МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Отраслевые и специализированные решения на платформе 1С:Предприятие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_Профили-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 112
самостоятельная работа 122
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 11
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Лабораторные 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 61 61 61 61 122 122
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Отраслевые и специализированные решения на платформе 1С:Предприятие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть этапы и процесс разработки программных продуктов.
Главная задача курса сформировать целостное представление о методах и подходах объектно-ориентированного анализа и проектирования программно-аппаратных комплексов, помочь овладеть практическим опытом проектирования программных продуктов с применением унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language) в современной среде проектирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен выбирать типовые конфигурации на базе платформы 1С: Предприятие в соответствии с требованиями бизнеса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию (понятийный аппарат) объектно-ориентированного анализа, проектирования, программирования и тестирования программных систем;
этапы и стадии разработки программных продуктов;
базовые принципы объектно-ориентированного моделирования систем и принципы проектирования сложных систем;
технологию разработки проекта программной системы на базе унифицированного языка UML;
способы (шаблоны) и этапы построения проекта в среде моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять системный анализ предметной области для построения концептуальных схем разрабатываемого проекта;
создавать модели и диаграммы согласно концепции MDA в современной прикладной среде проектирования;
применять на практике основные шаблоны построения проекта в современной среде проектирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современным инструментарием проектирования программных продуктов;
методами объектно-ориентированного анализа при проектировании программных продуктов для различных предметных областей (в рамках направления обучения);
технологией анализа проектов программных продуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Объектно-ориентированная методология
1.1. Цели и задачи отраслевых программных решений Лекции 7 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Цели и задачи отраслевых программных решений Сам. работа 7 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение. Принцыпы ООП. Архитектура MDA и 1С:Предприятие Лекции 7 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Использование шаблонов для создания моделей в Rational Software Architect Сам. работа 7 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.5. Диаграммы прецедентов Лекции 7 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.6. Содание диаграммы прецедентов в Rational Software Architect Лабораторные 7 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.7. Содание диаграммы прецедентов для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 7 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.8. Реализация джиаграммы прецедентов на платформе 1:Предприятие Лекции 7 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.9. Реализация джиаграммы прецедентов на платформе 1:Предприятие Лабораторные 7 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.10. Реализация джиаграммы прецедентов на платформе 1:Предприятие Сам. работа 7 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.11. Диаграммы деятельности Лекции 7 3 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.12. Содание диаграммы деятельности в Rational Software Architect Лабораторные 7 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.13. Содание диаграммы деятельности для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 7 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.14. Реализация диаграммы деятельности на платформе 1:Предприятие Лекции 7 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.15. Реализация диаграммы деятельности на платформе 1:Предприятие Лабораторные 7 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.16. Реализация диаграммы деятельности на платформе 1:Предприятие Сам. работа 7 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.17. Диаграммы классов Лекции 7 3 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.18. Содание диаграммы классов в Rational Software Architect Лабораторные 7 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.19. Содание диаграммы классов для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 7 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.20. Реализация диаграмм классов на платформе 1:Предприятие Лекции 7 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.21. Реализация диаграмм классов на платформе 1:Предприятие Лабораторные 7 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.22. Реализация диаграмм классов на платформе 1:Предприятие Сам. работа 7 9 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.23. Диаграммы последовательности Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.24. Содание диаграммы последовательности в Rational Software Architect Лабораторные 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.25. Содание диаграммы последовательности для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 8 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.26. Реализация диаграммы последовательности на платформе 1:Предприятие Лекции 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.27. Реализация диаграммы последовательности на платформе 1:Предприятие Лабораторные 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.28. Реализация диаграммы последовательности на платформе 1:Предприятие Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.29. Диаграммы состояния Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.30. Содание диаграммы состояния в Rational Software Architect Лабораторные 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.31. Содание диаграммы состояния для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 8 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.32. Реализация диаграммы состояния на платформе 1:Предприятие Лекции 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.33. Реализация диаграммы состояния на платформе 1:Предприятие Лабораторные 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.34. Реализация диаграммы состояния на платформе 1:Предприятие Сам. работа 8 9 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.35. Диаграммы компонентов Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.36. Содание диаграммы компонентов в Rational Software Architect Лабораторные 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.37. Содание диаграммы компонентов для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 8 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.38. Реализация диаграммы компонентов на языках высокого уровня Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.39. Реализация диаграммы компонентов на платформе 1:Предприятие Лабораторные 8 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.40. Реализация диаграммы компонентов на платформе 1:Предприятие Сам. работа 8 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.41. Диаграммы развёртывания (размещения) Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.42. Содание диаграммы развёртывания в Rational Software Architect Лабораторные 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.43. Содание диаграммы развёртывания для своего проекта в Rational Software Architect Сам. работа 8 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.44. Реализация диаграммы развёртывания для своего проекта на платформе 1:Предприятие Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.45. Реализация диаграммы развёртывания для своего проекта на платформе 1:Предприятие Лабораторные 8 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.46. Реализация диаграммы развёртывания для своего проекта на платформе 1:Предприятие Сам. работа 8 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.
Приложения
Приложение 1.   FOS-mo.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Леоненков, А. Нотация и семантика языка UML: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Разработка отраслевых прикладных программных решений portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Object Management Group - UML www.uml.org
Э4 Курс в Moodle "Разработка прикладных программных решений на основе объектно-ориентированного подхода" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice,
IBM Rational Software Architect Designer.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3048