МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инженерная графика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильПрограммирование средств вычислительной техники и автоматизированных систем; Программно-техническое обеспечение инфокоммуникационных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_Информатика и вычислительная техника_Профили-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Щербинин Всеволод Владиславович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной физики, электроники и информационной безопасности, Рудер Давыд Давыдыч

Рабочая программа дисциплины
Инженерная графика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 02.07.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор А.А.Лагутин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 02.07.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор А.А.Лагутин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы овладеть теоретическими основами построения изображений на чертежах и дать знания и практические навыки, необходимые для выполнения чертежей в соответствии со стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), с использованием новейших средств вычислительной техники и программного обеспечения. Дисциплине «Инженерная графика» предшествует изучение дисциплин «Математический анализ», «Алгебра и геометрия», «Информатика». Данный курс требует от студентов наличия базовых знаний по геометрии, черчению. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Инженерная графика», используются при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знать: современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Уметь: выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеть: навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общетеоретические положения, необходимых для построения изображений пространственных форм;
принципы графического и геометрического моделирования инженерных задач;
методы проектирования, способы изготовления деталей и механизмов;
общие правила построения изображений пространственных геометрических образов на плоскости;
3.2.Уметь:
3.2.1.определять наивыгоднейшее расположение объекта относительноплоскостей проекции;
воспроизводить объемную форму изображенного на чертеже предмета;
подготавливать чертежи в системах компьютерного проектирования;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления и чтения чертежей;
изучения нормативных источников и использования справочной литературы;
графических способов решения задач геометрического характера по заданным изображениям форм объектов;
оформления конструкторской документации с использованием современных компьютерных технологий;
выполнения и чтения изображений предметов, чертежей и схем на основе метода прямоугольного проецирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение, предмет и задачи курса. Метод проекций.
1.1. Предмет и задачи инженерной графики. Центральные проекции и их основные свойства. Параллельные проекции и их свойства. Проецирование точки на две взаимно-перпендикулярные плоскости. Проецирование точки на три взаимно перпендикулярные плоскости. Проецирование отрезка и деление его в заданном отношении. Положение прямой линии относительно плоскостей. Особые случаи положения прямой. Определение натуральной величины отрезка и углов наклона к плоскостям проекций. Взаимное положение прямых: параллельные, пересекающиеся, скрещивающиеся. Плоскость, способы ее задания. Прямая и точка в плоскости. Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение ГОСТ 2.301-68 ..ГОСТ 2.321-84: Единая система конструкторской документации. Построение взаимно параллельных прямой линии и плоскости. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2
Раздел 2. Взаимное положение прямой и плоскости. Способы преобразования ортогональных проекций.
2.1. Положение плоскости относительно плоскостей проекций. Частные положения плоскостей. Следы плоскости. Прямые особого положения в плоскости - главные линии плоскости. Пересечение прямой линии с плоскостью. Пересечение двух плоскостей. Построение линии пересечения двух плоскостей по точкам пересечения прямых линий с плоскостью Общая характеристика способов преобразования чертежа. Способ замены плоскостей проекций. Основные задачи преобразования. Способ вращения. Вращение вокруг оси, перпендикулярной к плоскости проекций. Вращение вокруг оси, параллельной плоскости проекций. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2
2.2. Построение трех проекций треугольника и точки, лежащей в его плоскости. Построение взаимно параллельных плоскостей. Определение расстояния между двумя скрещивающимися прямыми. Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Изображение многогранников
3.1. Изображение многогранников. Пересечение многогранников плоскостью. Построение точек пересечения прямой с поверхностью многогранника. Взаимное пересечение многогранников. Развертка поверхности пирамиды. Построение развертки призматической поверхности. Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Построение натуральной величины сечения пирамиды плоскостью. Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Кривые линии. Поверхности вращения. Пересечение поверхностей.
4.1. Общие сведения о кривых линиях и их проецировании. Плоские и пространственные кривые линии. Проекционные свойства кривых линий. Касательные и нормали к кривым линиям. Построение проекций окружности. Поверхности и тела вращения. Сфера, гиперболоид вращения, тор. Точки и плоскости тела вращения. Общие приемы построения линии пересечения поверхности плоскостью. Построение пересечения конуса и сферы с плоскостью. Общий способ построения линии пересечения двух поверхностей между собой. Применение вспомогательных секущих плоскостей Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Аксонометрические проекции. Изображения предметов. Виды, разрезы, сечения.
