МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Алгоритмизация и программирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровая экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 132
самостоятельная работа 174
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3
диф. зачеты: 1
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 17,5 19,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 20 20 52 52
Лабораторные 26 26 26 26 28 28 80 80
Сам. работа 66 66 39 39 69 69 174 174
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 144 144 360 360

Программу составил(и):
к.ф.-м.м., Доц., Юдинцев А.Ю.;канд. физ.-мат. наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рецензент(ы):
к.т.н., Доц., Трошкина Г.Н.;канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г.Н.

Рабочая программа дисциплины
Алгоритмизация и программирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Алгоритмизация и программирование» является формирование основ алгоритмического мышления, навыков структурного, процедурного программирования, программирования на основе объектно-ориентированного подхода; примененния методов и технологий визуального программирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-3Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-3.1 Знает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением
ОПК-3.2 Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-3.3 Владеет навыками подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций, и библиографии по научно- исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
ОПК-7Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
ОПК-7.1 Знает основные языки программирования и работы с базами данных, операционные системы и оболочки, современные программные среды разработки информационных систем и технологий
ОПК-7.2 Умеет применять языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес- процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
ОПК-7.3 Владеет навыками программирования, отладки и тестирования прототипов программно- технических комплексов задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы процедурного программирования;
базовые алгоритмические конструкции и основные численные алгоритмы;
основы процедурного языка C#;
основы объектной модели .Net;
принципы объектно-ориентированного программирования;
визуальные методы разработки в среде MS Visual Studio.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать MS Visual Studio для разработки консольных и Windows Forms приложений на языке C#;
разрабатывать простейшие процедурные и оконные настольные приложения;
реализовывать простейшие базовые численные алгоритмы для решения задач в области экономики и управления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами процедурного программирования;
навыками использования базовых алгоритмических конструкций и основных численных алгоритмов;
навыками использования процедурного языка C#;
навыками использования объектной модели .Net;
навыками объектно-ориентированного программирования;
визуальными методами разработки в среде MS Visual Studio.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в основы алгоритмизации и программирования
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Понятие алгоритма, формы записи и свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Принципы разработки алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Среды и оболочки для создания алгоритмов. Лекции 1 1 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов, формы записи и свойства алгоритма. Способы представления алгоритмов. Среды и оболочки для создания алгоритмов. Лабораторные 1 2 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Среды и оболочки для создания алгоритмов. Сам. работа 1 6 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Языки программирования. Среды программирования. Инсталляция необходимого ПО. Лекции 1 1 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Языки программирования. Среды программирования. Инсталляция необходимого ПО. Лабораторные 1 2 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Языки программирования. Среды программирования. Инсталляция необходимого ПО. Сам. работа 1 6 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Процедурное программирование на C#
2.1. Структурное программирование. Основные конструкции процедурных языков. Средства создания программ. Утилиты для компиляции и выполнения программ. Платформа .NET Framework. Среда разработки MS'Visual Studio. Структура консольного приложения C#. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Структурное программирование. Основные конструкции процедурных языков. Средства создания программ. Утилиты для компиляции и выполнения программ. Платформа .NET Framework. Среда разработки MS'Visual Studio. Структура консольного приложения C#. Лабораторные 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Структурное программирование. Основные конструкции процедурных языков. Средства создания программ. Утилиты для компиляции и выполнения программ. Платформа .NET Framework. Среда разработки MS'Visual Studio. Структура консольного приложения C#. Сам. работа 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Базовые конструкции. Типы данных, константы, переменные базовых типов. Операции и операторы. Организация ввода и вывода в консольных приложениях C#. Линейные алгоритмы. Примеры консольных приложений для вычисления сложных выражений. Циклы и ветвление в C#. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Разработка простейших программ Лабораторные 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Введение в технологии программирования. Процедурное программирование. Обзор языков программирования высокого уровня. Сам. работа 1 4 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Массивы. Объявление и инициализация массивов. Многомерные массивы. Прямоугольные и непрямоугольные массивы. Текстовые строки. Базовые операции обработки строк в C#. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Работа с массивами Лабораторные 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.9. Работа с массивами Сам. работа 1 6 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.10. Процедуры и функции. Передача параметров и возврат значений. Реализация процедур и функций в C#, статические методы. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.11. Процедуры и функции. Передача параметров и возврат значений. Реализация процедур и функций в C#, статические методы. Лабораторные 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.12. Процедуры и функции. Передача параметров и возврат значений. Реализация процедур и функций в C#, статические методы. Сам. работа 1 4 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.13. Ряды, последовательности, рекуррентные соотношения, точность вычисления. Периодические функции. Случайные величины. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.14. Ряды, последовательности, рекуррентные соотношения, точность вычисления. Периодические функции. Случайные величины. Лабораторные 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.15. Ряды, последовательности, рекуррентные соотношения, точность вычисления. Периодические функции. Случайные величины. Сам. работа 1 6 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.16. Чтение и запись в текстовый файл. Кодировки. Работа с файловой системой. Бинарные файлы. Битовые операции. Простейшие алгоритмы шифрования и дешифрования информации. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.17. Чтение и запись в текстовый файл. Кодировки. Работа с файловой системой. Бинарные файлы. Битовые операции. Простейшие алгоритмы шифрования и дешифрования информации. Лабораторные 1 4 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.18. Чтение и запись в текстовый файл. Кодировки. Работа с файловой системой. Бинарные файлы. Битовые операции. Простейшие алгоритмы шифрования и дешифрования информации. Сам. работа 1 4 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.19. Разработка простейших консольных приложений на C# для создания графических файлов. Механизмы обработки растровой графики в C#. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.20. Разработка простейших консольных приложений на C# для создания графических файлов. Механизмы обработки растровой графики в C#. Лабораторные 1 4 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.21. Разработка простейших консольных приложений на C# для создания графических файлов. Механизмы обработки растровой графики в C#. Сам. работа 1 8 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.22. Объектная модель Windows Forms. Создание простейших настольных приложений с оконным интерфейсом процедурным образом Лекции 1 2 Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.23. Объектная модель Windows Forms. Создание простейших настольных приложений с оконным интерфейсом процедурным образом Лабораторные 1 4 Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.24. Объектная модель Windows Forms. Создание простейших настольных приложений с оконным интерфейсом процедурным образом Сам. работа 1 8 Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.25. Подготовка к зачету Сам. работа 1 12 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.2
Раздел 3. Объектно-ориентированное программирование на C#
3.1. Основные понятия объектно-ориентированного программирования. ООП и большие данные, искусственный интеллект. Реализация ООП в C#. Пользовательские типы данных. Перечисления (enum), кортежи (tuple). Структуры, классы и объекты. Поля, методы, свойства, события. Простейшие пользовательские классы. Объявление и инициализация объекта. Конструктор. Способы инициализации объектов. Переопределение методов в C#, метод ToString(). Лекции 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Основные понятия объектно-ориентированного программирования. ООП и большие данные, искусственный интеллект. Реализация ООП в C#. Пользовательские типы данных. Перечисления (enum), кортежи (tuple). Структуры, классы и объекты. Поля, методы, свойства, события. Простейшие пользовательские классы. Объявление и инициализация объекта. Конструктор. Способы инициализации объектов. Переопределение методов в C#, метод ToString(). Лабораторные 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Основные понятия объектно-ориентированного программирования. ООП и большие данные, искусственный интеллект. Реализация ООП в C#. Пользовательские типы данных. Перечисления (enum), кортежи (tuple). Структуры, классы и объекты. Поля, методы, свойства, события. Простейшие пользовательские классы. Объявление и инициализация объекта. Конструктор. Способы инициализации объектов. Переопределение методов в C#, метод ToString(). Сам. работа 2 6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.4. Классы: данные и функционал, поля и свойства, модификаторы доступа, методы, перегрузка методов, статические элементы классов (static). Перегрузка операторов. Индексаторы. Лекции 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.5. Классы: данные и функционал, поля и свойства, модификаторы доступа, методы, перегрузка методов, статические элементы классов (static). Перегрузка операторов. Индексаторы. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.6. Классы: данные и функционал, поля и свойства, модификаторы доступа, методы, перегрузка методов, статические элементы классов (static). Перегрузка операторов. Индексаторы. Сам. работа 2 6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.7. Наследование. Преобразование типов. Виртуальные методы и свойства. Сокрытие и переопределение методов. Абстрактные классы. Лекции 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.8. Наследование. Преобразование типов. Виртуальные методы и свойства. Сокрытие и переопределение методов. Абстрактные классы. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.9. Наследование. Преобразование типов. Виртуальные методы и свойства. Сокрытие и переопределение методов. Абстрактные классы. Сам. работа 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.10. Класс System.Object, его методы. Обобщенные типы. Наследование обобщенных типов. Обработка исключений, типы исключений, класс Exception. Создание классов исключений, генерация исключений. Лекции 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.11. Класс System.Object, его методы. Обобщенные типы. Наследование обобщенных типов. Обработка исключений, типы исключений, класс Exception. Создание классов исключений, генерация исключений. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.12. Класс System.Object, его методы. Обобщенные типы. Наследование обобщенных типов. Обработка исключений, типы исключений, класс Exception. Создание классов исключений, генерация исключений. Сам. работа 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.13. Интерфейсы. Реализация интерфейсов в базовых и производных классах. Наследование интерфейсов. Интерфейсы в обобщениях. Интерфейсы: ICloneable, Icomparable. Лекции 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.14. Интерфейсы. Реализация интерфейсов в базовых и производных классах. Наследование интерфейсов. Интерфейсы в обобщениях. Интерфейсы: ICloneable, Icomparable. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.15. Интерфейсы. Реализация интерфейсов в базовых и производных классах. Наследование интерфейсов. Интерфейсы в обобщениях. Интерфейсы: ICloneable, Icomparable. Сам. работа 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.16. Делегаты. Анонимные методы. Реализация лямбда-выражений в С#, одно-операторные и много-операторные лямбды. События. Делегаты Action, Predicate, Func. Лекции 2 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.17. Делегаты. Анонимные методы. Реализация лямбда-выражений в С#, одно-операторные и много-операторные лямбды. События. Делегаты Action, Predicate, Func. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.18. Делегаты. Анонимные методы. Реализация лямбда-выражений в С#, одно-операторные и много-операторные лямбды. События. Делегаты Action, Predicate, Func. Сам. работа 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.19. Коллекции. Реализация коллекций в С#. Список (List), двухсвязный список (LinkedList), очередь (Queue), стек (Stack), словарь (Dictionary). Интерфейсы IEnumerable, IEnumerator. Итераторы и оператор yield. Лекции 2 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.20. Коллекции. Реализация коллекций в С#. Список (List), двухсвязный список (LinkedList), очередь (Queue), стек (Stack), словарь (Dictionary). Интерфейсы IEnumerable, IEnumerator. Итераторы и оператор yield. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.21. Коллекции. Реализация коллекций в С#. Список (List), двухсвязный список (LinkedList), очередь (Queue), стек (Stack), словарь (Dictionary). Интерфейсы IEnumerable, IEnumerator. Итераторы и оператор yield. Сам. работа 2 3 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.22. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 16 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Разработка настольных оконных приложений на C#
