Закреплена за кафедрой | Кафедра вычислительной техники и электроники |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.01. Информатика и вычислительная техника |
Профиль | Информатика и вычислительная техника |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_01_ИиВТ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники
Протокол от 30.06.2022 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"
1.1. | Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по применению основ моделирования с использованием современных персональных компьютеров и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с принципами и методами построения моделей и моделирования, проведения численных экспериментов и интерпретации результатов, проверки построенных моделей на адекватность реальным объектам. Основными задачами изучения дисциплины «Моделирование» являются: - овладение фундаментальными знаниями по основам моделирования различных систем, в том числе и вычислительных и информационных систем: получить целостное представление о науке и ее роли в развитии вычислительных технологий в области модели-рования процессов и систем; владеть общими вопросами и принципами моделирования; - использование вычислительных систем для построения и уточнения математической модели реального объекта в процессе моделирования; - приобретение практических навыков решения задач моделирования с использованием персональных компьютеров и математических пакетов программ, навыков проведения численных экспериментов и интерпретации результатов моделирования. Дисциплине «Моделирование» предшествует изучение дисциплин «Математика» и «Алгебра и геометрия», «Вычислительная математика». Данный курс требует от студентов наличия базовых знаний по математическому анализу, численным методам, математической логике и теории алгоритмов, а также об архитектуре вычислительных систем. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Моделирование», используются при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-6 | Способен разрабатывать стратегии тестирования и управления процессом тестирования; |
ПК-6.1 | Знать: критерии оценки качества тестирования, подходящие для программного обеспечения |
ПК-6.2 | Уметь: разрабатывать тестовые планы для отдельных модулей программного обеспечения; осуществлять выполнение тестовых планов; проводить анализ полученных результатов тестирования; настраивать окружение для непрерывной интеграции и/или развертывания в рамках тестирования программного обеспечения. |
ПК-6.3 | Владеть: навыками определения и описания тестовых случаев, включая разработку автотестов; разработки автоматических тестовых модулей для программного обеспечения. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | критерии оценки качества тестирования, подходящие для программного обеспечения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать тестовые планы для отдельных модулей программного обеспечения; осуществлять выполнение тестовых планов; проводить анализ полученных результатов тестирования; настраивать окружение для непрерывной интеграции и/или развертывания в рамках тестирования программного обеспечения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками определения и описания тестовых случаев, включая разработку автотестов; разработки автоматических тестовых модулей для программного обеспечения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Средства моделирования и классификация моделей | ||||||
1.1. | Основные понятия теории моделирования и классификация видов моделирования. Средства моделирования и модели, применяемые в процессе проектирования вычислительных систем на разных стадиях детализации проекта. Классификация моделей. Имитационные модели и планирование имитационных экспериментов. Концептуальные модели. Логическая структура моделей и построение моделирующих алгоритмов. Формализация и алгоритмизация процессов обработки информации. Оценка точности и достоверности результатов моделирования. Инструментальные средства и языки моделирования. Анализ и интерпретация результатов моделирования на ЭВМ. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
1.2. | Лабораторная работа № 1 «Исследование компьютерных систем с помощью имитационного моделирования» Лабораторная работа №2: «Разработка и исследование моделей развития макроскопических биологических популяций» | Лабораторные | 4 | 12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 | |