5.1. Способ аксонометрического проецирования. Коэффициенты искажений. Изометрическая проекция. Диметрическая проекция. Построение аксонометрических изображений деталей. Изображения и их условности. Виды. Простой и сложный разрез. Сечение. Необходимое количество изображений. Построение изображений несложных предметов. Построение дополнительных проекций. Построение дополнительного вида и разреза предмета. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Аксонометрическое изображение сферы. Способ вписывания сферических поверхностей. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Некторые положения ЕСКД
6.1. Нормативно-технические документы. Виды изделий. Стадии разработки КД и виды конструкторских документов. Содержание чертежа (эскиза) детали. Выбор изображений и планировка эскиза или чертежа. Нанесение размеров на эскизах и чертежах деталей. Надписи и обозначения на чертежах. Спецификация и её оформление. Общие понятия об оформлении схем. Оформление электрической принципиальной схемы. Печатные платы. Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Оформление структурных схем. сбоочные чертежи радиоэлектронных устройств и их оформление. Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.2
Раздел 7. САПР и способы машинного представления деталей
7.1. Общие сведения о машинной графике. Системы автоматизированного проектирования на персональном компьютере. Форматы обмена графическими данными. Машинное представление деталей при их изготовлении: gerber-формат. Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1
7.2. Стандарты серии STEP и их отличие друг от друга. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Лабораторный практикум
8.1. Лабораторная работа №1: Система автоматизированного проектирования (САПР) Компас 3D. Основные сведения. Интерфейс. Виды документов. Панели инструментов. Инструментарий рисования. Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.2. Изучение "Руководства пользователя системы Компас 3D V12.". Знакомство со справочной системой САПР Компас 3D. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
8.3. Лабораторная работа № 2: Построение ломаной и кривой линий. Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.2
8.4. Деление кривой на равные части. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
8.5. Лабораторная работа № 3: Вспомогательные прямые в Компас 3D. Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.2
8.6. Построение трех проекций предмета. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
8.7. Лабораторная работа № 4: Построение чертежа детали по заданным размерам. Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.2
8.8. Контроль правильности размеров детали. Измерение расстояния между точками на чертеже. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
8.9. Лабораторная работа № 5: Построение чертежа пластины. Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.2
8.10. Создание чертежа детали по заданию преподавателя. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
8.11. Лабораторная работа № 6: Создание пространственной модели пластины. Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.2
8.12. Создание пространственных моделей по чертежам деталей. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
8.13. Лабораторная работа № 7: Создание многогранников. Построение тел вращения. Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1, Л3.2
8.14. Создание детали собственной конструкции с использованием способов построения многогранников. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
8.15. Лабораторная работа № 8: Создание сложной детали, форма которой представляет собой группу геометрических тел. Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1
8.16. Создание фрагмента детали с помощью команды "копия объектов по окружности". Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
8.17. Лабораторная работа № 9: Выполнение сопряжений. Построение чертежа плоской детали с элементами сопряжения. Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1
8.18. Построение фрагмента детали "гаечный ключ" и объемной модели. Размеры согласно варианта. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
8.19. Лабораторная работа № 10: По заданному варианту рисунка создать трехмерную модель детали и три стандартных (ассоциативных) вида детали, проставить на видах размеры, ввести разрез (ассоциативный) по заданию преподавателя Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1
8.20. Лабораторная работа № 11: Создание чертежа детали по ГОСТу. Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1
8.21. Основные правила оформления чертежей по ЕСКД. Форматы, основные надписи, нанесение размеров. Оформление титульного листа Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
8.22. Лабораторная работа № 12: Ассоциативный чертеж детали. Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1
8.23. Построение разрезов на ассоциативных видах. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
8.24. Отсечение части объемной детали плоскостью (плоскостями). Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6959.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Сколько типов линий применяют при выполнении чертежей на компьютере?
а) 7 типов линий, соответствующих стандарту, плюс несколько дополнительных типов (в зависимости от САПР число может отличаться);
б) 11 типов линий, все типы линий, используемые в САПР, соответствуют стандарту;
в) 9 типов линий, плюс несколько дополнительных типов (в зависимости от САПР число может отличаться);
г) 9 типов линий, все типы линий, используемые в САПР, соответствуют стандарту.
Ответ: в

