МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильИнформатика и вычислительная техника
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_ИиВТ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Шайдуров Александр Алексеевич;старший преподаватель, Шмаков Игорь Александрович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/23-24
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/23-24
Заведующий кафедрой к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Информатика» является углубление общего информационного образования и информационной культуры студентов, а также формирование компьютерной грамотности, базовых практических знаний и навыков использования современных информационных технологий в различных областях профессиональной деятельности и решения типовых задач информационного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знать: основы математики, физики, вычислительной техники и программирования
ОПК-1.2 Уметь: решать стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования.
ОПК-1.3 Владеть: навыками теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности
ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знать: современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Уметь: выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеть: навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-9Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач.
ОПК-9.1 Знать: классификацию программных средств и возможности их применения для решения практических задач
ОПК-9.2 Уметь: находить и анализировать техническую документацию по использованию программного средства, выбирать и использовать необходимые функции программных средств для решения конкретной задачи
ОПК-9.3 Владеть: способами описания методики использования программного средства для решения конкретной задачи в виде документа, презентации или видеоролика
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы математики, физики, вычислительной техники и программирования;
современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности;
классификацию программных средств и возможности их применения для решения практических задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования;
выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности;
находить и анализировать техническую документацию по использованию программного средства, выбирать и использовать необходимые функции программных средств для решения конкретной задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности;
навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
способами описания методики использования программного средства для решения конкретной задачи в виде документа, презентации или видеоролика.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие теоретические основы информатики
1.1. Понятие информатики; история развития информатики; место информатики в ряду других фундаментальных наук; мировоззренческие экономические и правовые аспекты информационных технологий; понятие информации и ее измерение; количество и качество информации; единицы измерения информации; информация и энтропия; сообщения и сигналы; кодирование и квантование сигналов; информационный процесс в автоматизированных системах; фазы информационного цикла и их модели; информационный ресурс и его составляющие; информационные технологии. Лекции 1 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.2. Понятие информатики; история развития информатики; место информатики в ряду других фундаментальных наук; мировоззренческие экономические и правовые аспекты информационных технологий; понятие информации и ее измерение; количество и качество информации; единицы измерения информации; информация и энтропия; сообщения и сигналы; кодирование и квантование сигналов; информационный процесс в автоматизированных системах; фазы информационного цикла и их модели; информационный ресурс и его составляющие; информационные технологии. Сам. работа 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Аппаратные и программные средства информационных технологий
2.1. Технические и программные средства информационных технологий; основные виды обработки данных; обработка аналоговой и цифровой информации; устройства обработки данных и их характеристики; понятие и свойства алгоритма; принцип программного управления; функциональная и структурная организация компьютера; сетевые технологии обработки данных; виды и характеристики носителей и сигналов; спектры сигналов; модуляция и кодирование; каналы передачи данных и их характеристики; методы повышения помехоустойчивости передачи и приема; современные технические средства обмена данных и каналообразующей аппаратуры; типы и структуры данных. Лекции 1 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Технические и программные средства информационных технологий; основные виды обработки данных; обработка аналоговой и цифровой информации; устройства обработки данных и их характеристики; понятие и свойства алгоритма; принцип программного управления; функциональная и структурная организация компьютера; сетевые технологии обработки данных; виды и характеристики носителей и сигналов; спектры сигналов; модуляция и кодирование; каналы передачи данных и их характеристики; методы повышения помехоустойчивости передачи и приема; современные технические средства обмена данных и каналообразующей аппаратуры; типы и структуры данных. Сам. работа 1 7 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Типовые задачи информационного обеспечения