4.1. Введение в Windows Forms. Пространство System.Windows.Forms. Классы Form, Application. Классы основных элементов управления: Label, Button, TextBox, NumericUpDown, ComboBox, CheckBox, RadioButton, TreeView, ImageBox. Основные события элементов управления, обработчики событий. Разработка простейших настольных оконных приложений в MS'Visual Studio. Лекции 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Введение в Windows Forms. Пространство System.Windows.Forms. Классы Form, Application. Классы основных элементов управления: Label, Button, TextBox, NumericUpDown, ComboBox, CheckBox, RadioButton, TreeView, ImageBox. Основные события элементов управления, обработчики событий. Разработка простейших настольных оконных приложений в MS'Visual Studio. Лабораторные 3 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Введение в Windows Forms. Пространство System.Windows.Forms. Классы Form, Application. Классы основных элементов управления: Label, Button, TextBox, NumericUpDown, ComboBox, CheckBox, RadioButton, TreeView, ImageBox. Основные события элементов управления, обработчики событий. Разработка простейших настольных оконных приложений в MS'Visual Studio. Сам. работа 3 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.4. Введение в WPF, XAML разметка. Разработка простейших WPF приложений в MS'Visual Studio. Лекции 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.5. Введение в WPF, XAML разметка. Разработка простейших WPF приложений в MS'Visual Studio. Лабораторные 3 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.6. Введение в WPF, XAML разметка. Разработка простейших WPF приложений в MS'Visual Studio. Сам. работа 3 8 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.7. Контейнеры в Windows Forms. Элементы: GroupBox, Panel, TabControl, SplitContainer. Современные методы позиционирования элементов управления FlowLayoutPanel, TableLayoutPanel. Лекции 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.8. Контейнеры в Windows Forms. Элементы: GroupBox, Panel, TabControl, SplitContainer. Современные методы позиционирования элементов управления FlowLayoutPanel, TableLayoutPanel. Лабораторные 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.9. Контейнеры в Windows Forms. Элементы: GroupBox, Panel, TabControl, SplitContainer. Современные методы позиционирования элементов управления FlowLayoutPanel, TableLayoutPanel. Сам. работа 3 6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.10. Многооконные приложения. MDI — контейнеры. Модальные формы. Разработка базовой навигации MDI-приложения. Основное меню (MenuStrip), статусная строка (StatusStrip), панель инструментов (ToolStrip). Использование контекстного меню (ContextMenuStrip). Лекции 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.11. Многооконные приложения. MDI — контейнеры. Модальные формы. Разработка базовой навигации MDI-приложения. Основное меню (MenuStrip), статусная строка (StatusStrip), панель инструментов (ToolStrip). Использование контекстного меню (ContextMenuStrip). Лабораторные 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.12. Многооконные приложения. MDI — контейнеры. Модальные формы. Разработка базовой навигации MDI-приложения. Основное меню (MenuStrip), статусная строка (StatusStrip), панель инструментов (ToolStrip). Использование контекстного меню (ContextMenuStrip). Сам. работа 3 6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.13. Использование специальных диалоговых окон. Элементы MessageBox, OpenFileDialog, FontDialog. Лекции 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.14. Использование специальных диалоговых окон. Элементы MessageBox, OpenFileDialog, FontDialog. Лабораторные 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.15. Использование специальных диалоговых окон. Элементы MessageBox, OpenFileDialog, FontDialog. Сам. работа 3 6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.16. Разработка простейшей системы авторизации приложения. Хеширование, шифрование данных, пространство имен System.Security. Криптосервисы .NET Framework. Алгоритмы шифрования, симметричные и асимметричные алгоритмы. Хеширующие алгоритмы. Цифровая подпись. Лекции 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.17. Разработка простейшей системы авторизации приложения. Хеширование, шифрование данных, пространство имен System.Security. Криптосервисы .NET Framework. Алгоритмы шифрования, симметричные и асимметричные алгоритмы. Хеширующие алгоритмы. Цифровая подпись. Лабораторные 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.18. Разработка простейшей системы авторизации приложения. Хеширование, шифрование данных, пространство имен System.Security. Криптосервисы .NET Framework. Алгоритмы шифрования, симметричные и асимметричные алгоритмы. Хеширующие алгоритмы. Цифровая подпись. Сам. работа 3 6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.19. Работа с локальными курсорами. Классы System.Data.DataSet, Syatem.Data.DataTable, коллекция System.Data.DataSet.Tables. Создание локальных курсоров средствами MS'Visual Studio. Сохранение табличных данных в XML-файлах. Лекции 3 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.20. Работа с локальными курсорами. Классы System.Data.DataSet, Syatem.Data.DataTable, коллекция System.Data.DataSet.Tables. Создание локальных курсоров средствами MS'Visual Studio. Сохранение табличных данных в XML-файлах. Лабораторные 3 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.21. Работа с локальными курсорами. Классы System.Data.DataSet, Syatem.Data.DataTable, коллекция System.Data.DataSet.Tables. Создание локальных курсоров средствами MS'Visual Studio. Сохранение табличных данных в XML-файлах. Сам. работа 3 6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.22. Объект DataGrid. Привязывание данных к элементам управления формы, класс BindingSource. Лекции 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.23. Объект DataGrid. Привязывание данных к элементам управления формы, класс BindingSource. Лабораторные 3 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.24. Объект DataGrid. Привязывание данных к элементам управления формы, класс BindingSource. Сам. работа 3 6 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.25. Обработка таблиц при помощи обобщенных методов с использованим лямбда-запросов. Технологии совместной работы с офисными приложениями. Использование элемента WebBrowser для отображения документов разных форматов. Использование компонентов пространства имен System.Windows.Forms.DataVisualization.Charting для визуализации данных. Лекции 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.26. Обработка таблиц при помощи обобщенных методов с использованим лямбда-запросов. Технологии совместной работы с офисными приложениями. Использование элемента WebBrowser для отображения документов разных форматов. Использование компонентов пространства имен System.Windows.Forms.DataVisualization.Charting для визуализации данных. Лабораторные 3 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.27. Обработка таблиц при помощи обобщенных методов с использованим лямбда-запросов. Технологии совместной работы с офисными приложениями. Использование элемента WebBrowser для отображения документов разных форматов. Использование компонентов пространства имен System.Windows.Forms.DataVisualization.Charting для визуализации данных. Сам. работа 3 8 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.28. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 13 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном
портале «Цифровой Университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=298, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=360,
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=380


