МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоинформационные системы и технологии в экономике и управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровая экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Геоинформационные системы и технологии в экономике и управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Срок действия программы: 20212023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических основ и принципов построения и функционирования геоинформационных систем, их функциональной и структурной организации, а также основные подходы к моделированию реальных объектов при решении с помощью геоинформационных технологий различных экономических задач, в том числе задач управления сложными территориально-распределенными объектами.
изучение состава аппаратного, программного и информационного обеспечения ГИС;
изучение информационных моделей, используемых в ГИС;
изучение функционального назначения основных компонентов ГИС;
изучение наиболее распространенных архитектурных и программных решений ГИС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-2.1 Знать технологии адаптации методы и разработки и прикладного программного обеспечения
ПК-2.2 Владеть методами и технологиями разработки и адаптации прикладного программного обеспечения
ПК-2.3 Иметь навыки применения современных методов и технологий разработки и адаптации прикладного программного обеспечения
ПК-3Способен проектировать ИС по всем видам обеспечения
ПК-3.1 Знать методы и технологии проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-3.2 Уметь применять методы и технологии проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-3.3 Владеть современными методами проектирования ИС по видам обеспечения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• терминологию и основные характеристики современных информационных и геоинформационных систем
• суть и способы построения и развития геоинформационных систем;
• существующие технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации;
• об особенности организации данных и об основных моделях данных в ГИС
• международные и отечественные стандарты пространственных данных;
• функциональные возможности и интерфейс геоинформационных систем;
• источники пространственных данных, способы их получения, форматы и модели пространственных данных
• стандартные задачи профессиональной деятельности; основные требования информационной безопасности.
• стандартные социально-экономические задачи, решаемые с использованием геоинформационных систем и технологий; содержание и назначение методов экономико-географических исследований и социально-экономического картографирования для получения объективных аналитических оценок; методические подходы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, предусматривающие использование ГИС и других информационных систем.
• методику применения ГИС-технологий в географических исследованиях.
• аппаратные и программные средства использования геоинформационных технологий;
• роль и место геоинформационных систем и технологий в науке, образовании и практиках цифрового общества;
• стандартные социально-экономические задачи, решаемые с использованием геоинформационных систем и технологий;
• способы использования геоинформационных систем и технологий при решении научных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.• использовать полученные знания для анализа и выбора программно-технологических платформ при создании ГИС
• использовать известные и доступные технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации;
• выбирать и оценивать программное обеспечение для создания и использования геоинформационных систем и технологий;
• создавать атрибутивные базы данных для геоинформационных систем.
• применить полученные знания для анализа и выбора модели данных при создании базы данных в конкретной ГИС
• интегрировать разнотипные данные в геинформационной системе
• создавать географические базы данных
• проводить сбор и анализ пространственных данных
• осуществлять анализ и поиск пространственной и атрибутивной информации
• применять методы и технические приемы математико-картографического моделирования, реализуемые в ГИС-системах;
• применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
• применять типовые подходы и методы разработки схем территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической деятельности.
• применять методы геоинформатики и геоинформационного картографирования к решению профессиональных задач в сфере экономики и управления; создавать базы данных ГИС
• принимать управленческие решения на основе результатов анализа пространственных данных.
• использовать информационно-поисковые средства локальных и глобальных вычислительных и информационных сетей;
• применять на практике методы экономико-географических исследований для получения объективных аналитических оценок структуры и состояния территориальных социально-экономических систем;
• выбирать необходимое программное и техническое обеспечение для решения задач с применением пространственного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• теоретической базой и практическими навыками, необходимыми при создании и эксплуатации геоинформационных систем
• методами и способами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе ГИС;
• методами геоинформационного картографирования для обработки, анализа и синтеза информации в экономике;
• практическими навыками создания и ведения баз данных при решении различных задач с применением ГИС-технологий
• технологиями компьютерной обработки космических снимков для создания тематических карт и слоёв БД ГИС
• технологией математико-картографического моделирования социально-экономической ситуации на примере региона посредством использования ГИС-инструментария;
• опытом разработки и реализации этапов принятия управленческих решении на основе результатов анализа пространственных данных, внесения корректив в стандартные алгоритмы действий в нестандартных условиях
• самостоятельного принятия решений о выборе средств сбора и анализа исходных пространственных данных в геоинформационной системе, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
• приемами получения и анализа статистических данных с применением информационно-коммуникационных технологий;
• навыками применения на практике методов экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
• методами оценки качества разнотипных данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общее понятие о ГИС.
1.1. Общее понятие о ГИС. Лекции 7 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Аппаратное обеспечение ГИС.
2.1. Аппаратное обеспечение ГИС. Лекции 7 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Информационные модели объектов в ГИС.
3.1. Информационные модели объектов в ГИС. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Изучение моделей данных ГИС. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС.
