МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление информационной системой организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровая экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление информационной системой организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Срок действия программы: 20212023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Формирование у студентов системы знаний об информационном менеджменте как о важнейшей составляющей системы управления организацией и мощном инструменте преобразования деятельности организации в соответствии с требованиями процессного подхода к управлению
- Ознакомление студентов с возможностями современных информационных технологий проектирования процессного менеджмента в объеме, необходимом для принятия решения о целесообразности и обоснованности их использования в конкретных условиях проектирования современных бизнес-архитектур, бизнес-процессов, ИТ-сервисов предприятий, организаций, учреждений различного профиля.
Задачи учебной дисциплины:
- сформировать у студентов систему знаний в области процессного подхода к управлению как современной парадигмы проектирования и управления клиенто-ориентированной организацией;
- сформировать у студентов современную систему знаний в области ИТ сервис-менеджмента как важнейшей составляющей процессного менеджмента при организации управления информационными системами;
- ознакомить студентов с возможностями современных инструментальных средств проектирования процессного менеджмента информационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе.
ПК-1.1 Знать методы и технологии обследования организаций, выявления информационных потребности пользователей, формирования требований к информационной системе
ПК-1.2 Уметь проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-1.3 Владеть навыками проведения обследования организаций, выявления информационных потребностей пользователей, формирования требований к информационной системе
ПК-4Способен составлять технико-экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы.
ПК-4.1 Знать методы и технологии формирования технико-экономического обоснования проектных решений и технического задания на разработку информационной системы
ПК-4.2 Уметь составлять технико- экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы
ПК-4.3 Владеть навыками применения современных методов и технологий формирования технико-экономического обоснования проектных решений и технических заданий на разработку информационной системы
ПК-6Способен принимать участие во внедрении информационных систем.
ПК-6.1 Знать основные методы внедрения ИС
ПК-6.2 Уметь проводить анализ методов внедрения ИС
ПК-6.3 Владеть навыками применения методов внедрения ИС
ПК-8Способен проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС.
ПК-8.1 Знать методы тестирования ПО
ПК-8.2 Уметь применять инструменты системного анализа при тестировании программы, анализировать тестовые случаи
ПК-8.3 Владеть навыками разработки тестовых случаев проведения тестирования исследования результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные методологии процессного менеджмента информационных систем на современном предприятии, в организациях, учреждениях различного профиля;
- классификацию информационных систем и технологий;
- текущие потребности рынка в области использования ИС и ИТ современных российскими и зарубежными организациями;
- методику разработки ИТ-стратегии организации;
- принцип технологического и приспособленного детерминизма;
- поведенческую и экономическую теории при оценке влияния информационной системы на организацию;
- модель конкурентных ценностей и культурных типов в разрезе внедрения и использования ИС;
- критерии выбора информационного управления;
- централизованную, децентрализованную, федеративная или дистрибьюторская модели организации ИТ-деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать в практике управления предприятиями, организациями, учреждениями различного профиля, государственными и муниципальными структурами современные методы и инструментальные средства проектирования и создания процессного менеджмента информационных систем;
- оценивать альтернативные пути для позиционирования различных видов ИТ-деятельности;
- аргументировано обосновывать необходимость использования ИТ-аутсорсинга в организации;
- обозначать проблемы персонала, связанные с ИТ-обеспечением;
- оценивать пути контроля ИТ-деятельности и включать их в общую стратегию;
- предлагать тактические решения для осуществления ИТ-стратегии организации;
- использовать модели, чтобы проанализировать возможное стратегическое преимущество ИС для организации;
- определять роль информационных систем, используемых организацией;
- разрабатывать конкретные предложения по результатам исследований, готовить справочно-аналитические материалы для принятия управленческих решений;
- организовывать работу ИТ-подразделения, предлагая иерархию основных задач для конкретной организации;
- объяснять контекстуальные факторы, которые влияют на ценность и значимость ИС, поддерживающих бизнес-процессы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования программных продуктов, предназначенных для информационной поддержки (автоматизации) процессного менеджмента информационных систем на предприятиях, в организациях, учреждениях различного профиля;
- методами и приемами построения матрицы информационной архитектуры;
- методами и приемами разработки рекомендаций по внедрению информационных систем с учетом существующего типа корпоративной культуры;
- методами и приемами разработки документов, регламентирующих деятельность ИТ-отдела организации;
- методами и приемами выбора типа информационного управления;
- методами и приемами разработки ИТ–стратегии организации;
- методами и приемами определения взаимосвязи ИТ-стратегии и других функциональных стратегий организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процессный подход к управлению служблй ИТ предприятия. Моделирование бизнес-процессов.