1.3. | Архитектуры однопроцессорных и многопроцессорных вычислительных систем. Особенности моделирования систем информатики, вычислительных систем и сетей. | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Качественная теория динамических систем. Динамика биологических популяций. | ||||||
2.1. | Маятник: движение маятника вблизи положения устойчивого и неустойчивого равновесия, точное решение задачи о маятнике, приведение уравнений к безразмерному виду. Маятник с затуханием. Качественное исследование динамических (автономных, линейных) систем. Сводка результатов. Анализ нелинейных динамических систем. Модель Мальтуса и логистическое уравнение (уравнение Ферхюльста). Модель Вольтерры и его модификации. Межвидовая конкуренция. | Лекции | 4 | 4 | Л1.1 | |
2.2. | Лабораторная работа № 3 «Изучение поведения клеточного автомата – игра «Жизнь»» Лабораторная работа № 4. «Исследование методов моделирования генерации случайных чисел» | Лабораторные | 4 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Модель Вольтерры и его модификации. Межвидовая конкуренция. | Сам. работа | 4 | 16 | Л1.1 | |
Раздел 3. Колебательные процессы в химии. Предельные циклы и автоколебания. Самоорганизация и образование структур. Фракталы.Хаотическое поведение динамическое систем. | ||||||
3.1. | Затухающие колебания и незатухающие колебания. Предельные циклы: вводные примеры, классификация предельных циклов. Автоколебания в физических, химических и биологических системах: качественное рассмотрение автоколебательных систем, количественное рассмотрение автоколебаний. Распределенные системы. Брюсселятор. Фракталы в математике. Размерности: размерность самоподобия. Дискретный аналог уравнения Ферхюльста. Универсальность Фейгенбаума. Другие отображения. Система уравнений Лоренца. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Лабораторная работа № 5 «Моделирование фрактальных структур» Лабораторная работа № 6 «Методы генерации случайных чисел с заданным распределением» | Лабораторные | 4 | 10 | Л1.1 | |
3.3. | Размерность по Хаусдорфу-Безиковичу. Фракталы в природе. Хаотическое поведение динамическое систем: аттрактор Ресслера. Неавтономная система. | Сам. работа | 4 | 10 | Л1.2 | |
Раздел 4. Стохастические и детерминистические модели: | ||||||
4.1. | Теория перколяции: критические показатели и масштабная инвариантность, Алгоритм Хошена-Копельмана. Моделирование роста дендритов. Клеточные автоматы: ограниченная диффузией агрегация. Электрический пробой диэлектрика. Игра «Жизнь». Модель Винера-Розенблюта. Модель Ва-Тор. Модель Изинга и генетические алгоритмы: Алгоритм Метрополиса. Задача о коммивояжере. Распознавание образов. Генетические алгоритмы. | Лекции | 4 | 4 | Л1.1 | |
4.2. | Лабораторная работа № 7 «Моделирование роста дендритов» | Лабораторные | 4 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
4.3. | Распознавание образов. Генетические алгоритмы. | Сам. работа | 4 | 9 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 5. Статистическое моделирование - Генерация случайных чисел на компьютере. Инструментальные средства для исследования динамических систем | ||||||
5.1. | Линейный конгруэнтный генератор. Мультипликативный конгруэнтный алгоритм Генератор на основе сдвига регистра. Исследование динамической системы с использованием пакетов Mathematica, Maple, Маtlab, Mathcad. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2 | |
5.2. | Изучение пакетов Маtlab, Octave, Maxima | Сам. работа | 4 | 16 | Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 6. Аттестация | ||||||