Вопрос 2. Какой вид штриховки следует выбрать для неметаллических деталей на разрезах:
а) Широкими параллельными линиями.
б) Узкими параллельными линиями.
в) Ромбической сеткой.
г) Сплошным закрашиванием.
Ответ: б

Вопрос 3. Сколько основных видов существует для выполнения чертежа?
а) 6 видов.
б) 5 видов.
в) 4 вида.
г) 3 вида.
Ответ: а

Вопрос 4. Сколько видов аксонометрических проекций применяются в графике?
а) 4 вида.
б) 3 вида.
в) 2 вида.
г) 5 видов.
Ответ: в

Вопрос 5. Ортогональный режим черчения служит для...
а) Создания отрезков под углом больше 90 градусов.
б) Создания отрезков под углом меньше 90 градусов.
в) Создания отрезков под углом больше 90 градусов и меньше 90 градусов.
г) Создания вертикальных и горизонтальных отрезков.
Ответ: г

Вопрос 6. Всегда ли совпадает количество изображений детали на рабочем чертеже с количеством изображений на сборочном чертеже?
а) Совпадают не всегда.
б) Зависит от мнения разработчика.
в) Совпадают всегда.
г) Зависит от пожелания заказчика.
Ответ: а

Вопрос 7. Как штрихуются в разрезе соприкасающиеся детали?
а) Одинаково.
б) С разным расстоянием между штриховыми линиями, со смещением штриховых линий, с разным наклоном штриховых линий.
в) С разным наклоном штриховых линий.
Ответ: б

Вопрос 8. Для чего предназначен эскиз?
а) Для изготовления детали.
б) Для определения возможности транспортировки детали.
в) Для определения способов крепления детали в конструкции.
г) Для выявления внешней отделки детали.
Ответ: а

Вопрос 9. На каком расстоянии от контура рекомендуется проводить размерные линии?
а) Не более 10 мм.
б) От 7 до 10 мм.
в) Не менее 10 мм.
г) От 1 до 5 мм.
Ответ: в

Вопрос 10. Какие размеры обязательно наносить на сборочный чертёж?
а) Установочные и присоединительные.
б) Размеры деталей.
в) Габаритные и эксплуатационные.
г) Исполнительные.
Ответ: г

Вопрос 11. Что значит согласовать размеры?
а) Взять размеры со справочной таблицы.
б) Полученные размеры, согласованные с размерными рядами по ГОСТ.
в) Взять размеры со сборочного чертежа.
Ответ: б

Вопрос 12. Какому виду сечения отдается предпочтение?
а) Вынесенному.
б) Наложенному.
в) Комбинированному.
г) Продольному.
Ответ: а

Вопрос 13. Какие проставляются размеры при выполнении чертежа в масштабе, отличном от 1:1?
а) Те размеры, которые имеет изображение на чертеже.
б) Независимо от масштаба изображения ставятся реальные размеры изделия.
в) Размеры должны быть увеличены или уменьшены в соответствии с масштабом.
Ответ: б