1.1. Основы управления службой ИС. Процессы службы ИС. Лекции 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. ИТ-сервисы. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Лабораторные 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 3 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы процессного менеджмента информационных систем.
2.1. ИТ-сервис - основа деятельности современной информационной системы. Лекции 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. ITIL/ITSM - концептуальная основа процессов ИС-службы. Лекции 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обзор решений в области информационной поддержки процессного менеджмента информационных систем на основе методологии ITSM с использованием основных групп процессов библиотеки ITIL.
3.1. Решения Hewlett-Packard по управлению информационными системами. Лекции 7 1 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Модель ITSM Reference Model и программные средства автоматизации управления ИТ-инфраструктурой предприятия HP Open View. Лабораторные 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Решения IBM по управлению информационными системами. Лекции 7 1 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Модель информационных процессов ITPM и семейство продуктов IBM/Tivoli. Лабораторные 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем. Лекции 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем Лабораторные 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Инструментальные средства проектирования ИТ сервис-менеджмента информационных систем с использованием основных групп процессов библиотеки ITIL.
4.1. Система бизнес-моделирования "Business Studio 3.х". Обзор функциональных возможностей. Лекции 7 1 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Система моделирования Бизнес-инженер 6.х.График-студио Lite. Лекции 7 1 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия
5.1. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия. Лекции 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Технология Microsoft обеспечения информационной безопасности. Лекции 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Технология Microsoft обеспечения информационной безопасности. Лабораторные 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.4. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Лабораторный практикум
6.1. Проектирование моделей бизнес-процессов организации Лабораторные 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Проектирование моделей бизнес-процессов организации, оценка текущего времени и стоимости выполнения бизнес-процессов, перепроектирование бизнес-процессов для достижения лучших результатов. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Проектирование организационной структуры управления Лабораторные 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.4. Проектирование организационной структуры управления, распределение полномочий и ответственности за исполнение бизнес-процессов компании, назначение исполнителей отдельных действий в рамках бизнес-процессов, проведение расчета необходимого количества сотрудников. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.5. Регламентирующая документация Лабораторные 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.6. Формирование пакета регламентирующих документов: регламент бизнес-процесса, положение о подразделении, должностные инструкции и др. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.7. Разработка технического задания на автоматизацию Лабораторные 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.8. Разработка моделей бизнес-процессов "как будет" с учетом применения информационной системы, настройка и формирование отчета "Техническое задание на автоматизацию", включающее в себя перечень автоматизируемых бизнес-процессов, реестр функций информационной системы и перечень планируемых рабочих мест. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.9. Проектирование процессного менеджмента информационной системы Лабораторные 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.10. Создание моделей основных групп бизнес-процессов ИТ сервис-менеджмента библиотеки ITIL v.2, v3: процессы управления предоставлением сервисов, управления поддержкой сервисов и др. Сам. работа 7 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Практические задания
В ходе подготовки обучающихся необходимо выполнить задание «Разработка ИТ-инфраструктуры на основе анализа архитектуры предприятия».
Задача: В рамках выполнения индивидуального задания необходимо выбрать определенное предприятие, описать его текущую архитектуру и разработать целевую архитектуру. Обосновать необходимость внедрения новых информационных систем, оценить их влияние на бизнес-процессы компании, инфраструктуру, ИТ-подразделение.
В рамках задания студент разрабатывает структуру предприятия, включающую в себя стратегические цели и задачи предприятия, бизнес архитектуру предприятия, архитектуру приложений и технологическую архитектуру, оценивает необходимость внедрения новой информационной системы и описывает ее влияние на архитектуру предприятия.