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-2: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ОПК-2

1. Что такое Куча:
а) Область динамической памяти
б) Именованная область памяти
в) Куча переменных
Ответ: a

2. Какие циклы существуют в языке C#:
а) for, while
б) for, while, do while, foreach
в) for, while, do while
Ответ: б


3. Что обозначает ключевое слово var:
а) Устраивает «войну» между программами
б) Обозначает что переменная имеет явный тип данных
в) Обозначает что переменная без явного типа данных
Ответ: в


4. Какие типы переменных существуют:
а) int, char, bool, float, double
б) int, char, bool, string
в) Оба варианта верны
г) Нет верного ответа
Ответ: в

5. Что такое константа:
а) Глобальная переменная
б) Переменная которая может быть изменена в любое время
в) Переменная значение которой нельзя изменить
Ответ: в

6. Где правильно создана переменная:
а) $x = 10;
б) char symbol = ‘A’;
в) x = 0;
Ответ: б


7. Какой оператор возвращает значение из метода:
а) end
б) out
в) return
Ответ: в


8. В чем отличие между break и continue:
а) Continue пропускает итерацию, break выходит из цикла
б) Break используется в Switch case, а continue в циклах
в) Continue работает только в циклах, break дополнительно в методах
Ответ: a


9. Какие бывают циклы:
а) Цикл, Форич, Двойной цикл, Многократный
б) Большие и маленькие
в) for, while, do-while, foreach
Ответ: в


10. Что делает try-catch:
а) Работает с файлами
б) Работает с исключениями
в) Работает с классами
Ответ: б


11. Что такое цикл и для чего они нужны:
а) Циклы нужны для многократного выполнения кода
б) Циклы нужны для многократного запуска программы
в) Циклы нужны для многократного размещения данных
Ответ: a



12. Для чего можно использовать язык C#:
а) Для создания веб сайтов
б) Для создания программ под ПК
в) Оба варианта верны
г) Нет верного ответа
Ответ: в

13. Какие бывают массивы:
а) Одномерные и многомерные
б) Резиновые и статичные
в) Сложные и простые
Ответ: a


14. Какой тип переменной используется в коде: int a = 5:
а) Знаковое 64-бит целое
б) Знаковое 8-бит целое
в) Знаковое 32-бит целое
Ответ: в


15. Что такое массив:
а) Набор однотипных данных, которые располагаются в памяти последовательно друг за другом
б) Набор данных типа int (32-бит целое)
в) Набор текстовых значений в формате Unicode, которые расположены в случайном порядке
Ответ: a


16. Что делает оператор «%»:
а) Возвращает процент от суммы
б) Возвращает остаток от деления
в) Возвращает тригонометрическую функцию
Ответ: б


17. Как называется оператор «?:» :
а) Прямой оператор
б) Вопросительный
в) Тернарный оператор
Ответ: в


18. Что сделает программа выполнив следующий код: Console.WriteLine(«Hello, World!»);
а) Напишет Hello, World!
б) Напишет на новой строчке Hello, World!
в) Удалит все значения с Hello, World!
Ответ: б


19. Для чего нужны условные операторы:
а) Чтобы устанавливать условия пользователю
б) Для оптимизации программы
в) Для ветвления программы
Ответ: в


20. Как сделать инкрементацию числа:
а) !=
б) ++
в) —
Ответ: б


21. Чему равен d, если int a = 0; int b = a++; int c = 0; int d = a + b + c + 3;
а) 4
б) False
в) 3
Ответ: a


22. Как сделать декрементацию числа:
а) !=
б) —
в) %%
Ответ: б


23. Чему будет равен с, если int a = 0; int c = —a;
а) Null
б) 1
в) -1
Ответ: в


24. Как найти квадратный корень из числа x:
а) Sqrt(x)
б) Math.Sqrt(x)
в) Arifmetic.sqrt(x)
Ответ: б