Вопрос 14. Сколько видов должно содержать изображение какой-либо конкретной детали?
а) Один.
б) Три.
в) Минимальное, но достаточное для однозначного уяснения конфигурации.
г) Максимальное число видов.
Ответ: в

Вопрос 15. Какой вид называется дополнительным?
а) Вид снизу.
б) Вид сзади.
в) Полученный проецированием на плоскость, не параллельную ни одной из плоскостей проекций.
г) Полученный проецированием на плоскость W.
Ответ: в

Вопрос 16. Для какой цели применяются разрезы?
а) Показать внутренние очертания и форму изображаемых предметов.
б) Показать внешнюю конфигурацию и форму изображаемых предметов.
в) Применяются при выполнении чертежей любых деталей.
г) Применяются только по желанию конструктора.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценка проставляется следующим образом: "зачтено" – верно выполнено более 50% заданий и более 50% заданий на лабораторных работах; "не зачтено" – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; студенты, выполнившие 50% и менее заданий на лабораторных работах к тестированию не допускаются.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какая система координат применяется в САПР KOMПAC-3D?
а) Полярная система координат. Ее невозможно удалить или переместить.
б) Правая декартова система координат. Ее невозможно удалить или переместить в пространстве.
в) Каркасная система координат. Ее можно удалить или переместить в пространстве.
г) Правая декартова система координат. Ее можно удалить.
Ответ: б

Вопрос 2. На основе какого формата получаются другие основные форматы?
а) А5.
б) А4.
в) А3.
г) А0.
Ответ: г

Вопрос 3. Чем вид документа "чертёж" отличается от вида документа "фрагмент"?
а) Вид документа "фрагмент" не требует обязательного указания размеров.
б) Вид документа "фрагмент" содержит трёхмерную модель изделия, а "чертёж" - двумерную.
в) Вид документа "чертёж" содержит форматную рамку, а "фрагмент" - нет.
Ответ: в

Вопрос 4. Какие виды привязок Вы знаете?
а) Глобальные, локальные, клавиатурные.
б) Первичные, вторичные, третичные.
в) Системные и внесистемные.
г) Модельные и физические.
Ответ: а

Вопрос 5. Всегда ли совпадают положение детали на главном виде на рабочем чертеже с положением детали на сборочном чертеже?
а) Всегда совпадают.
б) Никогда не совпадают.
в) Иногда совпадают.
Ответ: в

Вопрос 6. Для чего служит спецификация к сборочным чертежам?
а) Спецификация определяет состав сборочной единицы.
б) В спецификации указываются габаритные размеры деталей.
в) В спецификации указываются габариты сборочной единицы.
г) Спецификация содержит информацию о взаимодействии деталей.
Ответ: а

Вопрос 7. Какое изображение называется "эскиз"?
а) чертеж, содержащий габаритные размеры детали.
б) чертеж, дающий представление о габаритах детали.
в) чертеж детали, выполненный от руки и позволяющий изготовить деталь.
г) объемное изображение детали.
Ответ: в

Вопрос 8. Какие условные обозначения проставляют на эскизе:
а) Координаты центров отверстий.
б) Необходимые размеры для изготовления детали.
в) Габаритные размеры.
г) Толщины покрытий.
Ответ: б

Вопрос 9. На каком расстоянии друг от друга рекомендуется проводить параллельные размерные линии?
а) Не более 10 мм.
б) От 7 до 10 мм.
в) Не менее 10 мм.
г) От 5 до 10 мм.
Ответ: б

Вопрос 10. Нужны ли все размеры на рабочих чертежах детали?
а) Ставятся только габаритные размеры.
б) Ставятся размеры, необходимые для изготовления и контроля детали.
в) Ставятся только линейные размеры.
г) Ставятся линейные размеры и габаритные.
Ответ: б