В рамках задания необходимо разработать несколько моделей. Какое инструментальное средство будет использоваться для моделирования, он выбирает самостоятельно. Ограничений на использование программных продуктов для моделирования нет.
Задание сдается в виде отчета (6-10 страниц) и презентации (8-10 слайдов). Результаты работы защищаются в виде презентации на семинаре. Длительность презентации не должна превышать 7 минут.
В отчете обязательно должны быть представлены:
1. Оргструктура информационной службы
2. Перечень информационных сервисов, используемых организацией
3. Процессы поддержки ИТ-сервисов (в виде диаграмм активности)
• управление инцидентами;
• управление проблемами;
• управление конфигурациями;
• управление изменениями;
• управление релизами.
4. Процессы предоставления ИТ-сервисов (в виде диаграмм активности)
• процесс управления уровнем сервиса;
• процесс управления мощностью;
• процесс управления доступностью;
• процесс управления непрерывностью;
• процесс управления финансами;
• процесс управления безопасностью.
5. Матрица ответственности специалистов и подразделений ИТ
6. Регламентирующая документация для какого-либо IT-сервиса в виде SLA и OLA
Целью выполнения задания является:
- привитие навыков библиографического поиска необходимой литературы (не только на бумажных носителях, но и в электронном виде);
- приобретение навыков разработки стратегических целей и определение их взаимосвязей с бизнес - процессами и информационными системами предприятий;
- приобретение навыков по разработки архитектуры предприятия и использования специализированных инструментов моделирования;
- приобретение навыков разработки структуры ИТ подразделения;
- выявление и развитие интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании рефератов и дальнейших научных трудах.
Последовательность выполнения задания.
Шаг 1. Выбор и детализированное описание компании.
Задача: Выбрать предприятие, определить направление его деятельности. Описать стратегические цели, стоящие перед предприятием.
В рамках работы можно использовать предприятие из любой отрасли. Профиль предприятия обучающийся придумывает самостоятельно. Все зависит от его возможности и фантазии. Примеры предприятий приведены ниже:
- Промышленное производство (производство велосипедов, выпечка хлеба)
- Магазин (супермаркет, Интернет магазин)
- Интернет провайдер.
- Телекоммуникационная компания.
- Банк и другие.
Обучающийся, выбравший крупное предприятие может описывать несколько наиболее интересных бизнес - процессов. Например:
- Маркетинг. Разработка новых продуктов или услуг.
- Закупки, склад. Управление складскими операциями.
- Финансы. Управление денежными средствами.
- PCRM. Управление документацией клиентов и партнеров.
- CRM. Управление взаимоотношениями с клиентами.
Шаг 2. Описать структуру организации.
Задача: Документировать архитектуру предприятия включая: стратегические цели и задачи предприятия, бизнес архитектуру предприятия, архитектуру приложений.
В рамках разработки текущей IT-инфраструктуры предприятия необходимо собрать и документировать следующую информацию:
- Стратегические цели и задачи предприятия.
- Основные бизнес - процессы организации.
- Организационная структура.
- Продукты и услуги компании.
- Информационные системы, функционирующие на предприятии.
- Инфраструктуру, поддерживающую существующие ИС. Документировать представленные выше данные рекомендуется в виде
моделей и описания к ним.
Шаг 3. Моделирование архитектуры предприятия.
Задача: Разработать текущую архитектуру предприятия. Построить модели описывающие бизнес - процессы предприятия.
В рамках разработки текущей архитектуры предприятия необходимо построить следующие модели:
- Модель, описывающая бизнес - процессы компании.
- Модель, описывающую связи между стратегическими целями предприятия и бизнес - процессами.
- Ресурсно-сервисную модель, описывающую связи между приложениями и бизнес -процессами компании.
На данном этапе рекомендуется разработать модель:
- описывающую функциональность существующих информационных систем и их интерфейсы.
- показывающую связь между существующими информационными системами и инфраструктурными компонентами (сервера, дисковые массивы).
Шаг 4. Внедрение новой информационной системы.
Задача: Обосновать необходимость внедрения новой информационной системы и разработать ее архитектуру.
