Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровая экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 6,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.
1.1. | Сформировать представление о технических и программных средствах реализации компетенций в области разработки пользовательского интерфейса с использованием современного программного обеспечения, а также навыки разработки пользовательского интерфейса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе. |
ПК-1.1 | Знать методы и технологии обследования организаций, выявления информационных потребности пользователей, формирования требований к информационной системе |
ПК-1.2 | Уметь проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе |
ПК-1.3 | Владеть навыками проведения обследования организаций, выявления информационных потребностей пользователей, формирования требований к информационной системе |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ключевые информационные ресурсы, раскрывающие современные тенденции развития интерфейсов информационных систем,инструменты и методы проектирования интерфейса информационной системы, виды документации в проектировании интерфейсов информационных систем, основные требования к дизайну интерфейса пользователя информационной системы, принципы аргументации предложений при разработке дизайн-проектов в области информационного обеспечения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать профессиональный опыт в разработке интерфейсов информационных систем с помощью информационно-коммуникационных технологий,проводить юзабилити-тестирование интерфейса информационной системы, составлять техническую документацию, разрабатывать проектное решение интерфейса с учетом развития современной шрифтовой культуры, использовать презентационные материалы для обоснования предложений при разработке дизайн-проектов интерфейса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования электронных образовательных ресурсов по дизайну интерфейса информационных систем, навыками разработки дизайна интерфейса информационной системы в соответствии с особенностями пользовательского поведения, навыками составления описания процесса разработки интерфейса информационной системы, навыками создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса, навыками обоснования проектного решения интерфейса на основе принципов эргономики и тенденций развития дизайна |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие интерфейса информационной системы | ||||||
1.1. | Интерфейсы информационных систем. Классификация интерфейсов. Понятие пользовательского интерфейса. Проблемы интеграции компонентов ИС. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Эволюция элементов пользовательского интерфейса | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.3. | Способы взаимодействия пользователя с интерфейсом. Компоненты интерфейса информационной системы. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.4. | Этапы проектирования пользовательского интерфейса в жизненном цикле разработки информационной системы | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.5. | Стандарты в области разработки интерфейсов информационных систем | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.6. | Компетенции и задачи специалистов в области проектирования интерфейса | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. Проектирование интерфейсов информационных систем на основе анализа пользовательского поведения | ||||||
2.1. | Основные принципы разработки интерфейсов информационных систем. Понятие UI/UX-дизайна | Лекции | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Инструменты и методы проектирования интерфейса. Этапы проектирования. Целеполагание в дизайне интерфейса. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.3. | Возможности проектирования интерфейсов средствами онлайн-приложений | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.4. | Виды документации в проектировании интерфейса | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.5. | Работа с технической документацией | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 3. Проектирование пользовательского опыта и прототип интерфейсного решения | ||||||
3.1. | Понятие пользовательского опыта и информационная система | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.2. | Адаптивный и отзывчивый дизайн | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.3. | Инструменты прототипирования интерфейса | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.4. | Разработка анимированного прототипа интерфейса | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.5. | Создание прототипа интерфейса | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 4. Визуальные компоненты дизайна интерфейса | ||||||