3.1. Подготовка, редактирование и оформление текстовой документации, графиков, диаграмм и рисунков; обработка числовых данных в электронных таблицах; основы компьютерной коммуникации; Автоматизация документооборота; Задачи графической обработки; Задачи табличной, статистической и математической обработки; Задачи накопления и хранения данных4 Базы данных (БД); Справочные и экспертные системы; Базы знаний; Система компьютерной верстки TeX. Лекции 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.2. Подготовка, редактирование и оформление текстовой документации, графиков, диаграмм и рисунков; обработка числовых данных в электронных таблицах; основы компьютерной коммуникации; Автоматизация документооборота; Задачи графической обработки; Задачи табличной, статистической и математической обработки; Задачи накопления и хранения данных4 Базы данных (БД); Справочные и экспертные системы; Базы знаний; Система компьютерной верстки TeX. Сам. работа 1 10 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Информационные системы и сети
4.1. Организация данных на устройствах с прямым и последовательным доступом; файлы данных; файловые структуры; носители информации и технические средства для хранения данных; представление информации в цифровых автоматах (ЦА); позиционные системы счисления; методы перевода чисел; форматы представления чисел с плавающей запятой; двоичная арифметика; коды: прямой, обратный, дополнительный, модифицированный; выполнение арифметических операций с числами с фиксированной и плавающей запятой; информационные основы контроля работы цифровых автоматов; систематические коды; контроль по четности, нечетности, по Хеммингу; Средства коммуникаций в информационных системах; Компьютерные сети; Информационные системы (ИС); Технологии информационной безопасности; Интернет; WWW; Основы автоматизации задач; Алгоритмизация и программирование. Лекции 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.2. Организация данных на устройствах с прямым и последовательным доступом; файлы данных; файловые структуры; носители информации и технические средства для хранения данных; представление информации в цифровых автоматах (ЦА); позиционные системы счисления; методы перевода чисел; форматы представления чисел с плавающей запятой; двоичная арифметика; коды: прямой, обратный, дополнительный, модифицированный; выполнение арифметических операций с числами с фиксированной и плавающей запятой; информационные основы контроля работы цифровых автоматов; систематические коды; контроль по четности, нечетности, по Хеммингу; Средства коммуникаций в информационных системах; Компьютерные сети; Информационные системы (ИС); Технологии информационной безопасности; Интернет; WWW; Основы автоматизации задач; Алгоритмизация и программирование. Сам. работа 1 0 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 5. Лабораторный практикум
5.1. Программы-оболочки. Операции с файловой системой. Стандартные приложения операционной системы. Механизм связывания и внедрения объектов. Буфер обмена. Лабораторные 1 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.2. Текстовый процессор. Основы работы. Ввод и форматирование текста. Верстка абзацев и страниц. Вставка иллюстраций, таблиц. Создание собственных иллюстраций в векторном формате. Использование стилей в текстовом документе. Поля форм. Средства автоматизации (вставка оглавлений, предметных указателей, списков таблиц и иллюстраций). Лабораторные 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.3. Табличный процессор. Простейшие расчеты. Стандартные функции различных категорий. Загрузка данных из внешних источников. Средства визуализации данных. Сортировка и фильтрация данных. Группировка данных, сводные таблицы и итоги. Лабораторные 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.4. Реляционные системы управления базами данных (СУБД). Основы работы. Создание таблиц. Загрузка данных из внешних источников. Индексирование и связывание таблиц. Простейшие запросы к базам данных. Лабораторные 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.5. Основные форматы и технологии создания электронных презентаций. Лабораторные 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.6. Система компьютерной верстки TeX. Основы оформления документов. Лабораторные 1 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.7. Система компьютерной верстки TeX. Основы создания презентаций. Лабораторные 1 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.8. Веб-броузер. Интранет-ресурсы учебно-методического назначения. Сам. работа 1 12 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.9. Программы просмотра графических файлов. Графические редакторы и конверторы. Сравнение распространенных растровых графических форматов, использующих сжатие с потерями. Создание и редактирование векторных и растровых графических документов, конвертация в различные форматы. Сам. работа 1 13 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
5.10. Работа с программами архивации данных. Эффективность обратимого сжатия данных разного типа и данных, закодированных в разных форматах. Сам. работа 1 13 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 6. Аттестация
6.1. Экзамен 1 27 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6562.

Вопросы закрытого типа:
Вопросы к ОПК-1:
1. Расставьте объемы памяти в соответствии с требованиями: 1. Минимальный а. мегабайт 2. Средний б. гигабайт 3. Максимальный в. терабайт Ответ: 1а, 2б, 3в.
2. Какая система счисления используется в компьютере: 1. Десятичная 2. Восьмеричная 3. Шестнадцатеричная 4. Двоичная Ответ: 4.
3. В какой системе счисления значение цифры зависит от её положения в числе: 1. Непозиционная 2. Позиционная Ответ: 2.
4. Какие цифры содержатся в троичной системе счисления: 1. 0 2. 1 3. 2 4. 3 5. 4 6. 5 7. 6 8. 7 Ответ: 1, 2, 3.
5. Как называется количество цифр в системе счисления: 1. Позиция 2. Порядок 3. Алфавит 4. Основание Ответ: 4.
6. К аудиоинформации можно отнести информацию, которая передается посредством: 1. переноса вещества 2. электромагнитных волн 3. световых волн 4. звуковых волн Ответ: 4.
7. За минимальную единицу измерения количества информации принят: 1. 1 слово 2. 1 пиксель 3. 1 байт 4. 1 бит Ответ: 4.