В рамках данной работы студенту предлагается обосновать необходимость внедрения новой информационной системы, описать на какие бизнес процессы данная система воздействует, построить диаграмму ее развертывания и ресурсно-сервисную модель.
Обучающемуся необходимо предоставить:
- Детализированное описание новой информационной системы.
- Функциональность информационной системы.
- Системные требования к информационной системе.
- Диаграмму развертывания новой информационной системы и ее связь с существующей инфраструктурой.
Шаг 5. Описание структуры ИТ подразделения.
Задача: Описать организационную структуру ИТ подразделения и основные бизнес процессы.
Обучающемуся необходимо построить модель бизнес процессов ИТ подразделения (на основе ITIL/ITSM) и построить его связь с организационной структурой компании.
Необходимо показать как ИТ подразделение обеспечивает поддержку существующих информационных систем и внедрение новой. Рекомендуется описать основные роли сотрудников ИТ подразделения, которые задействованы в процессе, в соответствии с iTIIVITSM и сценарии ввода новой системы в эксплуатацию.
Шаг 6. Описать объекты, использующиеся для документирования ИТ-инфраструктуры организации.
Задача: Описать объекты, необходимые для документирования архитектуры предприятия.
На данном этапе строиться модель данных для CMDB. Обучающемуся необходимо описать объекты, которые будут им использоваться при документировании архитектуры предприятия. Описание должно включать в себя иерархию объектов и связи между ними.
Рекомендуется описывать только те объекты, которые будут использоваться при дальнейшем моделировании. На презентации необходимо обосновать выбор объектов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
На экзамене студент выбирает случайным образом билет с двумя вопросами из общего перечня вопросов к экзамену, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной или письменной (по выбору преподавателя) форме. На подготовку ответа студенту отводится 20 минут.
При ответе учитывается качество выполненных в течение семестра лабораторных работ, при необходимости преподаватель может задавать вопросы по существу выполненных и (или) невыполненных работ.
Перечень вопросов, выносимых на экзамен:
1. Основные понятия управления информационными системами.
2. ИС и ее компоненты. Понятие ИТ-инфраструктуры предприятия, ее составные части.
3. Основные требования к ИТ инфраструктуре.
4. Воздействие ИТ на формирование облика современного предприятия.
5. ИТ-сервисы предприятия. Сервис ИТ в деятельности службы ИС.
6. Функциональные области управления службой ИС.
7. Организационная структура службы ИС. Плоская структура службы ИС
8. Организационная структура службы ИС. Развернутая структура службы ИС.
9. Организационная структура службы ИС. Дивизиональная структура службы ИС.
10. Функции службы ИС и параметры сервиса ИТ.
11. Процессы службы ИС и преодоление ограничений функционального подхода.
12. ITIL/ITSM − концептуальная основа процессов службы ИС. Проект ITIL.
13. Модель ITIL/ITSM в целом.
14. Блок процессов предоставления сервисов. Общая характеристика.
15. Процесс управления уровнем сервиса.
16. Процесс управления финансами службы ИС.
17. Процесс управления мощностями.
18. Процесс управления доступностью.
19. Процесс управления непрерывностью предоставления сервисов ИТ.
20. Процесс управления безопасностью.
21. Блок процессов сопровождения сервисов. Общая характеристика.
22. Процесс управления инцидентами.
23. Процесс управления проблемами.
24. Процесс управления изменениями.
25. Процесс управления конфигурацией.
26. Процесс управления релизами.
27. Размер организации и применимость модели ITIL/ITSM.
28. Соглашение об уровне сервиса как основа управления сервисами ИТ.
29. Система формальных соглашений и процедур в управлении сервисами ИТ.
30. Соглашение об уровне сервиса в системе соглашений и процедур службы ИС.
31. Экономическое значение SLA и ITIL/ITSM в целом для службы ИС и организации.
32. Жизненный цикл информационной системы.
33. Невидимые затраты на информационную инфраструктуру.
34. Неконтролируемые затраты на информационную инфраструктуру.
35. Выявление затрат — совокупная стоимость владения. Методика определения затрат по сервисам ИТ.