6.1. | Экзамен | 4 | 27 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Закрытого типа: 01. Ва-Тор. Как ведет себя популяция рыб при пиковом росте популяции акул? 1. Близка к экстремуму при максимальном количестве особей 2. Близка к экстремуму при минимальном количестве особей 3. Быстро растет 4. Быстро падает 5. Является константой 6. Популяция вымерла Ответ: 1 02. Игра Жизнь. В ряд раположены четыре живых клетки. Тип конфигурации: 1. Вымирающая 2. Стабильная 3. Периодическая 4. Перемещающаяся Ответ: 1 03. Что относится к математическому моделированию? 1. Описание системы набором формул 2. Описание системы логикой и правилами 3. Испытания уменьшенной натурной модели системы, созданной на основе расчетов 4. Расчет для поддержания рынка биткоина Ответ: 1, 2 04. Как еще называют физический маятник? 1. Ангармонический осциллятор 2. Гармонический осциллятор 3. Синусоидальный осциллятор 4. Инерциальный косинусоидальный осциллятор 5. Инерциальный тангенциальный осциллятор Ответ: 1 05. Сколько типов особых точек на фазовой плоскости в модели математического маятника? 1. Один 2. Два 3. Три 4. Четыре Ответ: 1 06. Выберите уравнение для математического маятника 1. x"+x=0 2. x"-x=0 3. x"-x'+x=0 4. x"+x'+x=0 5. x"+x'-x=0 6. x"-x'-x=0 Ответ: 1 07. Какие особые точки есть в уравнении математического маятника? 1. Центр 2. Центр и седло 3. Седло и узел 4. ~Седло 5. Седло и фокус 6. Фокус и центр 7. Фокус 8. Узел Ответ: 1 08. Какого типа зависимость угла от времени для математического маятника?{ 1. Гармоническая 2. Периодическая негармоническая 3. Непериодическая 4. Тангенциальная 5. Полиномиальная 6. Экспоненциальная 7. Гауссова Ответ: 1 09. Выберите уравнение для физического маятника 1. x"+x=0 2. x"+cos(x)=0 3. x"-cos(x)=0 4. x"+sin(x)=0 5. x"+x'+cos(x)=0 6. x"+x'+sin(x)=0 7. x"-x'+cos(x)=0 8. x"-x'+sin(x)=0 9. x"+x'+x=0 10. x"-x"+x=0 11. x"-x'-x=0 Ответ: 2, 4, 5, 6 10. Сколько особых точек на фазовой плоскости в модели физического маятника? 1. Одна 2. Две 3. Три 4. Бесконечно много Ответ: 4 11. Сколько типов особых точек на фазовой плоскости в модели физического маятника? 1. Один 2. Два 3. Три 4. Четыре Ответ: 2 12. Сколько особых точек на фазовой плоскости в модели математического маятника? 1. Одна 2. Две 3. Три 4. Бесконечно много Ответ: 1 13. Что относится к моделированию? 1. Создание математической модели системы и проведение ее исследований 2. Создание уменьшенной копии корабля и испытание его плавучести 3. Создание точной уменьшенной внешней копии вертолета 4. Создание компьютерной игры 5. Создание фильма 6. Расследование преступления на основе психологических портретов участников 7. Участие в запуске авиамодели на соревнованиях Ответ: 1, 2, 3, 4, 6 14. Что такое обратная задача? 1. Определение характеристик системы при известных локальных законах ее функционирования и поведении 2. Определение поведения системы в обратном времени при известных локальных законах ее функционирования и характеристиках системы 3. Определение локальных законов поведения системы и характеристик системы при известном поведении системы в прямом направлении времени 4. Определение локальных законов поведения системы и характеристик системы при известном поведении системы в обратном направлении времени 5. Определение локальных законов поведения системы и характеристик системы при известном поведении системы в прямом и обратном направлениях времени Ответ: 1 15. Выберите обратную задачу из списка 1. Создание антенны под заданные техническим заданием характеристики 2. Определение, какой элемент сгорит в схеме при включении на основе моделей элементов 3. Запуск автомобиля с тестовыми покрышками на гоночный трек для определения поведения эффективного коэффициента сцепления резины при данной погоде Ответ: 1 Открытого типа: 1. Напишите в несколько строк на языке С внутренности основного циклв моделирования одномерного броуновского движения частицы на сетке с целыми координатами Ответ: if(rand() % 2) {x++} else {x--} 2. Игра Жизнь. Объясните словами или напишите кодом проверку соседних клеток по отношению к нынешней на наличие живых соседей. Ответ: Запрашиваем содержимое ячеек массива, индексы которых отличаются на 1 во все стороны. Всего 8 клеток. Если находим живую клетку, записываем в результат 1, иначе 0. 3. Напишите код для вывода двумерного массива int arr[135][2], где в первом столбце хранятся координаты по горизонтали, а во втором столбце значения, для построения графика в Gnuplot. Ответ: for(int c = 0; c < 135; c++){printf("%i %in", arr[c][0], arr[c][1])} 4. Напишите код для подсчета живых соседей нынешней клетки. Клетка не находится на краю поля. Ответ: for(int c1 = -1; c1 < 2; c1++) {for(int c2 = -1; c2 < 2; c2++) {sum+=field[x+c1][y+c2]}}; return sum; 5. Объясните, как гарантируется одновременность операций по обработке клеток поля в модели игры Жизнь. Ответ: покадровая обработка. Следующее состояние поля считается на основе нынешнего. Нынешнее состояние не меняется. 