4.1. | Структура в визуальном дизайне. Иерархия визуальных компонентов пользовательского интерфейса. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Особенности морфологии, композиции, эргономики интерфейса информационной системы. Виды визуальных компонентов интерфейса информационной системы. Понятие визуальной иерархии. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.3. | Современные тенденции в развитии дизайна интерфейса. Гайдлайны. Понятие Material Design. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.4. | Анализ визуальной иерархии и компонентов интерфейса информационной системы | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.5. | Инструменты разработки дизайна интерфейса мобильного приложения и онлайн-приложения | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.6. | Разработка визуальных компонентов дизайна пользовательского интерфейса | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.7. | Эргономичность и юзабилити-тестирование интерфейса | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.8. | Подготовка дизайн-проекта к презентации, способы обоснования дизайн-решения | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Практическое задание 1. Определите ведущие онлайн-платформы, на которых публикуются дизайн-проекты пользовательского интерфейса. Проведите их сравнительный анализ. На основе представленной там визуальной информации охарактеризуйте несколько тенденций, определяющих развитие современного дизайна интерфейсов. 2. Разработайте дизайн пользовательского интерфейса приложения для учреждения социальной сферы или информационного приложения для студентов Алтайского государственного университета с учетом требований эргономики и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. Опишите, как особенности восприятия интерфейса пользователями с ограниченными возможностями здоровья определяет структуру и вид элементов интерфейса информационной системы. 3. Разработайте дизайн интерфейса регистрации пользователя в информационной системе («sign up») на основе шестиколоночной сетки. В графическом редакторе сгруппируйте элементы интерфейса по тематическому принципу. 4. Изучите возможности развития профессиональных компетенций в области дизайна интерфейса на крупных платформах массовых открытых онлайн-курсов. Составьте список соответствующих образовательных программ. В двух-трех абзацах опишите особенности, цели и формы обучения на таких программах, раскройте образовательный потенциал этих ресурсов. Сделайте вывод о роли онлайн-образования в профессиональном развитии специалиста в области дизайна интерфейса. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ Вопросы для оценивания знаний обучающегося: 1. Понятие интерфейса. Виды интерфейса информационной системы. 2. Понятие пользовательского интерфейса. 3. История развития интерфейсов информационных систем. 4. Способы взаимодействия пользователя с интерфейсом. 5. Компоненты интерфейса информационной системы. 6. Этапы проектирования пользовательского интерфейса в жизненном цикле разработки информационной системы/ 7. Стандарты в области разработки интерфейсов информационных систем. 8. Основные принципы разработки интерфейсов информационных систем. 9. Понятие UI/UX-дизайна. 10. Виды документации в проектировании интерфейса. 11. Понятие пользовательского опыта и информационная система. 12. Инструменты прототипирования интерфейса. 13. Структура в визуальном дизайне. Иерархия визуальных компонентов пользовательского интерфейса. 14. Виды визуальных компонентов интерфейса информационной системы. 15. Современные тенденции в развитии дизайна интерфейса. 16. Гайдлайны. Понятие Material Design. 17. Автоматизация в разработке дизайна интерфейса на примере мультикомпонентов редактора Figma. 18. Эргономичность и юзабилити-тестирование интерфейса 19. Методика юзабилити-аудита сайта. 20. Подготовка дизайн-проекта к презентации, способы обоснования дизайн-решения. 21. Ключевые информационные ресурсы и онлайн-инструменты для разработчиков интерфейсов 22. Принципы разработки визуальных компонентов пользовательского интерфейса. 23. Методы обоснования проектного решения интерфейса информационной системы. 24. Принципы эргономики в проектировании дизайна пользовательского интерфейса. 25. Основные требования к дизайну интерфейса пользователя информационной системы. Задания для оценивания умений и навыков обучающегося: 1. Представьте дизайн-проект пользовательского интерфейса, выполненный вами в процессе освоения дисциплины, обоснуйте дизайн-проект с точки зрения особенностей пользовательского поведения и современных тенденций развития дизайна интерфейса. 2. Проанализируйте дизайн интерфейса предложенного сайта или приложения. Сделайте предположения об инструментах, использованных при разработке данного интерфейса, основных этапах разработки подобного проекта, необходимых компетенциях специалистов. 3. С помощью графического редактора выполните упрощенную копию предложенного дизайн-проекта пользовательского интерфейса. Охарактеризуйте визуальную иерархию компонентов интерфейса. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Проектирование интерфейсов ИС-2020-ФГОС3++(ЦЭ).doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Терещенко П. В., Астапчук В. А. | Интерфейсы информационных систем: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | НГТУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Павловская Е.Э. - отв. ред. | ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Баканов А.С., Обознов А.А. | Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия: | М.: Институт психологии РАН // ЭБС "ONLINE", 2011 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Мандел Т. | Разработка пользовательского интерфейса: | М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2007 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | А. Л. Усанова | История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Проектирование интерфейсов информационных систем" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Онлайн-редактор Figma | www.figma.com | ||
Э3 | UX Design for Mobile Developers // Udasity | www.udacity.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS'Visual Studio 2008 Open Office Office 2010 Professional Windows 7 Professional 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации: а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями; б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. |