Вопрос 11. Какой линией показывается граница нарезанного участка резьбы?
а) Волнистой линией.
б) Сплошной тонкой линией.
в) Сплошной основной линией.
г) Штриховой линией.
Ответ: в

Вопрос 12. Назначение штрихпунктирной линии с одной точкой.
а) Линия видимого контура.
б) Осевая.
в) Линия сгиба.
г) Выносная.
Ответ: б

Вопрос 13. Простой разрез получается при числе секущих плоскостей, равных:
а) Одной.
б) Двум.
в) Двум и более.
г) Трём.
Ответ: а

Вопрос 14. При нанесении размера дуги окружности (части окружности) используют следующий знак?
а) Нет специального обозначения;
б) Сфера.
в) Радиус.
г) Диаметр.
Ответ: в

Вопрос 15. Масштабом называется:
а) Расстояние между двумя точками на плоскости чертежа.
б) Пропорциональное уменьшение размеров предмета на чертеж.
в) Отношение линейных размеров на чертеже к действительным размерам.
Ответ: в

Вопрос 16. В каких единицах измерения указываются линейные и угловые размеры на чертежах?
а) В сотых долях метра и градусах.
б) В микронах и секундах.
в) В метрах, минутах и секундах.
г) В миллиметрах, градусах минутах и секундах.
Ответ: г

Вопрос 17. Какие упрощения допускаются на эскизе?
а) Опускание скруглений и проточек.
б) Опускание вмятин, царапин, неравномерностей стенок.
в) Опускание шпоночных отверстий.
г) Опускание ребер жесткости.
Ответ: б

Вопрос 17. Какое максимальное количество видов может быть на чертеже детали?
а) Четыре.
б) Три.
в) Один.
г) Шесть.
Ответ: г

Вопрос 18. Что называется местным видом?
а) Изображение только ограниченного места детали.
б) Изображение детали на дополнительную плоскость.
в) Изображение детали на плоскость W.
Ответ: а

Вопрос 19. Возможно ли выполнение дополнительных видов повёрнутыми?
а) Нет, ни в коем случае.
б) Обязательно, всегда выполняются повёрнутыми.
в) Возможно, но дополнительный вид при этом никак не выделяется и не обозначается.
г) Возможно, но с сохранением положения, принятого для данного предмета на главном виде и с добавлением слова "Повёрнуто".
Ответ: г

Вопрос 20. Сложный разрез получается при сечении:
а) Тремя секущими плоскостями.
б) Двумя и более секущими плоскостями.
в) Плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекций.
г) Одной секущей плоскостью.
Ответ: б

Вопрос 21. Как изображаются на разрезе элементы тонких стенок типа рёбер жесткости?
а) Никак на разрезе не выделяются.
б) Выделяются и штрихуются полностью.
в) Показываются рассечёнными, но не штрихуются.
г) Показываются рассечёнными, но штрихуются в другом направлении по отношению к основной штриховке разреза.
Ответ: в