25. Чему будет равен с, если int a = 0; int c = a—;
а) -1
б) 1
в) 0
Ответ: в


26. Обозначения оператора «НЕ»:
а) No
б) !
в) Not
Ответ: б


27. Чему будет равен с, если int a = 10; int b = 4; bool c = (a == 10 && b == 4);
а) True
б) Null
в) False
Ответ: a


28. Обозначение оператора «ИЛИ»:
а) !+
б) !=
в) ||
Ответ: в


29. Чему будет равен с, если int a = 10; int b = 4; int c = a % b;
а) 2
б) 11
в) 1
Ответ: a


30. Обозначение оператора «И»:
а) &
б) &&
в) and
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ОПК-3


1. Что произойдет в результате выполнения следующего кода:class Test  {     static void Main(string[] args)      {         char[] letters = {'a','b','c','d','e'};         for (int i = 1; i <= letters.Length; i++)         Console.Write(letters[i] + " ");     } } 
A) Возникнет ошибка компиляции
B) a b c d 
C) Код напечатает "b c d e", а дальше уже возникает ошибка времени выполнения
D) b c d e 
Ответ: C

2. Скомпилируется ли данный фрагмент кода успешно?public static int GetID (string inputText){if (inputText != "")return 1;else if (inputText == "")return 0;}
A) да
B) нет
Ответ: A

3. Среди перечисленных конструкций C# укажите объявление метода 
A) string Name;
B) string GetName () { return “Name”;}
C) string this [int i] {get {return “Name”;}}
D) string Name {get{return “Name”;}}
Ответ: B

4. Что напечатает программа:class Program{static bool SomeMethod(){Console.WriteLine("Method was invoked");return true;}static void Main(string[] args){if (true & false & SomeMethod()){Console.WriteLine("Inside IF operator");}Console.ReadKey();}}
A) Method was invoked
B) Method was invokedInside IF operator
C) Ошибка компиляции
D) Ничего не напечатает
E) Ошибка времени выполнения
Ответ: A

5. Что напечатает следующий код:class MyClass {     static void Main()     {         int a = 1, b = 2;         Swap(a, b);         Console.WriteLine("a=" + a + ", b=" + b);         Console.ReadLine();     }      private static void Swap(int a, int b)     {         int c = a;         a = b;         b = c;     } } 
A) Возникнет ошибка компиляции
B) a=2, b=1
C) Возникнет ошибка времени выполнения
D) a=1, b=2
Ответ: D

6. Что получим на экране, если выполним этот код ?public  static void Main() {     int i, j, s = 0;     for (i = 0, j = 6; i < j; ++i, --j )     {         s += i;     }     Console.WriteLine(s); } 
A) 21
B) 3
C) 2
D) 6
Ответ: B

7. Что будет выведено на консоль после выполнения следующего кода:static public void Main(string[] args)    {      int i = 1;      string s = "Hello, world";        Console.WriteLine("i = " + i);      ModifyInt(i);      Console.WriteLine("i = " + i);        Console.WriteLine("s = " + s);      ModifyString(s);      Console.WriteLine("s = " + s);    }      static void ModifyInt(int i)    {      i = 2;    }      static void ModifyString(string s)    {      s = "I've been modified.";    } 
A) i = 1i = 2s = Hello, worlds = I've been modified.
B) i = 1i = 1s = Hello, worlds = I've been modified.
C) i = 1i = 1s = Hello, worlds = Hello, world
D) i = 1i = 2s = Hello, worlds = Hello, world
Ответ: C

8. Что напечатает следующий код:static bool Method1() {     Console.WriteLine("in Method1");     return false; } static bool Method2() {     Console.WriteLine("in Method2");     return true; } static void Main(string[] args) {     if (Method1() & Method2())     {        Console.WriteLine("inside if");     } } 
A) in Method1in Method2inside if
B) in Method1
C) in Method1in Method2
Ответ: C

9. Что выведет на экран код:static void Main() {     if (false)     {         int i = 1;     }     int i = 2;     Console.WriteLine(i); } 
A) 1
B) 2
C) 0
D) Код не скомпилируется
Ответ: D

10. Что выведет данный код?static void Main(string[] args) {     string s;     {         int s = 10;         Console.WriteLine(s);     } } 
A) Пустую строку
B) Код не скомпилируется
C) Код скомпилируется, но во время исполнения возникнет Exception
D) 10
Ответ: B

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ОПК-7

11. Что напечатает следующий код:class MyClass {     static void Main()     {         int a = 1, b = 2;         Swap(a, b);         Console.WriteLine("a=" + a + ", b=" + b);         Console.ReadLine();     }      private static void Swap(int a, int b)     {         int c = a;         a = b;         b = c;     } } 
A) Возникнет ошибка времени выполнения
B) Возникнет ошибка компиляции
C) a=1, b=2
D) a=2, b=1
Ответ: C

12. Что напечатает данный код:class Test {    static void increment(int p)    {      ++p;    }    static void Main( )     {      int x = 8;      increment(x);      Console.WriteLine(x++);    } } 
A) 8
B) 9
C) 10
D) Код не скомпилируется
Ответ: A

13. Каким будет результат выполнения кода:using System;  class App {      static void Main()     {         string s;         s+="string";         Console.WriteLine(s);     } } 
A) string
B) "string"
C) Ошибка компиляции
D) Ошибка времени выполнения
Ответ: C

14. Что напечатает следующий код:public static void Main() {     Int32 v = 5;     Object o = v;     v = 123;     Console.WriteLine(v + ", " + (Int32) o); } 
A) 123, 5
B) 5, 5
C) 123, 123
D) Возникнет ошибка приведения типов
Ответ: A

15. Что будет выведено на консоль в результате выполнения кода?public static void Foo(params string[] lines){foreach (string l in lines) {Console.Write(l);}}public static void Main(){string[] data = new string[] { "1", "2", "3" };Foo(data);Foo("A", "B", "C");}
A) Программа не компилируется
B) 123ABC
C) Возникнет ошибка времени выполнения
Ответ: B

16. Что будет выведено на консоль в результате выполнения следующего кода:namespace ConsoleApplication1{class Program{static void Main(string[] args){Console.Write(Foo(1)+Foo(2)*Foo(3));Console.ReadLine();}public static int Foo(int o){Console.Write(o);return o;}}}
A) 2317
B) 1237
C) 3217
D)  Возникнет ошибка компиляции, тип int нужно привести к строке
Ответ: B

17. Что делает оператор %?
A) Возвращает остаток от деления
B) Форматирует значения разных типов в строку
C) Переводит дробное число в проценты
D) Возвращает процентное соотношение двух операндов
Ответ: A

18. Что напечатает следующий код:static void Main(string[] args) {int a = 0;decimal b = 0;double c = 0.0;Console.WriteLine(a == b);Console.WriteLine(a.Equals(b));Console.WriteLine(a == c);Console.WriteLine(a.Equals(c));Console.ReadLine();}
A) FalseTrueFalseFalse
B) TrueTrueTrueTrue
C) TrueFalseTrueFalse
D) TrueTrueTrueFalse
Ответ: C

19. Что будет выведено на консоль?using System;[Flags]public enum Economics: byte{None = 0x00,Money = 0x01,Buseness = 0x02,Innovation = 0x04}public class App{public static void Main(string[] args){Economics ec = Economics.Money | Economics.Innovation ;Console.WriteLine(ec);}}
A) 0x05
B) 5
C) Ошибка компиляции
D) Money, Innovation
Ответ: D


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ОПК-2
Тестовые задания со свободным выбором вариантов ответа



1. Программа выводит на печать:
a=5, b=2
Подставьте в код программы на C# пропущенные элементы
void Main(){
int a=5,b=2___
System.Console.WriteLine(" a={___}, b={____}",b,a);
System.Console.ReadLine(___ ;
Ответы: ; , 1, 0, )

2. Программа должна напечатать
Method is Inside IF operator
namespace ConsoleApplication1
{
class Program
{
static bool SomeMethod()
{
Console.___________("Method");
return _______;
}
static void Main(string[] args)
{
if (true & false _____ !SomeMethod())
{
Console.WriteLine(" is Inside IF operator");
}
Console.ReadKey();
}
}
}
Ответы: Write, false, ||

3. В результате выполнения следующего кода на консоль будет выведено 1234. Что необходимо для этого

namespace ConsoleApplication1
{
class Program
{
static void Main(string[] args)
{
Console.Write(Foo(0) __ Foo(1) ___ Foo(2) ___ Foo(3));

Console.ReadLine();
}


public static string Foo(int o)
{
_______ (o+1). ________;
}
}
}
Ответы: +,+,+,return, ToString()
4. Что нужно сделать, чтобы в результате программа напечатала следующее:
4
static void Main(string[] args)
{
for (int k = 1; k < 3; )
Console.WriteLine(++k + k___);
Console.ReadKey();
}
Ответ: ++

5. Программа выполняет синтаксический разбор строки текста с разделителями ‘|’:
"34 | Петров А.И. | 45000.34 | 3"
Находит оклад (третье слово) и вычисляет 15% от него.
Подставьте в код программы на C# пропущенные элементы
class Program
{
static void Main(string[] args)
{
string s = "34 | Петров А.И. | 45000.34 | 3";
char[] разделители = {'__'};
string[] слово = s.Split(‘|’);
string строка_оклад = слово[__];
int i=0;
foreach (string s1 in слово)
System.Console.WriteLine(" {0} {1} ", i++, __);

double оклад=0;
double.{#5}(слово[{#6}].Replace('.', ','), out {#7});
System.Console.WriteLine(" Оклад = {0} 15%= {1}", оклад, 0.15*оклад);
System.Console.ReadLine();
}
}

Ответы: |, ‘|’, 2, s1,
6. Программа выполняет синтаксический разбор строки текста с разделителями ‘|’:
"34 | Петров А.И. | 45000.34 | 3"
Находит оклад (третье слово) и вычисляет 15% от него.
Подставьте в код программы на C# пропущенные элементы
class Program
{
static void Main(string[] args)
{
string s = "34 | Петров А.И. | 45000.34 | 3";
System.Console.WriteLine("s= {0} ", s);
int n = 0;
n = s.______("|", n)+1;
n = s.______("|", n)+1;
string s1 = s._____(n+1) ;
n = s1.______('|');
s1 = s1.______(0, n);
System.Console.WriteLine("s1= {0} ", s1);
double оклад = 0;
double._______(s1.______('.', ','), out оклад);
System.Console.WriteLine("Оклад={0} 15%={1}",оклад,_____*оклад);
System.Console.ReadLine();
}
}

Ответы: IndexOf, IndexOf, Substring, IndexOf, Substring, TryParse, Replace, 0.15

7. Приведена программа для вычисления суммы чисел от 1 до 10. Вставьте недостающие элементы в код программы на языке C#

double x = ___;
for (int i = ____; i <= 10; i++)
{
x += ___;
System.Console.WriteLine(__" i={i} x={x}");
}
System.Console.WriteLine(__" x={x}"); System.Console.ReadLine();
Ответы: 0, 1, i, $, $
8. Программа вычисляет сумму чисел от 1 до 10.
Вставьте пропущенные элементы кода на C#

void Main(){
int x = ___;
for (int i = 0; i <= ___; i++)
x ___ i;
System.Console.WriteLine(" x={___}", x);
System.Console.ReadLine();}
Ответы: 0, 10, +=, 0

9. Программа должна записать в файл «1.txt» строку «Привет всем!!!». Заполните пропущенные фрагменты кода.

string s = "Привет всем!!!";
string f = "1.txt";
try
{
System.IO.File.WriteAllText(___ , ___);
System.Console.WriteLine($"Строка s={s} записана в файл {f}");
}
catch {
System.Console.WriteLine($"Ошибка! \n Не удалось записать строку s={s} в файл {f}");
}
System.Console.ReadLine();

Ответы: f, s

10. Программа должна считать из файла «1.txt» массив вещественных чисел и вывести его на печать. В файле каждое число расположено на отдельной строке. Заполните пропущенные фрагменты кода.
internal class Program
internal class Program {
static void Печать(double[] a)
{
System.Console.WriteLine();
for ( int i = 0; i< a._____;i++)
System.Console.Write($" {a[i]}");
}
static void Main(string[] args)
{

string s="";
string f = "1.txt";
string[] a;;
double[] x= { };
try
{
s= System.IO.File._______(f);
a = s.Split('\n');
x=new double[a.Length];
System.Console.WriteLine($"n={a.______}");
for (int i = 0; i < a.______; i++)
double._________(a[i],out x[i]);
}
catch {
System.Console.WriteLine($"Ошибка! Массив не считан");
}
Печать(x);
System.Console.ReadLine();
}
}


Ответы: Length, ReadAlText, Length, Length, TryParse




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
«Цифровой Университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=298, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=360,
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=380


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
1. Понятие информации. Информационные процессы. Непрерывная и дискретная информация. Виды классификации информации.
2. Единицы количества информации: вероятностный и объемный подходы.
3. Международная система байтового кодирования.
4. Системы счисления: позиционная и непозиционная. Представление чисел в различных системах счисления. Основание системы счисления.
5. Перевод чисел в различные системы счисления.
6. Арифметические действия в различных системах счисления.
7. Кодирование информации. Представление данных в памяти ЭВМ. Теорема Шеннона.
8. Алфавитное неравномерное двоичное кодирование. Префиксный код Хаффмана.
9. Равномерное алфавитное двоичное кодирование. Байтовый код.
10. Алфавитное кодирование с неравной длительностью элементарных сигналов. Код Морзе.
11. Блочное двоичное кодирование.
12. Представление чисел без знака и со знаком.
13. Индикаторы переноса и переполнения. Действия над числами в системе чисел со знаком и без знака.
14. Представление чисел с фиксированной и с плавающей запятой в памяти компьютера.
15. Устройство компьютера.
16. Измерение количества информации.
17. Файловые менеджеры (Far).
18. Файловая система дисков.
19. Понятие каталогов и файлов.
19. Выбор группы файлов, просмотр файлов с помощью функциональных клавиш Far.
20. Создание каталогов, сравнение каталогов с помощью функциональных клавиш Far.
21. Копирование файлов и каталогов с помощью функциональных клавиш Far.
22. Переименование файлов и каталогов с помощью функциональных клавиш Far.
23. Удаление файлов и каталогов с помощью функциональных клавиш Far.
24. Выбор диска, переход с диска на диск с помощью функциональных клавиш Far.
25. Меню команд пользователя. Управляющее меню.
26. Форматирование диска.
27. Понятие операционной системы (назначение, функции, команды).
28. Общие сведения о Windows (преимущества и недостатки).
29. Полный путь к файлу. Имя файла. Короткое, длинное имя файла. Механизм перенаправления ввода-вывода. Маски файлов.
30. Работа с файлами и каталогами с помощью команд операционной системы.
31. Работа с файловой системой с помощью команд операционной системы.
32. Работа с пакетными файлами: создание пакетного файла, параметры пакетного файла, запуск пакетного файла с параметрами, отключение режима дублирования команд на экран при выполнении командного файла.
33. Работа с файлами сценариями (создание, редактирование, запуск файлов сценариев).
34. Объект FileSystemObject.
35. Получение основных свойств папок и файлов с помощью файлов сценариев.
36. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
37. Языки программирования.
38.Основы алгоритмизации и программирования
39. Понятие алгоритма, формы записи и свойства алгоритма.
40. Алгоритмы, способы записи. Среды и оболочки для создания алгоритмов.
41. Введение в технологии программирования. Процедурное программирование. Обзор языков программирования высокого уровня.
42. Разработка простейших программ
43. Основы разработки на платформе .Net. Типы данных, константы, переменные.
44. Операции и операторы C#
45. Подпрограммы (методы). Рекурсивные методы.
46. Символы, строки, массивы.
47. Организация ввода-вывода

