МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильИнтеллектуальный анализ данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_ИАД-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.09.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.09.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний в области теоретических основ информационной безопасности и навыков практического обеспечения защиты информации в организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-3.1 Знает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
ОПК-3.2 Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
ОПК-3.3 Владеет навыками подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций, и библиографии по научно-исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы обеспечения информационной безопасности;
основы информационной безопасности и защиты информации;
типовые программно-аппаратные средства и системы защиты информации от несанкционированного доступа в компьютерную среду;
типовые разработанные средства защиты информации и возможности их использования в реальных задачах создания и внедрения информационных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять обоснованный выбор средств и систем защиты информации;
реализовывать мероприятия для обеспечения на предприятии (в организации) деятельности в области защиты информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методиками анализа предметной области;
- навыками применения технических средств защиты информации
- навыками администрирования систем и устройств защиты информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационная безопасность и защита информации
1.1. Информационная безопасность: определение, классификация и характеристика основных методов и средств; практика и специфика использования по областям применения. Лекции 4 7 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Программно-аппаратные методы защиты информации Лекции 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Программно-аппаратные методы защиты информации Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.4. Безопасность компьютерных сетей. Системы обеспечения комплексной безопасности информации Лекции 4 7 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.5. Безопасность компьютерных сетей. Системы обеспечения комплексной безопасности информации Сам. работа 4 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.6. Информационные ресурсы: классификация и характеристика их основных свойств; информационные ресурсы и их безопасность в условиях рыночных отношений; и защита от несанкционированного доступа Лекции 4 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.7. Создание резервных копий документов Сам. работа 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.8. Использование антивирусных программ для информационной безопасности Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.9. Защита персонального компьютера от случайных угроз Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.10. Основные понятия информационной безопасности. Информационная безопасность человека и общества. Лабораторные 4 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.11. Криптографические методы защиты информации Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.12. Современное состояние проблемы информационной безопасности Лабораторные 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.13. Программно-аппаратные методы защиты информации Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.14. Безопасность компьютерных сетей Лабораторные 4 11 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.15. Системы обеспечения комплексной безопасности информации Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.16. Обеспечение безопасной работы на ПК и в компьютерной сети Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.17. Резервные копии документов Лабораторные 4 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   фосиб_27_3.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ищейнов В.Я. Информационная безопасность и защита информации: теория и практика: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
Л1.2 Нестеров, С. А. Информационная безопасность: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 Ищейнов, В. Я. Информационная безопасность и защита информации : теория и практика: учебное пособие: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571485
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернова, Е.В. Информационная безопасность человека: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Партыка Татьяна Леонидовна Информационная безопасность: Учебное пособие для СПО ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021 znanium.com
Л2.3 Прохорова О. В. Информационная безопасность и защита информации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях: М.:"ДМК Пресс" // ЭБС "Лань" , 2012 https://e.lanbook.com/book/3032
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э2 Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" http://www.intuit.ru/
Э3 Электронный курс "Информационная безопасность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" http://www.intuit.ru/
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.