36. Уровни зрелости ИТ-инфраструктуры предприятий по модели CMM.
37. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия.
38. Решения Hewlett-Packard по управлению информационными системами. ITSM Reference Model.
39. Программные средства автоматизации управления ИТ-инфраструктурой предприятия HP Open View.
40. Решения IBM по управлению информационными системами. Модель информационных процессов ITPM.
41. Семейство продуктов IBM/Tivoli.
42. Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем.
43. Модель зрелости ИТ-инфраструктуры, разработанная Microsoft.
44. Состав библиотеки документов Microsoft Operations Framework. Модель процессов эксплуатации и функции управления услугами MOF.
45. Набор инструментов Microsoft для решения задач управления.
46. Стратегия и технология Microsoft для обеспечения безопасности. Решения Microsoft для обеспечения безопасности.
47. Понятия внутренней, отображающей и управляющей информации. Принципы построения информационных систем управления.
48. Регламентация деятельности информационной службы организации.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_УИСО-2020-ФГОС3++(ЦЭ).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долженко А.И. Управление информационными системами: М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. М. Лобанова, Н. Ф. Алтухова Эффективность информационных технологий: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем: IDEF-технологии: М.: Финансы и статистика, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.betec.ru/ ? Бизнес-инжиниринговые технологии
Э2 http://www.businessstudio.ru/ ? Современные технологии управления
Э3 http://www.naumen.ru/ ? Компания NAUMEN
Э4 http://www.itsmforum.ru/ ? The IT Service Management Forum (itSMF) России
Э5 http://www.itsmfi.org ?The IT Service Management Forum International (itSMF)
Э6 http://www.itexpert.ru/ ? Компания IT Expert
Э7 Курс в Moodle "Управление информационной системой организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Visual Studio, https://code.visualstudi.com/license, (бессрочно);
7-Zip,http://www.7-zip.org/license.txt, (бессрочно);
AcrobatReader,http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf, (бессрочно);
Bizagi Modeler, https://www.bizagi.com/en/bizagi-process-modeler-license-agreement , (бессрочно);
IBM WebSphere Business Modeler Advanced, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно);
IBM Rational Software Architect Designer, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно);
IBM Rational Data Architect, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно);
IBM Rational Method Composer, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно).
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными видами учебной деятельности студентов являются лекции и лабораторный практикум. По практикуму предусмотрено использование индивидуального подхода обучения, каждый студент выбирает тематику своего проекта.
Для закрепления промежуточных теоретических знаний предусмотрен коллоквиум.
В конце изучения дисциплины по теории предусмотрен тест. Дисциплина заканчивается экзаменом.
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы.
В ходе лекций студентам рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению;
- задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Самостоятельная работа(изучение теоретического курса)
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине.
Лабораторные работы - это активная форма учебного процесса. При подготовке к лабораторным работам студенту необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Лабораторные работы предполагают выполнение заданий и решение задач на ПК.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В индивидуальной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде комплекта документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Задание на практическую работу включает содержательную постановку задачи в некоторой предметной области. Индивидуальное задание каждый студент получает у преподавателя, который осуществляет руководство в соответствии с перечнем тематик работ.
Подготовка индивидуального задания является одной из форм обучения обучающегося. Данная форма обучения направлена на:
- организацию и повышение уровня самостоятельной работы;
- усиления контроля за результатами самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельных работ акцент делается на формирование навыков работы студентов с научно-технической литературой; работы с сетью Internet; на систематизацию материала для решения поставленных задач; на формирование навыков оформления результатов выполненных работ (пояснительной записки, ссылок на литературные источники, выводе по работе). Защита работы проводится индивидуально каждым студентом.
Оформление отчетов и других материалов должно приводиться в соответствии с действующими стандартами. В процессе защиты работы студент должен быть готов ответить на вопросы преподавателя, касающиеся темы самостоятельной работы.
Подготовка к зачету предполагает изучение рекомендуемой литературы, конспектов лекции, участие в проводимых контрольных опросах, тестирование по модулям и темам, выполнение письменной работы на коллоквиуме, проводимом после завершения лекционной части курса.