МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория систем и системный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильИнтеллектуальный анализ данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_ИАД-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.физ.-мат.нау, доцент, Кузьмин П.И,

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Исаева О. В.

Рабочая программа дисциплины
Теория систем и системный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор Шваков Е. Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор Шваков Е. Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование общих навыков проведения системных исследований социально-экономических процессов и явлений и выработки системных решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
ОПК-6.1 Знает основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования.
ОПК-6.2 Умеет применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий.
ОПК-6.3 Владеет навыками проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. специфику экономических задач;
2. основные положения теории систем;
3. процедуры системного анализа и методы системного моделирования;
4. особенности системного анализа социально-экономических систем;
5. основы межличностных отношений в коллективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем;ƒ
2. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования;
3. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем;ƒ
4. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. методами сбора, систематизации, анализа, обобщения и интерпретации фактических данных.
2. навыками системного анализа;
3. приемами формализации и построения моделей предметной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические аспекты теории систем и системного анализа
1.1. Основные положения теории систем Лекции 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методология системных исследований в экономике Лекции 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Процедуры системного анализа Лекции 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Моделирование систем Лекции 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Модели поведения человека и обществ Лекции 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Управление с системных позиций Лекции 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Работа с конспектами лекций. Подготовка к лабораторным занятиям. Сам. работа 4 40 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. Сам. работа 4 32 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Практикум по теории систем и системному анализу
2.1. Основные понятия, методы и модели теории сиcтем и системного анализа Лабораторные 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Математическое моделирование системы Лабораторные 4 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Экспертное оценивание систем Лабораторные 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Оценивание систем в условиях неопределенности Лабораторные 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Методы композиции систем Лабораторные 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Способы организации экспертиз Лабораторные 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1
2.7. Иерархическая содержательная модель системы Лабораторные 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Анализ проблемосодержащей системы Лабораторные 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Применение теории систем и системного анализа в экономике
3.1. Лабораторная работа №1 по построению аналитической статистической таблицы и статистических рядов распределения Лабораторные 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Лабораторная работа №2 по расчету и обоснованию показателей описательной статистики Лабораторные 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Лабораторная работа №3 по расчету и обоснованию ошибок выборки на базе данных выборочного наблюдения Лабораторные 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Лабораторная работа №4 по проведению корреляционно-регрессионного анализа между исследуемыми признаками и обоснованию полученных результатов Лабораторные 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Лабораторная работа №5 по проведению статистического анализа показателей уровня ряда динамики, определения основной тенденции и прогнозных значений его развития на основе использования уравнения тренда Лабораторные 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Практические примеры лабораторных работ, представленных в разделе 3, с механизмом их выполнения
4.1. Механизм выполнения лабораторной работы №1 Сам. работа 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Механизм выполнения лабораторной работы №2 Сам. работа 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Механизм выполнения лабораторной работы №3 Сам. работа 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Механизм выполнения лабораторной работы №4 Сам. работа 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Механизм выполнения лабораторной работы №5 Сам. работа 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. РАздел 5. Заключение курса "Теория систем и системный анализ"
5.1. Глоссарий Сам. работа 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Заключение Сам. работа 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закрытые тесты
1. Полнота и достоверность информации, используемой в ходе системного анализа, не зависит от лиц, передающих и использующих информацию, так ли это: [-] а) да [+] б) нет [-]
Правильный ответ: Нет
2. Обязательно сопровождает анализ систем такой элемент, как аксиома
Правильный ответ: Нет
3. Для обеспечения реальных способов решения возникших проблем служит системный синтез?
Правильный ответ: Да.
4. Объединение некоторых параметров системы в параметре более высокого уровня - это агрегирование?
Правильный ответ: Да.
5. Каждая система строится по определенным правилам и подчиняется: [-] а) специальным законам [-] б) общим законам [+] в) своим законам
Правильный ответ: в) своим законам.
6. Способность системы в отсутствии внешних воздействий сохранять своё состояние сколь угодно долго определяется понятием равновесия, верно?
Правильный ответ: Да.
7. Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов - это организация?
Правильный ответ: Нет
8. Ограничение системы свободы элементов определяют понятием связь, верно?
Правильный ответ: Да.
9. Компонент системы - это совокупность однородных элементов системы, верно?
Правильный ответ: Да.
10. Системы не подчиняются единым законам эволюции, так ли это: [-] а) нет [-] б) отчасти [+] в) да
Правильный ответ: Да
11. Принцип целостности означает, что свойства целого складываются из свойств его частей, так ли это: [+] а) нет [-] б) да [-] в) отчасти
Правильный ответ: а) Нет
12. Уровень иерархической структуры, при которой система представлена в виде взаимодействующих подсистем, называется эшелоном, верно?
Правильный ответ: Да
13. Коммуникативность относится к группе закономерностей иерархической упорядоченности систем, верно?
Правильный ответ: Да
14. Кибернетика – наука о всеобщей организации, так ли это: [-] а) да [-] б) отчасти [+] в) нет
Правильный ответ: в) Нет
15. Одной из характеристик функционирования системы, определяющейся как способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из этого состояния под влиянием возмущающих воздействий, является устойчивость, верно?
Правильный ответ: Да