6. Логистическое уравнение. Чем отличается поведение популяции при моделировании логистическим уравнением от модели Мальтуса? Ответ: Нет бесконечного возрастания численности популяции -- численность стремится к постоянному значению, задаваемому через соотношение коэффициентов в дифференциальном уравнении. 7. Маятник. Приведите дифференциальное уравнение модели физического маятника без трения. Ответ: (d^2 alpha)/(d t^2) + omega^2 sin(alpha) = 0 8. В чем разница между моделями Вольтерра и Лотки? Ответ: в формулах нет разницы, модель Вольтерра для популяций в биологии, Лотки для концентраций химических веществ. 9. Опишите словами поведение популяции в модели Мальтуса Ответ: при положительном коэффициенте экспоненциальный рост, при отрицательном экспоненциальное уменьшение. 10. Как проводится обезразмеривание следующего уравнения? 16x" - 5x' + 7x^3 = 0. Описание текстом, без формул. Ответ: делим уравнение на 16, подставляем замены координаты и времени на аналоги с масштабными коэффициентами, делим уравнение на коэффициент при члене со второй производной, приравниваем коэффициент при члене без производной к единице, получаем и подставляем коэффициенты. 11. Опишите типы траекторий для всех видов особых точек. Кратко охарактеризуйте поведение системы вблизи особой точки типа центр. Ответ: гиперболы -- седло, параболы -- узел, эллипсы -- центр, спирали -- фокус. Периодические колебания в системе. 12. Объясните разницу между случайными и псевдослучайными числами. Ответ: в случайной последовательности отсутствует возможность априори предсказать все следующие значения последовательности, в псевдослучайной это возможно, так как последовательность подчиняется алгоритму. 13. Что такое особая точка системы дифференциальных уравнений? Ответ: соотношение характеристик системы, при котором система не может выйти из нынешнего состояния без внешнего воздействия. 14. Что такое определяющая матрица линеаризованной системы? Ответ: матрица, составленная из коэффициентов при линейных членах правых частей уравнений. 15. Как вычисляются след и определитель определяющей матрицы системы из двух дифференциальных уравнений? Ответ: след матрицы это сумма чисел гравной диагонали, определитель -- разность произведений чисел главной диагонали и перпендикулярной ей диагонали. 16. Объясните, что нужно сделать, чтобы замкнуть поле по типу тора. Ответ: при переходе через границу поля вбок переходящая частица появляется на противоположном боковом крае, при переходе вверх или вниз -- появляется с противоположной стороны. 17. Как определяют фрактальность структуры? Ответ: при расчете размерности структуры по Хаусдорфу получается нецелое число. 18 Зачем нужно обезразмеривание дифференциального уравнения системы в математическом моделировании? Ответ: для упрощения анализа системы и приведения фазовых кривых к общей форме, в том числе приведению эллиптических траеторий к форме окружностей. 19. Напишите, какие особые точки имеет система дифференциальных уравнений первого порядка, полученная из следующего уравнения: x" = -x' - cos(x). Ответ: (pi/2 + pi n, 0) 20. Напишите, какие особые точки имеет система дифференциальных уравнений первого порядка, полученная из следующего уравнения: x" = -x' + x^2 - x. Ответ: (0, 0), (1, 0) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не требуется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к экзамену: 1. Основные понятия теории моделирования и классификация видов моделирования 2. Средства моделирования и модели, применяемые в процессе проектирования вычислительных систем на разных стадиях детализации проекта 3. Классификация моделей. Имитационные модели и планирование имитационных экспериментов 4. Концептуальные модели. Логическая структура моделей и построение моделирующих алгоритмов 5. Формализация и алгоритмизация процессов обработки информации 6. Оценка точности и достоверности результатов моделирования 7. Инструментальные средства и языки моделирования 8. Анализ и интерпретация результатов моделирования на ЭВМ 9. Особенности моделирования систем информатики, вычислительных систем и сетей 10. Качественная теория динамических систем (дифференциальная модель): движение маятника вблизи положения устойчивого и неустойчивого равновесия, точное решение задачи о маятнике, приведение уравнений к безразмерному виду. 11. Качественная теория динамических систем: дифференциальная модель маятника с затуханием. 