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
12. Основные понятия теории информации и теоретические основы информатики
13. Предмет и задачи информатики. Понятие информации. Двойственность информации. Количественный и качественный аспекты информации.
14. Информация. Количественный и качественный аспекты информации. Объем информации.
15. Теория информации и теория информационного общества. Кодирование информации. Системы счисления. Информационно-логические основы ЭВМ.
16. Кодирование информации. Системы счисления. Информационно-логические основы ЭВМ.
17. Технические средства реализации информационных процессов
18. История развития и направления развития ЭВМ.
19. Архитектура персонального компьютера.
20. Программные средства реализации информационных процессов
21. Системное программное обеспечение. Операционные системы.
22. Прикладное программное обеспечение. Общие принципы работы офисных пакетов.
23. Назначение и основные функции текстовых редакторов и процессоров. Общая характеристика процессоров электронных таблиц.
24. Работа в текстовых процессорах.
25. Расширенная функциональность офисных средств, возможности табличных процессоров. Средства построения презентаций
26. Основы алгоритмизации и программирования
27. Понятие алгоритма, формы записи и свойства алгоритма.
28. Алгоритмы, способы записи. Среды и оболочки для создания алгоритмов.
29. Введение в технологии программирования. Процедурное программирование. Обзор языков программирования высокого уровня.
30. Разработка простейших программ
31. Основы разработки на платформе .Net. Типы данных, константы, переменные.
32. Операции и операторы C#
33. Подпрограммы (методы). Рекурсивные методы.
34. Символы, строки, массивы.
35. Организация ввода-вывода
36. Работа с файловой системой
37. Основы информационной безопасности
38. Средства и методы защиты информации. Компьютерные вирусы и методы их профилактики
39. Базы данных
40. Базы и банки данных. Структура и пользователи банков данных. Языковые средства
41. Базы и банки данных. Структура и пользователи банков данных. Языковые средства СУБД.
42. Основы работы в MS'Access


ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Информация и информатика.
2. История развития и виды языков программирования.
3. Эволюция и современное состояние технологий локальных информационно-вычислительных сетей.
4. Использование средств связи в компьютерных коммуникациях.
5. Создание интерактивных ресурсов глобальной сети Internet.
6. Корпоративные технологии сетей Интранет.
7. Русскоязычные ресурсы Интернет для экономистов.
8. Современные методы защиты информации.
9. Эволюция операционных систем для персональных компьютеров.
10. Современные операционные оболочки и операционные среды.
11. Файлы и файловые системы.
12. Настройка современной операционной системы.
13. Назначение и возможности текстовых оболочек операционных систем. Их сравнительная характеристика.
14. Прикладное программное обеспечение и тенденции его развития.
15. Использование технологий мультимедиа и гипермедиа в обучении.
16. Современные программные средства для решения экономических задач
17. Технологии электронных презентаций и их использование в современном бизнесе.
18. Технологии электронного офиса в управлении предприятием.
19. Влияние монополизации на рынок программного обеспечения и аппаратных средств.
20. Российский рынок программного обеспечения для экономистов.
21. Индустрия компьютерных игр. Современные технологии. Отечественные и зарубежные производители.
23. Системы управления базами данных.
24. Программы для работы с графическими изображениями
25. Возможности MS Word при работе с объектами.
26. Применение OLE и DDE механизмов при совместном использовании пакетов MS'Word и MS'Excel.
27. Средства деловой графики MS Excel.
28. Возможности MS Excel при работе с различными типами данных
29. Обработка бухгалтерских проводок средствами MS Excel.
30. Учет материальных ценностей средствами MS Excel.
31. Учет доходов физических лиц и подоходного налога средствами MS Excel.
32. Комплексные бухгалтерские вычисления средствами MS Excel.
33. Системы автоматизации бухгалтерского учета и управления средствами MS Excel.
34. Учет и контроль дебиторской задолженности средствами MS Excel.
35. Создание электронного прайс-листа средствами MS Excel



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце второго семестра зачета, в конце третьего семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация (зачет)» онлайн-курса на образовательном портале
«Цифровой университет АлтГУ». https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=298, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=360,
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=380
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 25.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Информатика и программирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 В.В. Трофимов, Т.А. Павловская; под ред. В.В. Трофимова Алгоритмизация и программирование: учебник для академического бакалавриата: Учебник М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Зыков С.В. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тузовский А.Ф. Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие для прикладного бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" urait.ru
Л2.2 Поляков В. П., Косарев В. П. ; Отв. ред. Поляков В. П. ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ширшов Е. В. Финансово-экономические расчеты в Excel: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Казанский А.А. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА VISUAL C# 2013. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Вылегжанина А. О. Деловые и научные презентации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Каф. информ. систем в экономике Основы объектной модели MS'Office. Использование VBA и Windows Script Host: Барнаул, 2003 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алгоритмизация и программирование I семестр: электронный учебный курс (расположен на образовательном портале АлтГУ) portal.edu.asu.ru
Э2 Алгоритмизация и программирование II семестр: электронный учебный курс (расположен на образовательном портале АлтГУ) portal.edu.asu.ru
Э3 Программирование citforum.ru
Э4 Материалы к курсу программирование 10.0.12.15
Э5 Алгоритмизация и программирование III: электронный учебный курс (расположен на образовательном портале АлтГУ) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS'Visual Studio 2008

Open Office
Office 2010 Professional

Windows 7 Professional

7-Zip

AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по изучению курса для студентов

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по двухбалльной системе - зачтено/не зачтено.
Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.


методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ:
Алгоритмизация и программирование I семестр https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=298
Алгоритмизация и программирование II семестр https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=360

Алгоритмизация и программирование III семестр https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=380