Открытые тесты.
1. Совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на системы, а также тух объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы, это:
Варианты ответа:
а) среда;
б) подсистема;
в) компоненты.
Правильный ответ: а) среда.
2. Простейшая, неделимая часть системы, определяемая в зависимости от цели построения и анализа системы:
Варианты ответа:
а) компонент;
б) наблюдатель;
в) элемент;
г) атом.
Правильный ответ: в) элемент.
3. Решаемую проблему со всех сторон характеризует такой комплекс: [+] а) моделей [-] б) заданий [-] в) матриц
Правильный ответ: а) моделей.
4. Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов: [-] а) учеба [+] б) управление [-] в) организация
Правильный ответ: б) управление.
5. Системность знаний – единство, многообразие знаний, объединенных одной идеей, по мнению: [-] а) Аристотеля [-] б) Гегеля [+] в) Канта
Правильный ответ: в) Канта.
6. Многовариантные модельные расчеты можно производить с помощью: [+] а) компьютеров [-] б) счетов [-] в) палочек
Правильный ответ: а) компьютеров.
7. Динамическая модель состояния системы в будущем: [-] а) матрица [+] б) сценарий [-] в) задумка
Правильный ответ: б) сценарий.
8. Как называется максимальное значение из набора минимальных выигрышей игрока, соответствующее всему спектру применяемых им стратегий: [-] а) минимакс [+] б) нижняя цена [-] в) верхняя цена
Правильный ответ: б) нижняя цена
9. Сетевые графики устанавливают … каждого события: [-] а) время отступления [+] б) время наступления [-] в) момент прошлого наступления
Правильный ответ: б) время наступления.
10. Многоэшелонные структуры называют: [-] а) одноцелевыми [+] б) многоцелевыми [-] в) нецелевыми
Правильный ответ: б) многоцелевыми.
11. Математическое выражение, преобразующее параметры функционирования системы в числовые значения оценки результатов функционирования системы, называется
а) зависимостью;
б) моделью
Правильный ответ: б) моделью.
12. Какие преимущества дает использование абстракции в системном анализе?
Выберите один ответ:
а) позволяет использовать системный подход
б) позволяет выделять главные свойства объекта и главные факторы, которые влияют на свойства объекта
в) облегчает решение задачи
г) позволяет проанализировать структуру решения
Правильный ответ: б) позволяет выделять главные свойства объекта и главные факторы, которые влияют на свойства объекта
13. К понятиям системного анализа относятся:
Выберите один или несколько ответов:
а) гомоморфизм
б)абстракция
в)латентный
г) анализ
д) абсорбция
Правильный ответ: б) абстракция и г) анализ.
14. Процесс синтеза подразумевает:
Выберите один ответ:
а) накопление компонент для объединения
б) разделение целого на составные части
в) отделение релевантных частей целого
г) объединение (агрегирование) разрозненных частей в единое целое
Правильный ответ: г) объединение (агрегирование) разрозненных частей в единое целое.
15. Объединение некоторых параметров системы в параметре более высокого уровня - это
a) синергия;
б) агрегирование;
в) иерархия.
Правильный ответ: б) агрегирование.
16. Какой из принципов системного подхода предполагает необходимость исследования объекта как сложной совокупности составляющих его элементов?
1) Принцип цели
2) Принцип сложности
3) Принцип целостности
4) Принцип историзма
Правильный ответ: 2) Принцип сложности.
17. Ограничение системы свободы элементов определяют понятием
a) критерий;
b) цель;
c) связь;
d) страта.
Правильный ответ: c) связь.
18. Процесс выявления набора релевантных параметров системы для построения модели, оценки степени их влияния и выбор набора управляющих параметров называют:
Выберите один ответ:
а) формированием наборов параметров
б) параметрическим подходом
в) формализацией описания системы
г) построением модели управления
Правильный ответ: а) формированием наборов параметров.
19. Что такое системный анализ?
1) Методология решения проблем
2) Передача функций управления техническим средствам
3) Общая теория систем
4) Совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода
Правильный ответ: 4) Совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода.
20. Что является научной основой автоматизации?
1) Теория автоматов
2) Философия
3) Информатика
4) Общая теория систем
Правильный ответ: 4) Общая теория систем.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрен
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ТСиСА.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: учебное пособие для вузов Финансы и статистика, 2006
Л1.2 В.Н. Волкова, А.А. Денисов Теория систем и системный анализ: Учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория систем и системный анализ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Система имитационного моделирования бизнес-процессов Project Expert.
2. MS Office – пакет офисных программ
3. Internet Explorer – Интернет-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Теория систем и системный анализ». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, основная и дополнительная литература в библиотеке университета, возможность получения индивидуальной консультации у преподавателя.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Теория систем и системный анализ»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- выполнение расчетных заданий по моделированию практических ситуаций.