8. 1 бит – это: 1. 1 или 0 2. 01 3. 11 4. 10 Ответ: 1.
9. Информация – это: 1. знаки и символы 2. представление реального мира при помощи знаков и символов 3. память 4. символы Ответ: 2.
10. Укажите виды информации по форме представления: 1. текстовая 2. числовая 3. символьная 4. графическая 5. табличная 6. социальная 7. математическая 8. визуальная Ответ: 1, 2, 3, 4, 5.
11. Выберите функции, выполняемые операционной системой: 1. управление устройствами 2. управление процессами 3. управление памятью 4. управление данными 5. создание текстовых документов 6. программирование Ответ: 1, 2, 3, 4.
12. Резидентная часть операционной системы постоянно находящаяся в оперативной памяти персонального компьютера в течение всей работы системы — это: 1. ядро операционной системы 2. оболочка операционной системы 3. транзитная часть операционной системы 4. драйвера 5. периферия Ответ: 1.
13. jpg, gif, png, tiff — это: 1. названия различных файловых систем 2. расширения графических файлов 3. расширения текстовых файлов 4. расширения программных файлов Ответ: 2.
14. Принципиальные отличия GNU/Linux от MS Windows: 1. открытость кода операционной системы 2. простота использования 3. наличие нескольких графических оболочек 4. наличие большого количества легально распространяемых практически бесплатно версий 5. широкая известность и популярность Ответ: 1.
15. Кто такой Провайдер: 1. Организация или служба, предоставляющая доступ в Сеть 2. Должность сотрудника, обеспечивающего доступ в сеть для корпоративных компьютеров 3. Сетевая служба в операционной системе 4. Фамилия человека, придумавшего Internet. Ответ: 1.

Вопросы к ОПК-2:
1. Хеш-табли́ца — это структура данных, реализующая интерфейс ассоциативного массива, а именно, она позволяет хранить пары (ключ, значение) и выполнять три операци. Ответ: да.
2. Стандарты кодирования GNU это набор правил и рекомендаций для написания программ, совместимых с GNU. Стандарты кодирования GNU были написаны Ричардом Мэттью Столлманом и другими волонтерами проекта GNU. Ответ: да.
3. Интерфе́йс (англ. interface) — программная/синтаксическая структура, определяющая отношение между объектами, которые разделяют определённое множество и не связаны никак иначе. Ответ: да.
4. В языке Си, структура (struct) — композитный тип данных, инкапсулирующий без сокрытия набор значений различных типов. Ответ: да.
5. Соотнесите определения и их описания: 1. Процеду́рное программи́рование 2. Функциона́льное программи́рование 3. Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) а. программирование на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка. б. раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). в. методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определённого класса, а классы образуют иерархию наследования. Ответ: 1а, 2б, 3в.
6. Соотнесите язык программирования и объявление функции: 1. python 2. ruby 3. perl 4. go а. def equal_string(A, B): б. def test(a1 = "Ruby", a2 = "Perl") в. sub subroutine_name { г. func fc(i, j, k int) int { Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г.
7. Соотнесите язык программирования и объявление цикла for: 1. python 2. ruby 3. perl 4. go а. for i in range(1, 5): б. for i in 1..n do в. for (my $i=0; $i <= 9; $i++) { г. for i <= stop { Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г.
8. Соотнесите операторы в языке программирования Go: 1. break 2. continue а. останавливает выполнение текущего цикла. б. используется, когда требуется пропустить оставшуюся часть цикла, вернуться в начало цикла и продолжить новую итерацию этого цикла. Ответ: 1а, 2б.
9. Для языка программирования Ruby соотнесите генерацию последовательности и результат: 1. (1..5) 2. (1...5) 3. ('a'..'d') а. 1, 2, 3, 4, 5 б. 1, 2, 3, 4 в. 'a', 'b', 'c', 'd' Ответ: 1а, 2б, 3в.
10. Соотнесите методы и их описания (язык программирования Python): 1. «__init__» 2. «__repr__» 3. «__str__» а. данный метод вызывается при создании объекта (конструктор). б. данный метод должен возвращать текстовую строку, содержащую код (на языке Python), создающую объект, равный данному. в. данный метод возвращает строку, являющуюся описанием объекта в том виде, в котором его удобно будет воспринимать человеку. Ответ: 1а, 2б, 3в.
11. Соотнесите команды (язык программирования Python библиотека matplotlib): 1. plt.plot() 2. plt.xlabel() 3. plt.ylabel() 4. plt.show() 5. plt.title() 6. plt.xlim() 7. plt.ylim() а. построить рисунок б. надписи по оси X в. надписи по оси Y г. отобразить рисунок д. устанавливает заголовок рисунка е. ограничить рисунок по X ё. ограничить рисунок по Y Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г, 5д, 6е, 7ё.
12. Команда plot нужна для (язык программирования Python и библиотека matplotlib): 1. построения двумерных зависимостей 2. построения одномерных зависимостей 3. построения трехмерных зависимостей 4. вывода анимации Ответ: 1.
13. Класс range() языка программирования Python генерирует последовательность в которой stop входит в последовательность? Ответ: нет.
14. Отметьте верные варианты написания строк по PEP8 (язык программирования Python): 1. def calc_dist(start, stop, step): 2. for i in range(start, stop, step): 3. Class my_class(): 4. def CalcDist(start, stop, step): Ответ: 1, 2.
15. Возможно ли создавать конфигурационные файлы Gnuplot для построения графиков без захода в режим интерпретации? Ответ: да.

Вопросы к ОПК-9:
1. UML является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. Ответ: да.
2. Стек (англ. stack — стопка; читается стэк) — абстрактный тип данных, представляющий собой список элементов, организованных по принципу LIFO (англ. last in — first out, «последним пришёл — первым вышел»). Ответ: да.
3. Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) — раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). Ответ: нет.
4. Функциона́льное программи́рование — раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). Ответ: да.
5. Условия Йоды (от англ. Yoda conditions), или нотация Йоды (англ. Yoda notation) в жаргоне программистов — «безопасный» стиль записи выражений сравнения при программировании на языках с Си-синтаксисом, заключающийся в написании константного члена выражения (константы или вызова функции) слева от оператора сравнения (то есть 5 \=\= a вместо привычного а \=\= 5). Ответ: да.
6. Станда́рт оформле́ния ко́да (станда́рт коди́рования, стиль программи́рования) (англ. coding standards, coding convention или programming style) — набор правил и соглашений, используемых при написании исходного кода на некотором языке программирования. Ответ: да.
7. Соотнесите определения и их описания: 1. Абстра́кция в ООП 2. Инкапсуляция 3. Наследование 4. Полиморфизм а. это использование только тех характеристик объекта, которые с достаточной точностью представляют его в данной системе. б. в информатике размещение в одном компоненте данных и методов, которые с ними работают. Также может означать скрытие внутренней реализации от других компонентов. в. концепция ООП, согласно которой абстрактный тип данных может наследовать данные и функциональность некоторого существующего типа, способствуя повторному использованию компонентов программного обеспечения. г. способность функции обрабатывать данные разных типов. Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г.
8. Соотнесите три операции со стеком с их описанием: 1. push 2. pop 3. peek а. добавление элемента (иначе проталкивание). б. удаление элемента. в. чтение головного элемента. Ответ: 1а, 2б, 3в.
9. Действия, выполняемые с информацией, называются: 1. информационными процессами 2. физическими процессами 3. структурными процессами 4. организационными процессами Ответ: 1.
10. Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком: 1. органами зрения 2. органами осязания (кожей) 3. органом обоняния 4. органами слуха Ответ: 1.
11. Слово длиной из 8 бит называется: 1. адресом 2. стандартом 3. битом 4. байтом Ответ: 4.
12. Основополагающее понятие ИНФОРМАТИКИ: 1. информационные технологии 2. процесс переработки информации 3. информационная модель 4. схема информационных обменов Ответ: 2.
13. Поставьте в соответствие название программы и определение: 1. Текстовый редактор 2. Графический редактор 3. Электронные таблицы 4. Браузер а. компьютерная программа, используемая для создания, редактирования и форматирования документов б. компьютерная программа создания и редактирования изображений (рисунков, фотографий и др.) в. компьютерная программа, предназначенная для обработки различных данных, представленных в табличной форме г. компьютерная программа, обеспечивающая доступ и перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г.
14. Установите соответствие между объектом БД и предназначением объекта: 1. таблица 2. форма 3. запрос 4. отчет а. хранение данных в виде записей и полей б. облегчение ввода данных в. получение необходимых данных г. печать данных Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г.
15. Программное обеспечение делится на: 1. Прикладное 2. Системное 3. Инструментальное 4. Компьютерное 5. Процессорное Ответ: 1, 2, 3.

Вопросы открытого типа:
Вопросы к ОПК-1:
1. Десятичное число 3 в двоичной системе счисления записывается как: Ответ: 11.
2. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения: Ответ: 2.
3. Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме: Ответ: 16.
