЕХНОЛОГИИ В ЗООЛОГИИ
3.1. ДНК-баркодинг, метабаркодинг и их использование при работе с животными разных таксонов Лекции 4 2 ПК-3 Л1.3
3.2. Современные проблемы биотехнологии охраняемых животных Практические 4 4 ПК-3 Л3.2, Л1.1
3.3. Генетические болезни крупного рогатого скота Сам. работа 4 12 ПК-3
Раздел 4. Перспективные направления развития современной зоологии
4.1. Карта науки и междунаролдные коллаборации зоологов АлтГУ Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л3.2, Л1.1
4.2. Clarivate Analytics Research Fronts Практические 4 4 ПК-3 Л3.2
4.3. Clarivate Analytics: Nobel Citation Laureates Сам. работа 4 12 ПК-3 Л3.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тулякова О.В. Биология с основами экологии: Учебное пособие Москва; Берлин:Директ-Медиа, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Буруковский Р.Н. Зоология беспозвоночных: Учебное пособие // Электронная книга издательства "Проспект науки" СПб: Проспект науки, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Лопатин И.К. Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов Минск : Вышсш. школа, 2002. 5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дзержинский Ф. Я., Васильев Б. Д., Малахов В. В. Зоология позвоночных: учебник М.: Академия, 2014
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черепанов Г.О., Иванов А.О. Палеозоология позвоночных: учеб. пособие М.: Академия, 2007
Л3.2 П. С. Нефедьев, В. Н. Долгин Зоология позвоночных [Электронный ресурс]: практ. занятия: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.3 И. К. Лопатин, Ж. Е. Мелешко Зоология беспозвоночных: учеб. пособие для вузов по биол. спец. Минск: БГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://www.eti.uva.nl
http://fishbase.nrm.se
http://research.calacademy.org/research/ichthyology/catalog/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, аспирант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Актуальные проблемы зоологии".
Изучение дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (практические работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1573).
Дисциплина «Актуальныt проблемы зоологиии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время аспирант получает систематизированные научные знания о предмете «Актуальные проблемы зоологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, аспирант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты практического задания. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию аспиранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения аспиранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.