Вопрос 22. В каком случае можно соединять половину вида с половиной соответствующего разреза?
а) Всегда можно.
б) Никогда нельзя.
в) Если вид и разрез являются симметричными фигурами.
г) Если вид и разрез являются несимметричными фигурами.
Ответ: в
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте определение центральному проецированию и перечислите основные геометрические свойства центральных проекций.
2. Дайте определение параллельному проецированию и перечислите основные геометрические свойства параллельных проекций.
3. Как выполняется проецирование точки на две взаимно-перпендикулярные плоскости? Обеспечивает ли такое проецирование обратимость чертежа?
4. Как выполняется проецирование точки на три взаимно перпендикулярные плоскости?
5. Как выполняется проецирование отрезка? Каким свойством обладает проекция точки, лежащей на отрезке?
6. Какие положения прямой линии относительно плоскостей проекций возможны и к каким результатам это приводит при проецировании?
7. Перечислите способы, которыми на чертеже может быть задана плоскость?
8. Какие положения плоскости относительно плоскостей проекций возможны, что такое следы плоскости и как они выглядят при её различных положениях?
9. Общая характеристика способов преобразования чертежа. В чём отличие способа замены плоскостей проекции от способа вращения?
10. Что такое изометрическая проекция? Для чего она применяется, каковы коэффициенты искажения для этой проекции?
11. Что такое диметрическая проекция? Для чего она применяется, каковы коэффициенты искажения для этой проекции?
12. Какие основные плоскости проекций характерны для метода первого угла и как их принято располагать на плоскости чертежа?
13. Что такое разрезы и сечения и чем они отличаются друг от друга?
14. Какие виды изделий установлены ГОСТ 2.101-68?
15. Какие стадии разработки конструкторской документации Вам известны?
16. Какие виды конструкторских документов Вам известны?
17. Какие виды схем установлены ГОСТ 2.701-84 и чем они отличаются друг от друга?
18. Каковы общие правила оформления схем, установленные ГОСТ 2.701-84?
19. Что такое спецификация? Каково её содержание и роль в составе КД на изделие?
20. Каковы требования к оформлению конструкторской документации на печатные платы?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Как определить натуральную величину отрезка по двум его ортогональным проекциям на взаимно-перпендикулярные плоскости, используя способ прямоугольного треугольника?
2. Как определить: какая часть проекции прямой, пересекающей плоскость, будет видна на чертеже, а какая будет скрыта плоскостью?
3. Как построить проекции линии пересечения двух плоскостей, если на двух плоскостях проекций заданы проекции плоскостей параллельными или пересекающимися прямыми?
4. Как выполняется вращение вокруг оси, параллельной плоскости проекций?
5. Как выполняется вращение вокруг оси, перпендикулярной плоскости проекций?
6. Как определить натуральную величину отрезка, для которого заданы две ортогональные проекции на взаимно-перпендикулярные плоскости, используя способ замены плоскостей проекции?
7. Как привести плоскую фигуру в проецирующее положение, используя способ замены плоскостей проекции?
8. Как определить натуральный вид плоской фигуры, расположенной в проецирующем положении, используя один из двух способов преобразования чертежа?
9. Как определить расстояние между двумя скрещивающимися прямыми, используя один из двух способов преобразования чертежа?
10. Как определить: лежит ли точка в плоскости треугольника по двум ортогональным проекциям?
11. Как построить проекции линий пересечения многогранника плоскостью, перпендикулярной одной из плоскостей проекций?
12. Как построить точки пересечения многогранника прямой общего положения и определить видимость участков этой прямой?
13. Какие обязательные элементы должны присутствовать на чертеже (или эскизе) изделия?
14. Как выбрать главный вид и определить количество видов, необходимых для построения чертежа изделия?
15. Каковы правила нанесения размеров на эскизах и чертежах деталей?
16. Каковы требования к выполнению надписей на чертежах?
17. Каковы требования к оформлению электрической принципиальной схемы? Каковы принятые обозначения и буквенные коды для основных элементов схем?
18. Какие изделия необходимо помещать в раздел спецификации "стандартные изделия"? Приведите конкретные примеры, которые Вам известны.
19. Какие форматы обмена компьютерными моделями изделий Вам известны?
20. Что такое формат Gerber, как устроены файлы этого формата и для чего они нужны?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: учебник М.: Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дергач В. В., Борисенко И. Г., Толстихин А. К. Начертательная геометрия: учебник Красноярск: Сибирский федеральный университет / ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Талалай П. Г. Начертательная геометрия. Инженерная графика. Интернет-тестирование базовых знаний: учеб. пособие СПб.: Лань, 2010
Л3.2 Головина Л. Н. , Кузнецова М. Н. Инженерная графика: учебное пособие Сибирский федеральный университет //ЭБС "ОНЛАЙН", 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Инженерная графика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
АСКОН Компас-3D Home V16
OpenOffice.org
Microsoft Internet Explorer
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины