МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление рисками ИТ проектов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровая экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 6,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.техн.наук, Доцент, Алгазина Д. Г.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Доцент, Деркач Н. О.

Рабочая программа дисциплины
Управление рисками ИТ проектов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков в сфере управления рисками
ИТ-проектов, теоретическое и практическое овладение современными средствами анализа и оценки
рисков, изучение требований к разработке документации по выявлению и оценке рисков,
ознакомление с принципами и методами обработки рисков для совершенствования бизнес-процессов
и ИТ-инфраструктуры предприятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе.
ПК-5 Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
ПК-10 Способен принимать участие в организации ИТ- инфраструктуры и управлении информационной безопасностью.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятие и виды рисков;
- содержание, цели, задачи и принципы разработки системы управления ИТ-рисками организации;
- инструменты и методы управления ИТ-рисками.
3.2.Уметь:
3.2.1.− выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски;
- применять аналитические приемы определения целесообразности принятия решений в области управления ИТ-рисками;
- классифицировать ИТ-риски, выявлять особенности их возникновения и управления в практике российских компаний;
- оценивать результативность принятых управленческих решений;
- выбирать подходящий математический инструментарий для решения задач анализа и оценки ИТ-рисков, в том числе с использованием ЭВМ и прикладных программных продуктов;
− разрабатывать комплекс мероприятий по управлению рисками ИТ-проектов;
− разрабатывать документы по управлению рисками ИТ-проектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.− навыками подготовки реестра рисков в соответствии с установленными регламентами;
− навыками использования специализированного программного обеспечения для проведения анализа ИТ-проектов;
- использования программного обеспечения в процессе анализа, оценки и управления ИТ-рисками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология управления IT-проектами
1.1. Введение в управление проектами Лекции 8 1 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
1.2. Введение в управление проектами Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
1.3. Введение в управление проектами Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
1.4. Методы оценки ИТ-проектов Лекции 8 1 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
1.5. Методы оценки ИТ-проектов Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
1.6. Методы оценки ИТ-проектов Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Менеджмент рисков ИТ-проектов
2.1. Теория управления риском: основные понятия и концепции. Лекции 8 2 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.2. Теория управления риском: основные понятия и концепции. Лабораторные 8 2 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.3. Теория управления риском: основные понятия и концепции. Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.4. Менеджмент риска проектов Лекции 8 2 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.5. Менеджмент риска проектов Лабораторные 8 4 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.6. Менеджмент риска проектов Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.7. Методология управления рисками ИТ-проектов Лекции 8 2 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.8. Методология управления рисками ИТ-проектов Лабораторные 8 4 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.9. Методология управления рисками ИТ-проектов Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.10. Документационное сопровождение процесса управления риском ИТ-проектов Лекции 8 2 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.11. Документационное сопровождение процесса управления риском ИТ-проектов Лабораторные 8 4 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.12. Документационное сопровождение процесса управления риском ИТ-проектов Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов П.Г. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Белов П.Г. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Управление рисками проектов: Учебная литература для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
Л1.4 Авдошин С.М., Песоцкая Е.Ю. Информатизация бизнеса. Управление рисками: Учебники Издательство "ДМК Пресс", 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронцовский А.В. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Фирсова О. А. Управление рисками организаций: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МАБИВ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационные технологии и прогнозирование рисков portal.edu.asu.ru
Э2 Проект R для статистических вычислений www.r-project.org
Э3 Статистический анализ данных xn--90abhbolvbbfgb9aje4m.xn--p1ai
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
205Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=3169.