4.1. Изучение методов организации атрибутивных данных в ГИС. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Инструментальные средства работы с пространственными данными.
5.1. Знакомство с инструментальными средствами ГИС. Сам. работа 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Инструментальные средства работы с пространственными данными. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Инструментальные средства ГИС. Лабораторные 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Ввод и обработка пространственных данных.
6.1. Подготовка растровых данных для индивидуального проекта. Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Методы ввода и обработки пространственных данных. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Работа с растровыми данными. Лабораторные 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Тематическая информация в ГИС. Базы данных и их использование в ГИС.
7.1. Получение векторных данных для индивидуального проекта. Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Тематическая информация в ГИС. Базы данных и их использование в ГИС. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Объектовое деление. Работа по созданию векторных данных. Лабораторные 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Создание приложений. Представление результатов анализа и производство карт. Организация работ. Пpоектирование ГИС.
8.1. Сборка проекта в ArcView. Сам. работа 7 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Создание приложений. Представление результатов анализа и производство карт. Организация работ. Пpоектирование ГИС. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Создание приложений в ГИС. Лабораторные 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Применение ГИС в решении экономических задач.
9.1. Подготовка к сдаче зачета Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
9.2. Применение ГИС в решении экономических задач. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.3. Тест по терминологии. Лабораторные 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
9.4. Коллоквиум Лабораторные 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
При проведении практических занятий используется проектный метод обучения. Студенты после знакомства с инструментальными средствами создания ГИС выполняют проектные работы по подготовке исходных данных для создания тематической цифровой карты местности. Проект выполняется индивидуально или двумя студентами совместно на основе предоставляемых им данных.
Последовательность работ в рамках проекта включает:
1. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Работа с растровыми данными.
2. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Объектовое деление.
3. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Работа по созданию векторных данных.
4. Создание приложений в ГИС.
На коллоквиуме каждый студент должен выполнить индивидуальное задание в виде карточки с 10 понятиями из курса. Работа выполняется письменно.
Примерный вариант задания на коллоквиуме
Определите понятия, представленные вам в карточке, предоставив все необходимые пояснения. За каждый правильный ответ можно заработать 1 балл (всего 10 баллов). На выполнение задания отводится 30 минут.
1. Автоматизированное картографирование
2. Визуализатор, вьюер
3. Геоинформационный анализ
4. Картографирование, картирование
5. Квадродерево
6. Математическая основа карт
7. Преобразование карт
8. Слой, покрытие
9. Узел
10. Электронная карта
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Информационные модели объектов территориально-распределенных систем в ГИС.
2. Модели для представления графической информации в ГИС.
3. Модели для представления атрибутивной (семантической) информации в ГИС.
4. Формирование графических информационных ресурсов ГИС. Особенности формирования и реализации моделей ГИС.
5. Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС.
6. Топологические отношения в ГИС.
7. Унифицированные системы классификации объектов в ГИС и их типовой состав.
8. Мeтричeские, сeмантичeские и динамичeские свойства объeктов ГИС.
9. Системы условных знаков ГИС. Компонeнты систeм условных знаков ГИС.
10. Cтатичeские и динамичeские данные в ГИС.
11. Послойный и объектно-ориентированный принципы организации информации в территори-ально-распределенных системах.
12. Структура моделей объектов ГИС с точки зрения объектно-ориентированного подхода.
13. Классификация ГИС.
14. Функциональные возможности ГИС и их использование в решении прикладных задач.
15. Инструментальные средства ГИС.
16. Применение ГИС в решении экономических задач.
17. Применение ГИС на различных уровнях управления.
18. ГИС в решении задач городского хозяйства.
19. Технологии ГИС в государственном в земельном кадастре России.
20. Сетевые транспортные системы.
21. Поддержка маркетинговых исследований и задач учета недвижимости в ГИС.
22. Экология и ГИС. Устойчивое развитие территорий.
23. Применение ГИС в бизнесе. Перспективы использования ГИС в бизнесе.
24. Проблемы внедрения и эксплуатации ГИС в России.
25. Проблемы интеграции ГИС в существующие на предприятиях и в организациях информационные системы.
26. Инструментальные средства ГИС: системы обработки растровых изображений, векто-ризаторы, издательские системы.
27. Форматы хранения цифровых карт в ГИС продуктах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов, выносимых на зачет:
1. Геоинформатика как научная дисциплина.
2. История развития ГИС: основные этапы и их характеристика.
3. Типовая структура ГИС.
4. Аппаратно-технические средства ввода данных в ГИС.
5. Аппаратно-технические и программные средства обработки данных в ГИС.
6. Аппаратно-технические и программные средства визуализации пространственно-координированной информации.
7. Информационные модели объектов территориально-распределенных систем в ГИС.
8. Модели для представления графической информации.
9. Модели для представления атрибутивной (семантической) информации.
10. Формирование графических информационных ресурсов. Особенности формирования и реа-лизации моделей ГИС.
11. Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС.
12. Топологические отношения в ГИС.
13. Унифицированные системы классификации объектов и их типовой состав.
14. Мeтричeские, сeмантичeские и динамичeские свойства объeктов.
15. Системы условных знаков. Компонeнты систeм условных знаков.
16. Cтатичeские и динамичeские данные в ГИС.
17. Послойный и объектно-ориентированный принципы организации информации в территори-ально-распределенных системах.
18. Структура моделей объектов ГИС с точки зрения объектно-ориентированного подхода.
19. Классификация ГИС.
20. Функциональные возможности ГИС и их использование в решении прикладных задач.
21. Инструментальные средства расширения возможностей ГИС.
22. Применение ГИС в решении экономических задач.
23. Применение ГИС на различных уровнях управления.
24. ГИС в решении задач городского хозяйства.
25. Технологии ГИС в государственном в земельном кадастре России.
26. Сетевые транспортные системы.
27. Поддержка маркетинговых исследований и задач учета недвижимости.
28. Экология и ГИС. Устойчивое развитие территорий.
29. Применение ГИС в бизнесе. Перспективы использования ГИС в бизнесе.
30. Проблемы внедрения и эксплуатации ГИС в России.
31. Проблемы интеграции ГИС в существующие на предприятиях и в организациях информационные системы.
32. Охарактеризуйте структуру ГИС. Основные функциональные возможности ГИС.
33. Доступ к картографической информации в сети INTERNET.
34. Основные источники данных в ГИС. Для чего используются GPS и ГЛОНАСС системы.
35. Структура данных в ГИС.
36. Картографические проекции. Проекция Гаусса-Крюгера.
37. Разграфка и номенклатура топографических карт.
38. Рынок современных ГИС.
39. Современные технические средства ГИС.
40. Понятие геополя. TIN – модели.
41. САПР для обработки пространственно-координированной информации.
42. Дистанционное зондирование. Взаимосвязь ДЗ и картографии.
Приложения
Приложение 2.   РП и МУ - ГИС (издано).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под. ред. В.С. Тикунова Геоинформатика: учеб. для вузов: в 2 кн М.: Академия., 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стерлягов С.П., Бедрина М.В. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ: Рабочая программа и методические указания Барнаул - изд. АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Материалы ГИС-ассоциации России - http://www.gisa.ru.
Э2 The OpenGIS Specification Model. Open GIS Consortium. http://www.opengis.org.
Э3 Официальный сайт AutoDesk - http://www.autodesk.com
Э4 Официальный сайт Mapinfo Corporation. http://www.mapinfo.com.
Э5 Официальный сайт ГЕО+КАД, Киев (Украина) - http://www.arcada.com.ua/infot/it_news.html
Э6 Официальный сайт ДАТА+ - http://www.dataplus.ru
Э7 Официальный сайт Кредо-Диалог НПК - http://www.credo.nsys.by
Э8 Официальный сайт Ланэко (ГИС ПАРК) - http://www.laneco.ru
Э9 Официальный сайт ПОИНТ (представитель CADdy в России) - http://www.caddy.ru/pointadd.html
Э10 Официальный сайт ИВЦ Поток - http://www.ropnet.ru/potok
Э11 Официальный сайт Трисофт (Москва) - http://www.trisoftrus.com
Э12 Центр геоинформационных исследований института географии РАН - http://geocnt.geonet.ru
Э13 Официальный сайт Easy Trace Group - http://easytrace.com
Э14 Официальный сайт Intergraph, российское отделение корпорации - http://www.ingr.com/russia
Э15 Официальный сайт Panorama Group - http://panorama.ecorp.ru
Э16 ProGIS в России - http://www.progis.ru
Э17 Материалы студентам для подготовки к коллоквиуму (в электронной форме).
Э18 Краткий курс лекций в формате компьютерной презентации.
Э19 Толковый словарь по геоинформатике в формате гипертекста.
Э20 Мультимедийные материалы в форме презентаций и демонстрационных видеороликов различных средств ГИС.
Э21 Демонстрационные и учебные версии программных средств ГИС.
Э22 Курс в Moodle "ГИС в экономике и управлении" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ArcGis, Easy Trace, GIMP
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине:
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно просматривать содержание лекционного материала, работать с рекомендованной литературой, делая себе пометки в тексте лекции.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебники, но и те источники, которые дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению практических работ:
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается образное географическое мышление.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В ходе практических работ студенты ведут текстуальный конспект, отмечая основные алгоритмы выполнения задач.
В заключение преподаватель подводит итоги практической работы. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Изложение материала в ходе проведения практических работ идет последовательно: каждая следующая работа опирается на приобретенные в ходе вополнения предыдущих работ знания.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы:
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта практических работ, их дополнение рекомендованной литературой, рассмотрение возможностей приложения полученных знаний к теме своих научных исследований.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.