4. Какой символ обязательно присутствует в адресе электронной почты? Ответ: @.
5. Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@mtu-net.ru; каково имя сервера: Ответ: mtu-net.ru.
6. Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@mtu-net.ru; каково имя домена верхнего уровня: Ответ: ru.
7. Firefox, Google Chrome и другие — это (ответ запишите во множественном числе): Ответ: браузеры.
8. Файл *.mdb используется для хранения базы MS ...: Ответ: Access.
9. Процессор обрабатывает информацию в ... коде: Ответ: двоичном.
10. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) является ... памятью: Ответ: энергонезависимой.
11. Обработка информации ЭВМ производится ...: Ответ: процессором или CPU.
12. Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 32 строки по 64 символа (в кодировке UNICODE) в строке (ответ целое число): Ответ: 160.
13. Текст в кодировке КОИ-8, занимает 0,25 КиБ памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст: Ответ: 256.
14. В палитре 32 цвета. Чему равна глубина цвета? (Так как глубина цвета измеряется в битах, то вам нужно указать количество бит): Ответ: 5.
15. В палитре 16 цветов. Чему равна глубина цвета? (Так как глубина цвета измеряется в битах, то вам нужно указать количество бит): Ответ: 4.
16. В палитре 256 цветов. Чему равна глубина цвета? (Так как глубина цвета измеряется в битах, то вам нужно указать количество бит): Ответ: 8.
17. Сколько в палитре цветов, если глубина цвета равна 1 бит: Ответ: 2.
18. Сколько в палитре цветов, если глубина цвета равна 3 бит: Ответ: 8.
19. Сколько цветов в палитре, если цветное изображение имеет размер 20х30 точек, а информационный объем равен 150 байт: Ответ: 4.
20. Сколько цветов в палитре, если цветное изображение имеет размер 20х30 точек, а информационный объем равен 600 байт: Ответ: 256.

Вопросы к ОПК-2:
1. Если в программе на языке программирования Go требуется вывести строку, то какую строчку нужно добавить в начале программы? Напишите её целиком. Ответ: import "fmt".
2. Исправьте строчку «fmt.Prtf("%d " fnew);». Напишите эту строку целиком. Ответ: fmt.Printf("%d ", fnew);.
3. Исправьте строчку «va n in64» (объявление переменной). Напишите эту строку целиком. Ответ: var n int64;.
4. Для языка программирования Ruby исправьте строчку «fr i in 1.5». Напишите эту строку целиком. Ответ: for i in 1..5.
5. Для языка программирования Ruby исправьте строчку «df my(var1 value1, var2 value2)». Напишите эту строку целиком. Ответ: def my(var1 = value1, var2 = value2)
6. Сколько раз выполнится цикл «for i in range(len(A)):», если «A = [1, 2, 3]»? Ответ: 3.
7. Исправьте строчку «def Dist(start, stop):» в соответствии с PEP8 (язык программирования Python). Напишите эту строку целиком. Ответ: def dist(start, stop):.
8. Для цикла «for i in range(start, 10, step):» (язык программирования Python). Напишите значения start, stop, step (пример: 1, 5, 3) чтобы цикл начался с 2-х и закончился 8-ю. Ответ: 2, 10, 2.
9. Вставьте необходимое слово в команду "**** '1.out' using 1:2:3 with pm3d" вместо **** (для программы Gnuplot): Ответ: splot.
10. Количество точек построения функций (samples) в gnuplot по умолчанию равно: Ответ: 100.
11. В Gnuplot имеется возможность повторной загрузки командного файла, это выполняется с использованием команды: Ответ: reread.
12. Напишите команду которая задаст соотношение высоты к ширине 2:1 (Gnuplot)?: Ответ: set size ratio 2.
13. Как расшифровывается сокращение lp в команде plot "out.dat" w lp (Gnuplot)?: Ответ: linespoints.
14. Напишите числом какой столбец из файла будет использоваться в качестве ординат при запуске команды plot "out.dat" using ($3+$1):2 with lines (Gnuplot)?: Ответ: 2.
15. Напишите какой столбец из файла будет использоваться в качестве абсцисс при запуске команды plot "out.dat" using 3:($1+$2) with lines (Gnuplot)?: Ответ: 3.
16. Напишите год первого релиза языка программирования Python: Ответ: 1991.
17. Напишите год первого релиза языка программирования Go: Ответ: 2009.
18. Напишите строчку подключения математической библиотеки в языке программирования Python, как синоним mh: Ответ: import math as mh.
19. Для подключения модуля «doctest» в Python как синоним dt используют следующую строчку: Ответ: import doctest as dt.