12. Качественное исследование динамических систем. 13. Сводка результатов качественного исследования динамических систем. 14. Динамика биологических популяций: модель Мальтуса и логистическое уравнение (уравнение Ферхюльста). 15. Динамика биологических популяций: модель Вольтерры и его модификации. Межвидовая конкуренция. 16. Колебательные процессы в химии: затухающие колебания и незатухающие колебания. 17. Предельные циклы: вводные примеры, классификация предельных циклов. 18. Автоколебания в физических, химических и биологических системах: качественное рассмотрение автоколебательных систем и автоколебаний. 19. Самоорганизация и образование структур: распределенные системы. 20. Самоорганизация и образование структур: Брюсселятор. 21. Фракталы в математике. 22. Размерности фракталов: размерность самоподобия, размерность по Хаусдорфу-Безиковичу. 23. Фракталы в природе. 24. Хаотическое поведение динамическое систем: дискретный аналог уравнения Ферхюльста. 25. Хаотическое поведение динамическое систем: универсальность Фейгенбаума. 26. Хаотическое поведение динамическое систем: различные отображения. 27. Хаотическое поведение динамическое систем: система уравнений Лоренца. 28. Хаотическое поведение динамическое систем: аттрактор Ресслера. 29. Хаотическое поведение динамическое систем: неавтономная система. 30. Теория перколяции: критические показатели и масштабная инвариантность. 31. Теория перколяции: алгоритм Хошена-Копельмана. 32. Моделирование роста дендритов: ограниченная диффузией агрегация. 33. Моделирование роста дендритов: электрический пробой диэлектрика. 34. Клеточные автоматы: игра «Жизнь». 35. Клеточные автоматы: модель Винера-Розенблюта. 36. Клеточные автоматы: модель Ва-Тор. 37. Модель Изинга: алгоритм Метрополиса. 38. Задача о коммивояжере. 39. Распознавание образов. 40. Генетические алгоритмы 41. Исследование динамической системы с использованием пакета Mathematica 42. Исследование динамической системы с использованием пакета Maple 43. Исследование динамической системы с использованием пакета Matlab 44. Исследование динамической системы с использованием пакета Mathcad 45. Генерация случайных чисел на компьютере: линейный конгруэнтный генератор. 46. Генерация случайных чисел на компьютере: мультипликативный конгруэнтный алгоритм. 47. Генерация случайных чисел на компьютере: генератор на основе сдвига регистра. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Павловский Ю.Н., Белотелов Н.В., Бродский Ю.И. | Имитационное моделирование: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2008 | www.lib.asu.ru |
Л1.2 | Дьяконов В.П. | VisSim+Mathcad+MATLAB. Визуальное математическое моделирование: | СОЛОН - ПРЕСС // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117681 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. С. Зарубин | Математическое моделирование в технике: учеб. для вузов | М.: Изд-во МГТУ, 2001 | |
Л2.2 | Подколзин А.С. | Компьютерное моделирование логических процессов. Архитектура и язык решателя задач: | ФИЗМАТЛИТ, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | e.lanbook.com/books/ | |||
Э2 | Государственная публичная научно-техническая библиотека. | www.gpntb.ru/ | ||
Э3 | Российская национальная библиотека. | www.nlr.ru/ | ||
Э4 | Национальная электронная библиотека. | www.nns.ru/ | ||
Э5 | Российская государственная библиотека. | www.rsl.ru/ | ||
Э6 | Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». | www.microinform.ru/ | ||
Э7 | Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. | www.tests.specialist.ru/ | ||
Э8 | Образовательный сайт | www.intuit.ru/ | ||
Э9 | Библиотека учебной и методической литературы | www.window.edu.ru/ | ||
Э10 | Журнал «Открытые системы» | www.osp.ru/ | ||
Э11 | Библиотека учебной и методической литературы | www.ihtika.lib.ru/ | ||
Э12 | Курс на портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MINGW С/C++, Codeblocks, VSCode, Python3, Spyder, Libreoffice, Firefox, Gnuplot, Maxima, OctaveMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
203К | лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга. |
не требуется |