20. Чему должен быть равен «sys.argv[1]», чтобы выражение стоящее после «if (sys.argv[1] == 'help'):» выполнилось?: Ответ: help.

Вопросы к ОПК-9:
1. Со стеком возможны три операции (push, pop, peek) напишите ту, которая добавляет элемент: Ответ: push.
2. Со стеком возможны три операции (push, pop, peek) напишите ту, которая удаляет элемент: Ответ: pop.
3. Со стеком возможны три операции (push, pop, peek) напишите ту, которая читает элемент: Ответ: peek.
4. Напишите термин, который описывает способность функции обрабатывать данные разных типов: Ответ: полиморфизм.
5. Сколько цифр в двоичной системе счисления: Ответ: 2.
6. Сколько цифр в шестнадцатеричной системе счисления: Ответ: 16.
7. Укажите максимальное значение разряда в восьмеричной системе счисления: Ответ: 7.
8. FAT32, NTFS, Ext2, Ext3, Ext4 — это (напишите в единственном числе): Ответ: файловая система.
9. Программы, предназначенные для обслуживания конкретных периферийных устройств — это (напишите в единственном числе): Ответ: драйвер.
10. База данных у которой различные части хранятся на множестве компьютеров, объединённых между собой сетью назвается (одно слово, заканчивающиеся на -ой): Ответ: распределенной.
11. База данных у которой все части хранятся на одном компьютере назвается (одно слово, заканчивающиеся на -ой): Ответ: централизованной.
12. Программа, позволяющая управлять внешними устройствами компьютера, называется ...: Ответ: драйвер.
13. При переводе дробного числа 0,5 из десятичной системы счисления в двоичную получится число (например ответ будет выгядеть примерно так: 0,1101): Ответ: 0,1.
14. При переводе дробного числа 0,25 из десятичной системы счисления в двоичную получится число (например ответ будет выгядеть примерно так: 0,1101): Ответ: 0,01.
15. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица: Ответ: ASCII.
16. Укажите обратный код для десятичного числа 123: Ответ: 876.
17. Укажите обратный код для числа 123 (восьмеричная система счисления): Ответ: 654.
18. Укажите обратный код для числа 10 (десятичная система счисления): Ответ: 89.
19. Укажите обратный код для числа 10 (восьмеричная система счисления): Ответ: 67.
20. Сложите два числа в двоичной системе счисления: 1101+01: Ответ: 1110.

Вопросы по лабораторным работам связаны с их выполнением.

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не требуется.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 теоретических вопроса.
К зачёту/экзамену допускаются студенты, получившие допуск (сдавшие все лабораторные работы).

Теоретические вопросы к зачету/экзамену:
1. Информатика как наука. Предмет и задачи информатики. Место информатики в ряду фундаментальных наук. Информатика и Computer Science. История развития информатики и средств вычислительной техники. Информационные ресурсы. Информационные технологии. Мировоззренческие, социально-экономические, правовые аспекты информатики.
2. Сигналы и данные. Аналоговые и цифровые данные. Измерение объема данных. Системы счисления. Алгоритмы перевода целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями. Двоичный цифровой код.
3. Понятие об информации. Свойства информации. Измерение количества информации. Энтропийный (вероятностный) подход.
4. Кодирование числовых данных. Кодирование целых и вещественных чисел. Прямой, обратный, дополнительный код. Кодирование вещественных чисел с фиксированной и плавающей точкой. Двоичная арифметика.
5. Кодирование текстовых данных. Кодовые таблицы. ASCII-код. Кодирование символов национальных алфавитов. Unicode.
6. Кодирование графических данных. Растровая и векторная графика. Системы кодирования цвета.
7. Кодирование звуковых и видео- данных. Избыточность графических, аудио- и видеоформатов. Сжатие данных с потерями.
8. Структуры данных. Виды обработки данных. Типовые операции с данными. Организация данных на устройствах с прямым и последовательным доступом. Проблема адресации и фрагментации данных. Файловая система.
9. Передача данных. Помехоустойчивость каналов передачи. Контроль четности. Код Хемминга.
10. Архивация данных. Алгоритмы сжатия без потерь. Приемы и методы работы со сжатыми данными.
11. Аппаратные средства информационных технологий. ЭВМ. Классическая (фон-неймановсая) и современная архитектура ЭВМ. Классификация современных компьютеров.
12. Персональный компьютер (ПК). Форм-факторы и аппаратные платформы современных ПК. Стандарт PC. Центральный процессор ПК. RISC и CISC-архитектура. Многоядерная архитектура.
13. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера. Системная плата. Оперативная память. Кэш память. Энергонезависимая память. Внешние запоминающие устройства. Периферийное оборудование. Мониторы. Устройства ввода. Печатающие устройства. Сканеры.
14. Программные средства информационных технологий. Классификация программного обеспечения. Прикладные программные пакеты общего и специального назначения. Интегрированные программные комплексы. Электронный офис.
15. Операционные системы. Основные функции. Место в структуре программного обеспечения. Классификация. Операционные системы для PC-совместимых персональных компьютеров.
16. Задачи текстовой обработки. Визуальное и логическое проектирование печатного документа. Текстовые процессоры и настольные издательские системы. Переносимые форматы текстовых документов. Автоматизация документооборота.
17. Задачи графической обработки. Векторная и растровая графика. Форматы графических данных. Графические редакторы. Презентационные пакеты.
18. Задачи табличной, статистической и математической обработки. Табличные процессоры. Пакеты инженерных расчетов и реализации специализированных математических методов. Средства автоматизации научно-исследовательских работ.
19. Задачи накопления и хранения данных. Понятие базы данных (БД). Физическая и логическая организация данных в БД. Системы управления базами данных. Проектирование структур БД. Визуальное и логическое проектирование баз данных. Язык SQL.
20. Справочные и экспертные системы. Моделирование знаний. Основы технологий искусственного интеллекта.
21. Средства коммуникаций в информационных системах. Компьютерные сети. Понятие локальной и глобальной компьютерной сети. Структурная и функциональная организация компьютерных сетей. Сетевое оборудование.
22. Структура и состав современной автоматизированной информационной системы (ИС). Особенности построения ИС. Модели ИС. Тенденции развития ИС.
23. Введение в технологии информационной безопасности. Угрозы безопасности, характерные для современных распределенных систем обработки информации. Защищенная информационная система. Основные сервисы подсистемы информационной безопасности и механизмы их реализации. Шифрование.
24. Интернет. Основы построения и функционирования. История развития. Сервисы Интернет. Всемирная паутина. Языки разметки веб-документов.
25. Основы автоматизации задач. Постановка задачи. Алгоритмизация и программирование. Этапы разработки и жизненный цикл программ. Структурное и объектно-ориентированное программирование. Визуальное и макропрограммирование.
26. Основы работы с операционной системой. Основные элементы и технологии пользовательского интерфейса. Запуск и управление работой приложений.
27. Программы-оболочки. Операции с файловой системой. Стандартные приложения операционной системы. Механизм связывания и внедрения объектов. Буфер обмена.
28. Веб-броузер. Интранет-ресурсы учебно-методического назначения.
29. Работа с программами архивации данных. Эффективность обратимого сжатия данных разного типа и данных, закодированных в разных форматах.
30. Текстовый процессор. Основы работы. Ввод и форматирование текста. Верстка абзацев и страниц. Вставка иллюстраций, таблиц. Создание собственных иллюстраций в векторном формате.
31. Использование стилей в текстовом документе. Поля форм. Средства автоматизации (вставка оглавлений, предметных указателей, списков таблиц и иллюстраций).
32. Совместная работа над текстовым документом. Автоматизированные рассылки.
33. Программы просмотра графических файлов. Графические редакторы и конверторы. Сравнение распространенных растровых графических форматов, использующих сжатие с потерями. Создание и редактирование векторных и растровых графических документов, конвертация в различные форматы.
34. Основные форматы и технологии создания электронных презентаций.
35. Табличный процессор. Основы работы. Ввод данных. Форматирование таблиц. Формулы. Защита аргументов при автозаполнении.
36. Табличный процессор. Простейшие расчеты. Стандартные функции различных категорий.
37. Табличный процессор. Загрузка данных из внешних источников. Средства визуализации данных. Сортировка и фильтрация данных. Группировка данных, сводные таблицы и итоги.
38. Табличный процессор. Макропрограмммирование.
39. Табличный процессор. Построение регрессионных моделей и прогнозирование. Стандартный и обобщенный метод наименьших квадратов.
40. Табличный процессор. Численное решение алгебраических уравнений.
41. Табличный процессор. Статистическая обработка данных. Частотный анализ.
42. Табличный процессор. Задачи оптимизации (поиск экстремума целевой функции при заданной системе ограничений).
43. Табличный процессор. Решение задач, сводящихся к численному дифференцированию, интегрированию, решению обыкновенных дифференциальных уравнений простейшими разностными методами.
44. Реляционные системы управления базами данных (СУБД). Основы работы. Создание таблиц.
45. СУБД. Загрузка данных из внешних источников. Индексирование и связывание таблиц.
46. СУБД. Простейшие запросы к базам данных.
47. Система компьютерной верстки TeX. Основы создания простейщих документов.
48. Система компьютерной верстки TeX. Автоматические списки и ссылки. Оформление формулы.
49. Система компьютерной верстки TeX. Создание презентации с помощью пакета Beamer.
50. Система компьютерной верстки TeX. Оформление библиографии по ГОСТ.

Практические вопросы к зачету/экзамену:
1. Реализовать вычисление факториала на 3-х языках программирования.
2. Реализовать вычисление первых n-чисел последовательности Фибоначчи на 3-х языках программирования.
3. Задачи на простейшую формулу (суммирование или произведение), на 2-х языках программирования.

Фонд оценочных средств представлен на образовательном портале АлтГУ. Дисицплина «Информатика». Адрес: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=385

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пахмурин Д. О. Операционные системы ЭВМ: учебное пособие: Учебное пособие Томск: ТУСУР, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Алябышева, Ю. А. [и др.] Теоретические основы информатики: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Волков, Николай Викторович; Серебрякова, Татьяна Леонидовна Компьютерные технологии в научных исследованиях: уч. пособие АлтГУ. - Барнаул : [Азбука] \\ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.4 О. П. Новожилов Информатика : учебник для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/FEE705BC-11CB-46EB-810E-2634A4DE5E46.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алябышева, Ю. А. / Ю. А. Алябышева Основы информатики: практикум АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Д.Д. Рудер, Я.И. Грачева Информатика. Компьютерный практикум: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Кирнос В. Н. Введение в вычислительную технику : основы организации ЭВМ и программирование на Ассемблере: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для вузов Томск: Эль Контент, 2011 biblioclub.ru
Л2.4 Царев Р. Ю. Программирование на языке Си: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Н. В. Волков Создание презентаций в LATEX с использованием класса документов BEAMER: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.
Э12 Курс в Мудле Информатика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерных классах должно быть установлено следующее:
ОС:
1. GNU/Linux;
2. Microsoft Windows.
ПО:
LibreOffice Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/;
Open Office Условия использования: http://www.openoffice.org/license.html;
MS Office (Word, Excel, PowerPoint, Access);
Gimp;
Inkscape;
MS Paint;
7-zip Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt;
FAR Условия использования: http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView Условия использования: http://xnviewload.ru/;
Acrobat Reader Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
Paint.net Условия использования: http://www.getpaint.net/license.html;
Mozila FireFox Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/;
Chrome Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses;
DjVu reader Условия использования: http://www.djvu.name/djvu-editor.html;
TeXLive Условия использования: https://www.tug.org/texlive/copying.html.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
203К лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях, основной литературе и на образовательном портале дисицплина «Информатика». Затем выполнить тесты, практические задания, и выполнить лабораторные работы. Так же рекомендуется ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные вехи в «докомпьютерном» развитии вычислительной техники?
2. В чем состоят основные принципы работы аналитической машины Ч. Бэббиджа?
3. Когда и кем была создана первая в мире ЭВМ?
4. Какую роль в обеспечении функционирования ЭВМ играет булева алгебра?
5. Опишите в общих чертах классическую архитектуру ЭВМ согласно принципам фон Неймана.
6. Что понимается под термином «шинная архитектура» ЭВМ?
7. В чем заключается принцип классификации ЭВМ по поколениям?
8. Что такое интегральная схема?
9. Как выглядит функциональная классификация ЭВМ?
10. Что может значить термин «рабочая станция»?
11. Что такое разрядность применительно к аппаратным и программным средствам?
12. Как организована память современных ЭВМ?
13. Каковы перспективы совершенствования технической базы и принципов управления ЭВМ?
14. Что подразумевается под термином «персональный компьютер»?
15. Назовите две наиболее распространенных на сегодняшний день аппаратных платформы персональных ЭВМ.
16. Что такое принцип открытой архитектуры? Каким образом он способствовал распространению аппаратной платформы IBM PC?
17. Какие устройства входят в базовую аппаратную конфигурацию персональной ЭВМ?
18. Перечислите основные виды дополнительного периферийного оборудования персонального компьютера.
19. Дайте классификацию программного обеспечения ЭВМ.
20. Дайте классификацию прикладных программных средств.
21. Что такое операционная система? Каковы основные функции операционных систем?
22. По каким основным признакам классифицируют операционные системы?
23. Что такое файл и каталог?
24. Что такое файловая система и файловая структура?
25. Назовите наиболее распространенные операционные системы для персональных компьютеров.